Якутия. Командировка. 2006 год

Эля Рассолова
         Стояли последние дни апреля, когда уже не очень холодно, но ещё и весной не пахнет. Реки бегут под своими толстыми ледяными одеждами и, кажется, не думают их снимать. Снег искрится под солнцем, и вдоль дорог появляются первые проталинки. Дни стоят солнечные и обнадеживающие: скоро лето! Но всё это обманчиво. Мы знаем, что с первого по двенадцатое мая нас ждут сюрпризы природы: снег и метель. А лета не видать до июля.

         Поэтому мы ехали в командировку в Якутск с мыслями быстрее сделать все дела и вернуться до первого мая.

         От города Нерюнгри до Якутска почти девятьсот километров. Дорога, хоть и федеральная, но в такое время считается зимником - накатанная, на спусках с гор и подъемах присыпана песком. По такой трассе тяжело ехать дальнобойщикам. Для них, с длиннющими гружёными прицепами, такие дороги - целое испытание. Они на колеса цепи завивают, или шипы, чтобы не сползти в кювет. Легковым автомобилям - легче. Такие машины, как наша, легко преодолевают все трудности якутских дорог. Главное - скорость не превышать.

         К переправе мы подъехали около пяти вечера в полной темноте. А у реки еще и туман. Лена - река могучая. Даже покрытая льдом, она нисколько не умаляет своей мощи. Очень широкая - чтобы пересечь её по ледовой дороге, нужно 30-40 минут.

         Мы остановились у начала переправы и стали ждать. Перед нами образовалась пробка из самых разных машин. В ожидании я вздремнула и не заметила, как мы въехали на ледовую дорогу. Проснулась от покачивания, как по волнам. Странные ощущения в машине. Водитель напряженно смотрел вперед. Свет фар еле освещал дорогу, но кое-что я всё-таки разглядела… Ой, мама дорога-я!!! Сердце моё замерло.

         Перед нами ехал трёхтонный микрогрузовик. Его колеса проваливались в лёд. Из-под них летело ледяное крошево с пенящейся водой. Казалось, что дорога, по которой мы ехали, это льдина, отделившаяся от основной массы замерзшей реки. Она плыла сама по себе и качалась на волнах, создаваемых движением автомашин. Волосы встали дыбом!
        - Это что? – спросила я.
        Водитель молчал.
        Я поняла: сейчас лучше не лезть с вопросами. Вглядываясь в дорогу, шофёр почти уперся грудью в руль, крутил его осторожно. Он пытался ехать так, чтобы не попасть в ямки во льду, которые образовывались от давления колёс впереди идущего грузовика. Кузов микрогрузовика был сдвинут чуть в сторону, плюс движение льдины - было ощущение, что он завалится набок и пропадет в этой ледяной воде.  Ещё и нас с собой прихватит… Я закрыла глаза. Сердце колотилось так, что мне казалось - сейчас выскочит из груди.

        Отдав себя и свою душу в руки водителя и провидения, я просидела с закрытыми глазами до того момента, как он остановил машину. Мимо проезжали автомобили, ехавшие за нами и выскочившие, как и мы, из этого ада. Некоторые водители сразу ехали по своим делам, а другие останавливались и нервно курили. И микрогрузовик стоял…

        Мой шофёр вытирал пот со лба лохматой шапкой, смотрел на меня с любопытством и улыбался.
        "Паразит, ещё улыбается!" – промелькнуло у меня в голове.
        - Ну, и что это было? – я собрала всю свою волю в кулак, чтобы не разреветься от пережитого страха, и спросила его так, будто это был пустяк, незначительное событие…
        Его позабавил мой тон.
        - Ну, Вы молодец, даже истерику не закатили. Лед подтаял. Впереди идущая машина перегружена, вот он так и ехал.  Мы за ним…
        - А что, нельзя было съехать с дороги или остановиться на время?
        – Нельзя, за нами строй машин. Здесь - как в горах: либо вместе едем, либо вместе летим в пропасть. Дорога-то неорганизованная, не чищена, не охраняется ГИБДД -  в общем, уже закрыта.
        - Здрасте! – воскликнула я от удивления.
        Оказалось, что до организованной переправы был еще час езды. Поэтому желающие сэкономить время ехали «по волнам» реки Лена, рискуя своими жизнями. Но я-то не думала об этом, да и не знала... Меня везут - я и рада.
        Водитель оправдывался:
        - Не мог представить, что такое может произойти! Не первый же раз еду.
        Крайнего мы всё-таки нашли - водитель микрогрузовика!!!

        С трепещущим сердцем, что остались живы, поздно вечером мы приехали в Якутск, где провели два дня в заботах по вопросам предприятия.

        В обратный путь отправились в шесть утра. Поехали на дальнюю, организованную переправу. Всё-таки по ней ехать безопаснее, да и торопиться нам уже некуда. Едем домой! На переправе мы обнаружили очередь - и немаленькую.  Прождали порядка четырёх часов. Машины пропускали по очереди по 10 штук то с одной стороны, то с другой, чтобы не перегружать подтаявший лёд. От нечего делать мы гуляли по замёрзшей реке. Любовались причудливыми торосами, образовавшимися при замерзании реки. Среди них и была пробита ледовая дорога. Высота некоторых торосов достигала 5 метров. Великаны во льду, они сверкали на солнце, как алмазы! А вокруг: синее - синее небо, желтый круг солнца, слепящий глаза, и искрящийся снег - будто и не Якутия вовсе!!!
        Наконец мы съехали с реки и выехали на прямую дорогу. Наша машинка весело зашелестела колесами.

        Как всегда, стемнело быстро… Встречных автомобилей практически не было.
        Вдруг фары высветили на встречной полосе громадное животное. "Медведь! - пронеслось в голове. Поджилки затряслись. - Они сейчас голодные. Что может сотворить животное, кто его знает?!"

        На наше счастье животное как-то странно подпрыгнуло и кинулось в лес. Мы облегченно вздохнули.
         – Напугались? – спросил водитель.
         – Конечно! – усмехнувшись, ответила я. - А Вы - нет?
        Водитель засмеялся:
        – Да что их бояться? Видите - он сам нас испугался.
       В его голосе слышалась бравада.
        - А Вы не испугались? - повторила я вопрос.
        - Нее… - он смеялся.

        Хлоп - и машина останавливается, как вкопанная, буквально в пятидесяти метрах от того места, где мы видели животное. Мы так и не разобрались в темноте, что это был за зверь. У водителя округлились глаза. Кто бы это ни был, а бегают животные быстрее нас.
        - Берите фонарь, – сказал водитель шепотом, - и светите мне под руки и иногда в ту сторону. Двери держим открытыми. Если что - прыг в машину…
"Ну да, прыг, - ворчу я про себя, - не испугался он! Ноги от страха ватными становятся. Какой уж тут прыг!"
        Водитель не слышал моего монолога, я мужественно делала вид, что всё хорошо и совсем не страшно.
        Мы выходили из машины крадучись, будто не зверь за нами, а мы за ним охотимся…
        У шофёра, как он ни скрывал, подрагивали руки… Я светила фонарём. Он менял свечи, будь они неладны!
             
        А я подумала: "Мистика! Машина почувствовала страх водителя, его браваду и наказала!"

        Едем дальше. Всё спокойно. Смеёмся над своими страхами и благодарим Всевышнего за благополучный исход происшедшего.   И… напарываемся на легковую машину, стоящую на нашей полосе движения. Её стояночные огни едва заметны в темноте. Мой шофёр затормозил буквально в трёх метрах, а то врезались бы в задний бампер замершей на дороге легковушки.
        Он выругался:
        - Стоишь в темноте, почти в тумане, включай все огни!
        И задал сам себе кучу вопросов:
         - А что стоит тут? Машин ни встречных, ни попутных... Надо выяснить: вдруг что-то случилось с человеком?
        Но выбраться из машины не успели… С горы послышались ревущие звуки, и мы увидели, как с неё покатились бурые комочки, прямо под колеса впереди стоящего автомобиля. Мы отъехали чуть назад. И они скатились с горы: всего двое, но такие шумные! Пыхтели, как борцы на ринге! Скатились и, не обращая на нас внимания, помчались на противоположную сторону, в лес.
         - Ну что, мамку будем ждать? - спросил водитель. - Где медвежата - там и медведица.
         - Надо ли? - задала я встречный вопрос. Медведица уж точно не отпустит с миром чужаков, стоящих на пути, по которому идут медвежата.

        Мы поехали, гудками зазывая хозяина стоящего автомобиля следовать за нами. Но он не поехал. Включил на секунду свет в салоне. В зеркале своей машины я видела, что он был с камерой. Снимал семейство медведей. Экстремал?
   
         Вы думаете, на этом всё закончилось? Ха-ха! Не тут-то было!

         Туман опустился ниже. Даже в свете противотуманных фар дорогу почти не видно. Двигались медленно. До дома оставалось всего 60 километров, хотелось доехать!

         И вдруг… Сквозь плотную массу тумана на нас неслись огни какого-то аппарата… Ого! НЛО, что ли? Ни фотоаппарата, ни сотового телефона. Кто поверит!? Ощущение, что летит прямо к нам в кабину. Мы остановились и стали ждать. Свернуть некуда! Огни мелькали повсюду! Они окружали нашу машину и слепили нам глаза. Ещё немного - и всем пришёл бы крах! Но НЛО будто разглядел нас и на последнем рывке резко взвился вверх… И никаких звуков...

        Даже смеяться расхотелось!

        Оставшееся расстояние до города мы проехали в полной тишине. А дома меня забила лихорадка: и смех, и слёзы!  Я вообще нормальный человек?

        Утром рассказывали коллегам о командировочных приключениях. Все хохотали над нашими страхами. Мы же с водителем после пережитого подружились и при встречах всё время вспоминали эту командировку.

        НЛО оказался огромным самолётом «Руслан», который привозил на наш угольный разрез запчасти для японских экскаваторов.  Мы проезжали рядом с аэропортом, а он взлетал….

        Но узнали об этом мы только на следующий день. Звуки от грохота двигателей самолёта гасли в плотном слое тумана, а свет бортовых огней рассыпался в нём на хлопья, как разноцветные конфетти из новогодних хлопушек.

        Плохих новостей о встрече медведицы с кем-либо из людей мы в последующем не услышали. Значит, с водителем, который снимал на камеру медведей, ничего плохого не произошло. И слава Богу!

         С первого по двенадцатое мая природа преподнесла нам ожидаемый сюрприз: снег, метель и мороз  пять градусов!

        А где-то уже цвели яблони…