Ч. 1 Летите, голуби, летите

Владимир Врубель
Несколько лет тому назад я решил написать рассказ на эту тему и неожиданно обнаружил, что в тот день на ту же тему, только гораздо шире, чем мой замысел, написал рассказ автор на Прозе.ру, Александр Ресин.

Несколько огорчённый, стал читать этот рассказ и остался им очень доволен. Александр написал его прекрасно, как всегда обстоятельно поработав с множеством источников. Это был его первый рассказ из серии «Животные - герои».

Дабы не морочить больше голову читателям, скажу, наконец, что я собирался написать о голубиной почте, а Александр написал вообще о птицах. К птицам я всегда относился спокойно, мне больше нравится семейство кошачьих,  а вот мой отец птиц очень любил.

Он рассказывал мне, что в детстве у него была голубятня, и с тех пор осталась привязанность к пернатым. Когда он после службы работал на заводе, то рабочий день у него и у старшего военпреда, с которым они сидели в одном кабинете, тоже любителя птиц, начинался с того, что они зимой открывали окно.

Около окна росло раскидистое дерево, и можно было дотянуться до ветвей. Они повесили для синичек и воробьёв кормушку на ближайшую ветку. В неё сыпали корм  и клали кусочки несолёного сала, которое отец специально покупал на Калининском рынке, получая там одновременно и удовольствие от осмотра пернатых.
 
Когда мы поселились в доме, где я живу уже шестнадцать лет, то меня будил по утрам, как только появлялись первые лучи солнца, птичий гомон. Окна двух комнат выходят во двор, где большая лужайка и роща.

Потом птичья оперативка оканчивалась, они разлетались по делам, а мне можно было ещё, как говорят на флоте, «оторвать пару часиков».

Сейчас птиц в Германии стало заметно меньше. По утрам никто не будит, но лучше бы будили  как прежде. По лужайке прогуливается пара шустрых сорок, которым, кажется, мешает их хвост, и они не знают, куда его деть - то задерут, то волочат по земле.

Иногда их сменяет пара толстых диких голубей. Иногда пробегают озабоченные чёрные дрозды. Вот и всё.

Я увлёкся предисловием, поэтому перейду к делу. Впервые о голубиной почте в военном деле я прочитал в архиве, когда писал книгу о Крымской войне, а точнее, об обороне Севастополя в 1854 – 1855 годах.

В одном из дел упоминалось, что на Мальте, куда англичане отправляли раненых из Севастополя, было отделение военно-морской голубиной почты.

Ну, прочитал и забыл, тем более что хороший автор уже о голубях написал. Вспомнил на днях, когда читал шестисотстраничное изложение профессором Ф. Хинсли пяти томов  истории британской разведки во Второй мировой войне.

Оказалось, что голуби активно использовались британской разведкой во время войны. Но начну по порядку. Мы все привыкли к голубям и обращаем на них внимание только тогда, если они капнут вам сверху на голову.

Вот тогда разразитесь проклятьями, как адмирал, который решил пройтись по городу, направляясь на трибуну в день Первого мая. Трибуну устанавливали у входа на Приморский бульвар напротив Матросского бульвара.

Адмирал шёл весь в белом, по форме «раз», а голубь потрудился основательно. Голубятня находилась над нашей квартирой на третьем этаже. Командир крейсера, который там жил, был тоже любителем голубей, как и мой отец.

Что сказал владельцу голубятни командующий, а именно он и пострадал, могу только догадываться, но голубятня с балкона исчезла в тот же день.
 
В советское время однажды началась кампания против голубей. Несчастных птиц обвиняли в том, что они наносят огромный вред памятникам, в том, что они разносчики всевозможных заболеваний.

Один учёный «умник» назвал их «летающими крысами», это подхватили журналисты.
Наше население и так не страдает гуманным отношением к животным и к пернатым, поэтому злобные заметки пришлись по нраву.

Не могу перечислять факты бессмысленно жестокого отношения к бедняжкам, издевательств над ними, не хватает на это сил. Вся человеческая подлость вылезает наружу и видна в отношении к животным и птицам.
 
Голуби – удивительные существа. Наблюдательные люди ещё в глубокой древности заметили их поразительную зоркость и потрясающую способность находить дорогу домой, куда бы их ни завезли.

И ещё в те, покрытые толстым слоем истории века, хитроумные наблюдатели использовали эти способности голубей для передачи сообщений.

Продолжение http://proza.ru/2020/05/02/1908