Черкассы. Постфильмум

Юрий Бондарь
Ну вот...  посмотрел.  И даже впервые в жизни взял автографы и самым попсовым образом сфотался с исполнителями главных ролей.  Чем,  повторюсь никогда в жизни не страдал. А сейчас,  кофе,  голову в руки и оценить впечатления.
Итак,  "Черкассы"...Военная драма...
По моим соображениям, фильм можно оценивать исходя из двух его предполагаемых предназначений. А именно как честную и правдивую историю со значительной долей собирательности образов и тогда да,  фильм однозначно почти удался либо как назидательную историю четко для последующих поколений расставляющих  приоритеты что сделано правильно а что нет и ВЫПУКЛО  показывающих остроту выбора стоявшую перед нашими моряками и тогда фильм по некоторой совокупности непроакцентированных моментов немного не дотягивает до могучего и зареванного "Вау! " в финале. Но однозначно равнодушным не оставляет. Лично у меня почти выступили слезы в сцене когда парни с бесшабашным и очаянным по задумке весельем поют собравшись на корме "Воинов света". Чего,  как известно для тех кто в теме на "Черкассах" не было. А эпизод взят с абсолютно легендарного видеоролика снятого  на "Константине Ольшанском"  накануне его захвата российским спецназом. Которых в фильме,  превозмогая свое большое "фэ" к данным персонажам сыграли бойцы 83-го центра нашего морского спецназа в Очакове. Главного корабельного героя раз уж мы раскрываем некоторые секреты съемок играет весьма удачно "загриммированный" под морской тральщик буксир "Корец" который успешно форсировал Керченский пролив во время первого прохода наших кораблей и сейчас базирующийся в Мариуполе. Создатели фильма, как я понимаю исходили из задачи честно и без прикрас описать всю драму анексии но при этом, не совсем удачно вставляли в сюжет моменты собирательно характеризующие ситуацию в Крыму на тот момент в целом и в ВМСУ в частности. Однозначно пытаясь втиснуть невтискуемое они ради этого изображали сцены дедовщины более типичные для флота в целом нежели для конкретного корабля. Ради этого показано как на предвоенных учениях мы уступили в поиске мин тральщику ВМС Болгарии хотя всем известно что "Черкассы" был практически образцово-показательным в этом плане кораблем и в частности всплывающие мины при совместных учениях с россиянам топил с первого-второго зала. Что тем же роисянам удавалось далеко не всегда. И при штурме "Черкасс" ими это однозначно  учитывалось. И эпизод с "Воинами света" и сцена когда команда потеряв возможность маневрировать заперлась в румпельном отделении и хотя и красиво но ПОЁТ ПЕСНЮ!  -того же рода. И целый ряд других моментов. Предфинальный эпизод когда,  второй главгерой спасая первого,  надышавшегося дымом химзавесы и не в силах поэтому самостоятельно подняться по лестнице от обнаглевшего российского спецназовца выхватывает пистолет и сделав непроизвольный выстрел сам себя убивает... чего на самом деле не было-там обошлось без жертв и экипажу тральщика "Черкассы" после приема их сдачи, единственному, россияне чуть не честь отдавали...  За проявленные волю и умения при защите своего корабля. Ну лично мне кажется, как человеку более 30 лет обозревающему военное дело, как бы это правильно сказать...  что это формирует не совсем правильное впечатление о наших парнях. Но это я уже плавно перевожу фокус оценивания с ЧЕСТНОГО НО СОБИРАТЕЛЬНОГО рассказа об анексии вызывающего и (вызвавшего!) шквал эмоций на моменты когда значение фильма могло поднялся с простого повествования в реально поучительный и сверхмотивирующий эпос(каким, по целому ряду моментов эта история и была) но из-за того что сценаристы выпустили из своего поля зрения ряд моментов в частности, в финале можно было обыграть тот красноречивый факт,  что флаг ВМСУ на клотике "Черкасс" развивался ещё целый месяц после его захвата и еще ряд эпизодов  о которых упоминалось выше таковым не стал.  Только ленивый не высказался о том что в фильме много мата. Но, во-первых,  фильм помечен возрастным ограничением, а во-вторых,  если исходить из первой предпосылки о предназначении фильма то его надо больше и резче. Ну потому что какие они нахер в три ****ы якорь им в корму моряки если изьясняются в часто пиковых ситуациях требующих сильнейшего эмоционального накала которыми надо отметить изобилует морское дело сопливым изысканным слогом  в стиле Байрона и Пушкина? При всем при этом зрители,  за плечами которых не один год воинской службы рекомендовали уже после фильма,  на встрече с творческой группой сходить на фильм сначала как минимум с сыном а потом в идеале со всей семьей. А детям объяснить что не все что фильме они услышат  есть хорошо но в жизни так бывает и к этому надо быть готовыми. А в общем и целом, это вполне добротный рассказ о мужестве и растерянности,  о низости предательства и верности присяге первых,  самых тяжелых из-за своей кажущейся сюрреалистичности месяцев войны. Поэтому к просмотру обязателен.