«Нельзя верить в то,
чего ты не знаешь и
нельзя знать то,
во что ты не веришь»
(Владимир Мартынов)
Быть атеистом в информационную эпоху означает, как минимум, три печальных обстоятельства - отсутствие базового классического образования, отсутствие навыков логического мышления, отсутствие опыта критической работы с информацией, как способности отличать правду от лжи. Религиозных аспектов феномена стараюсь не касаться намеренно, дабы не уводить мысль из сугубо рационального русла. «Незнание — сила!» Это, пожалуй, самый верный девиз и самая точная характеристика атеизма.
Мир сложно устроен и представляет собой значительно большее, чем видно невооруженным и вооруженным взглядом. Точно известно одно — человек появился внутри его частью и ей остаётся. Если насекомое видит на несколько сантиметров, с ним бессмысленно затевать разговор о звездах. Если кругозор человека ограничен рамками текущей жизни, ему бесполезно говорить о мире за рамками. Понятия «внешний мир» для него не существует. Между видящими и слепыми попросту нет предмета для общения. Со слепыми легко находят общий язык другие слепые.
Если ваш мозг представляет собой случайную коллекцию химических веществ, которая образуется случайно в течении миллиардов лет, как же вы можете доверять своим собственным процессам рассуждения и мыслям, которые вы думаете? Поэтому, пока существует даже ничтожная вероятность того, что все разумное, красивое и целесообразное в нашем мире возникло случайно, мы не можем быть уверены в авторстве открытий, совершенных знаменитыми учёными.
В таком случае, все достижения человечества, которые считаются продуктами нашей сознательной деятельности, МОГЛИ ВОЗНИКНУТЬ СЛУЧАЙНО. Согласно этой логике, люди, претендующие на их создание, должны отказаться от своих авторских прав, от научных званий, и вернуть полученные вознаграждения.
Все их логические выводы и заключения, все попытки увидеть смысл в кодах и их расшифровках, буквенных закорючках, названных словами, в сигналах – это иллюзия и апофения, которую рисует их мозг, управляемый полностью бессмысленными, детерминированными и неразумными процессами вселенной, процессами, из плена которых ничто в материальном мире выйти не может.
Большинство ведущих учёных всех времён и народов - люди верующие, а наличие факультета Богословия - атрибут лучших университетов мира: Кембридж, Йель, Оксфорд, Гарвард, Стэнфорд, Принстон. Научное естествознание возникло благодаря тому, что христианство преодолело языческие предрассудки и демифологизировало природу. Но в своих построениях естественнонаучная картина мира, как и религия, опирается на аксиоматическую парадигму - на ДОГМАТ.
Однако, «научная содержательность» у атеизма попросту отсутствует, поскольку его «доказательная база» зиждется только на вере в истинность гипотезы, которая утверждает, что нашим миром управляет волшебство и случайность - "оно само"/спонтанно, в то время как религиозная доктрина твёрдо стоит на фундаментальном принципе причинности: Творец/творение - причина/следствие. Но любая доктрина является верой, если её фундаментальные положения научно недоказуемы и являются гипотезами. При этом наука постоянно развивается, всё больше подтверждая истинность священного текста, который остается неизменным.
Поэтому "чистых" научных фактов, не затронутых концептуальными положениями, не существует - все они нагружены теориями, т.е. являются следствием той или иной интерпретации или интуитивного представления, но первое и второе у разных исследователей может быть различно.
«Атеизм» — это осознанный выбор человеческого разума, постоянно требующий доказательств безумности своего происхождения, с целью избежать ответственности за содеянное. Это логика, основанная на том, что материальный мир возник совершенно «неразумно», а потому сложился в «неразумные законы», обеспечивающие появление разума. Это попытка разумно объяснить то, что возникло «без участия разума». Это метод, который пытается обосновать разумность своих выводов, исходя из заведомой неразумности устройства окружающего мира. На этом вся его содержательность исчерпывается.
Вопрос: «откуда взялся Бог?» предполагает, что Бог ограничен. Бог, которому мы поклоняемся, не ограничен временем, пространством или материей. Если бы мы могли поместить бесконечного Бога в свой полуторакилограммовый мозг, ему бы не стоило поклоняться.
Известно, что опровержение лжедоктрин требует неукоснительного следования классической логике Аристотеля, на формализации которой построена ВСЯ современная математика. При этом надлежит полностью исключить диалектику, поскольку непосредственное соединение противоположностей для математики совершенно невозможно. Запрет на это соединение является первым условием мышления и научного познания вообще.
Объяснение тривиальное: "закон тождества" говорит нам совершенно определённо - логика может быть только ОДНА. Всё остальное - "НЕ ЛОГИКА". А нам из различных "учебников" рассказывают о диалектической, неформальной, символической, неклассической и т.п. "логиках". Отсюда натуральная каша в голове обывателя и неспособность отличить правду от лжи, а беспристрастное суждение от манипуляции. При этом важно помнить, что "определенность" - важнейшее свойство нашего мышления.
Марксистская философия, которая стремилась соединить диалектику и материализм, перенесла в своё учение идею развития. Но, поскольку это была атеистическая система, то она первоначало и источник развития перенесла в чувственный мир. Процесс развития и эволюции стал пониматься как процесс образования высшего из низшего. В результате и само мышление оказалось результатом саморазвития природы - итогом эволюции первобытной лужи.
Наука не в состоянии назвать ни одного целесообразно организованного объекта, возникшего спонтанно.
Не существует ни одной формы жизни, от вируса до человека, организованной не целесообразно, т.е. не стремящейся к таким явным целям, как самосохранение, питание и размножение.
Всё дело в том, что целесообразно организованные объекты не могут возникать случайно, в силу «удачного» стечения обстоятельств. Очевидно, что обеспечить такую организацию какого-либо объекта можно только одним способом – построить его в соответствии с заранее намеченным ПЛАНОМ.
Уже само слово "целесообразно" означает "сообразно с целью" – т.е. хронологически, прежде чем появился объект, его цель уже была кем-то сформулирована...
Как говорил Перменид - нельзя мыслить несуществующее, следовательно ни о каком существовании небытия не может идти речи. Бытие — область действия закона. Небытие — область бездействия закона, абсолютное ничто. Его нельзя понимать неосвоенным бесконечным темным и пустым пространством, без конца и края. За границами бытия пространства не существует. Пространство только там, где действуют законы. Оно может быть совершенно пустое, но если оно наполнено законами — это бытие. А сущность любого закона — информация: "В начале было Слово..." (Ин.1:1)
Истину нельзя знать, доказал австрийский математик Курт Гёдель в своей теореме "о неполноте", суть которой примерно такова: истину системы «А» нельзя доказать средствами системы «А» - истину математики не доказать средствами математики, т.е. непосредственный смысл его теоремы можно усмотреть в констатации невозможности формализации содержательного понятия "истины" в математике. Поднимаясь выше, допустимо утверждать: истину нашего мира невозможно вывести из самого мира - только извне!
Если же следовать научному методу, то критерий научности должен совпадать с критерием истинности, поскольку исторически наука вместе с религией искала именно её.
Теперь немного физики. Наука установила, что материя вселенной возникла в момент Большого взрыва, произошедшего по её мнению 13,7 миллиардов лет назад, до этого её не было. Но фундаментальный принцип причинности, без которого ни о чём невозможно было бы рассуждать и вся наша жизнь стала бы абсолютно непредсказуемой, не может быть нами отброшен, следовательно, Большой взрыв имел какую-то причину. Эта причина не могла быть материальной, ибо до Большого взрыва материи не было...
Если исходить из того, что никакое тело с ненулевой массой не может двигаться со скоростью света, ибо для разгона потребуется бесконечная энергия (что невозможно для конечной вселенной), получается: вселенная не могла иметь сегодняшние размеры (93 млрд. световых лет). Но она имеет. Из этого следует — вселенная росла со сверхсветовой скоростью, что отрицается самой же наукой.
Ещё очень важный вопрос: почему светят звёзды? Вроде бы найден ответ: термоядерные реакции; в недрах звёзд водород выгорает в гелий. Другого нет варианта, науке не известны другие реакции, которые могли бы давать такую светимость кроме как термоядерный синтез. Физики взяли и посчитали из общих принципов, а действительно ли это так. Известны массы звёзд, их радиусы и светимость. На основании этих трёх факторов можно уже строить модели. И вот в лоб было подсчитано, сколько же может наше Солнце гореть. Оказалось: всего 30 миллионов лет. Не больше, это максимум. Если мы не придумаем какой-то иной источник энергии.
Несостоятельность методов радиометрического датирования - ещё одно серое пятно на гранях бриллианта современной науки. Поэтому возраст вселенной оказался весьма далёк от декларируемых гигантских сроков, которые так же оказались предметом ВЕРЫ в исходные значения количества изотопов, замкнутость системы измерения и стабильность скорости радиоактивного распада.
Много вопросов возникает по теме: как разлетающиеся куски материи соединились в структуры (звезды, галактики и скопления галактик). Структурирование такого объема материи требует центров притяжения, которые стянули бы выброшенную материю. Если бы их не было, материя распределилась бы равномерно, не уплотнившись в галактики.
Масса этих центров должна быть сопоставима со вселенской массой, иначе не получится нужная сила гравитации. Вселенские центры с такими характеристиками до сих пор никак не удается зафиксировать. И потом, получается, они были до Взрыва? Но что это, как это?
"В свете знаний, которые доступны нам сегодня, единственное заключение, к которому может прийти непредвзято мыслящий человек - это признание того факта, что жизнь является результатом некоего чудесного творения, а иначе, как же можно объяснить удивительно точное взаимодействие огромного количества факторов, необходимых для зарождения жизни и ее развития…" (Antony Garrard Newton Flew, 2004)
Эмпирические опровержения атеизма довольно многочисленны, но, как и всё, что противоречит ортодоксальным взглядам чиновников от науки, намеренно оставляются «в тени» - на периферии научного мейнстрима, для чего в науку специально был внедрён принцип «методологического натурализма». Однако, современные наблюдения за окружающим миром дают для этого обширнейший материал.
1. Тонкая настройка Вселенной — концепция в теоретической физике, согласно которой в основе Вселенной и ряда её составляющих лежат не произвольные, а строго определённые значения фундаментальных констант, входящих в физические законы. Например, для иллюстрации «подгонки» исходного значения плотности вещества во Вселенной (с точностью до одной стотриллионной), Митио Каку привёл пример карандаша, стоящего на острие грифеля несколько лет
2. Антропный принцип был предложен для объяснения с научной точки зрения, почему в наблюдаемой Вселенной имеет место ряд нетривиальных соотношений между фундаментальными физическими параметрами, необходимых для существования разумной жизни.
Численные значения многих фундаментальных физических параметров, таких как отношения масс элементарных частиц, безразмерные константы фундаментальных взаимодействий, кажутся не подчинёнными никакой закономерности. Однако выясняется, что если бы эти параметры отличались от своих наблюдаемых значений лишь на небольшую величину, разумная жизнь (в привычном нам понимании) не могла бы образоваться...
3. Наличие морали, нравственности и совести проверяется проще всего - достаточно незаслуженно обозвать человека бранным словом, или просто употребить крепкий эпитет, как в нём неизбежно просыпается внутренний протест, феномен возникновения и проявления которого не может быть объяснен в рамках химии, физики, или биологии.
4. Наличие свободной воли:
- наука говорит, что любое наше действие детерминировано;
- свободное действие ничем не детерминировано;
- наше поведение обусловлено генетически, средой, ситуацией, конъюнктурой;
- если да - свободы нет...
- если наше действие ничем не вызвано, то оно не может быть совершено.
5. Без ДНК саморепликации не происходит, но без саморепликации не может быть НИКАКОГО естественного отбора, то есть нельзя естественным отбором объяснить происхождение программы ДНК, не предположив априорное существование того, что мы пытаемся найти — первоисточник генетической информации.
Без программиста программа не может возникнуть, как и мартышка не может случайно напечатать роман "Война и Мир", который содержит менее 1Мб данных, в то время, как в одной клетке человека объём этих данных почти 800 Mб.
Обобщая вышеизложенное допустимо резюмировать: атеизм - результат существенных пробелов в воспитании и образовании, а также манипулятивного воздействия СМИ на человека, не способного пользоваться критическим мышлением и логикой, как инструментом познания мира. Сегодня массами практически безраздельно владеет императив «наука сказала» эквивалентный по смыслу "талмуд говорит".
В подтверждение этих слов предлагаю поразмышлять над вопросами, о том, почему в мире не существует СМИ, материально заинтересованных в отражении объективной реальности? Почему в мире не существует системы доступного массового классического образования, которое позволяло бы людям иметь адекватный и незашоренный взгляд на мир?
Ответ: «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует» - говорил Альбер Камю ещё в прошлом веке.
Таким образом получается, что атеисты вместо того, чтобы противопоставить религиозной доктрине некое эмпирически проверяемое, научно обоснованное и доказанное практикой знание, соорудили конструкцию, основанную на собственной вере в «оно само». Построили «храмы науки», где присутствует своя строгая иерархия от мнс до академиков, свои ритуалы от сдачи экзамена до вручения нобелевской премии и своя паства и адепты в виде студентов и слушателей.
Но при этом фраза "наука сказала" теперь является синонимом истины, сомневаться в которой - признак невежества.
Сегодняшние атеисты часто дают определение атеизму, как просто отсутствие веры в Бога, нежели знание (или аргументы) о том, что Бога нет. Тем самым, они считают, что снимают с себя бремя доказывания в споре.
Есть важная логическая разница между верой в то, что Бога нет, и неверием в то, что Бог есть. Сравните два утверждения: «я верю, что на Марсе нет золота» и «я не верю, что на Марсе есть золото». Если у меня нет собственного мнения по данному вопросу, то я не верю ни в то, что на Марсе есть золото, ни в то, что на Марсе нет золота. Между утверждениями «я не верю (p)» и «я верю (не-p)» есть разница. С точки зрения логики, то, куда в предложении вы ставите отрицание, имеет огромное значение.
Однако, это заблуждение полагать, что атеизм — это только неверие в то, что Бог есть, но не вера в то, что Бога нет.
У этого заблуждения есть своя история. В середине XX века некоторые атеисты настаивали на так называемой «презумпции атеизма». В примитивной формулировке эта идея сводилась к утверждению, что в отсутствие доказательств существования Бога, мы должны предположить, что Бога нет. Получается, что атеизм истинен по умолчанию, а на теистах лежит бремя доказательства обоснованности его веры в то, что Бог существует.
В таком варианте упомянутая презумпция очевидно ложна. Ведь утверждение «Бога нет», — точно такая же претензия на знание истины, как и утверждение «Бог есть». Следовательно, первое утверждение требует доказательств точно так же, как и второе. Люди, которые не претендуют на знание какой-либо истины относительно существования Бога называются агностиками. Они признают, что им неизвестно, существует Бог или нет.
Подобная реинтерпретация слова «атеист» превращает презумпцию атеизма в банальность, поскольку в рамках этого определения атеизм перестает быть мировоззрением. Он превращается в психологическое состояние, присущее приверженцам разных точек зрения и даже тем, у кого собственной точки зрения нет вообще. Согласно такой интерпретации, атеистами можно считать даже младенцев, у который собственной точки зрения и быть не может! Даже мой кот, согласно этому определению, может считаться атеистом.
Но для нас важно совсем другое: знание о том, существует Бог или нет, по-прежнему требует какого-то обоснования.
Если атеизм воспринимается как мировоззрение, согласно которому Бога нет, то атеистам, чтобы обосновать свою позицию, придется разделить с нами бремя доказательства. Однако многие атеисты признают, что это бремя для них непосильно. Поэтому они пытаются скинуть с себя эпистемическую ответственность, реинтерпретируя понятие «атеизм» таким образом, чтобы превратить его из мировоззрения в психологическое состояние, позволяющее делать подобные утверждения. По существу, они — скрытые агностики, которые хотят, чтобы их считали атеистами, но не хотят брать на себя сопряженную с этим ответственность.
Это лицемерие. Кроме того, мы все еще не услышали ответ на вопрос: «Так есть Бог или нет?»
Литература:
William Lane Craig - Работа, опубликованная Кембриджским институтом, дающее определение атеизму и, указывающая на неправильность дефиниции, тиражируемой Новыми Атеистами с попыткой снять с себя бремя доказывания.
Malik, S. (2018). Defining Atheism and the Burden of Proof. Philosophy, 93(2), 279-301. doi:10.1017/S0031819118000074