Корпорации-секты, или опасная работа

Ирина Сергеевна Кузнецова
Если вы спросите обычного человека: «Что такое секта?», то он посмотрит на вас с лёгким недоумением, ведь это знают все, и он уж точно не имеет к подобным явлениям никакого отношения. В своём воображении он, скорее всего, нарисует какой-нибудь религиозный культ слегка чудаковатых людей, которых по одиозному и агитационному поведению видно издалека, поклоняющихся какому-либо божеству или ждущих конца света, где спасутся только праведные, которыми могут быть только члены данного закрытого сообщества.
В наше время понятие «секта» нужно рассматривать куда шире. Сектой может быть не только религиозная группа, но и корпорация, применяющая методы тотального зомбирования и манипулирования психикой своих работников. Сфера деятельности компании может быть самой различной: от продуктов питания до строительства нового космодрома на Сириусе. Секты могут скрываться и под видом различных тренингов личностного роста.
Но сегодня поговорим именно о корпоративном сектантстве.
Никому обычно в голову не приходит, что фирма, где они работают, может быть тщательно завуалированной тоталитарной сектой.
Разберём на фантастическом примере, как распознать деструктивную тоталитарную секту под видом корпорации. Данная история является чистым вымыслом автора и не имеет ничего общего с организациями или людьми из реальной жизни, если совпадения где-то в нашей галактике и есть, то они чисто случайны.
Зоя устроилась на нехитрую должность администратора в небольшую торговую точку крупной сетевой компании «Занкурианский кофе». Сама компания была крупным поставщиком кофе и чая с другого района галактики, а точнее с выселок созвездия Кразана. Данная корпорация поставляла на рынок не слишком хорошего, но и неплохого, качества кофе и чай, которые были рассчитаны на усреднённого потребителя галактики без специфических запросов эстета или гуманоида с изысканным вкусом.
Компания Зое понравилась: приветливый коллектив, знакомая работа, которая не требовала каких-либо специфических навыков в поддержании организации бесперебойной и слаженной работы торговой точки, и сначала не представляла для неё особого труда.
Подводные камни не заставили себя ждать…
Планы в компании изначально ставились заоблачные, выполнить их было нереально, даже расшибив лоб от усердной работы, но сотрудников кормили оптимистичными лозунгами, если не сегодня, то завтра мы сделаем план и точно вступим в светлое будущее, поэтому сегодня мы должны выложиться по полной программе, и так изо дня в день.
Для повышения продаж приглашали товароведа, который только сегодня так круто переставит коробочки с чаем и кофе из одного угла в другой, что продажи точно взлетят до небес, а выполнение планов станет реальным. И плевать на качество и этикетку чаёв, ротация товара важнее всего. О ротациях нужно вставить отдельное слово. Они были практически ежедневными, что даже постоянные покупатели не могли никогда найти нужные им чай и кофе на их привычных местах. Перестановки делались и с целью, чтобы хоть чем занять сотрудников, а то вдруг у них появится свободная минутка для разговоров.
А вот на рекламу компания скупилась. Точнее, попытки рекламы были, но весьма специфические. Например, сказать потенциальному покупателю, что только сегодня он может получить скидку 8,5%, если сфотографируется с коробочкой чая в руке, затем выложит это фото в Фотостам и еще, как изюминка сверху, обязательно подпишет компанию на фото. На что пока ещё вменяемые гуманоиды ток пальцем крутили у виска.
Воздействие на покупателей было основано на очень простом способе давления на психику. В «Занкурианском кофе» всегда играла очень громкая и ритмичная музыка, которая должна была сразу выбивать потенциальных клиентов из колеи и дезориентировать в пространстве. Вокруг покупателей намеренно создавалась суета, чтобы сбить их с толку, и вызвать подсознательную потребность хватать любые чаи, так как тут движуха и надо скорее брать, а то завтра уже не будет. Для стимуляции «покупай всё, что даже плохо лежит», в корпорации делали многочисленные акции для конечных потребителей, когда цена сначала завышается в два-три раза, а затем делаются различные скидочки и акции «только сегодня».
Неизменный аврал на работе, непрерывная текучка сотрудников и агитация, что завтра будет лучше, нужно только ещё немного потерпеть, а пока постараться выложиться на работе на максимум ради своей компании. А стабильность наступит точно, вот прям скоро и почти сейчас, которой, понятно, так и не наступило за всё время работы Зои. А проработала она там не один год.
Упорное навязывание ценностей и взглядов корпорации. У компании была своя корпоративная культура, которая не только упорно продвигалась, но практически жёстко навязывалась каждому сотруднику. Настойчивое продвижение идеи, что корпорация «Занкурианский кофе» — это твоя семья, которая со временем начинала вытеснять всех друзей и родных в реале, подменяя любую свободную минуту работника собой. Жизнь начинала сводиться только к корпорации, её правилам, выходу на работу по первому требованию почти в любое время дня и ночи. У работников в итоге не оставалось свободного времени выпутаться из этой трясины, их нещадно дёргали в выходные дни, как просто на работу, так и на разного рода обучающие тренинги, собрания, корпоративы.
Регулярное проведение различных тренингов личностного роста, не только для руководства, но и самого низшего персонала. Требования от сотрудников составления различных планов индивидуального развития: что они хотят улучшить в себе, — то есть настойчивый упор не на профессиональных качествах и их развитии, а на личностных. Акцентирование на поиске в себе даже несуществующих недостатков, благодаря чему происходило намеренное занижение самооценки работников, чтобы они чувствовали, что не дотягивают до идеального образа представителя данной компании и не заслуживают не то что премии, но и достойной зарплаты.
Давление на сотрудников: чтобы они покупали кофе и чай только своей компании, как знак преданности организации. Продукцию работникам продавали далеко не по закупочной цене, а куда выше. Богатейшая корпорация не скупилась делать бизнес даже на своих вечно замотанных сотрудниках, которым они платили мизерную зарплату, даже по меркам выселок вселенной.
Персонал, вплоть до уборщиц, активно вовлекали и в виртуальное пространство фирмы — многочисленные чаты в Котайбере, обязательные подписки на странички данной корпорации в Фотостаме: так что, даже в свои выходные, сотрудники принимали активное участие в жизни компании и ни на минуту не могли забыть о ней. Той чепухе, что писалась в чатах придавалось архиважное значение, даже, если это простое обсуждение погодных условий на Марсе, который в миллионах световых лет от Кразанских межгалактических трасс, где вела свою деятельность фирма. Требовались незамедлительные ответы на любой вопрос в чатике, как будто в свои выходные дни сотрудники не могли просто отдыхать с семьей на Сириусе, навещать родственников в дружественной галактике, посещать спортивные секции. Любое промедление с ответом грозило навешиванием ярлыка «нерадивого сотрудника» и, как результат, — фирма не видит будущего с таким нерасторопным и незаинтересованным в жизни корпорации гуманоидом.
Корпоративы использовались как один из способов слежки за сотрудниками, чтобы в неформальной обстановке вызнать о них больше и использовать новые рычаги воздействия на психику.
Какие же тенденции нужно отметить, как ключевые, свидетельствующие о том, что компания больше, чем просто токсичная организация, но скрытая тоталитарная секта?
В подобных корпорациях-сектах очень быстро происходит подмена материальной мотивации нематериальной, а точнее идеологической. Зарплата будет мизерной, зато пропаганда чести быть винтиком в компании — сногсшибательной.
Упорное навязывание корпоративной культуры и веры в продукт компании, то есть фактически корпоративной религии.
Бесконечные тренинги личностного роста в основном представляют собой хвалебные оды своей же фирме и пропаганду её культуры, с активным вовлечением всех сотрудников, где вы не узнаете ничего нового, но вам будет напомнено, что компания — это одна большая семья, где все сознательные сотрудники пользуются только продуктом своей корпорации. Акцентирование не на профессиональных качествах и их развитии, но на самосовершенствовании личности. Различные проверки стрессоустойчивости сотрудников.
Строгая иерархичность, горизонтальные связи при этом режутся и насаждаются исключительно вертикальные, то есть любые вопросы нужно прояснять только у непосредственного руководителя. Как и, смерти подобно, задать вопрос вышестоящему руководителю над непосредственным начальником, который обалдеет от такой наглости, что низшее звено смеет открывать рот в его присутствии. Ответная реакция будет такой, как если бы табуретка с ним неожиданно заговорила. Общение между рядовыми сотрудниками не поощряется и нередко карается штрафами.
Практически на любое действие нужно одобрение и согласие руководителя, вплоть до разрешения выйти в туалет.
Дёргание по поводу и без в выходные дни, бесконечные планёрки, собрания, постоянные переработки, которые никто не стремится оплатить, а если сотрудник напомнит об оплате за внеурочные часы, то выслушает много нелестного о себе, что посмел предложить такую крамольную идею, ведь абсолютно все, кроме него, счастливы подарить компании немного своего личного времени, ну а компания в ответ, в каком-нибудь третьем тысячелетии по сириусианскому летоисчислению, точно-точно вознаградит, если не при вашей жизни, то потомков уж точно, главное верить.
Навязывание корпоративов, «субботников», игр, выездов на природу всем коллективом под предлогом, что фирма так заботится о своих сотрудниках, что даже организует им досуг. На самом деле в этом нет ничего плохого, и даже хорошо, если вы можете без эксцессов отказаться от такого благодеяния, что на своё нерабочее время у вас свои собственные планы.
Вся личная жизнь человека начинает сводиться к жизни компании и существовании только для неё. Всё, что вне фирмы: семья, друзья, хобби — начинает отходить на задний план, на это просто-напросто не остаётся ни времени, ни сил уже.
Корпорация-секта умело манипулирует сознанием своих работников, медленно и верно поглощая всё свободное личное пространство сотрудников.
Замечаете какие-то подобные черты на своей работе? Это повод задуматься.
И как итог:
Если на работе вам говорят, что корпорация — это семья, то, запомните, семье не платят, а если и платят, то чисто символически, по-родственному.

05 ноября 2019 — 29 февраля 2020