Без вести пропавшие...

Ольга Олевская
 Моей маме 88 (родилась она в 31-м году), и мы с ней много разговариваем. К счастью, ни память, ни рассудок она не потеряла. Каюсь, не все ее воспоминания мне равно интересны. Но рассказы о детстве и о юности слушаю внимательно. Ведь это осколки совсем другой эпохи! Так случилось, что перед войной после ареста мужа бабушка моя с двумя дочками перебралась в село Круглое, что под  Воронежем. Там они пережили и войну.

Круглое не было оккупировано. Раскаты боев только доносились до деревни. Правда, раз зимой селян эвакуировали подальше от линии фронта, но потом они вернулись в свои дома. А так жизнь  шла и шла. Дети ходили в школу, гуляли, помогали по хозяйству. Мама, в ту пору маленькая Люда, со своей подружкой Валей очень любили гулять по окружающим Круглое лесам. Уходили очень далеко и ничего не  боялись. Однажды летом они так же шли по лесу и вдруг увидели на знакомой поляне огромную свежевырытую яму, а потом услышали гул машин. Девчонки спрятались в кустах и стали свидетелями, как к яме подъехало несколько грузовиков, груженных телами. Из кабин выскочили солдаты и стали скидывать тела в яму. Потом   они забросали могилу землей и насыпали над ней большой холм.   

Когда машины уехали, девчонки не помня себя от  страха кинулись домой. Кого хоронили в круглянском лесу, мама так и не знает. По ее догадкам, это были погибшие из разбомбленного поезда: на станцию Круглое на некоторое время подогнали изрешеченные пулями вагоны.
Мамина жизнь увела ее далеко от родных мест, но подружка-свидетельница той истории  после войны жила в Воронеже и иногда ездила в Круглое. Мама говорит, что уже в 70-е годы как-то при встрече напомнила подруге о братской могиле и попросила что-нибудь разузнать у круглянцев о той трагедии. Подруга съездила       в село, но ничего нового не сообщила, лишь сказала, что холм сильно осел и по-прежнему ничем не отмечен.
 
Таких историй за  войну было огромное множество... Ушли уже из жизни матери и жены, так и не узнав, куда пропал их  муж, сын, отец, единственные, любимые, неповторимые... Кто-то из них так и лежит в  круглянском лесу.