Деревянная книга 5

Юрий Курский
Белка

Рыжая белка в осеннем лесу
Пушистым хвостом шевелила листву .
Искала орехи она и грибы ,
Мало осталось деньков до зимы .
 Есть в старом клёне над веткой дупло ,
Маленький ждёт там бельчонок её .
Белка орешков в дупло принесла ,
Два сама съела , а три отдала .
И побежала в орешник опять ,
Надо до снега побольше собрать .

В тени вяза

         Летом я с мамой гостил у бабушки в деревне . Мне было двенадцать лет , я закончил пятый класс . Июнь выдался жаркий , засушливый , земля потрескалась без дождей . Мама просила меня носить воду из колодца во двор и выливать в большую бочку  - вода нужна для вечернего полива . А сама с бабушкой Машей окучивала картошку на огороде .
         Колодец находится под небольшой , но крутой горкой и нелегко подниматься вверх с вёдрами , хоть они и небольшие  - четырёхлитровые . Сходив к колодцу несколько раз , я устал и сел на небольшое бревно на краю двора , в тени высокого дерева . Оно толстое , в два обхвата , от его могучего ствола расходятся в разные стороны ветви . Широкая крона закрывает половину двора от солнечных лучей . Ко мне подошла бабушка и присела рядом .
- Отдохни  , унучик  , - сказала она и погладила шершавой ладонью мои мокрые от пота волосы . Я спросил :
- Сколько лет этому дереву ?
- При отце моём Иване этот вяз был уже выше  дома , - рассказывала бабушка .  - Наверно его посадил мой дед Андрей . Я  , бывало , маленькая , сидела с ним тут , и он рассказывал сказки . Приносил орешки из леса и говорил , что белочка  мне передала . И отец мой , твой прадед Иван , любил присесть   тут . Придёт с работы усталый , рубаха потемнела от пота , отдохнёт в холодке , остынет . Помню , он уходил на войну , сел под этим вязом  , покурил на дорожку , поцеловал меня и маму , и ушёл . Живой вернулся . Муж мой покойный ,  твой дед Василий , тоже сидел здесь . Мастерит что - нибудь , а когда уморится , отдохнёт в тенёчке и снова  за работу . И мама твоя  , когда маленькая была , играла с сестрой под этим деревом . Ну , посидела с тобой , пойду обед готовить , - поднимаясь проговорила бабушка .
          Она ушла , а я посидел ещё немного в тени  вяза . Взял вёдра и с новыми силами стал носить воду .

Прадед

В село вернулся он седым ,
Хоть по годам был молодым .
На костылях пришёл с войны ,
С медалями , но без ноги .
Одной рукой жену обнял ,
Костыль его в траву упал .
Навзрыд заплакала жена ,
Ведь всю войну его ждала .
А он детей стал целовать ,
Не в силах слёз своих сдержать  .
Потом солдат им рассказал ,
Как он на фронте воевал .
Что пулемётчиком он был ,
Фашистов много положил .
Как около снаряд упал
И он  сознанье потерял .
Что в госпитале он лежал ,
На костыли недавно встал .
И наконец , пришёл домой ,
Хоть без ноги , но ведь живой .

Озеро

         Летним днём я с папой гулял по новому городскому району , где мы живём . Ходили по широким улицам , между высоких домов и вышли к оврагу , в котором было небольшое озеро . На его  берегах , заросших камышом , сидели несколько рыбаков с удочками . Мы видели , как они вытаскивали из воды маленьких рыбёшек  , величиной с палец .
         Папа рассказал мне , что тридцать лет назад , в этом месте , на окраине города , не было ни одного многоэтажного дома . Здесь находилось пастбище , росли травы и цветы . Пастухи пригоняли сюда стадо коров  на водопой из ближнего села . Озеро было  шире и глубже , в нём купались ребята , плавали гуси и утки . Рыбаки ловили крупных карасей и линей .  Днём над озером летал коршун , а ночью сова . Потом здесь стали строить высотные дома и возник новый  городской район . А озеро с каждым годом мелело и суживалось .
        Теперь в этом месте много многоэтажных домов , в них живут тясячи людей . Сделаны десятки дорог и по ним ездит множество машин . Построены  школы  и  супермаркеты , автостоянки и банки . Но людям всё же хочется подойти к озеру и посидеть на его берегу . Забросить удочку и поймать рыбёшку ,  хотя бы с мизинец .

Князь Всеволод
                По мотивам произведения « Слово о  полку Игореве» .

Очень много лет назад –
На горе стоял Курск -  град .
Под горой текла река ,
Она была не широка .
Прискакал на речку Кур –
Храбрый Всеволод  буй -  тур .
Слез  с коня , воды испил ,
И народу огласил :
« Приготовтесь , кмети , к бою ,
Рыщут половцы по полю  ,
От набегов стонет Русь –
До поганых доберусь .
И других князей мы звали ,
Но они нам отказали .
С  Игорем решил  я , братом , -
Половцев рубить булатом .
Так седлайте вы коней ,
Собирайтесь поскорей» .
И продолжил курский князь :
« Не ударим лицом в грязь .
Не раз ходили вы в поход .
Куряне – опытный народ .
Не уйдёт от вас злой враг ,
Ведом вам любой овраг .
Знаете и все пути
От вас поганым не уйти .
Под шлемами взлелеяны
Выросли вы смелыми .
Вскормлены с конца копья , -
Удальцы вы у меня !
Наготове луки ,
Сильны ваши руки .
Вы в боях закалены ,
Князю своему верны» .
И пошёл в дальний поход
Курский боевой народ .
Далеко уж отчий дом ,
Степь ковыльная кругом .
В небе кружатся орлы ,
Лисицы брешут на щиты .
К Дону Всеволод ведёт ,
Его Игорь с войском ждёт .
Вскоре встретились два брата
И пошли на супостата .
Вышли как из -  под земли
Половецкие полки .
Вокруг русских – копий лес ,
У поганых перевес .
« Пусть погибнем все  в бою ,
Сбережём мы честь свою» .
Буй -  тур Всеволод сказал ,
И вперёд он поскакал  .
Князь наш на реке Каяле
Порубил врагов не  мало .
Всеволод был храбр и смел ,
Не боялся  острых стрел .
Его окружили десятки врагов ,
Как будто набросилась стая волков .
Стойко куряне сражались в бою ,
Бились два дня в половецком краю .
А на третий день , к полудню –
Пали русские хоругви .
Мёртвые кмети лежали в степи ,
Врагов погубили и сами слегли .
И вода в реке Каяле
После боя стала алой .
Никнет в жалости трава ,
Боль не выскажут слова .

Кмети - воины


Конец .