Алушта. лагерь МЭИ. 1985 год

Александр Георгия Сын Николаев
                АЛУШТА.  Лагерь МЭИ. 1985 год.

                Пролог.

Всё, что не происходит, к лучшему.
Действительность в очередной раз подтвердила верность старинной философски жизненной мысли : если бы не то и если бы не это … тогда  б совсем иные произошли да вспомнились реальные события далёкого теперь и необычного июля того лета.

Казань … сдана очередная сессия … отбыл, отпахал, перенёс все тяготы второго года бытия своего председателем студенческого совета единственного общежития нашего института, в девятиэтажном новом здании которого третий год блаженствовали приезжие студенты, пользуясь не только близостью общежития к институту, - пешком, не торопясь, чуть более семи или восьми минут, - но и нормальными комнатами на двоих и на троих в одном жилом блоке.

Решив для себя, что вполне достаточно такой вот общественной нагрузки, ещё в 1983 году отказался от учёбы на командира летнего студенческого строительного отряда, благоразумно оценив свои  морально-психологические силы и тем самым не дать себя перегрузить не только ответственностью, но и обыкновенной физической усталостью,  в  мае 1984 года вышел на руководство нашего филиала Московского энергетического института с предложением создать на летнее время и на период вступительных экзаменов, в помощь коменданту и для блага самих абитуриентов, так называемый
« летний студсовет ».

Предложение было принято, а затем оговорены все необходимые формальности ;
в том числе освобождение от обычных летних строительных отрядов тех студенток
и студентов, кто изъявит желание потрудиться в небольшом составе этого  контрольно-помогающего органа в помощь абитуриентам, а также отрабатывая малярно-штукатурной бригадой под руководством коменданта общежития : косметический ремонт комнат и общих помещений студенческой части общежития.

Вот и на этот раз, определив удобные для каждого участника " летнего студсовета" графики дежурства по общежитию с июля по сентябрь, занялись подготовкой комнат, свободных после отъезда обладателей новеньких инженерных дипломов, для заселения новыми абитуриентами.
Заодно, заранее оповестив всё студенческое население общежития, подвергали мелкому ремонту, по собранным заявкам, те комнаты, которые наиболее в этом нуждались.
Личные вещи тех, кто покинул на лето общежитие, обычно сдавались в камеру хранения на первом этаже, а наименее ценные так и оставались в комнатах
своих хозяев и хозяек, дожидаясь их возвращения к началу нового учебного года, обычно к началу октября.
В те времена после летних студенческих стройотрядов полагался сентябрьский отпуск …

Поэтому после массового выезда людей в стройотряды наш « летний студсовет » вместе с комендантом проводил по этажам и по комнатам обход с целью проверки состояния всех жилых и технических помещений, составления при необходимости перечня дополнительных работ для строительной бригады по общежитию и, наверное, для самого главного : для недопущения анти-санитарии, - были случаи оставления
в комнатах и пищи и пищевых отходов.
Тараканов в новом общежитии долго не было,  да и не появились бы …
но из старого общежития, ранее арендуемого первого этажа в производственном пятиэтажном кирпичном общежитии, несмотря на протесты и наши,
основного студсовета, объяснения, всё же завезли старую мебель …


                Глава первая

                1. Неудачная « шабашка ».


Примерно в начале июля, после определения всех объёмов работ, проведения инструктажа для тех, кто трудился в первой смене « летнего студсовета »
и в составе строительной бригады, я подумывал о том, куда и для чего мог бы поехать для своего отдыха, - моё дежурство привычно определено с начала августа, когда происходил основной заезд абитуриентов.

В одном из первых дней июля 1985 года был гостем одного из моих казанских друзей, преподавателя кафедры ВМК Казанского государственного университета, -
тогда и услышал от него предложение организовать небольшую бригаду и, по его рекомендации, поехать в зверосовхоз « Беркутовский » в одном из районов Татарии.
Там, на месте, предстояло заняться ремонтом и строительством вольеров для соболей и для куниц.  Другие породы не помню … вроде были и горностаи и черно-бурые лисицы ...

А друг, мой ровесник, женатый человек, отец двоих маленьких детей, был в то лето  командиром зонального студенческого отряда, то есть обладал в полной мере
и полномочиями и связями.
Вот я и пригласил знакомых мне ребят-студентов из числа тех, кто по собственному желанию попал во вторую смену « спец-бригады по ремонту общежития ».
Было нас то ли четверо, то ли пятеро : из моей студенческой группы, Т-2-81,
а так же из параллельной, Т-1-81.

Подробностей дороги не помню … разве что добирались мы от основной автомобильной трассы до этого села в кузове бортовой мощной машины типа « Урал », то и дело солидно буксующей в размякшей от обильных дождей грунтовой колее …
Впечатления от самого села тоже были удивительные : улиц как таковых нет,
ибо произвольная застройка, а между противоположными домами непролазная смесь
не пойми чего …

Но вот мы доехали до правления зверосовхоза, там увидели встречающего нас человека ; определили нас на прокорм в местную столовую, без нашей прямой оплаты. - Только сказав поварам : "Вот студенты. Кормите. Правление рассчитается".
Затем нас проводили в комнату для приезжих, - или это был стандартный "Красный уголок", не действующий ...
После этого все вместе отправились на осмотр предстоящего объёма труда нашего
в качестве плотников-монтажников по ремонту прежних и строительству новых вольеров для пушной живности, кормящейся свежей рыбой и мясными деликатесами. - Зависти не было, сожаления тоже.

Так прошёл первый наш день, вернее, вторая его половина, если не считать времени в пути, - в размещении вблизи объекта и в размышлениях о том, когда выдадут инструменты, материалы и хотя бы эскизы того, что предстояло нам сделать.
А затем и на второй день нам выпало бездельничать : оказывается, не могут привезти пиломатериалы и металлическую сетку ; промашка снабженцев …
или не согласовали распределение « в высоких кабинетах » …
Нам от этого не легче … Карты надоели, читать нечего, телевизора нет …
только радиоточка.

Главный инженер зверосовхоза предложил мне подумать над иной работой : собрать, смонтировать что-то из имеющихся металлоконструкций : типа склада или служебного здания, или даже магазина ...
Без автокрана, без чертежей, без чётко оговорённой суммы оплаты …
Ехали то мы сюда зная об одном и точно полагаясь на рекомендации моего друга, который ещё весной, в мае, заранее проехал по подобным « шабашным » объектам, имея на лето личные договорённости с директорами, с председателями, с главными инженерами …

Будь со мною другие, повзрослее и на много способные, умелые ребята,

может и взялись бы за это новое, полагаясь на смекалку и сноровку бывалых мастеров ; но такие, из числа моих студенческих друзей и знакомых, уехали в стройотряды, или, кто мог, по своим проверенным « шабашкам » сразу после летней сессии, перед отъездом в обязательные тогда студенческие строительные отряды.
А рисковать с теми, кто после школы сразу стал студентами …
Да и настроение как-то враз переключилось с начального трудового рвения на очень даже убеждённое желание побыстрее отсюда уехать.

Дозвониться и пообщаться с другом я не мог : не знал, где он, да и телефонная связь тогда, в 1985 году, была общедоступна только проводная, зачастую ненадёжная.

Вот и пришлось нам ехать обратно, на том же грузовом « Урале », по всё так же сырой грунтовой дороге из села до автомобильной трассы, где наша группа рассталась :  поехали кто обратно в Казань, кто в сторону своего дома, -
на попутных грузовых машинах …

               
                2. Сюрприз. Приятный.


Приехал в Казань к вечеру, где-то на окраине расплатился с водителем, пересел
то ли на трамвай, то ли на городской автобус … вернулся в общежитие.
На следующий июльский день "почти случайно" пошёл в профком института :
по важным делам "летнего\абитуриентского" общежития …
И вот там, совершенно неожиданно для себя, услышал предложение поехать,
буквально завтра-послезавтра, в приморский летний лагерь Московского Энергетического Института … недалеко от Алушты … Крым …

в профкоме Казанского филиала МЭИ очень ярко « горела » путёвка …
а тут я подвернулся, - и выглядело это вынужденное предложение от председателя профкома нашего института словно бы поощрением « за активную и очень полезную общественную деятельность » …
весьма и весьма неожиданный для меня случай ...
такие вот бывают выходы,- и входы,- в ситуацию …

А ведь мало кто из студентов общежития предполагал, что наш филиал МЭИ получает путёвки, не одну и ежегодно, для поощрения своих сотрудников и не только своих студентов …
Настолько всё это направление по путёвкам на летний отдых к Чёрному морю
решалось руководством филиала скрытно и очень-очень тихо …
До моей неожиданной поездки в советский тогда Крым я действительно ничего не знал ни о приморском лагере МЭИ, ни о пребывании в нём в том числе и казанских студентов и преподавателей.

( На следующий год я « пробил » две путёвки для девушек из студсовета.
Они поехали ; были там всю смену. Понравилось !

Что и как происходило в дальнейшем, - ездил ли кто ещё именно за реальные заслуги в действительно общественной жизни, да ещё из студсовета общежития …
не знаю, не интересовался.
Февраль 1987 … Защита диплома. Отпуск в марте. С первого апреля « молодой специалист » на одной из тепловых электрических станций системы Татэнерго :
на Уруссинской ГРЭС.

Недавно зашёл на сайт МЭИ : лагерь существует, развивается ; отзывы наилучшие. )


                3. От Казани до Симферополя.

Билет на поезд до Симферополя был куплен вроде бы свободно, - лето, сезон,
много дополнительных маршрутов …
Плацкарт, верхняя полка, с собою одна небольшая удобная, - можно носить на плече, можно нести за две прочные ручки, - сумка из плотной чёрной искусственной кожи, купленная в Риге аж за двадцать пять рублей ещё в сентябре 1983 года, -
после возвращения из стройотряда : Петропавловск-Камчатский ...
Минимум вещей … денег тоже было немного … был свой запас благодаря детсаду.

( Уезжая так неожиданно, предупредил заведующую детским садом, и она на время моего отпуска согласилась на труд другого дворника, хорошо мне знакомого студента из нашего же общежития.
Его стройотряд трудился в самой Казани, и большинство бойцов этого ССО
так и проживало в нашем же общежитии по улице Вторая Юго-Западная, - в шаговой доступности тогда единственное здание филиала МЭИ в Казани.
В августе, после возвращения из Алушты, по получении в детском саду зарплаты
за июль, рассчитался с моим «заместителем», который очень даже хорошо потрудился вместо меня дворником. )

Время в пути от Казани до Симферополя … наверное, в пределах двух суток.
В основном смотрел на пейзажи, очень знакомые и почти не знакомые, - и прежде был на Украине, навещая своего друга в Павлограде Днепропетровской области, -
и поезд помогал, и самолёты выручали.
Что-то читал … догадался взять две-три книги, - две помню, одну нет : сборники Лермонтова и  Есенина, третья книга  так и останется неизвестной.
Были ещё карманные магнитные шахматы, позволяющие скоротать время одному
или же с попутчиком, так же неравнодушным к этой замечательной игре.

Еда … не помню ! Но что-то ел из консервных банок, - «даже» «Завтрак туриста» !
В основном дешёвые рыбные консервы в масле и в томатном соусе всегда были
самой доступной и удобной едой в дороге.
Хлеб покупался на больших станциях, чай стоил четыре или восемь копеек,
с сахаром.
Проводницы не скупились на кипяток и на заварку !
Были у меня и своя металлическая эмалированная кружка, - остужал вагонный кипяток для создания запаса обычной питьевой воды, - в моём багаже надёжный удобный складной нож, так часто выручающий в поездках, в походах, на рыбалке.

Попутчиков не помню совсем. Но были, были !
А самое для меня важное, самое главное состояло в возможности просто лежать, наслаждаться свободой в мыслях и постепенно избавляться от внутреннего перенапряжения.
Сон, сон и сон …
Никто не тревожит, ничего не надо  делать ни самому, ни требовать от других,
да ещё  тратя внутреннюю свою, не безмерную, личностную энергию на все переживания по поводу студенческого общежития …

Так вот и поехали дальше по территории Украинской ССР, наблюдая за непривычными взору четырёхсторонними скатами крышам хат, удивляясь высоким  мрачным многочисленным терриконам, за плотным летним воздухом всех цветов радуги …
выбросы от промышленных предприятий …

Очередная остановка … всё ещё в полусне, расслабленный и понимающий предстоящий долгий ещё путь до столицы Крыма …
Пассажирский состав постепенно набирает ход … смотрю что за станция …
Ба ! Синельниково-один !

Но не выйти, не пересесть на электричку до Павлограда !
Просто не думал о такой возможности, по пути в Крым, заглянуть, хоть на один день, к другу, проведать его родителей, его семью !

Оказалось, наш состав пустили не указанным в расписании маршрутом. Бывает, бывает такое.

( Будучи в Симферополе, сделал телефонный звонок по меж-городу через  соединение пятнадцати-копеечными монетами, - пообщались, и узнал о том, что сам Юра со всей своей семьёй через день уезжают по профсоюзной путёвке, от шахты, на Азовское море, в Бердянск.
Так что был для меня шанс вновь увидеться с ними !

Но тогда бы я добрался до лагеря МЭИ не в « свой » день, и были бы другие соседи
по восьмиместной палатке, да наверняка не было бы многого того, что так теперь приятно вспоминается о нашей, случайно собранной в палатке под номером « сорок », кампании. )

Прибыли в Симферополь чуть за полночь … Ночёвка на столь маленьком в летнюю пору железнодорожном вокзале показалась долгой из-за неудобства вынужденного сидения чуть ли не на полу.
Сезон, тесно от пассажиров, — прибывающих и убывающих ;  множеству людей всех возрастов очень неуютно в этой предельной вокзальной тесноте …
Не знал о подобном « уровне комфорта » в здании вокзала, иначе бы верно последовал намёкам проводницы нашего вагона, когда она приглашала выходящих из её вагона остаться на ночлег в этом же вагоне, всего за один рубль ...
Не смогла проводница сказать о летней реальности на Симферопольском железнодорожном вокзале ?!

Вот когда пригодился тот « запас » выспанности в дороге, и, само собою, молодецкая моя выносливость : пусть и в тридцатилетнем возрасте, но всё же студента, "подготовленного к любым ситуациям" !

Наутро, часов в шесть или в семь, вышел из здания тесного симферопольского железнодорожного вокзала, увидел указатель и сами кассы продажи билетов
на троллейбусы до Алушты.
Купил билет с указанием места в салоне троллейбуса, на десять часов утра, и затем совершил пешую прогулку в окрестностях привокзальной площади, пройдя несколько кварталов этого чистого и приятного глазу зелёного южного города.

Продуктовый магазин … лёгкий «культурный шок» от изобилия овощей, фруктов, прочего съестного ассортимента, отпускаемого\продаваемого без талонов !
И почти без очереди.
На всякий случай купил несколько банок овоще-мясных консервов, - голубцы ?,
лече ? - а так же несколько пачек печенья, батон и ржаной хлеб ; одну бутылку газированной воды и две с минеральной водой.
Посуда была стеклянная, а содержание не теперешняя « химия » ...

В это время открылась столовая по соседству с этим магазином.
Плотно позавтракал, добавив в меню густой фруктовый сок и стакан практически деревенской сметаны.
Вкуснотища !

Вернулся на привокзальную площадь и скоро стал пассажиром не полностью заселённого троллейбуса, с увлечением разглядывая по ходу движения интересные
по архитектуре дома Симферополя и радуясь самому факту продолжения путешествия.

Посадка в троллейбус была строго по местам. Никто не стоит : меж-город.
Салон не полон : двенадцать, пятнадцать человек разных возрастов и видов.
Но далее, постепенно, все места в троллейбусе были заняты, и на конечную
для маршрута троллейбуса станцию, на окраине Алушты, прибыл полный комплект пассажиров.

Весь занимательный маршрут оказался почти что экскурсионным : хороший асфальт, красивые подъёмы и спуски, степенность движения такого вот междугороднего троллейбуса, прохлада в салоне, лёгкий шум от электродвигателя, крымские пейзажи с виноградниками, плодовыми деревьями, два-три больших зеркала водохранилищ, зрелищность разномастных гор и просто возвышенностей …

Одним словом, иной мир, - моё изумлённо-уверенное восприятие происходящего здесь и сейчас …
Первый раз ехал я к Чёрному морю ...



                28.01.2020

                продолжение следует

                .........................