Опыт построения новокитайской науки

Накатимур
Опыт построения «новокитайской» науки

Карл Юнг считал Ицзин образцовым произведением китайской науки. Известный западный ученый Джозеф Нидэм, издавший многотомный труд «Наука и цивилизация в Китае», вначале считал ее преднаукой, заслуживающей уважения только за свою древность, но впоследствии пришел к выводу, что наука будущего по своим подходам будет идейно близка к китайской. Поэтому эту науку будущего можно назвать «новокитайской».

Сразу же оговорюсь, что эта «новокитайская» наука не имеет никакого отношения к современной науке в Китае, в «мейнстримной» части являющейся насквозь западной – «Ты, Моцарт, недостоин сам себя». Но это и не просто «вариации на тему» или «глаголание в духе», это прогнозирование возможного развития науки, опирающееся на китайскую классическую «Книгу перемен», которая является одной из древнейших книг («Время написания «Книги перемен»), но тем не менее, актуальна до сих пор и содержит ценную научную информацию («Ицзин как научный текст»).

Путем анализа графической части Ицзина – триграмм и гексаграмм –  было показано, что в Ицзине заключены сведения о материальных и духовных процессах в пространстве и времени, есть вполне научная методология, правда, стоящая на отличных от западной науки принципах («Современный взгляд на систему триграмм»).

Главное отличие западной и китайской науки в том, что Запад хочет установить каузальную, причинную (фактически, временнУю) связь явлений. Считается, что если два явления разделены во времени, между ними можно установить причинную связь. Крайнее проявление западного подхода – принцип post hoc ergo propter hoc – «после этого, значит вследствие этого». Но это, конечно, не всегда так, к тому же причинная зависимость обнаруживается только в простейших процессах, а для сложных процессов или явлений можно установить лишь большую или меньшую корреляцию.

Но самое главное, что на западе не рассматривают одновременные процессы или явления, более того, постулирование невозможности установления синхронности из-за ограниченности скорости света стало исходной точкой при построении теории относительности. Фактически о том же говорит квантовая механика – что нельзя одновременно установить координату и импульс частицы.

Напротив, китайская наука рассматривает синхронистичные явления и устанавливает пространственные закономерности. Поскольку в Ицзине два времени, синхронии тоже две: в мгновенном времени это «обычная» синхронистичность, о которой много говорил Юнг, часто обнаруживаемая при гадании (структурно ей соответствует гексаграмма №34 A1T1 «Мощь великого»!), но есть еще (должна быть!) синхрония в протяженном времени – структурно это гексаграмма №26 A1T2 – «Воспитание великим».

Такое пространственно-временное различие Запада и Китая заложено в самой сути их языков и письменности: алфавитное письмо, хоть произнесенное, хоть написанное, растянуто во времени; иероглиф имеет пространственную структуру, а вот фонем у китайцев маловато, и звуковое разнообразие языка у них достигается за счет тонов, которые невозможно отобразить при написании (не исключено, что это придумано нарочно, чтобы было невозможно отказаться от иероглифов!), в то время как любой народ может изобрести десятки звуков и даже использовать их для коммуникации.
 
Вообще китайцы издавна и прочно позиционируют себя и свою страну пространственно («История с географией»). Но кроме того, понятийный код китайцев – триграммы – тоже  ориентирован пространственно, по кардинальным точкам. Причем эта ориентация имеет не чисто классификационное значение, а определенный абсолютный смысл ; например, «вещные» триграммы (огонь-вода) расположены по оси восток (дун)-запад (си), а  «дун-си» по китайски – вещь. Такое расположение позволяет связывать каждую триграмму со своей парой и со всей восьмиэлементной системой «багуа». Поскольку по Ицзину пространство составлено из материи и времени, пространственные закономерности являются более сложными, более общими, чем временнЫе…

Предметом рассмотрения «новокитайской» науки должны стать глобальные, интегральные явления, поэтому она найдет применение в первую очередь, в экологии. Один из принципов современной экологии формулируется так: «Все связано со всем». Сказать так – значит, ничего не сказать, потому еще, что это декларирование чисто материальных связей в безразличных к ним пространстве и времени. (Вообще, сейчас очень сильный акцент на материальном – на всякий чих находится свой ген).

«Новокитайская» наука будет использоваться при изучении климата, ландшафта, геополитики, и вообще во всех науках с приставкой гео-. География перестанет быть описанием, а станет знанием о Земле – геогнозией. Возникнут новые науки, возможно, операционально будет определен «дух времени» («Дух времени»), «действие пространства» или «действие времени»… Последнее иллюстрируется таким примером из истории – подобием «эпох Возрождения» в трех странах, разделенных тысячами километров и сотнями лет («Ицзин и эпоха Возрождения»).

Возможно, будет разрешена дилемма глобального потепления vs грядущего оледенения, будут даны ответы на вопросы, которые пока еще даже не ставятся - например, в чем причина резкой асимметрии распределения суши и воды на Земле. Поскольку сам иероглиф "и" (перемены) состоит из двух частей, обозначающих Солнце и Луну, Ицзин описывает их воздействие на Землю, обеспечивает правильный масштаб рассмотрения явлений, чтобы науки о Земле, толком не успевшие выйти из пеленок геоцентризма, не растворились бы в безличных физико-химических процессах безграничного космоса.

К слову, попытки «каузализации» китайских принципов (взаимное «порождение» и «преодоление» пяти элементов у-син) являются, возможно, необходимым шагом, но шагом назад, по сути, профанацией исконно китайских представлений (кстати, многие китайские мыслители не жаловали у-син...).  К тому же они способствовали утере смысла 10 небесных пней, замене их на цвет, что привнесло в календарь элемент игры… Посему наш девиз – «За чистоту идей Фуси!»

Еще одной характерной чертой «новокитайской» науки будет использование не безразличного западного календаря, а «динамического» лунного,  в котором учитываются также движение (и влияние) Юпитера и Сатурна.

«Новокитайская» наука имеет серьезный потенциал, она не только стоит вровень с западной наукой, но и обращена в будущее.