Как убить героя в книге

Наталия Ковган
Почти любой читатель (как заядлый, так и не очень) минимум один раз сталкивался с такой неприятной вещью, как смерть персонажа. Подобные моменты способны фигурировать и занимать значительное место, как в оригинальной книге, так и в фанфике. Разница заключается в том, что в фанфике автор, как правило, выставляет метки «смерть основного персонажа» или «смерть второстепенного персонажа» и прочее.

Казалось бы, заходя на Книгу фанфиков, и видя такое предупреждение, все становится ясно. Читатель сразу может решить читать или нет. Особенно, когда речь идет о фанфике, а не об ориджинале, и горячо любимый персонаж отправляется в мир иной.
Авторам немного сложнее. «Убить» персонажа, как оригинального, так и горячо любимого из фэндомного мира – нелегко. С этим персонажем пройден огромный путь, пережито сотню эмоций, глазами данного персонажа автор смотрел на мир. И вот пора прощаться, несмотря на то, что само произведение может не завершено (если, конечно, не собираетесь «прикончить» за пару строчек до финала).

Что заставляет графомана (писателя, фанфикописца) пойти на жестокий шаг? Идея? Образ? Обстоятельства? Сюжетная линия?  Все сразу? Причин может быть много, главное, подвести к этому правильно. То есть, «совершить убийство» героя таким образом, чтобы читатель рыдал, но не возмущался. Нашел в себе силы смириться, простить и отпустить. Или, наоборот, согласился с автором, ведь герой был негодяем, так ему и надо.
Для того, чтобы смерть героя или героини вызывала положительные (пусть и горькие) эмоции, нужно не так много. Что именно, сейчас рассмотрим.

                Ну и где логика?

Все имеет свое начало, в том числе и конец. Не поскупитесь на сюжетную линию для героя, которому суждено умереть. Не нужно ему или ей умирать только потому что вы так сказали. Автор не всегда хозяин в придуманном им мире. Часто – летописец, записывающий то, что происходит. И «умер потому что умер» выглядит жалко и нелогично. Должен быть обоснуй, который позволит обыграть разные варианты смерти:

Например: «Селина знала, что соперник ее любимого не успокоится, пока один из них не умрет. Негодяй готов был на все, ради того, чтобы обладать ею. Но она не простит себе, если любимый погибнет таким образом. Сегодня ночью займет его место в постели и примет удар острым кинжалом».
Героиня дает понять: либо она, либо ее любимый человек. Ей не избежать смерти, ведь только собственная кончина спасет молодого человека. И если этой мадам не станет, сора быстро прекратится. Вроде все логично…

                Капелька предсказуемости

Знаю, о чем вы подумали. Мол, предсказуемость – синоним скуки. Смерть должна быть яркой, героической и прочее. Здесь немного иначе. Предсказуемость не нужно путать с эффектом неожиданности. Неожиданность заключается в том, что читатель не знает, когда именно и в какой главе произойдет данная смерть. Но ведь должно же произойти что-то такое, что приведет к трагическому финалу. И если герой «жил-жил, пока не помер», то это по - меньшей мере странно. Конечно, в реальности, быстрая смерть – дело одного мгновения и такое бывает, но ведь мы говорим сейчас о романе, фанфике, что будут с удовольствием читать. Не «сливайте» персонажа даже если «она меня бесит» или же «он такой зануда». Вы его таким создали, так позвольте «уйти достойно».

Например: «Дочь Марии – Терезы – Джозефа, с ужасом увидела первые признаки оспы на лице. Сначала верила, что ей показалось, но с каждой минутой вера таяла, словно снежинка на ладони. Смерть от оспы обещала быть медленной и мучительной».
Видите, в чем разница? Девушка еще не умерла, но мы уже знаем, что ее ждет. Зная, можем испытывать разные эмоции: злость, горечь, обиду на судьбу – злодейку, надежду, что героиня выживет и т. д. Но ни в коем случае не должно быть разочарования или удивления.
Если данный вариант кажется скучным и банальным, тогда добавьте немного «перчинки». Предзнаменования, что герой должен умереть за кого-то.
«Ему на роду было написано умереть за любимую женщину. Вот только будет ли она достойна такой жертвы – покажет время».

Уже напряглись, не так ли? Сразу в голове вспыхивает образ этой потенциальной героини, ради которой должен погибнуть герой. Читатель предвкушает какой она будет и действительно ли достойна? Что если, она пустышка, и герой передумает за нее умирать?

                Смерть стоит того, чтобы жить…

Помимо главных и ключевых героев, в книге обязательно присутствует массовка. На безликих персонажах можно «отрываться» сколько угодно. Сжигайте деревни, вырезайте юных девственниц, приносите в жертву младенцев. Но вот с главным героем «удовольствие» придется растянуть. Каждый шаг приближает его к гибели! Дайте читателю понять это, чтобы он был готов. Героя можно пожалеть, пусть не знает, что его ждет, а вот читатели должны видеть знаки, чтобы подпрыгивать перед экраном ноутбука и едва ли не кричать: «Смерть дышит тебе в затылок, оглянись»!

                Герои все делают профессионально

Герой должен уметь делать все – красиво жить, достойно умереть. Здесь снова можно обратиться к логике, разбавив антуражем. Допустим, ваш герой – великий, искусный воин, которому нет равных на поле брани. И раз, он выпивает стакан молока, давится, задыхается и умирает. Глупо, правда?
Или, героиня – гордая и независимая девушка, клянется, что никогда не выйдет замуж без любви. Ее насильно выдают за нелюбимого, она в гневе идет по лестнице, застревает каблуком, падает со ступенек и ломает себе шею. Как-то нелепо, не находите?
Сделайте смерть героя такой, чтобы ощущать гордость за него. Читатель обязан ощущать, что это произошло не зря.

Например: «Она поклялась, что скорее умрет, чем закроет себя в клетке нежеланного замужества. Пришло время, выполнить клятву. Яд в золотом кубке, станет для нее слаще меда, ибо он дарует свободу и вечную независимость».
«Меч выпал из ослабевших рук, на губах появилась слабая улыбка. Именно о такой смерти мечтал – пасть за честь страны, за безопасность соотечественников. Пусть о нем не вспомнят в легендах, но воспоют в воспоминаниях друзья».
Красиво, правда? Герои на то и герои, чтобы все делать профессионально. Как говорится «работа такая».

                Какая в этом польза?

Не совсем обязательно, но очень желательно, чтобы смерть персонажа принесла пользу. Конечно, когда умирает любимый герой или героиня, меньше всего хочется думать о тех, кто «нажился» на кончине любимого героя. По личному опыту скажу, что, когда в фильмах или книгах умирал любимый герой, на остальных становилось плевать. Порой хотелось смерти всем…
Но жизнь продолжается, как в реальности, так и в книгах. И если подумать, то смерть персонажа редко (а точнее, никогда) не бывает просто так. Причины могут быть следующими:

- Герой получил по заслугам. Вел не слишком правильную жизнь, уходил в запой, кололся, развлекался в компании доступных женщин. Либо же допустил ошибку, стоившую кому-то жизни. Постигшая его смерть стала возмездием, назиданием для других. Мол, не будь таким как этот индивидуум;

- Герой сам выбрал данный путь. Вот было ему тринадцать, выглядел юным и свежим. Пришла к нему мерзкая старуха, и сказала: «Если пойдешь по стопам отца, возжелаешь стать героем, ждет тебя смерть храбрых». А если не возжелаешь, то семья, дети, жена, ипотека, смерть на девятом десятке. Подросток выбирает первый вариант, и он приводит к закономерному финалу;

Смерть – хороший повод стать мужественней. Здесь речь идет, наверное, больше о родных героя, а не о ключевом персонаже. К примеру, была у воина мечта – отправиться служить королю и покрыть себя славой. Но у него невеста, которую он любит больше жизни, и не может бросить. Вот вам и мотив! Какой-нибудь мимопроходящий негодяй убивает красавицу, тем самым давая пинка главному герою. Также это может быть повод для кровавой мести, когда герой обязан хоть ценой жизни отомстить за любимую.

Вот чего точно не нужно делать, так это затягивать горе героя по поводу смерти любимых людей. Или же, похороны ключевого персонажа. Не стоит рассказывать на половину книги о том, что смерть – это не конец, а всего лишь переход в другой мир и т. д. Да, это правда, но куда герои переходят и зачем, пусть решает автор.
Помните незабвенного Толкина, и его слова: «Кончаются не сказки, это герои появляются и уходят, когда их дело сделано». Не поспоришь…

Напоследок хочется отметить, что гибель героя – конец для него, но не для других. У придуманного мира, персонажей – ключевых и второстепенных жизнь продолжается.
В качестве примера, стоит обратить к тому же гениальному Толкину, а именно, к смерти Боромира. Яркий, колоритный и храбрый персонаж погибает в конце первой части книги «Братство кольца». Принять его смерть действительно тяжело, на личном опыте скажу, что рыдала взахлеб, когда его хоронили. Невероятно сильная сцена, яркие эмоции, и, к сожалению, обоснованная смерть героя. Видите ли, он Фродо не нравился… а «золотой мальчик», не любит тех, кто с ним не согласен.

Пусть смерть героя будет красивой! Даже если он умер не пафосно и не глазах у всех, а тихо, спася целый мир своей гибелью, расскажите об этом. Пусть другие герои этого не узнают, но читатели оценят.

                Как решиться стать убийцей?

Убить героя (даже не слишком любимого) – дело сложное. Конечно, можно и не делать этого, но часто авторы стремятся к тому, чтобы история выглядела жизненной. Порой  в реальности случается, что жизнь человека обрывается, пускай и не настолько пафосным образом. И чтобы решиться на подобное, необходимо настроиться, дать себе слово, и постараться не слишком привязываться к персонажу. Если детальнее, тогда:

                Я это знал(а)

Вспомните предыдущий совет о том, что читателя необходимо готовить заранее. Вспомнили? Теперь сами им воспользуйтесь. Решили убить героя? Идите до конца! Сделайте смерть достойной темперамента героя. Он был великим воином? Пусть падет на поле битвы. Неисправимый любитель женщин? Какая-нибудь ревнивая дама может угостить его парой ударов кинжалом.
Но пусть герой оставит после себя что-нибудь. У героя может остаться сын, у героини – дочь. Либо же какие-то важные знания, позволяющие оказать посильную помощь следующему поколению героев. Не делайте из персонажа стопроцентную жертву, так его будет легче отпустить.

Например: «Его не стало… Но дело, которое он начал, продолжало жить, вдохновляя на последующие свершения потомков».
Чувствуете разницу? Персонаж погиб, но жертвой его назвать сложно, ведь осталось то, что позволяет ощущать его присутствие. Даже если герой или героиня были обречены на гибель почти сразу, они успели сделать больше, чем остальные «пустые» особи, нужные только для вида.

                Понять и принять…

Понять, почему герой или героиня умер(ла) не так сложно, особенно, если это было совершено ради общего блага. Но вот принять гораздо сложнее, на глаза наворачиваются слезы от обиды и горечи. Героиня спасла ребенка, а сама сгорела заживо? Да какое нам дело до этого ребенка? Герой заслонил от стрелы младшего брата? Да пусть бы брат отошел в мир иной. Читателю (да и автору) хочется спасти его любой ценой… К слову, возвращаясь к тому самому Боромиру, не могу не вспомнить, что сначала смотрела фильм, а потом читала книгу. Знала про гибель героя, но читая книгу, верила, что Питер Джексон ошибся и прекрасный гондорец выживет… Наивно? Да. Но так желанно…

Здесь поможет поиск причины. Ничего не бывает просто так, даже в книгах. Умер от болезни? Значит, она долго его добивала. Упал на голову кирпич? Значит герой ходил по опасной зоне, где велось строительство. Когда герой, читатель и автор осознают неизбежность кончины, принять будет легче… Хотя кто знает.

                Вы были с нами, миг, и вы ушли…

«Вы были с нами, миг и вы ушли!
 Смерть беспощадна к племени людскому.
Вы по дороге рядом с нами шли, но все отныне будет по-другому».
Все мы не вечные, и приходим в этот мир для определенной цели. Выполняем и снова уходим. Так и герои книги или фанфиков. Осознав истину, возможно увидеть смерть не мрачной и безысходной, а светлой и грустной.

«Он стоял, прижав руку к сердцу. Над ним раскинулось небо, синее, как глаза его матери. Пусть ее уже не было здесь, знал: она рядом. Оберегает свыше, после того, как своей смертью подарила ему жизнь».
Жизнь, как известно, продолжается, а смерть ее часть. Поплачьте над усопшим, затем, вытрите глаза, взбодритесь и продолжайте написание произведения. Больше вам вдохновения и пользы от вышеприведенных советов.