Чеховские Чтения на Поэмбуке. апрель 2020

Игорь Рожкевич
Отрывок из эссе К. Жибуртовича по рассказу А.П.Чехова "Пари"

Мир меняется быстрее, чем мы способны предположить или спрогнозировать. Но вызовы перед нами одни и те же от Сотворения. Человечество, шагнувшее за последние 100-150 лет в научно-техническом прогрессе далее, чем за несколько минувших тысячелетий, с колоссальным трудом борется со всем известной пандемией, обнажая незащищённость перед вирусом и частичную растерянность. Ещё более поразителен тот урок, который можно назвать библейскими словами «не ведаешь, о чём просишь». В самом деле, нам свойственно по-житейски мечтать о наличии неограниченно-свободного времени: ух, я-то развернусь, отбросив опостылевшую рутину, вернусь к себе, настоящему, и со временем смогу двигать горы.

На деле, чаще происходит иначе. Выспался, отдохнул, огляделся, устроил встречу с друзьями, пересмотрел любимый фильм, перечитал дорогую сердцу книгу, снова пообщался, выспался. Замкнутый круг. Радости – нет. И, полагаю, свобода перемещения и наличие средств глубинно ничего не поменяют. Мы не готовы – ни к сорока дням в пустыне, ни даже к лайтовому одиночеству: с соцсетями и возможностью мгновенных коммуникаций. Внешняя событийность дней схожа с анестезией, о чём исчерпывающе точно написал Александр Герцен в труде «С того берега»: мы, с момента рождения, подсознательно избегаем встречи с самими собою.

Казалось бы, чем здесь способен помочь «сумеречный» доктор Чехов, классик в извечном пенсне, живший в позапрошлом-прошлом веках, и не ведающий о вызовах сегодняшней эпохи?

Рассказ «Пари» Антон Павлович Чехов пишет в декабре 1888 года всего за неделю для своего друга Алексея Суворина и его газеты «Новое Время». Пишет, по свидетельствам современников, переходя от подавленного состояния к удовлетворительному: мужчина в расцвете молодости периодически испытывает желание стать тем самым пустынником, отгородившись от людей, в силу суммы личных разочарований – как житейских, так и литературных. Иллюзий о роде человеческом у Чехова, кажется, более нет.
...
Я не стану, конечно, раскрывать весь сюжет и финал короткого рассказа, как и содержание третьей части, позднее уничтоженной Чеховым. Заинтересует – прочтёте. Куда интереснее понаблюдать за человеческой природой, что Чехов делает с беспристрастностью химика. Оказавшись в добровольном заточении ради пари (самоизоляции, если злободневным языком), молодой юрист поначалу привыкает и прислушивается к новому бытию. Отказывается от  вина и сигарет. Много и охотно музицирует на рояле. На второй год погружается в классику. Потом, после пяти лет изоляции, забрасывает и её, снова музицирует, разговаривает сам с собою, начинает литераторствовать, плачет и уничтожает собственные рукописи. Затем – история, философия и языки.

«Гении всех веков и стран говорят на различных языках, но горит во всех их одно и то же пламя. О, если бы вы знали, какое неземное счастье испытывает теперь моя душа оттого, что я умею понимать их!»

Наконец, Евангелие. В последние два года заточения узник то часами неподвижен, то с лёгкостью меняет род занятий: от лёгкой музыки к Евангелию, от естественных наук к Байрону и Шекспиру, от философии к лирике. Человек настолько многосложен, столько всего в нём понамешано и синтезировано, что непонятно, как это вообще уживается в рамках одной личности. И чем глубже личность, тем безнадёжней разгадка этой Тайны.
...
И я осознаю одно. Вопрос о степени христианства Чехова остаётся открытым и, по большому счёту, лишён смысла, ибо сердца людей зрит только Бог. Но, вот в чём невозможно не согласиться с прекрасным пастырем Александром Шмеманом – Чехов не «сумеречен»! Потому что и сегодня, как видите, приходит к нам, «сумеречным» детям конца XX–начала XXI века, словно задаваясь вопросом: «Ну, что у вас болит? Что беспокоит? Карантин? Одиночество? Всё кажется бессмысленным, и не знаете, чем занять себя? Был у меня в практике схожий случай. Вот что, голубчик, попробуйте-ка вот это!».

А потом иронично, но без тени зла, улыбается. Ибо наша скудноватая эпоха его едва ли чему-то научит. И была во многом предсказана, как видите, ещё в декабре 1888-го, в перерывах между бытом и врачебной практикой.
...

Мой комментарий.

Запредельное приближение неподготовленного индивида к Высшим Силам (Бог, Господь, Сущее, Всевышний, Абсолют, Логос, Атман, Аллах, Брахма, Вишну и т. п.) подобно полету мотылька, неотвратимо стремящегося на свет и неумолимо сгорающего в пламени свечи. Познав (сверх меры), погибаем (для социума).
Поэтому так всё изначально создано: “от Сотворения” у подавляющего большинства людей непомерный труд по осознанию себя внутреннего приводит к тому, что “ум может зайти за разум”. Отсюда:  “мы, с момента рождения, подсознательно избегаем встречи с самими собою”.
Предаваться самокопанию и судорожно мыкаться (здесь: “скитаться, испытывая нужду”)  по миру (в основном, по литературным источникам) в поисках истины удел лишь тех индивидов, которые по каким-либо причинам не могут ПРОСТО ЖИТЬ. В большинстве случаев это последствия ранее перенесенных психологических травм или неприятия окружающей действительности (в принципе).
Лечение познанием (самопознанием) это долго, нудно, трудоемко. Причем, у живущих “в миру” на это нет ни желания, ни  времени, ни сил.
Как быть? Спасибо, Константин! “Внешняя событийность дней схожа с анестезией”. Срочно прекращаем задавать глубинные (ненужные) вопросы и полностью растворяемся во внешней движухе. Если сможем…
Теперь про Чеховского юриста, который не из подавляющего большинства.  У него явно неприятие в принципе. Причем, настолько мощное, что не только помогло продержаться целых пятнадцать лет в полной изоляции, так еще и переплавило все его существо в нечто нечеловеческое, вне-человеческое, сверхчеловеческое.
И что же мы слышим от него, познавшего себя, нашедшего истину и, может быть даже соприкоснувшегося с Высшими Силами:
“… И я презираю ваши книги, презираю все блага мира и мудрость. Всё ничтожно, бренно, призрачно и обманчиво, как мираж…. Вы обезумели и идете не по той дороге. Ложь принимаете вы за правду и безобразие за красоту…. я удивляюсь вам, променявшим небо на землю. Я не хочу понимать вас.”
Сумбурно, конечно. Но главные слова прозвучали: “Всё…мираж, …не по той дороге, …променявшим небо на землю”.
Можно ли всё это считать объективным приговором нашему миру?
Нет. Потому что этот мужчина так и не узнал, что такое настоящая ЛЮБОВЬ.
Не к Богам, теориям, наукам, религиям и т.п., а к обычной женщине.
Прозябая так долго в одиночестве, этот несчастный  упустил возможность встретить ту, которую бы полюбил, и которая полюбила бы его. Возможно, тогда он смог бы ПРОСТО ЖИТЬ в реале, а не СУЩЕСТВОВАТЬ в виртуале (книги и т.п.)

Жибуртович Константин

Спасибо, Игорь – за ответное эссе :) 

«Просто жить», «раствориться во внешней движухе» – не получится. У замечательного актёра Богдана Ступки было такое заблуждение: надобно, мол, загрузить человека заботами, и вся «метафизическая дурь» из его головы мигом исчезнет. Научится радоваться простым вещам, а не бесконечно размышлять.

Но это от человека зависит, а не от суммы внешних обстоятельств.

И сам по себе труд не самоценен. Кому-то он идёт во благо, для иных – бессмысленная пытка, которую приходится претерпевать во имя выживания. Труд – это инструмент. Средство. И не универсальное.

О любви. Не думаю, что каждому она насущна во всей глубине – плотской, душевной, духовной. Каждый уникален, и глубинные приоритеты разнятся. Я знаю множество людей, у которых нет претензий на Любовь с большой буквы в отношениях. Более, чем женщиной человек, к примеру, может быть увлечён своим делом и призванием. А запросы к спутнице очень земные: чтоб сготовила, встретила, не мотала нервы и было не стыдно иногда выйти с ней в общество.

Ничего осуждающего я об этих запросах и отношениях не произнесу. Кроме одного уточнения: не забыть узнать заранее у будущей спутницы – а совпадают ли её запросы с твоими.

Чехов, в этом смысле, был реалистичен. Всем известная история дамы с собачкой, в большинстве случаев, не может завершиться примиряющим с этим миром финалом.


Мои комментарии на эссе ""Маленькие" люди и два "Предложения" от Чехова".

Согласен: “…Антон Павлович, как хороший врач-профессионал достаёт его из этого футляра и производит «вскрытие». Он методично изучает героя, описывает симптоматику болезни, анамнез и так далее, но никогда не ставит окончательный диагноз.”
И с этим согласен: “ …это – самое вкусное. Когда мне изложили факты и предложили сделать самостоятельно вывод. Ничего не объясняя и ничего не доказывая.”
А вот этот вывод  под большим вопросом. “Отличительная черта Чехова – он играет не с литературным персонажем, он играет с читателем, «проверяет его на вшивость», если можно так выразиться.”
Почему вы считаете  А.П.Чехова опытным манипулятором, ставящим эксперименты над читателями? В каких его работах или письмах есть хотя бы намек на тщательный анализ созданных им же персонажах и результатах их влияния на сознание читателей? Я думаю, он просто описывал то, что творилось вокруг, вот и всё.

Мои комментарии на эссе “Потаенная дверь”.

Спасибо за оригинальный формат!

Сразу захотелось пройти с вами весь путь от:
“…Некий вход, открывающий читателю небо и землю, бесконечность космоса с миллиардами миров и ошеломительную безграничность потока грез…”

и до:
«царствие, разделенное в себе, не устоит»
А какие великолепные “ключи-отмычки …: одна в виде красоты, другая – смерти.”
Шикарная образность! Оценка за эссе высокая.

Однако, копаться в оттенках  “красоты человеческого горя” … Никакой это не “эстетизм страданий”. Всё это как-то не по-человечески.  И, скорее, для профессионала типа паталогоанатома, который восторгается сохранностью только что вырезанного у трупа фрагмента печени.

Да, Антон Павлович  и есть профессионал- художник, выразительно описывающий широчайшую палитру человеческих чувств.

Однако, в данном рассказе он явно перебрал красок. Точнее, краски сочные, но из разных картин.

Для примера приведу лишь один характерный дисбалланс.
Почему Кириллов высказывает свои претензии Абогину именно в доме последнего, еще и в день смерти собственного сына? Он ведь мог и раньше это сделать.
 
И с автором эссе я не согласен.
“Кирилов пирует, он завоеватель, ибо верит в свое превосходство, и он подтверждает его оскорблениями.”

Вовсе он не пирует. Устами своего героя Чехов, скорее всего, выражает накопившийся в нем к определенному моменту жизни протест всем вот этим деятелям: “… с жиру женитесь, с жиру беситесь и разыгрываете мелодрамы…”


Мой комментарий на эссе "Иона Потапов на Поэмбуке” по рассказу А.П.Чехова “Тоска”

Спасибо вам за такие замечательные параллели!

Ничего не меняется: как было в чеховские (да и в любые другие) времена, так оно и есть
Всегда найдётся тот, кому нужно выговориться и бездушная толпа, не желающая ничего слышать.

Однако, вопрос в другом. Почему так важно получить обратную связь именно от незнакомых людей?
Проблемы личного общения (Малый мир) растут пропорционально количеству всё новых и новых жителей Земли (Большой мир, уже 7,7 млрд. чел.).

Теперь о “приобщении к гармонии я-мир” . Большой Мир (незнакомые люди) нужно оставить в покое, не обижаться, не расстраиваться  и не пытаться его переделывать. Лучше потратить энергию на создание своего Малого мира (семья, друзья, единомышленники). Тогда и не придётся общаться только с животными или растениями.

Ответ автора мне:

Ой спасибо Вам большое, что так глубоко поняли поднятую мной проблему через сравнение двух частных случаев. Да, это актуальная во многие времена проблема общения и желания получить обратную связь.

Кто его знает, почему так происходит, что человек ищет обратной связи от незнакомых. Может, он просто буквально одинок, или не находит понимания в кругу своей семьи, я знала даже людей, которые попали в беду, но скрывали это от близких, чтобы не причинять им страдания или стеснялись сознаться в своих неудачах, а с незнакомыми людьми на больные темы общаться проще. Всякое бывает. Я ещё думаю, что обращение к незнакомым людям - это своего рода обращение к Вселенной за помощью, потому что через людей ты можешь услышать ответ на волнующий тебя вопрос или слово утешения.

Спасибо Вам ещё раз за внимание и понимание!