О ношении подрясника в миру

Иван Валерьев
Как следует одеваться священнику вне храма?

Вопрос встал, когда меня рукоположили в диаконы. Это касается всех трех степеней священства. После советского периода эта тема необычайно важна для духовенства.


Итак, что говорят по этому вопросу церковные правила:

27 правило Трулльского Собора гласит: «Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути, но всякий из них употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире. Если же кто учинит сие: на одну седмицу да будет отлучен от священнослужения».

Епископ Никодим (Милаш) так и истолковывает этот канон: «Правило ясно. Как во времена Трульского Собора предписана была форма одежды для священнослужителей, так и ныне этот вопрос урегулирован законодательством поместных Церквей, и поэтому каждый клирик должен подчиняться; иначе согласно этому правилу, подлежит отлучению от священнослужения на одну седмицу».

16 Правило 7 Вселенского собора: «Всякая роскошь и украшение тела чужды священнического чина и состояния. Сего ради епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Аще же в том пребудут, подвергати их епитимии… аще обрящутся некие, посмеивающиеся носящим простое и скромное одеяние, епитимией да исправляются… Понеже, от древних времен, всякий священный муж довольствовался нероскошным и скромным одеянием: ибо все, что не для потребности, но для убранства приемлется, подлежит обвинению в суетности, якоже глаголет Василий Великий…».


Теперь хочется услышать мнения пастырей Православной Церкви

Епископ Антоний (Азизов), Ахтубинск:

Когда я учился в духовном училище, туда однажды приезжала комиссия во главе с одним архиереем, нас собрали в зале и кто-то из семинаристов задал точно такой же вопрос.
Никогда не забуду гениальную, на мой взгляд, фразу, которую сказал тот владыка: «Эта одежда спасёт вас от многих грехов».

Конечно, это внешняя форма, но она помогает священнику не потерять осознание себя именно священнослужителем.

Хотя я вполне допускаю и не вижу в этом ничего криминального, если священник в некоторых ситуациях одевает приличную и строгую одежду, которая будет его каким-то образом характеризовать. Батюшку всегда видно, даже если он в светской одежде. Искусственно скрывать это — конечно, неправильно.

Своим отцам я часто говорю, что приветствуется, если они будут чаще одевать священническую одежду, но и одеть светскую одежду в некоторых ситуациях тоже не зазорно.


Епископ Мефодий (Кондратьев), Каменск-Уральский

Лучше ходить всегда в священнической одежде. Желательно, кроме подрясника носить ещё и рясу (верхнюю одежду), либо жилетку, которая символизирует рясу. Это очень помогает самому священнику вырабатывать правильное самоощущение. Священство не снимешь с себя и не повесишь на гвоздик. А когда человек снимает свою одежду и вешает на гвоздик, то вот это чувство постепенно может от него отойти, что он священник и днём и ночью и всегда и везде. Может возникнуть такое внутреннее состояние, что вот повесил на гвоздик своё священство, а потом снял его с гвоздика, и принял своё священство опять.

Есть церковный канон, который говорит, что если священник в каком-то случае скажет, что он не священник или скроет это, когда его спросят, то это является поводом для извержения его из сана. Были времена гонений, или в некоторых странах это чревато мученичеством, но не во времена гонений, в каком-то плане снятие своей одежды — есть некая форма подспудного отречения от своего священства. Не в прямом смысле, конечно. Вот я снял одежду — я уже как-бы не священник. Я уже там, где священнику быть нельзя. Я уже делаю то, что священнику делать не до;лжно.

Не знаю, у меня такое мнение. Как-то я начал носить эти одежды с тех пор, как стал священником.

И был один случай (заграницей) — мне подарили костюм. «Вот, — думаю, — заграницей, ну надену костюм, чтобы не привлекать внимание». И меня мои чада одёрнули: «Батюшка, как?! Мы не можем, чтобы Вы были не в облачении». Они просто не представляют, как батюшка может быть в другой одежде.

И другой случай. Ещё в начале священства разбирал печь в храме, ну и без подрясника оделся в одежду, в какой удобнее было бы работать — залезать в печку, в сажу. И когда в таком виде вышел, увидел какой шок был на лицах сотрудников прихода, кто был рядом. То есть видеть священника без этой одежды, это было шоковое состояние для них.

Одежда — это гораздо большее, чем нам иногда кажется.

Епископ Пантелеимон (Шатов), Москва

Вопрос ношения священнослужителями гражданского платья, если они занимают светские должности, был поднят на Соборе 1917-го года, но даже не был принят к рассмотрению. Настолько сто лет тому назад возможность ношения священником партикулярного платья казалось неприемлемым для большинства тогдашних священнослужителей.

Прошло сто лет. Мы пережили страшнейшие гонения во всей истории, во время которых не только ношение духовной одежды, но и ношение бороды или, по обычаю русских священников, длинных волос, было невозможно. Катакомбные священники брились и стриглись. И батюшки, которые служили в открытых тогда храмах, тоже старались выглядеть не похожими на священнослужителей, и имели вид свободных художников, творческих людей, даже если они носили бороду или длинные волосы.

И в наше время есть священнослужители, которые носят подрясник, и есть священнослужители, которые стараются одеваться в светскую одежду. Есть священники, которые вообще считают допустимым раздеваться до купальных костюмов на пляжах со своими прихожанами или носят шорты, майки или «тишоты». Сейчас существует огромный разброс мнений по этому поводу, и кому-то это не нравиться, кто-то хочет всё свести к единому дресс-коду.

Мне кажется, что свобода, которую сейчас имеет священнослужитель, она очень радостна и очень необходима для жизни.

Я знаю священнослужителей, о. Димитрия Смирнова, например, которые не стригли волосы после того, как стали священниками. О. Димитрия за это преследовал настоятель, его за это не любили сотрудники отдела по делам религий. Но о. Иоанн Крестьянкин его поддержал, и сказал ему, что если хиппи (тогда были хиппи) носят длинные волосы, и их за это преследуют (их тоже преследовали), то почему священник не может носить длинную причёску?

Я знаю священнослужителей, которые не снимают подрясника. Я тоже, когда стал священником, не снимал подрясника, но потом о. Павел Троицкий, дивный замечательный старец, не благословил ношение подрясника на людях. Хотя, конечно, это было такой проповедью в те времена, когда никто в подряснике не ходил. Разные случались случаи, комичные. Бывало люди пугались чуть ли не до инфаркта, встретив фигуру в чёрной рясе. Конечно, иногда отбоя не было от бомжей или от пьяниц. И дети очень живо реагировали на подрясник. Были случаи непонимания. Но иногда у людей появлялись какие-то духовные вопросы, хотя это бывало редко.

Помню, в электричке встретился с одним человеком, который работал раньше охранником в лагере (для заключенных). Так он позвал милиционера, чтобы меня арестовали за то, что я еду в подряснике.

Один подвыпивший мужчина стал надо мной смеяться в автобусе. Но молодые ребята, которые рядом с ним были, спросили, с какой он деревни, и сказали: «Ты что, отец? У нас в деревне атеистов нет! Ты что; вообще?» — защитили меня от этого подвыпившего субъекта.

То есть разные были случаи. Но потом, когда я стал настоятелем больничного храма при 1ГКБ, о. Павел Троицкий написал: «Если храм откроется — тогда можешь носить ряску». Но, правда, в рясе ходить немножко неудобно, поэтому я чаще хожу в подряснике.

На западе митрополит Антоний ходил всё время в подряснике. Видные иерархи Русской Православной Церкви даже указывали на то, что всё-таки подрясник — это нижняя одежда, и нужно одевать рясу, и не всегда были довольны его свободным поведением. Но он себя чувствовал комфортно именно в подряснике.

Я рад, что есть такая возможность, и каждый может выбрать для себя ту форму одежды, которая ему удобней. Мне самому ходить в подряснике более удобно. Я в подряснике чувствую себя ответственным за свой сан, за своё поведение. Я не могу себе представить, что я пойду куда-то без подрясника. Это как-то неудобно, я без подрясника чувствую себя раздетым. А другим людям, наоборот, в подряснике неудобно, они говорят: «В подряснике нужно приподнимать полы». Ну как-то люди ходили раньше в длинных одеждах, и ничего. Занимались работой, трудились, и монахи работали в монастырях, и ничего, не мешало это им никак.

Сейчас изменилось отношение к одежде. Даже наши сёстры милосердия часто вызывают нарекание со стороны людей, которые говорят, что нельзя работать в длинных юбках медицинской сестрой. Мешает длинная одежда. Ну, а как раньше работали сёстры милосердия? На фронте, везде — не мешало? А сейчас мешает.

Так что здесь, мне кажется, вопрос очень субъективный, и решить его сейчас однозначно невозможно. Потому что Церковь очень разнообразна по составу своих членов. Очень много разных мнений. И если сейчас начать с этим бороться, начать настаивать на чём-то одном, то, конечно, может получиться чуть ли не раскол по поводу одежды. Хорошо, что речь идёт о мужчинах. Мужчины как-то более равнодушны к одежде. А женщины — никогда у нас не было таких острых дебатов, с нашим сестричеством чем тогда, когда мы говорили о форме сестёр. Тут могли часами рассуждать на то, какие должны быть платы, какие должны быть халаты, юбки какие должны быть, какой длины, какого цвета. Слава Богу, мужчины более спокойно к этому относятся.

Есть некоторые вещи, которые безусловны для всех. Главное — священник не должен скрывать свой сан. Нужно, чтобы этот стиль одежды не скрывал его священства от окружающих, а наоборот, являл его для других. Это очень важно. В советское время многие носили католические реверенды. Отец Александр Мень, например. И хотя он подрясника не носил, но всем было видно, что это лицо духовное.

С другой стороны, патриарх Алексий, скажем, когда ездил на отдых (сохранились документальные кадры), ходил в костюме, в пиджаке, будучи патриархом. В Турции не разрешают носить подрясник, есть законы по этому поводу. Но у нас, слава Богу, таких законов нет, которые бы запрещали священникам носить такую одежду, или наоборот обязывали.

Говорят, по результатам некоторых социологических исследований, больше всего претензий у людей, которые далеки от Церкви, вызывает именно внешний вид священнослужителей. Небрежность, неаккуратность, она всегда вызывает какую-то неуважительность в отношении к священнику. И в наше время, когда все привыкли одеваться очень хорошо, чисто, красиво, — конечно, вид священника должен быть опрятным. Если только он не юродствует.

Один священник как-то приехал в Троице-Сергиеву Лавру поступать в семинарию. Он работал где-то на скотном дворе летом, и у него под ногтями была чёрная кайма грязи. Он пришёл на приём к владыке, приснопамятному блаженнейшему митрополиту Владимиру, и митрополит Владимир процитировал ему Пушкина:

    «Быть можно дельным человеком
    И думать о красе ногтей».


Архимандрит Платон (Игумнов), Сергиев Посад

По канонам (которые существуют и в настоящее время), священник должен носить священное платье всегда, и никогда не надевать гражданского костюма. В дореволюционное время Святейший Синод разрешал надевать гражданский костюм только тем лицам духовного звания, которые служили за границей. И вот был такой случай. Один священник приехал из Великобритании в Санкт-Петербург и стал совершать прогулки в костюме. Его вызвали в Синод и сказали: «Батюшка, вы находитесь не в Лондоне, а в Санкт-Петербурге, поэтому не забывайте носить духовное платье».

В дореволюционное время предписывалось носить духовное платье, не стричь волосы и бороду. Но когда произошла революция, священники (по понятным причинам) стали носить на улице либо церковное платье под гражданской одеждой, либо просто гражданскую одежду. И это тогда стало уже нормой, хотя канонического основания эта традиция не имеет.

Архимандрит Спиридон (Письменный)

Принцип определения очень прост: священник - не профессия, а образ жизни. И исходя из этого решать - где быть по форме, а где допустить некоторое послабление. В присяге священник обязуется проповедовать «благовременне и безвременне». А ношение формы - тоже проповедь. Она говорит: Церковь - жива, и является не некоторым довеском к жизни, а неотъемлемой частью её. В хозяйственном магазине, покупая мешки с цементом или краску, лучше находиться в рабочей одежде. На пляж заявиться в подряснике - неправильно. Но в школу пойти на родительское собрание, в какое-то учреждение, да в конце-концов, на концерт классической музыки — всё это проповедь. Она показывает, что Церковь проникает во все приемлемые для священника стороны жизни, и не даёт обвинить духовенство в односторонности и ограниченности. Конечно, от многого придётся отказаться - в ресторане не посидишь по форме, и неприличный журнал не купишь, и в магазине в пост не возьмёшь ничего скоромного (народ-то - он всё видит). Но ведь знал, на что шёл? Да, а ещё нужно помнить, что есть народная поговорка: «Попа и в рогожке узнаешь». И помнить, что даже позволяя себе некоторые послабления против той же присяги «носить одежду, приличествующую сану», не позволять своей душе об этом забывать. Тогда во всём будет с помощью Божией соблюдена мера.

Протоиерей Роман Братчик

«В хозяйственном магазине, покупая мешки с цементом или краску, лучше находиться в рабочей одежде». - Разве в хоз. магазине проповедь прекращается? Господь ловит «на живца» — на облаченных в подрясник. Много раз ко мне обращались с вопросами в общественном транспорте, в плацкартных вагонах, на рынках, в проходных разных учреждений, на улицах. Некоторые потом стали прихожанами. Ловит Господь!

Источник: https://priest.today/questions/68