В чем главная опасность для христиан?

Смирнов Александр Алексеевич
Хочу поделиться своими размышлениями, которые кажутся мне чрезвычайно важными. Задумывались ли вы, кто такие люди, которым скажет Христос на Суде:
«Отойдите от Меня, не знаю вас?»
«Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.   Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.   Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.    Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.   И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.  30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.» (Луки 13: 25-30)

Или похожий текст у Матфея
«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.    Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?   И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». (Матфея 7:21-23)

Кого прогоняет Христос? Тех, кто знал Его (ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты). И уже одно то, что они просят Христа впустить их, говорит о том, что это люди, рассчитывавшие попасть ко Христу. То есть, видимо это христиане. Но может быть это какие-то нерадивые христиане. Так нет же, у Матфея мы читаем, что среди них есть люди, которые пророчествовали, бесов изгоняли и многие чудеса творили именем Христа! Очевидно, что это христиане, причем, занимавшие некое видное место в Церкви. Как же так может быть?

С другой стороны мы знаем, что первым в рай попал разбойник, распятый вместе со Христом. И мне кажется, многие из нас не задумываются о том, что мы можем делать что-то не так, и, возможно, делаем что-то не так. И мы, кажется, не задумываемся, что можем оказаться в числе тех, кому скажет Христос: «Я никогда не знал вас».
В чем ошибка? Что мы упускаем? В чем может крыться роковая ошибка. Причем, у любого христианина: у меня и у тебя, у священника и  монаха или даже патриарха.
С одной стороны, мы много раз слышали, и знаем ответ на этот вопрос

Верующий, или еще говорят, практикующий христианин, или христианин воцерковленный, регулярно причащающийся, посещающий все службы, соблюдающий посты, или служащий в Храме, рано или поздно начинает видеть себя спасенным. И чем больше степень вовлеченности в церковную жизнь, тем сильнее эта опасность. Ведь, в самом деле, думаю я, лучше ходить в Церковь, чем не ходить. Лучше быть воцерковленным, чем быть неверующим, или иноверцем, или пуще того – разбойником. Очевидно же – лучше. А раз так, то я, (так само получается) лучше других. Конечно, я осознаю свои немощи и недостоинство в сравнении со святыми и даже другими прихожанами (служащими Церкви), но я же лучше тех, кто вне Церкви! И только в нас поселяется эта мысль, - приоткрывается дверь в ад. Да, да. Ни больше не меньше. И чем сильнее эта уверенность, тем больше открывается эта дверь.

Вспомнил случай, который рассказал протоиерей Андрей Ткачев на одной из своих проповедей, слышанных мной в интернете, которую  перескажу своими словами.
«Это было, когда я еще служил на Западной Украине. У нас была одна женщина, которая всю жизнь ходила в Храм. Ни одной службы не пропускала. Она практически жила при храме. Даже в советские времена. Все на гулянку, а она в храм. И вот в старости она заболела раком. И ее это так поразило, вызвало такую обиду на Бога, что она перестала в храм ходить, и даже отказывалась причащаться. Как же так! Я всю жизнь в храме, служу….».

Очень показательный случай. То есть, эта несчастная, уже решила, что она своими делами что-то заслужила. Или спасение, или, во всяком случае – мирную кончину праведника. Мы же читаем в Псалтири: «Смерть грешников люта…», и молимся на каждой литургии: «Христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом просим». А какова смерть от рака? Она мучительна.
Нельзя судить эту женщину – мало кто хочет такой смерти (слышал, что некоторые святые просили у Бога). Но почему она оказалась не готова к ней? Ведь мы слышим о том, что у каждого свой крест, и нужно его принимать без ропота. Надо полагаться на Божью волю, принимать всё с благодарностью. Разве не знаем ли мы этого? Знаем.
Думаю, что наша ошибка и опасность именно в том, что мы начинаем мнить себя какими-то иными. Начинаем ставить себя на первое место (не в Церкви, но среди прочего человеческого сообщества). А что это значит? Мы как бы отказываемся от Христа, как от Спасителя. Ужасные слова, не правда ли? Нет, нет, нет, скажет какой-нибудь пономарь, или бабушка, продающая свечки в церковной лавке. Уж не я то, точно.

 Но, если ты допускаешь мысль, что тебе уже приготавливается место в раю – знай, что и ты отрекаешься от Христа. Почему? Потому что уповаешь на свои дела: на свои поклоны, на свои ранние вставаний к службе, на свои всеночные, на свое вычитывание утреннего и вечернего правила, на свои милостыни. А упование на свои дела, предполагает, что Христос уже не так и нужен. Пусть трепещут грешники! И молят о прощении. Мы вроде бы что-то да заслужили. Ну, уж не ад – точно.

Давайте рассмотрим модель спасения разбойника на кресте.

Он не знал, что будет спасен. Не знаю даже, насколько он поверил в Христа. Не были ли его слова  словами отчаянной  надежды, которая просто должна притупить боль и страх надвигающейся мучительной смерти. И как можно было в умирающем рядом с тобой на кресте беспомощном, окровавленном, оплеванном человеке увидеть Царя и Спасителя? Видел ли разбойник до этого чудеса Христа? Может быть, что-то слышал, поскольку он увещевает другого разбойника: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?   и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Луки 23: 40-41). Но сейчас рядом с ним умирает такой же осужденный на смерть и оставленный всеми измученный, избитый человек. Его божественность выдают только слова любви к распинателям. Может быть, это и убедило разбойника. Возможно это.

Потому говорит он смиренно: «Вспомни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое!». Он не считает, что окажется в раю со Христом. Он даже не просит спасти его. Он понимает, что осужден достойно по делам своим. И Бог получает возможность проявить милость. Он говорит: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Луки 23 : 43)

Не таков мысленный настрой православного «праведника». Он, по сути, стоят под Крестом Распятого, говорит: ну давай, показывай мое место в раю. То есть, он своим видом, мыслями, душевным настроем, - не словами, потому что так сказал бы только безумный, - «говорит» нечто противоположное словам разбойника. Думаю, можно это назвать молитвой «мнимого праведника».

Хотя на каждой литургии мы слышим (а должны бы произносить вместе со священником): «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем.». Мы должны молиться так, но обычно мы молчим. А иногда молимся как мнимые праведники: «благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как мой сосед алкаш:   пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю»… Знакомый текст? Не правда ли знакомый? Да, это молитва фарисея, осудившего мытаря, немного мной исправленная. Впрочем, думаю, нам она знакома не только по Писанию. Всем мы в тот или иной момент мыслим так. Мы все время от времени думаем так. И все мы фарисеи, и все нуждаемся в милости и спасении, нуждаемся во Христе Спасителе.
 Как бы не забывать этого никогда!

08.01.2020

Александр Смирнов