Ну вот... посмотрел. И даже впервые в жизни взял автографы и самым попсовым образом сфотался с исполнителями главных ролей. Чем, повторюсь никогда в жизни не страдал. А сейчас, кофе, голову в руки и оценить впечатления.
Итак, "Черкассы"...Военная драма...
По моим соображениям, фильм можно оценивать исходя из двух его предполагаемых предназначений. А именно как честную и правдивую историю со значительной долей собирательности образов и тогда да, фильм однозначно почти удался либо как назидательную историю четко для последующих поколений расставляющих приоритеты что сделано правильно а что нет и ВЫПУКЛО показывающих остроту выбора стоявшую перед нашими моряками и тогда фильм по некоторой совокупности непроакцентированных моментов немного не дотягивает до могучего и зареванного "Вау! " в финале. Но однозначно равнодушным не оставляет. Лично у меня почти выступили слезы в сцене когда парни с бесшабашным и очаянным по задумке весельем поют собравшись на корме "Воинов света". Чего, как известно для тех кто в теме на "Черкассах" не было. А эпизод взят с абсолютно легендарного видеоролика снятого на "Константине Ольшанском" накануне его захвата российским спецназом. Которых в фильме, превозмогая свое большое "фэ" к данным персонажам сыграли бойцы 83-го центра нашего морского спецназа в Очакове. Главного корабельного героя раз уж мы раскрываем некоторые секреты съемок играет весьма удачно "загриммированный" под морской тральщик буксир "Корец" который успешно форсировал Керченский пролив во время первого прохода наших кораблей и сейчас базирующийся в Мариуполе. Создатели фильма, как я понимаю исходили из задачи честно и без прикрас описать всю драму анексии но при этом, не совсем удачно вставляли в сюжет моменты собирательно характеризующие ситуацию в Крыму на тот момент в целом и в ВМСУ в частности. Однозначно пытаясь втиснуть невтискуемое они ради этого изображали сцены дедовщины более типичные для флота в целом нежели для конкретного корабля. Ради этого показано как на предвоенных учениях мы уступили в поиске мин тральщику ВМС Болгарии хотя всем известно что "Черкассы" был практически образцово-показательным в этом плане кораблем и в частности всплывающие мины при совместных учениях с россиянам топил с первого-второго зала. Что тем же роисянам удавалось далеко не всегда. И при штурме "Черкасс" ими это однозначно учитывалось. И эпизод с "Воинами света" и сцена когда команда потеряв возможность маневрировать заперлась в румпельном отделении и хотя и красиво но ПОЁТ ПЕСНЮ! -того же рода. И целый ряд других моментов. Предфинальный эпизод когда, второй главгерой спасая первого, надышавшегося дымом химзавесы и не в силах поэтому самостоятельно подняться по лестнице от обнаглевшего российского спецназовца выхватывает пистолет и сделав непроизвольный выстрел сам себя убивает... чего на самом деле не было-там обошлось без жертв и экипажу тральщика "Черкассы" после приема их сдачи, единственному, россияне чуть не честь отдавали... За проявленные волю и умения при защите своего корабля. Ну лично мне кажется, как человеку более 30 лет обозревающему военное дело, как бы это правильно сказать... что это формирует не совсем правильное впечатление о наших парнях. Но это я уже плавно перевожу фокус оценивания с ЧЕСТНОГО НО СОБИРАТЕЛЬНОГО рассказа об анексии вызывающего и (вызвавшего!) шквал эмоций на моменты когда значение фильма могло поднялся с простого повествования в реально поучительный и сверхмотивирующий эпос(каким, по целому ряду моментов эта история и была) но из-за того что сценаристы выпустили из своего поля зрения ряд моментов в частности, в финале можно было обыграть тот красноречивый факт, что флаг ВМСУ на клотике "Черкасс" развивался ещё целый месяц после его захвата и еще ряд эпизодов о которых упоминалось выше таковым не стал. Только ленивый не высказался о том что в фильме много мата. Но, во-первых, фильм помечен возрастным ограничением, а во-вторых, если исходить из первой предпосылки о предназначении фильма то его надо больше и резче. Ну потому что какие они нахер в три ****ы якорь им в корму моряки если изьясняются в часто пиковых ситуациях требующих сильнейшего эмоционального накала которыми надо отметить изобилует морское дело сопливым изысканным слогом в стиле Байрона и Пушкина? При всем при этом зрители, за плечами которых не один год воинской службы рекомендовали уже после фильма, на встрече с творческой группой сходить на фильм сначала как минимум с сыном а потом в идеале со всей семьей. А детям объяснить что не все что фильме они услышат есть хорошо но в жизни так бывает и к этому надо быть готовыми. А в общем и целом, это вполне добротный рассказ о мужестве и растерянности, о низости предательства и верности присяге первых, самых тяжелых из-за своей кажущейся сюрреалистичности месяцев войны. Поэтому к просмотру обязателен.