Из сборников афоризмов
Не место может украсить добродетель, но добродетель место.
Копающий яму под ближним своим - упадёт в неё.
Лучшее малое имущество, добытое правдой, чем богатство - без правды.
Рана от верного друга достойнее, чем поцелуй врага.
Лучше овощная пища, предложенная с любовью и расположением, чем телёнок - с враждой
Муж обличающий лучше льстящего.
Всем угождать - зло.
Богатым все люди друзья.
Того считай другом, кто любит тебя, а не тех, что вокруг тебя.
Кто хочет другими управлять, пусть сначала научится владеть собой.
Принимающему большую власть подобает большой ум иметь.
Кто многим страшен, тот будет многих бояться.
Завидуй не тому, кто большой власти добился, а тому, кто хорошо с похвалой покинул её.
Дурно и огорчительно, когда злые над добрыми властвуют, а глупые над умными.
Опасно дать беснующемуся острый нож, а коварному - власть и могущество.
Безумная власть бывает причиной зла.
Не богатый благоразумен, а тот, кто богатства не требует.
Большое богатство глупым детям не приносит пользы.
Лучше, в худые одежды одеваясь, радоваться, чем в дорогих - печалиться.
Уча - учи поступками, а не словами.
Не следует сыпать жемчуг перед свиньями.
Не ищи ни от рыб голоса, ни от ненаученного доброго дела.
Ученье имеет корень горький, а плод сладкий.
Ни больного не может излечить золотая кровать, ни глупому не на пользу слава и богатство.
Злой конь уздой воздержится, а быстрый гнев умом обуздается.
Кроткое слово укрощает гнев.
Ни быстро упущенной птицы не можешь опять поймать, ни слова, вылетевшего из уст, не можешь вернуть.
Не разузнав земного, рассуждаешь о небесном.
Как моль вредит одежде и червь дереву, так печаль - сердцу мужа.
Из одних уст выходит благословение и проклятие.
Лучше ногами споткнуться, чем языком.
Следует дважды слушать, а один раз сказать.
Ум - большое богатство для человека.
Желая жениться, расспроси соседей, а потом женись.
В каждом доме есть один раб - сам хозяин.
Лучше молчать, чем зло говорить.
Или не делай тайны, или, задумав её, знай её только сам.
Лучше ум копить, чем богатство лукавое.
Держись со всеми как равный, если в жизни ты и выше.
Печаль рождает людям болезнь.
Рассуждать умеют многие, а понимать - не все.
Мечь ранит тело, а злое слово - ум.
Много выпитого вина мало даёт понимать.
Нет никакого имущества дороже другого.
Не радуйся, видя других в беде.
Отец тот, кто вскормит, а не тот, кто родит.
Человеческому уму время - учитель.
Много друзей при хорошей жизни, а не в несчастье.
Легче утешать, чем самому терпеть страдание.
Бывает иной раз смолчать лучше, чем сказать.
Богатого все считают мудрым.
Получив добро, помни, а сделав - забудь.
Приятно на море издали смотреть.
Сторонись похвалы, стыдись же укора.
Щади свой (беспоставный язык: часто он выдаёт то, что следует хранить в тайне.
Мечь губит многих, но не столько, сколько злой язык.
Лучше в дырявой лодке плыть, чем злой жене сказать тайну: ведь та только тело потопит, а эта всю жизнь погубит.
Мутный ум не родит ясного слова.
Пчела на звон летит, а мудрый на полезные речи спешит.
Ленивый хуже больного: ведь больной, если лежит, то не ест, а ленивый и лежит и ест.
Острота оружия - на его конце, острота же ума - в голове.
Конец каждого дела обдумай перед началом.
Давай телу лишь столько, сколько оно требует, а несколько захочет.
Мать зла - лень.
Тогда суд бедным нравится, когда судья бедным не обогащается.
Заткнутый сосуд и молчаливый человек - неизвестно, что в них есть.
Ни волк волка, ни змея змею не губит, а человек человека погубит.
Рысь пестра извне, а лукавые люди - изнутри.
Пьяный хуже больного: этот ведь на новый месяц бесится, а тот по своей воле каждый день бесится.
Суетный раньше времени состарится, а во всякое время мучится.
Кто красив и глуп, тот похож на изголовье, поволокой покрытое, а соломой набитое.
Муж книжный, но без хорошего ума - как слепой. Муж мудрый не книжный подобен забору без опор.
Мир держится до рати, а рать - до мира.
Не место украшает человека, а человек место.
Когда бог хочет наказать человека, то лишает его разума.
Лучше на родине костями лечь, чем на чужбине быть в почёте.
Один камень много горшков перебьёт.
Притчею говорят книги: не осталось камня на камне.
Не поморив пчел, меду не есть.
Война без мёртвых не бывает.
Лучшая добрая война, чем худой мир.
Где закон, там и обид много.
Не в силе бог, а в правде.
Менандр (342 – ок.290гг.до н.э.)
Мы за такого голос подать должны
Оратора, чья речь сильна не злобою.
Но поддельной честностью пропитана.
Катон Старший (234 – 149 гг. до н.э.)
Знай предмет – слова придут.
Цицерон ( 106 – 43 гг. до н.э.)
Из трактата «Об ораторе»
Там, где свидетельствуют факты, к чему слова?
Ораторское искусство немыслимо, если оратор не овладел в совершенстве предметом, о котором хочет говорить.
… перестанем недоумевать, почему и отчего так мало людей красноречивых: мы видим, что красноречие состоит из совокупности таких предметов, из которых каждый в отдельности бесконечно труден для разработки…
По крайней мере моё мнение таково, что нельзя стать оратором, достойным похвалы, не изучив всех предметов и наук. Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное её выражение представляется пустой…
Я не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, направлять их волю, куда хочешь, и отвращать её, откуда хочешь; именно это искусство у всех свободных народов и, главным образом, в мирных и спокойных государствах пользовалось во все времена особенным почётом и силой.
В самом деле, можно ли не восхищаться, когда из бесчисленного множества людей выступает человек, который один или в числе немногих умеет осуществлять на деле то, что таится во всех лишь в виде врождённой способности? И что так приятно действует на ум и слух, как изящно отделанная речь, блистающая мудрыми мыслями и полными важности словами? Или что производит такое могущественное и возвышенное впечатление, как когда страсти народа, сомнения судей, непреклонность сената покоряются речи одного человека? Далее, что так царственно, благородно, великодушно, как подавать помощь прибегающим, ободрять сокрушённых, спасать от гибели, избавлять от опасностей, удерживать людей в среде их сограждан? С другой стороны, что так необходимо, как иметь всегда в руках оружие, благодаря которому можно то охранять свою честь, то угрожать бесчестным, то мстить за нанесённую обиду? Но даже помимо этого, даже на покое, вдали от форума с его судейскими скамьями, трибунами, курией, - что может быть отраднее и свойственнее человеческой природе, чем остроумная и просвещённая беседа? Ведь в том-то и заключается наше главное преимущество перед дикими зверями, что мы можем говорить друг с другом и выражать свои ощущения словом. Как же этим не восхищаться и как не употребить все силы, чтобы превзойти всех людей в том, в чём все люди превзошли зверей? Но даже этого мало. Какая другая сила могла собрать рассеянных людей в одно место или переменить их дикий и грубый образ жизни на этот человеческий и гражданский быт, или установить в новосозданных государствах законы, суды и права? Чтобы не громоздить примеры до бесконечности, я выражу свою мысль в немногих словах; истинный оратор, говорю я, своим влиянием и мудростью не только себе снискает почёт, но и множеству граждан, да и всему государству в целом приносит счастье и благополучие. Поэтому продолжайте, молодые люди, идти намеченным путём и прилагайте старание к изучению избранного вами предмета себе во славу, друзьям на пользу и государству во благо…
Кому… неизвестно, что высшая сила оратора – в том, чтобы воспламенять сердца людей гневом, или ненавистью, или скорбью, а от этих порывов вновь обращать к кротости и жалости? Но достичь этого красноречием может только тот, кто глубоко познал человеческую природу, человеческую душу и причины, заставляющие её вспыхивать и успокаиваться. Между тем, вся эта область считается достоянием философов. И мой совет оратору – против этого не спорить; он уступит им познание предмета, потому что они его избрали для себя исключительной целью, но оставит себе разработку речи, хоть она без этого научного содержания и пуста, ибо, повторяю ещё раз, именно речь внушительная, пышная, отвечающая и чувствам, и мыслям слушателей, составляет неотъемлемое достояние оратора…
Конечно, если по ходу речи понадобятся так называемые общие места, что случается очень часто, и придётся говорить о бессмертных богах, о благочестии, о согласии, о дружбе, об общечеловеческом нраве, о справедливости, об умеренности, о величии души и вообще о людях добродетельных, то все гимнасии, все училища философов, чего доброго, поднимут крик, что всё это их собственность, что ни до чего тут оратору нет дела. Ну что же, я не возражаю, пусть и они по своим углам толкуют об этих предметах ради препровождения времени, но зато уж оратору никак нельзя отказать в том преимуществе, что те же самые философские вопросы, о которых философы разглагольствуют бессильно и бледно, он умеет поставить и обсудить со всей возможной выразительностью и приятностью