Ча

Андрей Беклимешев
       Начну с того, что я очень люблю в свободное время побродить по незнакомым местам и делать для себя интересные открытия. Так, однажды, я ходил по лесу собирая грибы, когда вдруг наткнулся на неожиданную находку - большой замшелый от времени плоский камень с выбитыми на нём непонятными мне иероглифами. С этого всё и началось...
       Точнее - всё началось гораздо раньше, ещё когда я несколько десятков лет назад увидел в городском парке древнее изваяние каменной черепахи. Этот археологический памятник непонятным образом очаровал меня и надолго запомнился. Должен сказать, что тогда, в восьмидесятых годах прошлого века я был молодым человеком, мысли которого были заняты гораздо более прозаическими вопросами, чем исторические изыскания в области краеведения, но...
       Шло время, но всё же я иногда возвращался к мыслям об этой каменной скульптуре, стоящей в парке. Никто из моего окружения подобными вещами не интересовался, поэтому узнать что-либо об истории каменного изваяния не доводилось до тех пор, пока в мои руки случайно не попала интереснейшая книжка. Книга эта называлась "Хрестоматия по истории Дальнего востока", прочитанная мною  с большим интересом. Именно в этой книге я впервые увидел сведения об удивительной судьбе каменной черепахи, стоявшей в парке Уссурийска. С этого момента я, уже целенаправленно стал разыскивать и читать всё, что было связано с данным историческим периодом Приморского края. В списке прочитанных книг оказались книги А.П. Окладникова"Далёкое прошлое Приморья и Приамурья", книга "По Уссурийскому краю" В.К.Арсеньева и книги других авторов...
       Так вот, находясь под впечатлением историй о Бохайском царстве, империи Кидани и сменившей их империи Чжурчжэней, я брёл по лесу собирая грибы близ села Корсаковка. Места были мне хорошо знакомы, ведь я даже когда-то жил в этом селе, поэтому много лет подряд собирал грибы в этом придорожном лесу, сплошь укрывшем пологий склон зарослями маньчжурского дуба. Лето уже закончилось, но осень не спешила вступать в свои права, поэтому сумрак под густым лесным пологом дышал влажным ароматом прелых листьев и был наполнен жужжанием вездесущих комаров. Много раз прежде я проходил здесь, недалеко от просвета на опушке, но только сейчас заметил нечто странное и необычное... Это был заросший зелёным мхом старый, стоявший вертикально, плоский камень высотой в локоть. Сквозь разросшуюся бахрому зелёного  влажного мха проступали странные символы, размером с мою ладонь, каждый. Я подошёл ближе и присмотрелся внимательнее - это были иероглифы. Воображение сразу же отправило меня в мир Бохайского царства(а может и в период Чжурчженей), ведь именно они пользовались иероглифами и жили на этой земле очень - очень давно... Неужели я случайно наткнулся на древний артефакт? Сердце возбуждённо стучало в груди, фантазия рисовала удивительные картины прошлого, в сознании рождались всевозможные догадки. Торопливо достав из кармана своей походной куртки цифровой фотоаппарат-мыльницу я сделал несколько снимков... Совешенно потеряв интерес к собиранию грибов я заторопился домой - поскорее сообщить знакомым и близким о своём открытиии. Мой двухколёсный друг, скутер СУЗУКИ ЛЭТС, ожидал меня на краю лесной опушки, возле дороги. Тридцать километров по асфальтированному шоссе я проехал с мыслями об увиденном мною в лесу.
           Приехав домой я первым делом сообщил всем знакомым о своей находке. Каждому встречному знакомому человеку радостно рассказывал об удивительном открытии. Однако... большинству из них это оказалось совершенно не интересно, они были настолько заняты своими житейскими делами, что лишь отмахивались от меня, как от назойливой мухи... Встреченный знакомый по работе иронично заметил, что ему интересно читать лишь надписи на купюрах... Выставленная в социальной сети фотография и заметка к ней - никаких толковых отзывов в ближайшие недели не вызвала у пользователей. Один мой товарищ, хорошо владеющий компьютером, вызвался попробовать сделать перевод с помощью специальной программы, делающей перевод по фотографии. Вскоре он сообщил мне, что иероглифы на камне - китайские, однако перевести удалось только один (первый иероглиф). Он переводился как слово "Чжан", что означает дословно "рука-палка-комната" или "человек уважаемый, котрый держит в кулаке всех кто с ним рядом живёт"... Больше ничего узнать не удалось.
          Долгое время я размышлял, куда обратиться за ответом на свои вопросы. Мой выбор пал на Центр Корейской культуры города. В помпезно обставленном вестибюле, с огромной люстрой под потолком , свисающей с высоты второго этажа перед парадной лестницей, миловидная девушка-администратор выглядывала из-за массивного стола, вырезанного из дерева и изображавшего возлежавшую фигуру, очевидно некого восточного божества. В фойе, по бокам от стола, поодаль стояли два вырезанных их дерева массивных кресла - более похожих на трон средневекового восточного правителя, создавая атмосферу некого царственного величия. Всё подчёркивало серьёзность и монументальность учреждения.
          Выслушав меня, администратор мило улыбнулась и куда-то позвонила, вполголоса переговорив с кем-то невидимым на другом конце провода, после чего отправила меня на второй этаж. Там , едва я поднялся по парадной лестнице с широкими перилами, меня встретил представительный мужчина -кореец средних лет. Спортивного телосложения, энергичный, он терпеливо и внимательно выслушав меня - предложил пройти в "такой-то" кабинет вдоль по коридору. Очевидно он успел позвонить по мобильному телефону , пока я шёл туда, поскольку дверь кабинета распахнулась едва я приблизился к ней. Навстречу мне вышла элегантная женщина -кореянка. Приветливо улыбаясь она представилась и выслушала меня. Когда я закончил свою эмоциональную и сбивчивую речь о находке, надежде найти информацию или заинтересованных людей, женщина сказала мне несколько фраз. Она сообщила , что данный центр является спортивно-досуговым по своей направленности, поэтому краеведческими изысканиями не занимается. Однако мои координаты они непременно передадут обществу краеведов, которые со мной непременно свяжутся. На этом и расстались...
        ...Ответ пришёл неожиданно, оттуда - откуда не ждал! Ответ пришёл из Германии. В далёком городе Вайден одна из моих давних знакомых,уехавшая много лет назад, прочитала в социальной сети мою заметку с фотографией камня. Связавшись через интернет  со своим давним другом, который оказался археологом, она получила для меня консультацию. Ответ археолога гласил, что я набрёл в лесу на заброшенное кладбище, которое принадлежало бывшему поселению, депортированных из приморья в 1939 году, корейских переселенцев. Относится кладбище к периоду конца 19 , середины 20 века. Исторической ценности не имеет. Камень, найденный мною, известен археологам и является надгробием могилы Ча. Имя, по обычаям , было дано при погребении. При жизни могло быть и другим... Данная надпись является слоговым письмом, с использованием китайских иероглифов, за неимением у корейцев своего алфавита на то время. Поэтому-то и не удавалось перевести надпись через компьютерную программу, очевидно.
        Прошло уже несколько лет с тех пор, как произошла эта история. Я часто бываю в лесу. Иногда сворачиваю со своих обычных маршрутов и возвращаюсь вновь к тому месту,где несколько лет назад собирал грибы и наткнулся на странный камень, с выбитыми на нём иероглифами. Молча стою, смотрю и размышляю. Потом, так же молча, ухожу и уезжаю домой. И дело не в камне, не в загадочном Ча. Мне грустно оттого, что я вспомнил, как сказал один из моих знакомых, вокруг так много людей которым интересно читать лишь надписи на купюрах...