Новый Уренгой. Замерзшая...

Эля Рассолова
 Новый Уренгой. Лучше б директор вызвал на работу...
http://proza.ru/2020/04/14/1097

      На работу я пришла рано, очень рано. На всякий случай - вдруг я оставила следы своего пятничного загула? Отдыхала два дня, а кажется неделю… Вот втюрилась в работу! Есть такой стишок: «Я люблю свою работу. Я приду сюда в субботу, в воскресенье не забуду, без неё скучать я буду…» Вот и у меня так же получилось. Дверь в офис открыта, значит, уборщица уже здесь. Поднимаюсь в свой кабинет. Чисто, следов нет. Ну, правильно - откуда? Коньяк я забрала с собой. Остальное мышки подъели. Уже легче. Убрать только стол от уже ненужных бумаг, да стопочку помыть. Даже лимончика не осталось. Во, проглоты! Может, уборщица убрала? Сказала - нет. Хорошо! Занялась чисткой бумаг: одни на черновики, другие на выброс. На выброс целое ведро. Ну, так трудилась же! Занимаясь этим делом, не заметила, как офис наполнился людьми. Прибежала секретарша (одна из двойняшек, когда ж я их научусь различать?) сообщила, что телефон у меня почему-то не работает, вызывает директор. Странно, почему? Выдернут из розетки. Я, что ли, в пятницу это сотворила? Зачем? Разбираться не стала. Воткнула шнур - и пошла к директору.
     В кабинете у него все три руководителя: он сам, заместитель директора и главный инженер. Заместитель – тот, что отвечает за безопасность, с ехидцей (или мне кажется?) спрашивает: «Как выходные провели?» «Нормально,- отвечаю, - а что?» Насторожилась. Смеётся: «Хорошо! Главное - настроение хорошее. Ваше настроение нам дорого…» С чего бы? Главный инженер насуплен, смотрит в окно – ревнует. И Бог с вами, я что, девочка пятнадцати лет?! Будете мою нравственность блюсти?! Психанула. Жестко спрашиваю: «Ещё есть вопросы о моих выходных?» Что за ерунда вообще! Повернулась к директору: «Есть вопросы? Задание?» Кивает головой: «Да. Надо съездить в Надым, подписать формы, счета отвезти. Заказчик обещал деньги к Новому году. Но выполнение закрываем на пятнадцатое число. У производственников всё готово. И свои вопросы решите». «Когда ехать?» - спрашиваю. «Прямо сейчас», - отвечает. Вот подарок судьбы! Прямо как в армии… ну, надо так надо. На улице морозяка. Сорок. Вечером обещают еще больше. «Поедете на моей машине,- добавляет,- идите, собирайтесь, машина подъедет к общежитию». Хорошо. Замечаю волнение в голосе главного инженера, который спрашивает директора: «Может, я тоже поеду?» «Нет, ты здесь нужен»,- отрезает директор. А мне заботливо: «Одевайтесь теплее, возьмите с собой бутылочку спирта». Вытащил из-под стола маленький пятидесятиграммовый бутылёк. «Зачем?» - пожимаю плечами. «Берите-берите, мало ли…» Странно, но беру. Уязвлена даже. Намекают на что-то? Все трое улыбаются, но прямо ни о чём не говорят. Как хотите, я удалилась. Надавала заданий девчонкам своего отдела, собрала необходимые документы и пошла в общагу собираться в дорогу.
      Рассвет. Обалденно! Желтый колыхающийся круг внутри алого красного. Всё переливается, краски алого цвета переходят в зловещий бордовый, жёлтый плавно переходит в малиновый. Это к морозу. Никогда не перестану удивляться, какие здесь зимние рассветы. Природа знает, что делает. Рассвет сейчас порадует своим величием - и скоро, очень скоро наступит темнота. Надо успеть выехать из города. А потом дорога прямая. Правда, в темноту. Вздыхаю. Интересно, а если бы я отказалась, что бы было?
     В общаге доела остатки Юлькиного обеда. Борщик, который зажала гостю. Только успела одеться - подъехала машина. Сигналит. Сажусь в машину на переднее сидение. Хоть тошнить не будет. На заднем замечаю два тулупа, горой. Что за сборы такие? На северный полюс едем? Не мешало бы! До него всего триста шестьдесят километров. Спрашивать не стала. Значит, надо. Погнали!
     Город уже освещен фонарями. Темнота быстро поглощает город. На выезде из города - аэропорт. Самолёт по расписанию полетел на Москву, играет бортовыми огнями. Вспомнила последнюю командировку в Якутии, самолёт «Руслан», принятый нами за НЛО. Рассказала водителю – посмеялись вместе. Он поведал свою историю из детства: «Был на каникулах, после второго класса, в деревне у бабки с дедом. В небе звуки такие, аж в ушах всё задрожало, и что-то горит. Бабушка меня с огорода за руку - и в подпол. Сама, крестясь, туда же залезла. Нас дед оттуда потом выковыривал. Я-то что, с удовольствием вылез  посмотреть. Мальчишка - любопытно. А бабушка так и сидела в подполе, пока дед не побожился, что всё нормально, ничего не случилось. Метеозонд упал. В поле он, далеко от нас… Дед потом оттуда приволок лист металлический для ремонта ведра. А бабушка огород пролила какой-то вонючей смесью. От заразы всякой».
Так, рассказами разными, и развлекали друг друга. Водителя звали Михаил. Он пожилой, ему шестьдесят. Вздыхает. Работает в этом предприятии уже двадцать лет. Помнит первого директора. Мужик – кремень, у него не забалуешь. Сожалеет: «Раньше к нам на работу по конкурсу люди устраивались, а сейчас…» Машет рукой в огорчении: «Директор слабоватенький. Да и едут всякие…. Принимает всех подряд. Сама скоро поймёшь». Я что, «всякая?», даже обиделась за себя. «Да я о работягах. Совсем спецов не стало нормальных», - видно, расстроен. Тему развивать не стала. Мне пока кажется нормальный директор.
     Мороз крепчает. Машина показывает температуру наружного воздуха минус сорок пять. Доехали до посёлка Пангоды. Половина пути. В машине тепло. Печка топит. Иномарка же! Доехали до переправы. Странно. Зачем понтоны на замерзшей реке? Спрашиваю водителя. «Не знаю. Наверное, чтоб купюру стричь за обслуживание». Потом узнала, партия «Зелёных» так бережёт реки. Зимой масло да бензин на льду остаются. А потом, когда лёд тает, всё в речку попасть может. Ну, верно ведь! Почему у нас, в Якутии, до этого не додумались? Ну да, там Лена, расстояние по ледовой дороге какое – не «переплюйка» же местная! Загордилась  рекой Леной!
     На переправе затор. Какая-то машина - легковушка стоит поперёк. Что-то случилось? Да, сломался. В такой мороз немудрено. Здесь уже сорок восемь и туман. Противоположного берега не видать. Ждём. Подъехал кран. Машину поставили за понтоны на лёд. Колонна с нашей стороны двинулась. В тумане все машины быстро рассосались. Такое ощущение, будто едем одни. Никого не видать.
    Приехали в город. Время шесть вечера. Надым  в туманном молоке, как тут ориентироваться? Что-то не подумали - Заказчик уже домой ушёл. Звоню. Нет, нас ждут. Директор им позвонил. Попросил подождать, сказал, что должны к семи подъехать - «фору» нам дал. Обрадовали начальницу ОКСа, что приехали пораньше. Задерживаться не очень хочется. Проверила все мои бумаги, без замечаний. Браво! Редко такое бывает. Решили с ней мои производственные вопросы по экономической части. Деньги будут - ура! Время восемь. Ощущение глубокой ночи. «Остались бы,- говорит,- мороз крепчает. Опасно ехать». Гостиницу не заказали, да и не хочется ночевать. Советуюсь с водителем. Чешет лоб озабоченно: «Не знаю, но поехали – доедем, небось». Перед дорогой заскочили в кафешку, вспомнили строганинку, похохотали. Перекусили - и в путь. Машина возле кафешки заведена, водитель не глушит её. В мороз нельзя. Михаил позвонил директору, сообщил, что выезжаем. «С богом!»

* * *
    Обратную дорогу до переправы, переезд через неё и чуть подальше я проспала. Проснулась от холода. Машина выключена. Водитель копается в капоте. Возле него горит горелка и фонарь. На руках перчатки - пальцы обрезаны. Он на них иногда дует - согревает. Шапка и воротник куртки покрылись инеем. Почувствовал мои движения и через окно показывает, чтоб я не выходила. «Накинь на себя дублёнку с головой и сиди!» - кричит.
-  Что случилось? - спрашиваю.
-  Хрень случилась. Да не паникуй,– подмигивает.
-  Может, я помогу чем? - опять задаю вопрос.
-  Поможешь, сиди тихо! – сердито отвечает.
     Но я же не могу. Выхожу из машины. Мамаааа, меня тут же пробрал мороз. Ноги и так в машине замерзли, а тут сапоги аж захрустели.
- Быстро в машину, я сказал. Пятьдесят два градуса.
     От воздуха, попавшего в машину, стекла покрылись изморозью. Теперь в ней как… даже не знаю, как. Узоры из снежинок на окнах красивые. О, дворец снежной королевы! Я села на заднее сиденье на второй тулуп с ногами. В первый Михаил меня закутал, оставив только щель для глаз в очках. Очки запотели. Сова в дупле… Ух, ухх… Вспомнила про спирт. Водитель обрадовался. Натёр им своё лицо, руки. Звонит кому-то из наших. Слышу, матерится: «Говорил - не надо ехать... Машина никакая… (чертыхается)… Деньги нужны - понимаю… А мне что делать? Деваха (нашёл деваху - ворчу про себя) замерзает… я сам не лучше…. Не сделаю… Гоните «выручайку. От Пангоды где-то километров сорок…» Сел в машину. Я молчу, всё уже поняла. Научилась молчать и не задавать водителям лишних вопросов еще с командировок в Якутии. Им самим не сладко.
      Сидя в импровизированном дупле, пригрелась. От запаха спирта закружилась голова. Почему-то вспомнила свадьбу подруги. Она на три года старше меня. Мне семнадцать лет. Загс. Дорога, едем по установленным местам, кладём букеты цветов. Гулянье в доме её родителей. Это второй день, первый гуляли в кафе…. Дом небольшой. Столы расставлены в длинный ряд, заняли две комнаты. Вернее, комнату и кухню. На кухне двуспальная кровать с металлическими набалдашниками и сеткой. На ней перины, как в старину, высоко лежат. Мама подруги, женщина невысокого роста, стульчик подставляет, чтоб лечь на неё. А отец, хоть и выше в два раза, всё равно всё время кряхтит, как ложится спать. Мягко, видимо, раз не убирают перины. Гости выпили. Закусили. Танцевать и играть пошли в ограду. А я осталась. Любопытно мне стало, что они там такое пьют малинового цвета вон из того кувшина, довольно потирая руки. Эх, чем кто-то не шутит! Мне не дают, жадины-говядины. Налила полстакана (!), да так залпом и влила в себя… АААА…- задохнулась от выпитого… Что это?
    Очнулась в темноте. Лежу на перинах, как принцесса. Мягко… Когда б ещё так покайфовала… Тошнит. Слышу приглушённые голоса: «Ну что, жива она там? Дай посмотрю…»
    Свет в глаза, больно… Кто-то тормошит за плечи и кричит: «Эй, подъём, «выручайка» приехала». Меня вытащили из тулупа и на руках перенесли в стоящую вахтовку. Всё в тумане. Голоса глухие. Кто-то растирает мне лицо, руки. Опять запах спирта. Сняли сапоги, ноги не растереть, они в колготках. «Хорошо, что хоть шерстяные, да без дыр, - заметил растирающий,- кто ж в такой мороз в сапожках? Унты надо…» - растирает ноги через колготки.
- Нет их у меня, - о, заговорила! Жить будем…
- Так купи! - орёт.
- Куплю, я здесь только третий месяц,- отвечаю так же психованно.
Растирающий сопит: «Какая разница, какой месяц… расфуфырятся вечно… Чай будешь или кофе? Спирт? Давай спирт».
- АААА!..- ору, - чай, дайте чай.
     Я взяла в руки железную кружку, не чувствуя её горячих стенок. От выпитого спирта  и горячего чая захорошело. Уснула.
     К общаге подъехали около четырёх часов ночи. Дежурная с сочувствием, глядя на меня, сказала, что сейчас принесёт напиток от простуды. Какой напиток, спаать… Но на горячий душ меня хватило. Напиток – противный, горький, пришлось всё-таки выпить. Выпила. И уже ничего не слышала…

* * *
     На следующий день пошла на работу после обеда. Просто не проснулась. Когда открыла глаза, на столе уже стоял ароматный, сваренный Юлькой суп с мясом. Юлька прочно взяла шефство надо мной. Тут и она зашла. Пока я ела, рассказывала новости: «Директор сказал, если Вы спите, не будить. Но, слышу, ходите. Он сам, пока вас не привезли, с работы не уходил. Водитель уже уехал за машиной. Можете сегодня дома остаться». «Да нет, пойду, всё вроде нормально», - ответила я. Слабость прошла.
     На работе как героиню встречали. Руку жали. Кто-то обнял даже. Заместитель директора в щёчку чмокнул. Главного инженера что-то не видать. «Он на Заполярке. Там пятьдесят восемь. Отправился проконтролировать дела. Следом за вами и уехал вчера. Там всё хорошо,- тут же сообщил мне зам.- Поехал на топливозаправщике», - предупредил он мой вопрос.
    Директор вышел из-за стола, поздоровался за руку. Спросил, как здоровье. Поблагодарил за работу. Звонил Заказчику. Деньги будут завтра. За два месяца сразу все получим, есть отставание по зарплате… Премию мне выписал. Урра! Это не лишнее! «Машину подладили. В небольшие морозы всё нормально было, а тут, Вы уж извините»,- неудобно ему, понимаю. Про себя думаю: «Не извиню. А если бы мы замерзли с Михаилом?» «Тут Мишка пока звонил, знали, что всё нормально, а как телефон у него сел, поняли, ждать нечего - спасателей из Пангоды отправили». Да, я слышала. Он сам их просил прислать…
     Через два дня получили заработную плату за два месяца. Впереди Новый 2009 год, мой первый Новый год в Новом Уренгое…

* * *
А питьё, что я хлебанула на свадьбе у подруги, было самогоном, разбавленным ягодой. Мне не давали - молодая ещё. А я ж девочка послушная…

Продолжение. Новый Уренгой.Юлька. http://proza.ru/2020/04/17/1070