Как выглядит ультрафиолет?

Роман Дудин
    Наш глаз воспринимает спектр цветов от красного до фиолетового, но мы не видим того, что идёт дальше. Как выглядит ультрафиолетовый цвет – можем ли мы себе представить?
    Трудно представить то, чего никогда не видел, если не видел этого ни в целом, ни по частям. Если видел коней и видел крылья, можно представить крылатого коня, но если не видел ни того, ни другого…Нет, не ищите картинки с изображением ультрафиолета – ничего, кроме обычного фиолетового цвета, вы на них не увидите. Никакая картинка не сможет показать то, чего не способен увидеть глаз, даже если оно будет на ней нарисовано. И не смотрите на спецзнаки на купюрах, которые видны в ультрафиолете – из всего того, что они отразят в ваш глаз, ничего, кроме обычных уже известных отражённых ему цветов, он не уловит. Мы попробуем пойти несколько иным путём.
    Знаете ли, птицы ультрафиолетовый цвет видят. В отличие от нас. И они различают то, чего мы различить не можем. А вот собаки не видят красного цвета. У них нет рецепторов, способных реагировать на соответствующую ему длину волны. Синий и жёлтый они различают, а вот красный они видят примерно так же, как тот же… жёлтый. Т.е., смотря на светофор, собака видит вверху два примерно одинаковых жёлтых цвета. Зелёный, по идее, должна отличать. И ей, наверное, так же трудно представить, как выглядит красный, как нам представить, как выглядит ультрафиолет. Зато птица, смотря на то, что для нас выглядит как «а нам всё фиолетово», различает в нём разные цвета, так же, в светофоре видим то, чего не видит собака.
    Я могу дать картинку, как видят собаки, но я не могу дать картинку, как видят птицы – это всё равно, что собачьему глазу показывать картинку, как видит человек. Так как же нам составить представление о том, как выглядит ультрафиолет? Если не получается нарисовать на картинке, придётся рисовать словами - самый верный способ.
    Короче, есть один путь для построения мысли. Сначала идёт красный, потом оранжевый, потом жёлтый, потом зелёный, голубой, синий фиолетовый, и… Обратим внимание, что фиолетовый цвет больше похож на красный, чем предшествующий ему синий. И это при том, что он находится от него дальше всех. Т.е. есть определённая частота, соответствующая красному, и чем она делается короче, тем дальше этот цвет изменяется в сторону жёлтого, и т.д. Но при этом на определённой стадии расхождения цвет вдруг как будто перестаёт отдаляться, и сделав круг, возвращается к исходному значению (на самом деле это всё условности нашего восприятия; в объективной реальности всё иначе).
    Проведём аналогию со звуком (звук – это тоже волны разной частоты). Всякий мелодичный звук имеет свою тональность, относительно которой есть звуки выше и звуки ниже. Всё то же самое, как и с цветом, только, к счастью, звуков мы можем различать больше, чем цветов. И допустим, мы берём какую-то ноту (скажем, ноту До), и её мы назначим аналогичной красному цвету. Затем идёт Ре (это типа оранжевый), потом Ми (жёлтый), потом Фа, Соль, Ля и Си (что аналогично зелёному, голубому, синему и фиолетовому). И вот какое интересное явление у нас обнаруживается: нота Си по звучанию как-то ближе к До воспринимается, чем Ля или Соль. И это при том, что она по частоте уходит от него тоже дальше. Та же самая картина, что и с фиолетовым цветом, который воспринимается ближе к красному, чем синий. Так что же следует за нотой Си и в чём разгадка системы? За Си следует новое До, которое открывает новую октаву.
    Верхнее До напоминает нижнее, куда больше, чем все остальные ноты. Они как будто одной масти. И оно как бы и есть то же самое До, и в том же время не то же самое. Мы как будто поднялись на марш ступеней по винтовой лестнице, и сделав полный виток, оказались ровно над той же самой ступенью, с которой начали путь. Это то же самое место по горизонтальным координатам, но те то же самое по вертикальным. Вот так по идее и должен восприниматься ультрафиолетовый цвет: он как будто тот же самый красный, и в то же время не тот.
    Не пытайтесь представить его тем же самым красным, только более ярким (это всё равно, что сыграть ту же ноту только громче). Не пытайтесь представить тот же самый цвет, только другой насыщенности – каждый тон отличается от соседнего ровно на столько, насколько тот отличается от своего соседнего, и никакого сдвига в сторону насыщенности не наблюдается. Различие в другом – аналогичный тон выше на октаву. Это не то же самое, что громче или другим тембром, это другое. Но имея представление о том, что такое выше на октаву и что такое тот же самый тон, мы можем попытаться составить из этого общее представление. Ну а когда вы слышите от кого-то фразу «А мне всё фиолетово», знайте, что он, возможно, мыслит в пределах одной октавы, и даже не знает, какой длинный ряд клавиш существует для тех, кто воспринимает этот мир шире.