Личный механик Алексея Маресьева

Александр Гусев-Львов
                ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ


ВВЕДЕНИЕ

Мой дедушка, родной брат бабушки Саши - Гурий Тарасович Прасолов (1922), в годы войны был личным механиком легендарного Алексея Петровича Маресьева, когда лётчик летал уже без ног.

Гурий Тарасович родился в Туркмении на ст. Арчман, был призван в армию в 1940 году. Закончил курсы военных механиков, которые размещались в Ленинграде по ул. Красного Курсанта, в здании эвакуированной в Йошкар-Олу Военно-Воздушной Академии.

Гурий Тарасович в середине апреля 1945 года получил отпуск и отправился с передовой домой, к родителям - в Джамбул. Быстро пролетели отпускные деньки, только вот события стали развиваться так стремительно, что всем стало ясно -война заканчивается... и она 9 мая 1945 года, действительно, завершилась сокрушительной победой над фашистской Германией.

Будучи в Ташкенте в начале 50-х у своей сестры Александры Тарасовны Прасоловой,  Гурий Тарасович заметил в шкафу свежую книгу Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". Вынул из шкафа, зачитался и вдруг азартно произнес:

- Шура, так это тот самый лётчик Алексей Петрович Маресьев, с которым я служил в одном полку, он воевал без ног. Я лично обслуживал его самолёт. Только вот в фамилии описка:

- Не Мересьев, а Маресьев...



ГЛАВА 1. Проводы в армию и Великая Отечественная война

В предвоенном 1940 году, в Джамбуле, большая семья провожала 18-летнего Гурия в армию.

Папа Тарас Михевич  и мама Степанида Филофеевна Прасоловы расселись вечером за огромным столом на семейном совете с детьми и многочисленными внуками.

Вдруг, один из внуков, сидящих рядом с Тарасом Григорьевичем решил ложкой отведать блюдо. Тут же получил деревяной ложкой в лоб:

- Ты куда вперёд батьки!

Давая напутствия сыну, Тарас Михеевич сказал:

- Изучай военное искусство, Гурик, настойчиво и прилежно, не подведи нас, время сейчас такое, политическая обстановка сложная, требуются военные профессионалы. Нужно уметь Родину защищать!

-  Я ведь всю жизнь на защите страны, был начальником депо на Турксибе, на станции Арчман.

- А это не только гражданские транспортные перевозки, но и военные артерии страны.

- Приедишь, устроишься, сообщи нам номер части, мы тебе отправим письмо и посылку.

-  Дыньку бухарскую пришлем тебе на день рождения.

Гурия Тарасовича направили на курсы военных авиамехаников в войсковую часть в Ленинград. Учился и жил на ул. Красного Курсанта.

Родители, получив весточку от сына, отправили ему из Джамбула бухарскую дыню по почте. Дошла целая и невредимая, точно к дню рождения.

Готовили на военных курсах основательно. Ровно спустя 9 месяцев Гурий стал военным механиком по ремонту авиационных двигателей и военных самолётов. Курсы закончил с отличием и почти сразу началась Великая Отечественная война.



ГЛАВА 2. Участие в боевых действиях


Помню, что он рассказывал, как, однажды, летчик Алексей Маресьев по тревоге направился к своему самолету, а самолёт еще не был готов. Был обслужен, но ещё не протестирован.

Алексей Маресьев собирался уже сесть в кабину, но Гурий Тарасович сказал:

- Лететь нельзя, самолёт к вылету ещё не готов!

Лётчик полез было в кабину, не слушая своего механика, но Гурию Тарасовичу пришлось... вытащить свой наган.

Механик сказал:

- Полетите на исправном самолёте, - остановил лётчика.

Лишь, как только, все было проверено Гурий Тарасович разрешил Маресьеву сесть в самолёт.

Будучи без ног, во время одного из первых сражений после ампутации ног и сложных тренировок полётов с протезами, Мересьев спасает своего ведомого, а также командира звена истребителей из соседней дивизии, сбив два самолета «Focke-Wulf Fw 190 W;rger», пилотируемых немецкими асами из знаменитой дивизии «Рихтгофен».

Летом 1943 года боевая слава об Алексее Маресьеве разнеслась по всей 15-ой воздушной армии и по всему фронту.

В полк зачастили корреспонденты. В августе 1943 года  в землянке под Орлом произошла встреча с репортёром "Правды" Борисом Полевым, записавшем его рассказ в тетрадь «Дневник полета 3-й эскадрильи».

Из наградного листа по представлению к Ордену Красной Звезды Гурия Тарасовича Прасолова:

Звание - гвардии старший сержант,
Должность, часть - механик авиационый 63 Гвардейского Истребительного Авиационного Виленского орд. Кутузова полка.
Участие в Великой Отечественной войне - с 1.12.1942.
С какого времени в армии - с 1940.
Призван Джамбульским РВК, Казахской ССР.

Гвардии старший сержант Прасолов участвовал в составе полка в должности механика самолета. Участвовал на Северо-Западном,Калиниском, Брянском, 1-м и 2-м Прибалтийских, 3-м Белорусском, 1 Белорусском фронтах.

За обслуживание 115 боевых самолето - вылетов без отказа материальной части гвардии сержант Прасолов был награжден медалью "За боевые заслуги" - приказ 63 ГИАП №02/н от 11.3.1944 г.

Приказ о награждении был подписан командиром 63 Гвардейского Истребительного Авиационного Виленского орд. Кутузова полка Гвардии майором - Горбатюком и начальником штаба - Гвардии подполковником Череповым.

После Правительственной награды "За боевые заслуги" за период боевой работы полка на 3-м Белорусском, 1-2 Прибалтийских и 1-м Белорусском фронтах обслужил 120 боевых самолето-вылетов, не имея при этом ни одного отказа материальной части. За это же время он в группе с другими механиками участвовал в замене двух мотров, в замене всех цилиндров на семи моторах и лично заменил 6 цилиндров, в востановлении одного самолета, поврежденного в воздушных боях, в замене 5 плоскостей,2 моторов, 3 воздушных винтов и лично произвел ряд мелких восстановительных работ.

Весь период пребывания в полку тов. Прасолов показывает образцы в своей работе, а также в дисциплине. являясь примером для остальных.
Материальную часть знает отлично и грамотно ее эксплуатирует.
Самолет, обслуживаемый им всегда содержится  в хорошем состоянии и постоянной боевой готовности.
За отличную работу на материальной части и по восстановлению ее он имеет 6 благодарностей от командования АЭ и полка.

Был награжен Орденом Красной Звезды в 1945 и в 1985 году Орденом Отечественной Войны 2 степени.



ГЛАВА 3. О Маресьеве из повести Бориса Полевого

В конце марта 1942 года во время воздушного боя в районе Чёрного леса Демянского кольца был сбит самолет лётчика-истребителя Алексея Маресьева, и его самолёт терпит крушение в лесу.

Лежащего лётчика на опушке леса, даже обнюхивал медведь, но пилот, притворившись мёртвым, незаметно вытащил пистолет из кармана лётной куртки и выстрелив в зверя, потерял сознание.

Очнувшись, он понял, что у него сильно повреждены ноги. Оказавшись один в зимнем лесу вдали от расположения Красной Армии, Алексей Маресьев решает пробираться к своим.

Каждый шаг давался ему ценой неимоверных усилий. Когда ноги окончательно отказывались подчиняться ему, он полз на четвереньках, а когда не мог больше ползти — перекатывался.

18 дней Маресьев пробирался по заснеженному лесу, пока случайно не оказался обнаруженным жителями сожжённой эсэсовцами деревни Плавни, которые скрылись от расправы в лесу.

Жители деревни некоторое время ухаживали за больным и переправили его на Большую Землю.

В госпитале Маресьеву ампутировали ступни ног — будучи совсем молодым человеком, он становится инвалидом.

В палате с Маресьевым лежит серьёзно раненый полковой комиссар Воробьёв — но он не упал духом. Своим оптимизмом он поддерживал всех, кто оказался в госпитальной палате. Воробьёв восхищён мужеством Николая Островского, который, будучи парализованным, написал книгу «Как закалялась сталь».

Своей силой духа Воробьёв помог Маресьеву поверить в то, что и без ног человек способен на многое. Убедил молодого человека, потерявшего веру в свои силы.
Ему помогает статья о военном лётчике поручике Карповиче, которому во время Первой Мировой войны ампутировали ступню. Тем не менее, поручик не уволился из армии и продолжал летать.

Маресьев твёрдо решил последовать примеру Карповича и вновь сесть за штурвал самолёта. Ежедневно Алексей проделывал разработанный им же комплекс упражнений.

Несмотря на сильнейшую боль, он каждый день увеличивал время зарядки. Наконец он научился заново ходить на специально сделанных для него протезах.

Находясь на восстановлении в санатории, куда его направили после госпиталя, Маресьев тренировался в ходьбе и беге, и с помощью медсестры Зиночки даже научился вновь танцевать.

На медосмотре Маресьев убедил докторов в своих силах и вечером того же дня на виду у всех сплясал «барыню», удивляя этим не только других солдат, но и видавшую виды врачебную комиссию.

В итоге Маресьев добивался разрешения врачей вернуться на фронт.

Алексей попадал в тренировочную школу для летчиков и, совершив полёт в паре с лётным инструктором, подтвердил своё умение пилота-истребителя.

Узнав, что у летчика вместо ног протезы, инструктор по достоинству оценил его подвиг. Маресьев вернулся в действующую армию.

О дальнейшей судьбе Маресьева. В начале 1945 года полк вступил под командование Василия Сталина, сына Иосифа Виссарионовича, который тогда был главкомом ВВС МВО (Военно-воздушных сил Московского военного округа). Маресьева сделали летчиком-инструктором, потом он занимался расселением военнослужащих, а в 1946 году его вызвали в ЦК и спросили, что он думает делать дальше. Разумеется, Маресьев хотел продолжать летную службу. Ему предложили пойти или в Академию Генштаба (Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР), или в Высшую партийную школу при ЦК КПСС, на что Маресьев ответил: «Я считаю, что безногие летчики-генералы в мирное время не нужны». И он пошел в ВПШ, окончил ее, затем окончил аспирантуру Академии общественных наук, получил звание кандидата исторических наук, и потом его назначили ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны. Он так и работал там начиная с 1946 года и до самой своей смерти. (Источник информации - портал История.РФ,


Глава 4. Следователь и ... начальник шляпной фабрики

После войны Гурий Тарасович окончил Юридический и стал следователем, дослужился до старшего лейтенанта и когда ему приказали преследовать невинного он бросил свою карьеру.

Стал со временем начальником шляпной фабрики. Неинтересно, но зато совести своей не изменил и невинного не тронул.



Глава 5. Мои встречи с дедушкой Гурием Тарасовичем

Когда он приезжал к нам из с. Калиниское Киргизской ССР (ныне г. Кара-Болты во Фрунзе, то часто вёл меня в близлежащий магазин и покупал мне, неизменно, две банки очень дорогих сгущенных сливок по 80 копеек.

Был очень похож на бабушку Сашу. Гурий Тарасович - точная копия бабушки Саши, но в брюках...

Он много, с юмором и грустью, рассказывал о судьбе совего полка и дивизии, о непростой судьбе смелого лётчика и командира дивизии Василия Сталина.

Дивизия, в которую входил их полк, была под командованием Василия Сталина.

Рассказывая о сыне Сталина, Гурий Тарасович восхищался его смелостью и отвагой, мужеством.

Но, как-то, завершая свой рассказ,  с грустью сказал:

- Василий выпивал, это да. Однако, после разоблачения культа личности Сталина с ним несправедливо и незаслужено поступило наше правосудие, пострадал и натерпелся горя.

- Над ним поиздевались. Его судьбе не позавидуешь...

На требование Хрущева осудить культ личности и преступлений сталинизма Василий Сталин сказал:

- От отца не отрекаюсь!

Боевой летчик-истребитель, герой войны, привыкший на фронте смотреть в лицо смерти, Василий Иосифович  не "прогнулся" перед новой властью. Он заплатил за верность памяти своего отца "тюрьмой", несправедливым приговором с  восемью годами заключения, ссылкой, инвалидностью, безвременной смертью в 40 лет.

Гурия Тарасовича в нашей семье все очень любили. Он проживал до своей смерти в Кара-Болты в Киргизской ССР вместе с женой Раей и детьми: Женей и Наташей.

 
ЭПИЛОГ. Спустя 3 года, после окончания войны, корреспондент Борис Полевой вернулся к идее создания произведения о подвиге безногого лётчика. Долгое время ему не давалось написание книги. Ключевым толчком к созданию произведения послужило невольное признание Германа Геринга, сделанное во время Нюрнбергского процесса:

 — Наша разведка неплохо работала, и мы знали приблизительно численность Красной Армии, количество танков, авиации, знали мощь русских военных заводов.
Сопоставляя силы, мы были уверены в победе. Но мы не знали советских русских.
Человек Востока всегда был загадкой для Запада. Наполеон совершил ошибку.
Мы ее повторили, — и, возведя к небу свои серые оловянные глаза, сказал:

— Это не преступление, это — рок.

Борис Полевой, выслушав это признание Геринга на Нюрнбегском суде взволновался:

- Рок? Признаюсь, я просто-таки взволновался, выслушав это вынужденное признание.

Рок! Мне сразу вспомнился безногий летчик, о котором я еще ничего не писал. Летчик, который так упорно уходит от меня... Вот он, этот «рок», который решил исход войны и бросил вас на скамью подсудимых, Герман Вильгельм Геринг!
— Б. П. Полевой. В конце концов. — Москва: Советская Россия, 1969. — С. 206—207. — 415 с. — 85 000 экз.

Под впечатлением этих слов Борис Полевой приступил к написанию книги. Не имея ни конспекта, ни плана, руководствуясь только репортёрскими записями, сделанными 3 года назад, он с "нуля" написал книгу за 19 дней!

Летом 1946 года «Повесть о настоящем человеке» вышла в свет в журнале «Октябрь».

Произведение проникнуто гуманизмом и советским патриотизмом. В СССР книга «Повесть о настоящем человеке» входила в школьную программу по литературе. По книге снят одноимённый фильм 1948 года и поставлена одноимённая опера Сергея Прокофьева.

Более восьмидесяти раз книга издавалась на русском языке, сорок девять — на языках народов СССР, тридцать девять — за рубежом.

Елена Сазанович в эссе «Борис Николаевич Полевой. Повесть о настоящем человеке» («Юность» № 03, 2013) написала:

"Очень русская, очень советская повесть. Которая завоевала в том числе весь мир, такой не русский и такой не советский. И мир принял её восторженно. Только до 1954 года общий тираж её изданий составил 2,34 миллиона экземпляров. Повесть около сорока раз издавалась за рубежом. И около ста раз — на русском языке. Она пользовалась огромной популярностью в советской стране и далеко за её пределами. И не только потому, что рассказывала о легендарном подвиге советского летчика. И даже не только потому, что стала учебником мужества. (Борис Полевой ярко показал, как можно выжить в самых нежизнеспособных условиях. Более того — как можно жить в самых нежизнеспособных условиях. И ещё более — как остаться Человеком в самых нечеловеческих условиях). Но, прежде всего, потому, что у каждого, каждого человека есть шанс на жизнь, даже когда шансов нет. Особенно если знаешь, зачем живешь…"