Белый воротничок

Попова Марина
А можно ли такое забыть… (+18)

Все совпадения случайны.
Содержание и герои –
плод моего воображения.


После закрытия нашей фирмы, я решила получить новую специальность дизайнера-полиграфиста на курсах в Художественном училище.

После завершения обучения у меня на руках было солидное портфолио, но моим надеждам пришлось развеяться по ветру после первой попытки трудоустройства. По объявлению пришла в одну фирму, написала заявление, заполнила анкету. Посмотрела на юных девочек, что там работали дизайнерами, поняла, что шансов мало.

Так и случилось, меня не только не пригласили на собеседование, но и не сообщили об отказе. Хотя я слукавила, указав меньший возраст. Но, как ни лукавь, возраст есть возраст. Опытом жизни можно гордиться, но для трудоустройства в большинстве случаев он не годится.

Чтобы закрепить свои навыки, приобретённые в художественном училище, я взялась за создание флага для своего знакомого. Он имел базу отдыха на реке Л.. Сам по профессии охотник, с высшим образованием, часто выезжал в Саяны, приглашая с собой зарубежных и российских туристов.

В том, юбилейном году, 65 лет со Дня Победы нашей страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 года, мой знакомый, Алексей Сергеевич собирался свой очередной поход в горы приурочить к знаменательной дате.

Казалось бы, что сложного – флаг ко Дню Победы. Но для меня это дело было новым, поэтому денег решила не брать. Я создала несколько десятков вариантов флага с учетом пожеланий моего заказчика, чтобы на флаге непременно были снегоходы. Когда мой заказчик увидел объём выполненной работы, он в знак благодарности пригласил меня с собой в поход на снегоходах в Восточные Саяны, в сторону вулкана Кропоткина. Я с радостью согласилась. Прежде я ходила в горы на Тянь-Шане, в Саянах, Камчатке, поэтому никакие трудности меня не страшили. Путешествовать я любила.


Алексей Сергеевич - человек известный, культурный, мы с ним не раз пересекались по работе. Всегда подтянутый, ухоженный – этакий белый воротничок. На его базе отдыха, где мы с коллегами, будучи в командировке, останавливались однажды, висели оригиналы картин советского символиста Константина Васильева. Художника, который известен картинами на былинно-мифологические темы. Хозяин базы отдыха гордился этими художественными работами, показывая их гостям. Порядок на базе царил идеальный, как на территории, в комнатах, так и в столовой. Кормили там потрясающе вкусно. Весь персонал базы отличался доброжелательностью.


По своей природе Алексей Сергеевич был большим тусовщиком. По его рассказам, к нему на базу съезжались люди со всего Света. Члены нашего правительства не однажды посещали его уютную базу отдыха на берегу реки Л.. Фотографии именитых гостей висели на стенах в комнате отдыха. А сам он путешествовал по всему миру и везде охотился. Вот он на фото - в собачье упряжке на Чукотке – охотится на оленей, а здесь – в Африке - охотится на носорога.

Алексей Сергеевич приглашал меня к себе администратором на базу, когда я осталась без работы. Заманчиво, но переезжать из Иркутска я не захотела, хотя и зарплата мне была обещана достойная.



Начало пути

В назначенный день, в небольшом городе, к автовокзалу, куда я добралась от Иркутска за несколько часов на рейсовом автобусе, за мной подъехал джип. За рулём сидел молодой парень Андрей, с которым мы не раз встречались прежде. Он был неразлучен со своим хозяином. Семья, по его словам, видела его реже, чем шеф.
Алексей Сергеевич, не выходя из машины, приоткрыв переднюю дверцу, критически осмотрел меня с ног до головы. Сказал, что одета легко, но они дадут мне ещё один комбинезон, который я одену сверху. Третья декада марта. Снег таял, кругом стояли лужи. В Иркутске снега в городе и вовсе не было. Трудно поверить, что в горах настолько холодно. Водитель помог мне погрузить рюкзак.


На большой скорости мы мчали в сторону гор. Приехали в маленький поселок на берегу реки Т. к родственникам Алексея Сергеевича. Хозяева нас ждали, встретили тепло, сытно накормили. Я никак не могла оторваться от квашеной капусты, так она мне понравилась.
Алексей Сергеевич поделился:
- В капусту при засолке надо добавить столовую ложку сахара на трёхлитровую банку, тогда она будет вкусная.

Алексей Сергеевич поиграл со своим маленьким внуком. Дедушка подбрасывал мальчика на руках, кружился с ним, тот радостно смеялся, Поблагодарив хозяев за вкусный обед, попрощавшись, мы пересели на снегоходы, к которым были прикреплены большие сани. Дальше наш путь пролегал по льду реки.



Встречи с охотниками

У меня не было карты, в этих местах я оказалась впервые, географических названий мест и рек не знала, а спрашивать было некогда. Поверхность льда на реке относительно ровная, но вся заметена снегом. Стемнело. Мы при свете звёздного неба продолжали свой путь. У реки было много ответвлений (рукавов), но мои спутники без карты легко ориентировались, с одного взгляда понимая, куда ехать. Вскоре наш отряд остановился около вмёрзшей в лёд лодки. Снегоходы с санями оставили на берегу, а сами поднялись по скользкому укатанному заснеженному склону к крошечной охотничьей избушке, которую среди сосен с реки не было видно.


Вокруг домика небольшими кучами лежали десятки туш замороженной кабарги. Этих животных я видела лишь на картинках. Красивые животные погибли из-за струи, которую у охотников, по-видимому, скупали парфюмерные фабрики за большие деньги. К нам навстречу из дома вышли двое мужчин. После приветствия, они пригласили нас войти.
Внутри, стены избушки украшали репродукции аппетитных голых женщин. По словам охотников, два месяца они здесь живут безвылазно.


Домик освещала свеча. Мы выпили по кружке чая, который скипятили в котелке на маленькой железной печке. На единственных нарах устроились мы с Алексеем Сергеевичем, остальные спали на полу.


- У меня нет спальника, - сказала я перед выездом по телефону Алексею Сергеевичу.
- Не переживайте, спальник будет, - он успокоил меня.

Как выяснилось сейчас, этот спальник был его личным, двуспальным. Конечно, на такой поворот событий я не рассчитывала, но выбирать не приходилось.
 
Нары небольшие - на два человека. Я, не раздеваясь, легла лицом к стене. Сзади меня на спальник лёг Алексей Сергеевич. Свечу погасили. Избушка погрузилась в беспросветную тьму. В сердце возникло чувство опасности. Я призвала имя Господа и с молитвой мгновенно уснула.



Утро

Утром, позавтракав пирогами и квашеной капустой, которыми нас угостили родственники Алексея Сергеевича, мы отправились дальше. Минут через тридцать вновь заехали в гости. На крутом берегу виднелось несколько деревянных построек. На этот раз нас встретил охотник - добрый человечек. Охотник пытался нас угостить горячим чаем, но мы так спешили, что он бежал следом с железной кружкой, предлагая нам выпить чай. Но Алексей Сергеевич, что-то забрав или отдав, в это я не вникала, попрощался. Мы спустились к реке, сели на снегоходы, я забралась в сани и мы поехали.



Скульптуры

По лесистому, заснеженному правому склону реки метрах в двадцати от берега виднелись скалы. Верхняя часть скал из красного камня, высотой несколько метров, выглядела рукотворной. Мне там чудились и огромные скульптуры, и остатки городских стен и домов.
- Вот бы сюда приехала экспедиция, - мечтала я.



 Состав группы

Пора рассказать о составе группы. С Алексеем Сергеевичем, его водителем Андреем и мною вы уже знакомы; В доме у родственников Алексея Сергеевича к нам присоединился пожилой добрый мужчина по имени Пётр. Перед выездом из посёлка Пётр при мне искренне жаловался ласковому маленькому мальчику лет трёх о своей грешной судьбе.

Три снегохода, с тремя, неприспособленными для путешествия людей, санями. Сани были загружены доверху, только в одних оставлено сзади место для меня. Первый день я держалась за ручку лопаты, которая на второй день почему-то исчезла. И я держалась за сани, где придётся. Почему я не возмутилась, не потребовала, чтобы вернули лопату. Не знаю, я так устроена, что принимаю то, что мне даёт Судьба, практически никогда ничего не требуя.



Скальные ворота

Впереди, на сотни метров, возвышались высоченные скалы, в которых горная река умудрилась проложить себе русло. Река в этом месте беспорядочно набросала огромных камней величиной с избу. Как можно здесь проехать на снегоходах, да ещё и с гружеными санями?! А вес саней составлял не меньше тонны, по словам моих спутников.

Лёд между скал был весь изорван, под ним зияли пропасти в несколько метров. На дне виднелись камни, снег, лёд и кое-где бурлила чёрная вода. Наши сани Алексей Сергеевич виртуозно провёл сквозь скальные ворота. Я сидела на облучке саней, смещаясь то в одну, то в другую сторону, чтобы сани не опрокинулись, пыталась их уравновесить, и в любой момент готовая выпрыгнуть из них. В таком положении я пропутешествовала большую часть пути в восемьсот километров.

Через скальные ворота проехал успешно на всех трёх снегоходах с санями Алексей Сергеевич. Кроме него никто не отважился сесть за руль, хотя Андрей с Петром, как выяснилось, люди бывалые, жили в тайге месяцами. На обратном пути бесстрашный Алексей Сергеевич также один проедет на трёх снегоходах с гружёными санями через эти скальные ворота.




Запас на обратный путь

Через десяток километров выгрузили одну металлическую бочку с горючим. Сначала её катили по льду до берега. Там и замаскировали среди деревьев. В этих местах и прятать–то смысла не было. Здесь никто не бывал кроме моих спутников и их гостей. Кругом горы, сотовой связи нет, рукавов у реки несколько, на горных берегах непроходимая тайга.




Спасательная экспедиция

Последний, из встреченных нами охотников, рассказал, что недавно какая-то группа отважных пыталась пройти по реке вверх, они заблудились, снегоход у них сломался. Смельчаки бросили его на берегу реки, а сами вернулись. Алексей Сергеевич на стоянке вспоминал, как они в прошлом году участвовали в спасательной операции.

В Восточных Саянах зимой группа туристов провалились со снегоходом под лёд. Потерпевшие бедствие вышли по спутниковой связи на МЧС. Спасательный отряд добирался до них на вертолёте. Все остались живы, хотя кому-то длительное время пришлось походить в гипсе, а кому-то долго лечиться.



Тофалария

На каждом привале мои спутники меня постоянно пугали, что дальше будет страшнее. Они были правы, трудности пути нарастали. В районе Тофаларии река под жаркими весенними солнечными лучами покрылась глубокой ледяной кашей. Снег налипал на снегоходы, и они превращались в ледяные глыбы. Приходилось останавливаться и резиновыми молотками сбивать лёд с гусениц, чем мы и занимались в Тофаларии, где была следующая наша остановка. Ни одной души мы здесь не встретили. И не мудрено, тофаларов всего семьсот шестьдесят два человека на 21,4 тысячи квадратных километров. Да, похоже, это селение давно заброшено. Но в просторном доме, где мы обедали, стояла железная печурка и около неё лежали дрова.

Неподалёку, на опушке леса, пасся табун диких коней. Красавцы! Маленького роста, как кони Пржевальского, мохнатенькие, но ладненькие и разноцветные.

После отдыха, без предупреждения, мои спутники внезапно садились на снегоходы и сразу мчали вперёд. Поэтому мне нужно было быть наготове, чтобы успеть забраться в сани, застегнуть свой комбинезон, одеть рукавицы. Мороз градусов за двадцать пять и ледяной ветер. Не успеешь одеть рукавицы, руки отмерзнут, а отпуститься от саней, чтобы что-то поправить или застегнуть, ни на мгновение нельзя, можно вылететь наружу, скорость приличная. Держаться надо, что есть сил.



Перед перевалом


То мы ехали по льду, под которым зияли воздушные мешки в несколько метров высотой между слоями льда. Камни, лежавшие на поверхности реки, от движения снегоходов падали вниз, с грохотом проламывая нижний лёд. То бороздили море талой воды. Было непонятно, куда ехать - кругом разлилась тёмная вода, среди которой кое-где торчали стволы редких чахлых берез, ива и ольха.

Ночевать мы остановились в просторной избушке. Год назад её построили мои спутники, о чём с гордостью мне тут же поведали. Но внутри дома ощущался запах плесени. Без проветривания, деревянная изба быстро приходит в негодность.

Изба располагалась неподалёку от перевала, на склоне горы. Её окружали величественные сосны и ели. Вокруг избушки лежал свежевыпавший глубокий синеватый снег. Места сказочно красивые.

Дыхания Весны здесь совсем не ощущалось. На маленькой полянке, на крутом склоне горы, метрах в десяти от дома, виднелись сосновые и берёзовые дрова, прикрытые сверху от снега пушистыми ветками елей, полянку огораживали с трёх сторон ошкуренные стволы сосен. На одном дереве висела шкура крупного лося, которую охотники положили в сани.



Обязанности поварихи


На меня перед выездом возложили обязанности поварихи. Было строго сказано:
 - Ничего с собой не брать. Все продукты и посуду возьмёт на базе бессменный повар и водитель - Андрей.

Готовить я люблю, иногда получается довольно вкусно, поэтому я спокойно восприняла новое назначение.

Но, как выяснилось в пути, то ли из-за забывчивости, то ли из-за боязни быть смещенным со своего почётного места, Андрей прихватил такой набор продуктов и посуды, который, мягко говоря, не годился.

Утром заварила сухую картошку для Алексея Сергеевича, а остальным сварила перловку с тушёнкой. Он с изумлением посмотрел на эту картошку.

- Я не ем эту гадость. Откуда вы её извлекли?

Пакетики картофеля лежали среди продуктов, взятых Андреем. В качестве крупы водитель положил перловку и овёс. Жаль, что я тогда растерялась, и забыла, что крупу можно растереть камнем, чтобы быстро сварить.

Для приготовления пищи водитель «заботливо» взял с собой с базы большой котел и крошечный на пол-литра.

И в этой посуде мне нужно было умудриться сварить завтрак или обед на два стола, поскольку Алексей Сергеевич соблюдал пост и требовал ему готовить отдельно, а потом в этих же котлах скипятить воду для чая.

Не знаю, если Андрей привык к такому набору посуды, то у него наверняка были какие-то свои секреты приготовления пищи.

- Вы меня хотите угробить! Сейчас же пост! Как я могу кушать с маслом?! - восклицал голодный Алексей Сергеевич, когда я ему предложила кашу.
До сих пор не понимаю, как мне удалось решить эту неразрешимую задачу.



Стук


Мы спали на больших нарах. Я - на спальнике Алексея Сергеевича, он на некотором расстоянии от меня на этом же спальнике. Ночью я, не раздевалась. Снимала только верхний мокрый комбинезон, чтобы за ночь его просушить у печки. Среди ночи я проснулась от стука по спине.

Лёгкий стук пальцами. Я проснулась и мгновенно поняла, что это Алексей Сергеевич. Прикинувшись непонимающей, я спросила громко, не он ли стучит, что случилось?

 Он в ответ артистично стал говорить, зачем он будет стучать меня по спине. Потом изобразил судорогу в ноге, а может, и реальная была, кто его поймёт. Андрей и Пётр делали вид, что крепко спят. Так прошла ещё одна ночь.



Ружья


Наутро мои спутники достали ружья и, на ходу, со снегоходов стали стрелять. На моих глазах произошло мгновенное преображение – из белого воротничка Алексей Сергеевич превратился в дикого охотника. Если бы я его увидела в таком виде на базе или в Иркутске, то никогда бы не решилась на это путешествие.

Уши его шапки были завернуты вверх, вся его фигура была пропитана азартом погони за зверем.

На лобовом стекле нашего снегохода внезапно появилось отверстие от пули. Алексей Сергеевич спокойным голосом пытался выяснить, чья пуля прилетела в лобовое стекло, но, так и не выяснил. Мы отправились дальше.



Охота

Места в Восточных Саянах необыкновенно красивые. Их спасает малодоступность, там редко случаются люди. Вот прямо перед нами неторопливо, демонстрируя своё гибкое тело и шикарную пушистую шубку, по крутому заснеженному склону спустился крупный черный соболь.

То тут, то там стаи белых куропаток с чёрными перьями в хвостах поднимались в воздух от шума снегоходов. Никто из охотников не обращал на них внимания. Цель у моих спутников была иная, как я вскоре поняла.

Справа от нас виднелась цепочка следов крупного зверя.

- Одинокая матёрая волчица прошла, - вслух произнёс Алексей Сергеевич.
 
Большое стадо непуганых оленей пересекало широкое русло реки, скрываясь в лесу.

Раздались выстрелы. Когда убили беременную олениху, я, по своей наивности, думала, что в неё попали случайно.

Но после выстрелов, несколько олених, завалились наземь, а стадо разметалось в разные стороны и карабкалось между сосен по горе вверх.

Конец марта, все оленихи ждали появления на свет оленят. Вот эти-то неродившиеся оленята и были целью охотников.

Прежде я не могла присутствовать, когда убивали курицу. Здесь же стала свидетельницей массовой бойни олених.

Во мне, как говорят психологи, сработала психологическая защита. Я была совершенно спокойна. На происходящее смотрела со стороны, как на фильм.




 Оленихи


Охотники по локти в крови разделывали туши олених, их плоды кидали в сторону на снег, чтобы они замерзали. Потом плоды складывали в бочки. Оленье мясо погрузили на сани, прикрыв шкурой лося.

Одна крупная олениха никак не хотела умирать.

Голова её уже держалась на одном позвоночнике, но её большие распахнутые глаза смотрели каждому охотнику в самое сердце с укором и удивлением.

Она была живая. Она понимала всё происходящее.

 Алексей Сергеевич не выдержал, отвёл взгляд, требуя её быстрее добить. Но его сподвижники развели руками.

А я в отчаянии громко произнесла: «Вот так! Не знаешь ни дня, ни часа, когда придёт время покинуть этот бренный мир». Видно было по выражению лиц мужчин, что мои слова достигли цели, затронули их сердца.



Акт доброты


Мы ещё немного проехали, высадились на берег. Вода проступала из-под снега, с трудом нашли проход.

Белый снег окрасился оленьей кровью. Куски мяса лежали вокруг. Мне было приказано развести огонь под деревом, чтобы дыма не было видно с вертолёта.

Передо мной проплыли картины детства. Когда-то в школьном учебнике, на уроке чтения в начальной школе мы читали вслух про браконьеров, как они разводили костёр под деревом, а теперь я сама (!) этим занимаюсь... и путешествую в одной компании с ними.

Мне дали охотничий нож, чтобы я срезала деревце для растопки. Мужчины отправились по глубокому снегу на лесистую гору добивать трёх раненых оленей.
- Как я останусь одна на этом кладбище трупов? – воскликнула я, разводя руками. Я вспомнила, что здесь и волков немерено.

Охотники всё же вскоре удалились с ружьями в руках. Я развела огонь, скипятила чай, а потом умудрилась наступить на снег, под которым была ледяная вода. Моя обувь промокла. Об этом я рассказала Алексею Сергеевичу после его возвращения.
Трудно сочетать отзывчивость и заботу, которая была проявлена охотниками в этой ситуации с тем, что происходило только что на моих глазах. Алексей Сергеевич тот час заставил меня разуться, снять мокрые носки и обувь. Мне кто-то достал запасные дутыши (сапоги) и тёплые шерстяные носки. Все наперебой говорили, что это очень опасно - промочить ноги в пути.

После разделки туш оленей и укладки мяса в сани,  охотники начали тереть руки снегом. Я предложила помыть их горячей водой.

- Кто же моет в тайге руки горячей водой?! – просмеял меня Пётр, протирая руки снегом. Но Алексей Сергеевич подставил руки и сказал:
- Лейте!
Я полила на его руки горячей воды из кружки, предварительно добавив в кипяток снега.

Алексей Сергеевич после мытья протёр руки тряпкой. Андрей с Петром не произнесли ни слова. Видимо, в тайге у охотников не принято мыть руки горячей водой.
Оленье мясо положили в сани, прикрыв его шкурой лося. За собой всё прибрали и отправились в дорогу.

- Мы не убиваем, мы добываем, - любимая фраза Алексея Сергеевича.



Следы на дороге


Алексей Сергеевич показал мне на широкую дорогу в снегу истоптанную кем-то. Я растерялась, такого не видела.

- Кто это? – спросил Алексей Сергеевич.
Я затруднилась с ответом. Меня просмеяли:
- Это же зайцы!

Алексей Сергеевич долго ещё сокрушался, что люди живут в городе и не знают ни одной птицы, поющей под окном, ни одного названия растения, что растёт у них под ногами. Как можно жить в таком невежестве!
- Надо же! Такой широкой полосой и с такой плотностью истоптать дорогу, запутывая следы, - удивлялась я заячьим следам.



Прогулка по тайге


Потом мы вновь ехали по сплошной воде, как по морю. К счастью, моторы у снегоходов выдюжили, не захлебнулись.
- Дальше будет ещё страшнее, - вновь я услыхала от спутников.
Мы подъехали к небольшой речке. Я вышла из снегохода и перешла по бревну на другой берег. Для снегоходов и саней необходимо было устроить переправу, учитывая глубокое русло речки и крутые берега.
- Екатерина Васильевна, идите пешком, а мы вас догоним, - ласковым голосом обратился ко мне Алексей Сергеевич.

Я недоверчиво посмотрела на него.

- Мы всех так отправляем. Идите, - повторил Алексей Сергеевич.
Я направилась по лесной тропинке в неизвестность.

- До чего человек портит окружающую природу! Как мало подобных нетронутых людьми мест на Земле. Вроде бы высокий уровень цивилизации... но уровень культуры низкий. А цивилизация без культуры творит роботов цивилизации. Недаром существует мнение, что культура и цивилизация давно разошлись в разные стороны. А как бы хотелось, чтобы человечество жило в гармонии с природой, - размышляла я, поскрипывая свежим снегом.

Солнечный день. Вокруг снег искрился и сиял своей белизной. Только тени от белоснежных берёз, высоких сосен и разлапистых заснеженных елей синели и сиренивели. Воздух густо насыщен пением птиц. Воздухом дышишь и не надышишься, настолько он «вкусный». Я медленным шагом шла по тропинке, наслаждаясь природой, пением птиц, вдыхая полной грудью горный воздух, как внезапно меня осенила мысль:

- Это же глухая тайга! Здесь могут быть и рыси, и другие дикие звери. Что за необходимость идти пешком. Я прошла уже километра два, а то и три, но моих спутников не слышно. Я повернула назад. Немного заволновавшись, быстро пошла им навстречу. Пройдя почти весь путь обратно, услыхала шум моторов.



Лес прыгающих пней

Перед нами расстилался равнинный лес. Участок прыгающих пней – как я назвала его. Лес был полон высоких пней, покрытых рыхлым снегом, снегоходы с санями прыгали по этим пням с десяток километров, видимо, объехать его никак было нельзя. Я изо всей силы держалась за сани и молилась. А надо сказать, что так я никогда прежде не молилась, как в это путешествие - каждую секунду. Я не расставалась с Высшими Силами, молила укрепить мои силы и помочь мне выстоять.
Наш снегоход первым преодолел лес с прыгающими пнями, а с одним снегоходом случилась поломка. Мы вдвоём стояли и ждали. Вокруг нас простиралось белое безмолвие – небольшое заснеженное поле. Деревья, обрамляющие его, также утопали в снегу.

- О чём вы думаете? – поинтересовался Алексей Сергеевич.
- Я сочинила две сказки, - ответила я.

Алексей Сергеевич был явно удивлён, но вслух ничего не произнёс. Вечерами мои спутники радостно не раз (!) мне рассказывали, как они брали с собой мужиков, и те «ломались». Даже председатель охотхозяйства «сломался» в первый же день. Со мной же ничего сделать не могли. Я выстояла, ни на что не жаловалась … наверное, молитва мне помогла.



Медвежьи ушки


Алексей Сергеевич обращался ко мне по имени отчеству. Он заваривал чай, который скипятили на том самом костре, что я развела.
- Уберите Екатерину Васильевну, чтобы она не видела, - просил он своих друзей.
Но я успела увидеть: в чай он бросил травы, среди которых я узнала округлые листочки медвежьих ушек – мочегонное. Я не поверила своим глазам – зачем?

А с туалетом у меня были проблемы. Раздеться времени нет, на мне насдёвана куча одежды, а сверху я упакована в комбинезон. Останавливались на несколько минут. Мужчинам всё проще. При моей скромности, мне было неловко просить задержаться дольше. Да и смысла нет. Во время небольших остановок снегоходы стояли один за другим почти вплотную; с дороги не отойти в сторону – снег глубокий, а просить зажмуриваться, как-то несерьёзно. И здесь, как выяснилось – мочегонное… 

Я отказалась пить чай на небольших остановках. Алексей Сергеевич невинным голосом поинтересовался, почему я не хочу пить чай из термоса…



Цель путешествия


Алексей Сергеевич на вид - мужчина хрупкого телосложения и среднего роста. Внешне спокойный, вежливый и уравновешенный человек, но его почему-то боялись его спутники и встреченные нами в тайге охотники, такое сложилось у меня впечатление.
Наконец мы добрались до цели нашего путешествия. Это была охотничья база из четырёх аккуратных домиков, выстроенных на расстоянии нескольких метров друг от друга. Здесь жил охотник, которому привезли продукты и горючее. В большом доме с железной печуркой мы обедали. Там же, с незакрывающейся на крючок дверью, имелась ванная комната с душем. Назвать его душем можно с большой натяжкой. Из шланга текла тонкая струйка теплой воды. Но помыться всё же удалось.


Обед

Я поставила на печь варить оленину в большом котле. Мясо варилось часа два… и осталось жёстким, видать слабый огонь. С моим поварством, мужчины, наверное, за наше путешествие ощутимо похудели. Готовить всегда любила, а здесь со мной случился этакий казус. Но надо отдать им должное, никто ни разу не пожаловался на недоедание. За обедом, безуспешно пытаясь разгрызть очередной кусок оленины, Алексей Сергеевич спокойным голосом произнёс:
- Екатерину Васильевну надо на сутки оставить одну в тайге. Выживет, так выживет, нет, так нет. Мы все через это прошли. С собой имели один нож.


 Холодок пробежал по моей спине:
- А у меня с собой и ножа то нет. Во внутреннем кармане куртки лежит коробок спичек и всё! Но оставить могут в любой момент без предупреждения и без рюкзака. Алексей Сергеевич просто так слов на ветер не бросает, сказано, сделано.
И тут я проявила всё своё красноречие:


- Меня не надо оставлять. Я уже однажды проходила такое испытание. Прилетев под Новый год из Франкфурта в Новосибирск, пересела на автобус до Горно-Алтайска. Там, за посёлком Сростки, где жил Василий Шукшин, в полутора часах езды в сторону Горно-Алтайска, есть поворот в деревню, в которой в то время жили мои родители. Я везла с собой огромный чемодан на колёсиках и тяжелую большую сумку с подарками. Выйдя из автобуса в ночь, я надеялась доехать на попутке. Но какая могла быть в это время попутка – ночью, да под Новый год! Пришлось пройти пешком пять километров пути при свете луны по обледеневшей дороге, по обочинам которой спали высокие пирамидальные тополя. Чемодан ехал со скрипом по неровному льду. Я всю дорогу пела песни, чтобы отогнать волков.

- Петь не надо было, - сказал Алексей Сергеевич, - наоборот ваш голос мог их привлечь.



Отдельный домик


Алексей Сергеевич отвёл меня в отдельный уютный домик с камином. В нём мы должны были ночевать вдвоём. Алексей Сергеевич на стоянках любил при всех рассказывать, что его звали директором-гинекологом, когда он возглавлял предприятие. Ни одна женщина не прошла мимо него просто так…

- Да… - размышляла я, - как я сумею выстоять в эту ночь?
Мы сняли верхнюю одежду, в домике было хорошо натоплено. Но он быстро остывал, дрова требовалось подкидывать постоянно. Ночью Алексей Сергеевич осмелился проявить ко мне «знаки внимания», я его остановила совсем неожиданными для самой себя словами:
- Не надо сходить с пьедестала. У вас было много женщин. Пусть наши отношения останутся прежними.

Мужчина успокоился, как это ни странно. Единственное, ему так хотелось продемонстрировать своё тело, он попросил меня размять  ему мышцы на спине. Трудно себе представить, до чего обманчива бывает одежда. Мышцы были железными и невероятно накаченными. Поводи-ка снегоход по таким дорогам, да ещё и с гружёными санями!

 Ночью пришлось одеться, Алексей Сергеевич в отместку запретил подбрасывать дрова. Домик быстро остыл.
На следующей ночевке он вновь запретит подбрасывать дрова в печь, и утром все мы проснёмся, стуча зубами от холода. Я, делая вид, что ничего не произошло, скажу со смехом:
- Зимой в Германии, в гостинице ночами отключают отопление, значит так принято у всех немцев. Вот где кроется причина их долголетия. Алексей Сергеевич выразит сомнение по этому поводу.



Обратный путь


На следующее утро Алексей Сергеевич на вопрос Петра, сколько мы будем здесь находиться, ответил:
- Сейчас поедем. Что здесь делать?
Алексей Сергеевич на обратном пути, когда мы подъезжали к перевалу, попросил меня пересесть в сани к Андрею. Там стояла железная бочка. Вот на эту-то бочку мне и следовало взобраться. Я сразу сообразила, чем это кончится. В таком положении долго я на бочке не удержусь. Держаться было практически не за что, и я… довольно быстро очутилась на дороге, вернее, на снегу, слетев с бочки. Приземление было мягким – одежды на мне было достаточно много. Испугаться я не успела, так всё произошло быстро. Моё счастье, что это были не последние сани. Иначе моё отсутствие заметили бы нескоро.

Пётр предложил мне сесть на снегоход позади себя, поскольку его сани загружены полностью. На перевале сделали остановку. Сани отцепили от снегоходов. Алексей Сергеевич и Андрей поехали налегке осмотреть путь, поскольку наши следы замело ветром. Быстро стемнело. Отойти в сторону не было возможности, снег глубиной несколько метров лежал кругом. Пётр развел костёр, а я пошла, прогуляться по следам снегоходов, полюбоваться звёздами, в горах они особенно яркие и выразительные.



Медведь


Отойдя от своего спутника метров на двести пятьдесят, я застыла, слушая тишину и любуясь звёздным небом. Наших саней и костра видно не было, дорога сделала крутой зигзаг.

- Какое огромное небо! Звёзды большие и яркие! Почему я до сих пор не запомнила наизусть, где какое созвездие? Могу отличить Большую и Малую Медведицу, Орион. А сколько людей на Земле, которые с лёгкостью ориентируются в скоплениях звёзд, зная все их названия. Мороз аж звенит - зимняя ночь, а ведь март заканчивается, но весны здесь не ощущается, - только подумала я, и в этот момент с лесистого склона горы до меня донесся грубый медвежий рёв!

Его спутать ни с чем невозможно, тем более я никак не ожидала его услышать, да и не слыхала в природе прежде.
- Бежать я не смогу. Одета, как колобок, да ещё и в гору. А медведи бегают со скоростью до шестидесяти километров в час в любом направлении, хоть вверх, хоть вниз по горе. Кругом лежит глубокий снег, но ему снег не помеха, - мгновенно пронеслись мысли в моей голове, - тем более, он сейчас голоден.

Я пошла со всей скоростью, на которую была способна, к Петру. Мысли роились:
- Если медведь проснулся в берлоге, он хочет есть, а у нас трое саней завалены мясом. Запах звери чувствуют на большом расстоянии.

- Медведь рычит! – издали, запыхавшись, сказала охотнику.
- Не может такого быть! – ответил Пётр, засмеявшись.

Но мне скомандовал быстро сесть сзади него на снегоход, и мы помчали без саней вперёд. Когда мы добрались до знакомой избушки, в которой провели одну ночь, охотники тотчас оставили меня готовить ужин, а сами в небольшом волнении, сели на своих резвых коней и поехали за санями. Только после благополучного возвращения, Пётр при всех признался, что изрядно струхнул, услыхав от меня про рёв медведя. Позже я прочла, что в этот день, двадцать четвёртого марта, пробуждаются медведи.



Утро


Утром мы вновь ехали на большой скорости, нигде не останавливаясь, пока перед нами не выросла очередная преграда. От горячего весеннего солнца реки разлились, слившись в единое море. Мы искали рукава реки, где ещё сохранился лёд, объезжая наледи. Иногда мне приходилось выходить из саней и идти по берегу, с трудом пробираясь через буреломы и колючие кусты в густой лесной чаще. Наши снегоходы, будто корабли, плыли по морю с ледяным дном.



Фото на память

Где-то в часе езды до посёлка на берегу реки, при свете дня мы увидели фантастическую картину. Струи падающей воды ажурным ковром замерзли на крутом обрывистом берегу, трёхметровой высоты, будто сталактиты в горной пещере.
Алексей Сергеевич предложил сделать мне снимок на фоне ледяных струй. Я пригласила его встать рядом. Он сказал, что это будет компромат на него.
- Чего вам бояться? Да вы же безгрешны со мной, - ответила я.
Выражения лиц наших спутников были неописуемые. Зная характер своего шефа, они и в мыслях не могли допустить такое.



Конец путешествия на снегоходах

В самом конце пути сани на одном снегоходе перевернулись. Оленье мясо рассыпалось по льду реки. Шкура лося, прикрывавшая его, отлетела в сторону.

Да это и немудрено, все сани крепились к снегоходам всего одним крючком, поэтому болтались в разные стороны во время движения снегоходов.

Почти одновременно у второго снегохода приключилась поломка с мотором. Ремонт требовался длительный. Пришлось поставить палатку.

Алексей Сергеевич, оставив мужчин чинить снегоходы, повёз меня в посёлок. Там мы, не заходя в гости к родственникам, сразу пересели в машину, которая стояла около дома, поехали в город.

По дороге Алексей Сергеевич сказал:
- Ничего серьёзного не случилось. Для вас, Екатерина Васильевна, была всего лишь лёгкая и незначительная прогулка в восемьсот километров на санях снегохода по рекам Восточных Саян.

В городе Алексей Сергеевич высадил меня на автовокзале, объяснив, что он с таким грузом, а в машине была бочка с плодами, не может ездить по городу. Автобусы в этот поздний час уже не ходили. Хорошо, что у меня имелось с собой немного денег. Совместно с кем-то я доехала на такси до железнодорожного вокзала и уехала в Иркутск на проходящем поезде.



Фото


Через некоторое время Алексей Сергеевич сообщил мне, что они едут в Иркутск и готовы отдать мне фото. Мы встретились в центре города у охотничьего магазина. Передо мной стоял галантный мужчина – тот самый «белый воротничок», каким я его знала прежде. Он на ходу отдал мне в мультифоре красивое глянцевое фото, размером А 4 и скрылся с Андреем в магазине.




Заманчивое предложение


Во второй половине лета раздался звонок. Алексей Сергеевич предлагал мне поехать на аэролодке к тому охотнику, который бежал за нами с кружкой чая, когда мы ездили на снегоходах по рекам Саян.

- Вы представляете, - воодушевлённо говорил Алексей Сергеевич, - тот охотник научился сидеть на воде! Просто так берёт и садится!

Я предлагаю вам пожить у него дней десять. Вы же сочиняете сказки. Охотник собирает много целебных трав. Он знает уникальные рецепты. Вы их запишете в форме сказок. Издадим книгу.

Заманчивое предложение. Но тайга. Летом. Если зимой я прошла через столько испытаний, то, что можно ожидать летом.

Не подготовил ли мне ловушку Алексей Сергеевич. Позвонила своему знакомому, который занимается реализацией аэролодок, рассказав о предложении мне пожить в тайге.


- Вы сможете меня подстраховать на случай, если я туда поеду? Эти места никто не знает. Там только спутниковая связь.

- Из всех моих покупателей Алексей Сергеевич самый приличный и вменяемый человек. Я ходил с ним в поход. Конечно, подстрахую. Спокойно езжайте.

Но моё благоразумие взяло вверх.

- Вы не поехали? – при встрече спросил меня мой знакомый. – Напрасно. Алексей Сергеевич – очень порядочный и надёжный человек.




Послесловие


Теперь, входя в парфюмерные магазины или в залах ожидания в аэропортах, проходя мимо многочисленных рядов с духами, помадой, дорогими кремами, мне кажется, что я слышу голоса миллионов загубленных жизней, не родившихся оленят, уничтоженной кабарги и … не родившихся детей.

Когда я опубликовала на Мэйле свою сказку «Непослушная горная речка», которую я сочинила в санях снегохода, то получила неожиданные отзывы.

 В комментариях мне писали камчадалы, что в советское время работали в зверосовхозах на Дальнем Востоке, которые разводили оленей. Весной работники организовано убивали сотнями тысяч (!) олених.

Вероятно, это делалось ради оленят, у которых, как считается, в утробе матери крепче мех, чтобы из них сшить унты или шапки.

Раз существует подобный «заказ» нашего общества, будут существовать исполнители этого заказа.

До тех пор, пока все мысли людей направлены на тело, удовлетворение его желаний, на разжигание телесных страстей.

Пока ценности людей не встанут с головы на ноги, до тех пор, считаю, будут происходить подобные вещи, если, конечно, Природа не уничтожит нашу заблудшую цивилизацию прежде, чем она уничтожит Природу.

Пока не проснётся Дух человеческий, мы будем страдать и страдать…



Флаг

А с флагом я напортачила. По неопытности поместила изображение, направленное не в сторону древка, а в противоположную.

При движении выходило, что снегоход, изображенный на знамени, движется к нам навстречу.



 Плед

Накануне моей «прогулки» в неприспособленных санях снегохода родители подарили мне большой плед.
На нём изображена оленья пара с оленёнком.

Мирная уютная картинка. Каждый день я на неё смотрю, а мои мысли нет-нет, да и перенесут меня в прошлое десятилетней давности.

Не случайно ли мне подарен этот плед? Чтобы я не забыла… а можно ли такое забыть?..



Фото с сайта
Олдфото укт.ру