Вне взаимности I

Сергей Смицких
      Мирная жизнь - это сладкая сказка, которую каждый пишет сразу набело, горько расплачиваясь за ошибки и помарки.

            Вместо предисловия

        1. Шкатулочка

      - Здравствуйте, Лена!
      - Здравствуй, Арида! Как удачно, что зашла к нам! - Этими словами встретила секретарша кафедры математического анализа молодую представительницу администрации. - Для тебя оставили подарок.
      Елена, хитро улыбаясь, вручила вошедшей тонкую резную шкатулочку, перевязанную белой ленточкой. Из-под ленточки виднелся листок с надписью: "Ариде Икс, лично в руки".
      - Что там? - спросила девушка.
      - Мне запретили открывать.
      - И женское любопытство не взбунтовалось?
      - Сказали: открывать можно только один раз.
      - А кто передал?
      - Какой-то незнакомый молодой человек зашёл сюда, поздоровался и оставил шкатулку. Я ему говорю: "Отнесите в первый корпус на второй этаж, в кабинет профкома, что в середине коридора - она там работает". А он мне: "Извините, спешу на поезд. Выручайте! Пожалуйста!"
      - Лена, скажи хоть, как он выглядит!
      - Не красавец, но не будь я замужем, обратила бы на него внимание. Только ты моему Вите не говори, вдруг изревнуется. - И Лена весело засмеялась.
      Арида развязала бантик и открыла крышку шкатулки. Из-под неё выпорхнул белый шарик. Он быстро поднялся вверх и, долетев до потолка, стал почти незаметным на его фоне.
      - Смотри, там ещё что-то есть, - сказала секретарша, заглядывая в шкатулку.
      Арида извлекла матовый конверт, а из него - открытку, сложенную в форме книжки. Развернув, девушка ахнула: с правого разворота на неё задумчиво смотрела молодая эффектная барышня в фиолетовом кимоно, переливающемся золотистыми и серебряными искорками. Её пышная причёска с ниспадающими извилистыми локонами была закреплена вверху тремя палочками.
      - Где достала такое шикарное платье? - завистливо воскликнула секретарша.
      - Вы о чём? - не поняла Арида.
      - А причёску-то накрутила! - добавила Лена. - Познакомь, что ли, с парикмахером.
      - У меня обычная, - ответила Арида, трогая свои завитушки.
      - Это сейчас. А когда фотографу позировала... - не унималась Лена. - Или художнику?
      - Хотите сказать, что это я на картинке?
      - Нет. Донна Литта без младенца. А то кто же?
      - И правда, она на меня чем-то похожа.
      - Ну, ты даёшь, мать! Себя не узнать. Кто же этот счастливчик?
      - Я никому не позировала, и такого платья у меня нет, - вздохнула девушка, слегка приврав.
      Тут она обратила внимание на левый разворот открытки. Сквозь полупрозрачный листок, приклеенный к нему уголками, едва просвечивали какие-то буквы. Арида оторвала два уголка, отвернула листок и прочитала:

    Что пожелать Вам в день pождения?
    Побольше счастья и везения,
    Таинственные озарения,
        Искать, надеяться, любить,
        Опять всё чувствующей быть.
    Аpида, пользуясь пpедлогом,
    Добавлю здесь совсем немного:
    Шагая по земным доpогам,
        Сумей постичь огpомный свет.
        И знай: тебя прекрасней нет!

      Сквозь открытую дверь из коридора донеслись приближающиеся грузные шаги. Вошёл заведующий кафедрой.
      - Здравствуйте, дамы! - поздоровался он.
      - Здравствуйте, Пётр Петрович! - хором ответили собеседницы.
      - Арида, какими судьбами к нам? Скучаете по факультету?
      - Я хотела узнать, не появятся ли во втором семестре практические занятия с почасовой оплатой.
      - Увы, нет. Оба аспиранта должны отработать педагогическую практику и заберут все нагрузки. Вот в следующем учебном году наверняка будут возможности.
      - Жаль. Тогда до свидания, - произнесла гостья и упорхнула, склонив голову, чтобы никто не заметил предательский румянец на её щеках.


            Главка I, семинарская

        2. Мартовский семинар

      Минуло три месяца. Шарик блуждал под потолком во время проветриваний, тяготея к углу у двери. Ничто иное не напоминало о таинственном дарителе.

      . * . * . * .

      - Здравствуйте, Лена!
      - Здравствуй, Арида! Удачно зашла. Сейчас все уйдут на семинар, а мы попьём чаю и...
      - Не попьём. Пётр Петрович меня тоже пригласил.
      - Тогда проходи в соседнюю аудиторию...

      Арида села за дальний стол и осмотрела сидящих впереди. Всех она видела и раньше, кроме одного молодого человека в строгом сером костюме.
      Вошёл заведующий кафедрой, прошёл к столу у доски и объявил: "Сначала мы послушаем нашего гостя из Москвы, Сергея Соколова, аспиранта Марка Алексанровича. Он расскажет о работе, которую хочет опубликовать в нашем новом межвузовском сборнике".
      Юноша в сером встал, подошёл к доске, слегка поклонился аудитории и начал изъясняться на сложном языке специфических терминов. Арида мало понимала и только разглядывала москвича. Брюнет немного выше среднего роста со слегка одутловатым лицом держался свободно, не был уродом и не был красавцем. Мог ли он оказаться автором портрета и стихотворения? Женская интуиция молчала...
      После окончания семинара Пётр Петрович познакомил гостя с некоторыми из присутствующих: "Это аспиранты Николай и Сергей, это ассистентки Светлана и Таньяна, наши прошлогодние выпускницы, а это Арида - тоже выпускница". Москвич всем кивал и говорил: "Очень приятно". Его взгляд задержался на Ариде дольше, чем на остальных. Потом профессор и гость куда-то ушли. Арида тоже удалилась.
      На следующий день она нашла повод посетить второй корпус и встретила секретаршу Лену в коридоре. После традиционного приветствия Арида прямо спросила: "Лена, скажи, это ваш вчерашний гость принёс в декабре шкатулку?"
      - Какой? Я посторонних никого не видела.
      Арида попыталась описать внешность незнакомца, но у собеседницы не возникли никакие ассоциации. В конце разговора Лена сказала: "Советую набраться терпения, мужчина должен сам себя проявить, раньше или позже".


        3. Майский семинар

      Минуло ещё два месяца. Шарик уже не перекатывался под потолком, а от порывов и завихрений воздуха отскакивал и летал ниже. Однажды Лена поймала его, поднявшись по приставной лестнице, и вручила Ариде.
      После этого таинственный даритель начал забываться.

      . * . * . * .

      - Здравствуйте, Лена!
      - Здравствуй, Арида! Снова шеф пригласил?
      - Нет, я сама заинтересовалась.
      - Тогда скорее проходи в аудиторию, там уже все собрались.
      - Какое на тебе шикарное платье! - восхищённо добавила она, когда Арида повесила в шкаф свой плащ.
      Длинное платье из фиолетового бархата изящно подчёркивало фигуру девушки.
      - Разве впервые видите? Я его давно ношу, - слегка слукавила представительница профкома, не добавив, что одевает очень редко.
      Арида заглянула в открытую дверь аудитории. Почти все места были заняты. Только в ближнем углу оставался один свободный стул. Она вошла, прикрыв за собой дверь, уселась и стала слушать вступительные слова профессора.
      - ...Сейчас Николай поведает нам о новых критериях устойчивости движения тел.
      Знакомый приземистый аспирант подошёл к доске и взял в руки мел. В это время дверь тихо открылась, и появился молодой человек в очках с оправой телесного цвета. В руках он держал стул, на котором лежал плоский портфель. Незнакомец быстро огляделся и направился к Ариде, не забыв прикрыть дверь.
      - Здравствуйте! Не помешаю, если расположусь рядом? - шёпотом спросил незнакомец.
      - Нет, пожалуйста! - тоже едва слышно ответила девушка.
      - Спасибо. - Опоздавший поставил стул рядом с ней, прислонил портфель к спинке, сел, и, чуть наклонившись к ушку Ариды, с улыбкой тихо, но выразительно продекламировал:

    Бобёр спросил: "Не помешал?"
    Лиса в ответ: "Ах, что вы, друг, напротив!"
    и села в кресло мягкое напротив,
    и ложечкою чай он помешал.

      - Сочиняете стихи? - встрепенулась Арида, приглядываясь к соседу.
      - Ой, что вы? Это из каламбуров Минаева, поэта прошлого века.
      Слегка смутившийся незнакомец повернул голову в сторону доски, прерывая едва начавшийся разговор, и стал слушать докладчика. Черноволосый, среднего роста, с худощавым смугловатым лицом, он был явно "не в её вкусе", как сказали бы знатоки. Встретив такого на улице, она бы не обратила на него внимание, возможно, даже не заметила.
      Доклад закончился, профессор предложил высказываться.
      - Разрешите мне, - поднялся опоздавший, поправляя пиджак ручной вязки.
      - Коллеги, это наш гость из Воронежа, Эдмон Марчек, прямо с поезда. Он заканчивает работу над диссертацией, - пояснил шеф. - Пожалуйста, говорите.
      - Очень удачный выбор темы, - начал Эдмон, - востребованный в астрономии и физике. Менее, чем за год найдено талантливое решение проблемы устойчивости с учётом производных второго порядка. Предстоит найти аналогичные решения для производных более высоких степеней - и тема будет исчерпана...
      После обсуждения работы Николая заведующий кафедрой сказал: "А теперь представьте, что мы - аттестационная комиссия, ВАК. Сейчас Эдмон в незнакомой обстановке будет отстаивать свою диссертацию и полученные результаты. Пожалуйста, у Вас десять минут на доклад".
      Эдмон вышел к доске и вполоборота к слушателям начал почти наизусть читать реферат диссертации, при этом вытирая доску. На таком расстоянии он произвёл на Ариду более благоприятное впечатление подтянутостью и стройностью, почти военной выправкой. Закончив тереть доску, докладчик повернулся лицом к профессору и продолжил рассказ, но тот его перебил: "Не на меня смотрите, меня вы знаете. Найдите неудобный для себя объект в аудитории и постарайтесь всё убедительно рассказать ему, следя за реакцией. Арида не подойдёт - вы уже с ней познакомились. Вот, обратите внимание на Свету, нет, лучше на Татьяну. Продолжайте".
      Пётр Петрович широко улыбнулся своей шутке, сочная ассистентка Татьяна зарделась, а гость стал говорить, поглядывая на неё, но уже менее спокойно. Потом посыпались вопросы, требования пояснений. Эдмон, взяв два мелка, быстро рисовал пары векторов, формулы, кривые... При этом каждая рука двигалась как бы сама по себе, но на доске получались слаженные чёткие изображения.
      Прозвенел звонок на перемену.
      - ...Хорошо, я напишу положительный отзыв на реферат, - подвёл итог профессор. - Семинар окончен. Сотрудников кафедры прошу остаться для обсуждения подготовки к летней сессии.
      - Благодарю всех за внимание и помощь! - произнёс Эдмон с поклоном, прижав ладонь к груди, и сразу направился к тому месту, где стоял оставленный им чемоданчик.
      - Как вы научились так ловко рисовать двумя руками? - встретила его восхищённым вопросом Арида.
      - Была бы поставлена цель, а пятнадцать лет учёбы и педпрактика помогут её осуществить, - слегка устало ответил юноша, поднимая с чемоданом стул, чтобы отнести его в коридор на исходное место. - Подскажите, пожалуйста, где можно покушать, не рискуя здоровьем, а то я в городе ориентируюсь, как рыба об лёд.
      - Как это "об лёд"? - удивилась девушка.
      - Стучит, стучит, а никто не откликается, не подскажет, где прорубь.
      Говоря эти слова, Эдмон выпучил глаза и корчил гримасы, изображая рыбу на льду. Лицо у него оказалось очень подвижным. Арида прыснула, едва сдерживая смех.
      - Давайте, я Вам покажу дорогу, а то заблудитесь, как... рыба в пустыне, - весело предложила она. - Это по пути к первому корпусу. Только мне нужно взять плащ с кафедры.
      - А мне - из общей раздевалки. Встречаемся у выхода.


      4. В старом кафе

      - ...Вы впервые в нашем городе? - как бы невзначай спросила Арида своего спутника.
      - Не совсем, - ответил он на ходу. - Я с Петром Петровичем познакомился на первом курсе, когда он ещё преподавал в нашем университете. Прошлым летом выяснилось, что моя единственная статья для центральной печати, написанная три года назад, застряла в длинной очереди на публикацию. Тогда научный руководитель посоветовал обратиться к Петровичу для написания совместной статьи по теме, интересовавшей нас обоих. Встретились с профессором, теперь уже вашим, в МГУ, куда он приехал с деловым визитом. Я показал результаты, он сделал замечания, я внёс исправления, после чего пришлось добраться сюда, и мы ещё вместе целый день в его квартире доделывали статью, в которую он добавил новый раздел; потом он сам отвёз в Москву, в редакцию "Функционального анализа", где публиковался не раз. Надеюсь, что работа выйдет "в свет" до защиты. А посмотреть Ваш город я не успел. Не найдёте ли сегодня время показать мне что-нибудь достопримечательное?
      - Не знаю, - неуверенно ответила девушка. - Может, после работы, часов в пять, если ничто не задержит и не помешает.
      - Буду Вам очень признателен.
      - А в каком месяце Вы к нам приезжали?
      - В июле.
      - Я тогда уехала в отпуск после окончания университета.
      Мечтательное выражение промелькнуло на лице девушки...

      . * . * . * .

      Молодые люди сели за свободный столик у окна.
      - ...Это самое старое кафе в центре, - пояснила Арида.
      Неожиданно Эдмон тихо и проникновенно запел, странно глядя на неё:

    В старом кафе за столом у окна
    Вдруг я увидел тебя.
    С чашечкой кофе стояла одна
    В бархатном платье до пят.
        Дёрнулось пылкое сердце в груди,
        Словно карась на песке,
        Тихо шепнуло: "Скорее уйди,
        Чтоб не иссохнуть в тоске".

      - Это тоже только что сочинил... Минаев? - полусерьёзно спросила девушка.
      - В репертуаре шансонье Джо Дассена есть песня "Кафе три Колумба", - не моргнув, пояснил юноша. - На ту же мелодию есть ещё песня у Мирей Матье, но с другим текстом. А эти слова я услышал от воронежского поэта Владимира, моего знакомого.
      - Так не бывает, - возразила Арида, намекая на своё длинное платье. - Вы меня разыгрываете.
      - Там ещё есть грустный припев, - дополнил Эдмон:

    Это кафе познакомило в бойкий обеденный час,
    Нас познакомило, нас познакомило и разлучить захотело тотчас.

 Будь я даже поэтом, не успел бы всё это сочинить за пять минут дороги сюда, да ещё мило беседуя с Вами. А вспомнить смог.
      Тут он, почему-то стушевавшись, наклонился над тарелкой.

      После обеда двое прошли до треугольной площади, носившей название "Красная". За ней стоял первый корпус университета.
      - Не прощаюсь. В пять часов вечера с лёгким нетерпением буду ждать Вас здесь, на скамеечке у памятника, - сказал Эдмон.

(8.2015)
Продолжение http://proza.ru/2020/04/12/1711