Эдгар Алвин Пейн, Эвкалипт

Марина Лебедь
Эдгар Алвин Пейн, Эвкалипт


Эдгар Алвин Пейн ( 1883 -  1947)  американский  художник,  теоретик живописи, автор книг, объясняющих приемы пейзажной живописи.

   Теорию живописи Эдгар Пейн успешно применял на практике.  Его картины интересно рассматривать именно в этом ключе - как  практическое воплощёние теории пейзажа.

    Картина "Эвкалипт" демонстрирует умение показать перспективу не только геометрически, последовательным уменьшением размеров удаленных предметов, но и другими способами. Передний план работы представлен насыщенными, преимущественно тёплыми, яркими  или достаточно темными цветами. По мере удаления к горизонту  палитра сдвигается к более холодной, светлой, менее яркой гамме. Диапазон палитры цветов широкий - от  темных, чёрно-синих теней эвкалиптов переднего плана к еле видимым, очень светлым силуэтам гор и почти белым  небом над ними.  Это также подчеркивает перспективу. Зритель почти осязаемо чувствует протяженность пространства, величину эвкалиптовой рощи,  высоту холмов.

  Эдгар  Пейн изобразил эвкалипты  с обрезанными верхушками, будто они не вмещаются в формат картины. Этим он подчеркнул их исполинский размер. Ведь  в природе эвкалипты, самые высокие цветковые растения в мире,  достигают высоты более ста метров. 

   Листья эвкалипта  сине-зеленого цвета и именно эту особенность Алвин Пейн сделал изюминкой работы.  Тень листьев переднего плана он изобразил темно голубым,  эвкалипты среднего плана и   эвкалиптовая  роща заднего плана написаны  приглушёнными, светлыми оттенками синей гаммы.

   Обилие  холодного  цвета не делает пейзаж  унылым. Художнику  удалось передать лучезарное настроение  начала летнего дня.  Лучи утреннего солнца играют в листве  кроны эвкалиптов. Золотые солнечные блики везде - на  листве эвкалиптов, на траве и даже на склонах  холмов.
Наряду с голубым на картине много  сочного зелёного цвета, особенно яркого там, где его освещает солнце. 
Покрытая растительностью поверхность земли играет  сверкающим цветом. Именно она, золотисто-коричневая, жёлтая, зелёная,  охристая - задаёт бодрый,  праздничный тон всей картине.

     Картина "Эвкалипт", воплощая принципы  "правильной" пейзажной живописи,  интересна в познавательном смысле, но, главное,  она доставляет эстетическое удовольствие, чувство сопричастности празднику природы.