Рэмбо - от первой крови до последней

Соня Ляцкая
Рэмбо - это особая страница американского кино. Сколько журналистов ломали свои перья, строча восхваления и критику, сколько режиссеров пытались повторить успех и гнали всякую муть в других фильмах, а сколько пытались нажиться на успехе самого первого и настоящего Рэмбо, того единственного и шедеврального, чтобы снимая продолжение с упорством идти от плохого к худшему, и чтобы в конце дойти до полного и неразбавленного отстоя!

Но начнем сначала. С "Первой крови". Мне повезло смотреть его не в том возрасте, на который он рассчитан, а тогда, когда наш советский союз его разрешил. И тем не менее то ведро манипулятивных техник, которые использовал режиссер (были ли они применены сознательно или интуитивно - это не важно) на меня подействовало, но все же я уже могла это видеть, осознавать, отследить. Заметить те кнопки, которые нажимал этот фильм. И признаюсь, мое восхищение было полным.

Ведь каждую тайную мечту подростка режиссер вытащил и выложил как карты на стол - одну за другой, одну за другой. Возможно секрет таких фильмов и книг в том, что автору удается зачерпнуть пригоршню своих секретных фантазий, тех самых, в которых взрослому стыдно признаться, но которые переживаем все в определенном возрасте. И вот она магия, когда подросток полностью вживается в подаренный ему образ:

Вот я иду по обочине - одинокий и никем не понятый, никого не трогаю, но тут злой мир на меня обрушился. Вот меня арестовали ни за что... вот меня пытают... вот вам моя спина, изуродованная шрамами, а туповатые парни-полицейские, сами ничего на свете не повидавшие, с ужасом смотрят на эти шрамы - следы прошлых ран... Вот они меня мучают, и тут включились просто воспоминания (сейчас бы сказали - пост-травматик-стресс-дизордер PTSD) и я слетел с катушек - и вот я такой весь из себя непобедимый и сразу всех покрошил. А потом эти придурки толпой с винтовками и вертолетами на одного, и я не виноват, он сам оттуда упал! Ну что ж, тогда война... И появляется полкан и говорит полицейским о том, какой я крутой зеленый берет, и что он приехал не спасать своего парня от полицейских, а этих полицейских спасать от этого парня. А как вам ночная перекличка по рации? А как вам последний выход печального героя перед строем побежденной армии? Так много эпизодов, которые без стеснения вытащил режиссер из своего подросткового "я", те сладкие ночные мечты и фантазии стали явью и влюбили в себя Америку, а потом и весь мир...

А потом была вторая, третья серии - по нарастающей шло количество крови и взрывов, а с ними и количество идиотизма. И кстати, уже было заметна игра актера. Меня сразу с настроения сбрасывает сцена начала второй серии - когда Рэмбо забирают из каменоломни. Он настолько ненатурально играет, что невольно видишь камеру, которая это снимает, и режиссера, который говорит, что сойдет и так. Не сошло. Кроме того в каждом последующем фильме нарастают прегрешения по отношению к физике. Ни взрывные волны не действуют на стального героя, ни гравитация, ни пули его не берут. К тому же авторы особо не размышляют над сюжетом.

Ну а "Рэмбо, последняя кровь" - это даже трудно охарактеризовать. Потому что всем сразу было ясно, что сюжет там нужен только ради мясорубки в конце, потому над ним даже и думать не стали - его просто украли. Банально, грубо, без затей. Племянница Рэмбо похищена злой бандой, ее всячески пытают, сажают на наркотики, она умирает. И конечно старик начинает разборки с бандой, хотя сначала они его побили всем скопом, а потом он их. И всё. Без фантазий. Весь конец фильма - это непрерывное мочилово, страшная и бессмысленная жесткость и груды мяса и костей во всех подробностях. Весь самодельный лабиринт, старательно показанный вначале, конечно же "выстрелит" в конце. И банда будет терять своих плохих парней одного за другим, а потом и всех оптом накроет большим взрывом, но конечно главный злодей будет страдать в конце по полной, и вы увидите это всё в тошнотворных подробностях.

Это уже не фильм как таковой, это такой зомби-фильм; сериал на самом деле давно умер, но все равно он еще ходит - полуистлевшее смердящее привидение былой славы.

Ну я понимаю, Сталлоне уже стар и невостребован, но все же не бедствует. Ну и на кой? Стыдно же...