Известные поединки субмарин

Александр Щербаков 5
Как человек, который прослужил на подводной лодке три года в должности начальника медицинской службы, а бывших подводников не бывает, я интересуюсь всеми событиями в мире, связанными с противостоянием подводных лодок разных стран, как прошедшими много лет назад, так и в настоящее время.  Сегодня хочу поделиться со своими читателями тем, что знаю, о поединках между подводными лодками за все время существования подплава. Это далеко не полный перечень,  но, как говорится, чем богаты, тем и рады.

Первая мировая война показала, насколько грозным оружием являются подводные лодки, особенно против торгового флота. Попасть торпедой или двумя в огромный транспорт, танкер и надводный боевой корабль было намного проще, чем в небольшую по водоизмещению подводную лодку.  Так что поединки между субмаринами происходили очень редко, и обычно совершенно случайно.

Известно, что первый поединок между субмаринами произошел 18 октября 1914 года  недалеко от берегов Норвегии. Немецкая U-27 (командир Бернд Вегенер) потопила английскую подводную лодку Е-3, находившуюся в надводном положении.  Погибли 27 членов  экипажа.

Но намного более ожесточенное противоборство под водой происходило в годы Второй мировой войны.  Третий рейх вступил во Вторую мировую войну, имея не самый многочисленный подводный флот в мире – всего 57 подводных лодок. Гораздо больше подводных лодок имелось в строю у Советского Союза (211 единиц), США (92 единицы), Франции (77 единиц).

Самые большие морские сражения Второй мировой войны, в которых участвовали ВМС Германии (кригсмарине), происходили в Атлантическом океане, где главным противником немецких войск выступала мощнейшая группировка ВМС западных союзников СССР.  А вот в Средиземном море на первом этапе войны противостояли подводники Британии и Италии, союзницы Германии во Второй мировой войне.  И там тоже разворачивались интересные события, которые описаны в материалах интернета.

Этот необычный бой произошел у самой подошвы итальянского «сапога» – у мыса Колонне. 9 октября 1940 года британская подлодка T-класса «Триад» (HMS Triad) лейтенант-коммандера Джорджа Солта (George Stevenson Salt) вышла в поход с Мальты. 15 октября в 01:10 «Триад» установила обоюдный визуальный контакт с итальянской крейсерской подлодкой «Энрико Тоти» (R.SMG. Enrico Toti) под командованием капитано ди корветта (капитан 3-го ранга) Бандино Бандини (Bandino Bandini). «Тоти» возвращалась на базу в Бриндизи после неудачного выхода в море – у нее вышли из строя электромоторы.

Итальянцы опознали замеченную лодку как субмарину класса «Персей». Противники поменяли курс и начали сближение друг с другом. Британцы первыми открыли огонь из своего 102-мм палубного орудия. Итальянцы ответили огнем из двух спаренных 13,2-мм пулеметных установок и сделали три выстрела из 120-мм палубной пушки, добившись двух попаданий в «Триад». Британцы попали в «Тоти» один раз, всадив снаряд в рубку и ранив при этом двух итальянских подводников.

Во время артиллерийской дуэли противники не забыли и о торпедном вооружении. Первой торпеду выпустила «Триад». Выстрел был точным, но итальянцам чудом удалось увернуться, и торпеда прошла буквально в нескольких метрах от «Тоти». Бандини также ответил торпедой, которая попала в британскую лодку, но… не взорвалась – ее взрыватель не успел встать на боевой взвод из-за небольшой дистанции до цели!

Чуть позже командир «Триад» решил выйти из боя и погрузиться, но уходящая под воду лодка была поражена двумя очередными торпедами, которые успела выпустить «Тоти». Итальянцы не обнаружили на поверхности выживших – «Триад» погибла со всем экипажем. С момента обнаружения лодками друг друга до гибели «англичанки» прошло, по разным данным, не более 30–45 минут.

Долгое время считалось, что жертвой «Тоти» пала другая британская субмарина – «Рэйнбоу» (HMS Rainbow). Она в паре с однотипной подлодкой «Регент» (HMS Regent) была отправлена для действий в районе залива Таранто и ни разу не вышла на связь после того, как покинула гавань Александрии 23 сентября 1940 года. В 1988 году эта версия была изменена, и теперь принято считать, что «Рэйнбоу», находясь в подводном положении, была протаранена и потоплена в Адриатическом море итальянским судном «Антониетта Коста» (Antonietta Costa) в 60 милях к северу-востоку от Бари.

Таким образом, «Рэйнбоу» уступила «Триад» печальную славу единственной британской субмарины, потопленной итальянскими подлодками в ходе Второй мировой войны. Итальянцы были столь горды этой победой, что включили сюжет боя в художественный фильм «Альфа Тау!» (Alfa Tau!), снятый ими в 1942 году.

Почему бой «Триад» и «Тоти» вообще состоялся? Причины, побудившие Бандини принять вызов, понятны – у «Тоти» были неисправны электромоторы, что лишало её возможности уклониться от боя погружением. Не ясно, почему Солт так лихо, в стиле корсаров XVII века, бросился сражаться с итальянцами, что в итоге привело к гибели его самого, «Триад» и всего экипажа. Возможно, на этот вопрос поможет ответить история второго подобного боя между итальянской и британской субмаринами, который произошел полгода спустя.

26 июня 1941 года британская подлодка T-класса «Триумф» (HMS Triumph) лейтенант-коммандера Уилфрида Вудса (Wilfrid John Wentworth Woods) вышла в поход из Александрии, чтобы занять позицию в заливе Сирт у побережья нынешней Ливии, и уже утром следующего дня добилась успеха в лучших традициях британского флота.

В восемь часов утра Вудс в перископ заметил на расстоянии в 2000 ярдов всплывающую вражескую субмарину. Противник набрал ход и начал активно маневрировать, что делало невозможным торпедную атаку. Тогда Вудс решился на то, что можно назвать только лихим кавалерийским наскоком.

Спустя 11 минут после обнаружения противника «Триумф» всплыл и, сблизившись до дистанции в 1500 ярдов, открыл огонь из палубного орудия и пулемета. Удивительно, но противник бой принял! На палубу субмарины выскочили артиллеристы, которые открыли огонь по «Триумфу».

Бой длился семь минут, за это время британцы выпустили 33 снаряда, добившись, по их данным, пяти попаданий. Если сделать расчет по времени, то палубное орудие «Триумфа» выпускало по противнику один снаряд в 12–13 секунд. Получается, что Вудс в буквальном смысле пер на противника, сокращая дистанцию, чтобы его артиллеристы били по врагу в упор, практически не целясь.

Тактика огневого подавления противника себя оправдала. Вражеская пушка после пяти выстрелов замолчала, брошенная расчетом. После попаданий неприятельская лодка начала садиться в воду кормой. Видимо, Вудс этого и ждал, так как в 08:18 с расстояния в 600 ярдов «Триумф» выпустил две торпеды, одна из которых поразила врага, вызвав мощный взрыв. Когда осела вздыбившаяся вода, и рассеялся дым, на поверхности осталось только нефтяное пятно. Британцы не заметили в воде ни одного человека.

Так нашла свою гибель итальянская субмарина «Сальпа» (R.SMG. Salpa) под командованием тененте ди вашелло (капитан-лейтенант) Ренато Гуанньи (Renato Guagni). Вместе с ней на дно отправились четыре офицера и 44 рядовых и старшины.

Описанные случаи, на самом деле, далеко не единственные, когда командиры подводных лодок шли на подобный риск и атаковали при помощи артиллерии вражеские подлодки, малые военные корабли, береговые объекты и т.п. Разумеется, это не означало, что британские подводники не использовали торпеды. Часто после неудачной торпедной атаки их субмарины всплывали для того, чтобы завершить начатое при помощи пушек.

Порой при ознакомлении с действиями английских субмарин возникает ощущение, что британцы считали их больше «ныряющими пушками», чем носителями торпед. Это косвенно говорит как об исключительной агрессивности командиров, желавших добиться результата в поражении одиночных целей, так и о недостаточном противодействии авиации ПЛО противника, позволявшей британским субмаринам применять артиллерию.

Любопытно, что основные противники британцев, немцы, имели совершенно иной взгляд на использование подводными лодками артиллерии. Так, ряд пунктов из V раздела их «Наставления для командиров подводных лодок» гласил:

«271. Наличие артиллерии на подводной лодке с самого начала таит в себе противоречия. Подводная лодка неустойчива, имеет низкорасположенную артиллерийскую платформу и платформу наблюдения, и не приспособлена для ведения артиллерийского огня.

Все артиллерийские установки на подводной лодке плохо приспособлены для артиллерийской дуэли, и в этом отношении подводная лодка уступает любому надводному кораблю.

При артиллерийском сражении подводная лодка, в противоположность надводному кораблю, должна сразу же ввести в действие все свои силы, т.к. даже одно попадание в прочный корпус подводной лодки уже создает для нее невозможность погружения и ведет к гибели. Поэтому возможность артиллерийского сражения торпедной подводной лодки с военными надводными кораблями исключается.

272. Для подводных лодок, используемых для торпедных атак, артиллерия является как бы условным и вспомогательным оружием, ибо применение артиллерии над водой противоречит всему существу подводной лодки, т.е. внезапной и скрытной подводной атаке.

На основании этого можно сказать, что на торпедной подводной лодке артиллерия находит свое применение только в борьбе с торговыми кораблями, например, для задержки пароходов или для уничтожения невооруженных или слабо вооруженных кораблей».

В одном из своих произведений Валентин Пикуль утверждал, что командиры английских подводных лодок были заинтересованы в каждом пуске торпед в боевых походах, так как производящие их фирмы якобы выплачивали им за это премию. Однако скорее можно предположить, что подобные премии выплачивали производители артиллерийских снарядов, так как на примере Вудса и его коллег видно – англичане жалели их куда меньше, чем торпеды. Конечно, в обоих случаях это не так – бравые британские моряки воевали исключительно за отечество и корону.

Тем не менее, ожесточённое противостояние происходило и между советским и немецкими флотами – на Балтике, на Чёрном и Северном флотах. Активное участие в этих боях приняли подводные лодки. И советские, и немецкие подводники проявили колоссальное мастерство в уничтожении транспортных и боевых судов противника. Эффективность использования подводного флота быстро оценили руководители Третьего рейха. В 1939–1945 гг. судостроительные верфи Германии сумели спустить на воду 1100 новых подводных лодок – это больше, чем смогла выпустить за годы войны любая страна-участница конфликта – да, впрочем, и все государства, которые входили в Антигитлеровскую коалицию.

Балтика занимала особое место в военно-политических планах Третьего рейха. Прежде всего, это был жизненно важный канал поставок сырьевых материалов в Германию из Швеции (железо, различные руды) и Финляндии (лесоматериалы, сельскохозяйственные продукты). Одна только Швеция на 75% удовлетворяла потребности промышленности Германии в руде. В акватории Балтийского моря кригсмарине расположили много военно-морских баз, а шхерный район Финского залива имел большое изобилие удобных стоянок и глубоководных фарватеров. Это создавало подводному флоту Германии прекрасные условия для активных боевых действий на Балтике. Советские подводники приступили к выполнению боевых задач уже летом 1941 г. До конца 1941 г. им удалось отправить на дно 18 немецких транспортных судов. Но и подводники заплатили громадную цену – в 1941 г. Балтийский ВМФ потерял 27 подлодок.

В книге эксперта по истории ВМФ Геннадия Дрожжина "Асы и пропаганда. Мифы подводной войны" есть любопытные данные. Согласно историку, из всех девяти немецких подводных лодок, действовавших на всех морях и потопленных подводными лодками союзников, четыре лодки потоплены советскими подводниками. В то же время немецкие подводные асы смогли уничтожить 26 подводных лодок противника (в том числе три советских). Данные из книги Дрожжина свидетельствуют о том, что в годы Второй мировой войны происходили дуэли между подводными судами. Поединки между подлодками СССР и Германии закончились с результатом 4:3 в пользу советских моряков. Как утверждает Дрожжин, в поединках с немецкими подводными лодками участвовали исключительно советские субмарины типа М – "Малютка".

Первую победу в дуэлях между субмаринами СССР и Германии одержали военнослужащие кригсмарине. Случилось это 23 июня 1941 г., когда немецкая подлодка U-144 под командованием обер-лейтенанта Фридриха фон Хиппеля смогла отправить на дно Балтийского моря советскую подводную лодку М-78 (под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Шевченко). Уже 11 июля U-144 обнаружила и попыталась уничтожить другую советскую подлодку – М-97. Эта попытка окончилась неудачей. U-144 относилась, как и "Малютка", к малым подводным лодкам и была спущена на воду 10 января 1940 г. Немецкая подлодка была тяжелее советского аналога (подводное водоизмещение в 364 т) и могла погружаться на глубину более 120 метров.

В этой дуэли представителей "лёгкого веса" победу одержала немецкая субмарина. Но U-144 не удалось увеличить свой боевой список. 10 августа 1941 г. немецкое судно было обнаружено советской средней дизельной подводной лодкой Щ-307 "Щука" (под командованием капитан-лейтенанта Н. Петрова) в районе о. Даго в проливе Соэлозунд (Балтика). "Щука" имела гораздо более мощное торпедное вооружение (10 торпед 533 мм и 6 торпедных аппаратов – четыре на носу и два на корме), чем её немецкий противник. "Щука" произвела двухторпедный залп. Обе торпеды точно попали в цель, и U-144 вместе со всем экипажем (28 человек) была уничтожена. Дрожжин утверждает, что немецкую субмарину уничтожила советская подлодка М-94 под командованием старшего лейтенанта Николая Дьякова. Но на самом деле лодка Дьякова стала жертвой ещё одной немецкой субмарины – U-140. Случилось это в ночь на 21 июля 1941 г. у острова Утё. М-94 вместе с ещё одной подлодкой М-98 патрулировали у острова. Сначала подлодки шли в сопровождении трёх катеров-тральщиков. Но позже, в 03:00, эскорт оставил субмарины, и они продолжили ход самостоятельно: М-94, стремясь быстрее зарядить аккумуляторные батареи, пошла большими глубинами, а М-98 направилась под берегом. У маяка Кыпу подлодка М-94 получила попадание в корму. Это была торпеда, выпущенная с немецкой субмарины U-140 (командир Ю. Хелльригель). Торпедированная советская подлодка упёрлась в грунт, нос и надстройка субмарины возвышались над водой.

Экипаж подлодки М-98 решил, что "напарница" подорвалась на мине, и занялся спасением М-94 – стал спускать на воду резиновую лодку. В этот момент с М-94 заметили перископ вражеской субмарины. Командир отделения рулевых С. Компаниец кусками тельняшки стал семафорить на М-98, предупреждая об атаке немецкой субмарины. М-98 сумела вовремя уклониться от торпеды. Экипаж U-140 не стал повторно атаковать советскую подлодку, и немецкая субмарина скрылась. М-94 вскоре затонула. Погибло 8 членов экипажа "Малютки". Остальных спас экипаж М-98. Ещё одной "Малюткой", которая погибла в столкновении с немецкими субмаринами, стала подлодка М-99 под командованием старшего лейтенанта Попова Бориса Михайловича. М-99 была уничтожена во время боевого дежурства у острова Утё немецкой субмариной U-149 (командир капитан-лейтенант Хорст Хёльтринг), двумя торпедами атаковавшей советскую подводную лодку. Случилось это 27 июня 1941 года.

Кроме балтийских подводников яростно сражались с немецкими войсками и их коллеги из Северного флота. Первой подводной лодкой Северного флота, не вернувшейся из боевого похода Великой Отечественной войны, стала субмарина М-175 под командованием капитан-лейтенанта Мамонта Лукича Мелкадзе. М-175 стала жертвой немецкой подводной лодки  U-584 (командир капитан-лейтенант Иоахим Декке). Произошло это 10 января 1942 г. в районе к северу от полуострова Рыбачий. Акустик немецкого судна с дистанции 1000 метров обнаружил шум дизелей советской подлодки. Немецкая субмарина начала преследование подлодки Мелкадзе. М-175 следовала зигзагом в надводном положении, осуществляя зарядку аккумуляторов. Немецкая субмарина двигалась под водой. U-584 обогнала советское судно и атаковала его, выпустив 4 торпеды, две из которых попали в цель. М-175 потонула, унеся с собой в морские глубины 21 члена экипажа. Примечательно, что М-175 уже однажды становилась мишенью для немецкой подлодки. 7 августа 1941 г. недалеко от полуострова Рыбачий М-175 была торпедирована немецкой субмариной U-81 (командир капитан-лейтенант Фридрих Гуггенбергер). Немецкая торпеда попала в борт советского судна, но на торпеде не сработал взрыватель. Как выяснилось позже, немецкая подлодка с дистанции 500 метров выпустила по противнику четыре торпеды: две из них не попали в цель, на третьей не сработал взрыватель, а четвертая взорвалась на предельной дистанции хода.

Удачной для советских подводников стала атака советской средней подводной лодки С-101 немецкой субмарины U-639, проведённая 28 августа 1943 г. в Карском море. С-101 под командованием капитан-лейтенанта Е. Трофимова представляла собой довольно мощную боевую единицу. Субмарина имела длину 77,7 м, подводное водоизмещение в 1090 т и могла находиться в автономном плаванье в течении 30 суток. Подлодка несла мощное вооружение – 6 торпедных аппаратов (12–533-мм торпед) и два орудия – калибром 100 мм и 45 мм. Немецкая подводная лодка U-639 обер-лейтенанта Вихмана несла боевую задачу – установку мин в Обской губе. Немецкая субмарина двигалась в надводном положении. Трофимов приказал атаковать вражеское судно. С-101 выпустила три торпеды и U-639 затонула мгновенно. В этой атаке погибло 47 немецких подводников.

Поединки между немецкими и советскими подлодками были немногочисленными, можно сказать, даже единичными, и происходили, как правило, в тех зонах, где действовали Балтийский и Северный ВМФ СССР. Жертвами немецких подводников становились "Малютки". Дуэли между немецкими и советскими подводниками не повлияли на общую картину противостояние военно-морских сил Германии и Советского Союза. В поединке между субмаринами побеждал тот, кто быстрее вычислил местонахождение противника и смог нанести точные торпедные удары.

Чаще всего поединки между подводными лодками проходили тогда, когда одна находилась в надводном положении, и шла под дизелями, которые намного громче шумели, чем электромоторы, когда лодка идет под водой. В этом случае у неё есть преимущество, она раньше узнает о противнике, и попасть в идущую в надводном положении лодку намного легче.  Первая успешная атака субмарины, когда обе лодки были под водой, произошла 9 февраля 1945 года, когда британская подводная лодка HMS Venturer потопила немецкую лодку U-864 в Северном море.  Из четырех выпущенных торпед в немецкую субмарину попала одна, которая разломила её напополам.

Потопленную лодку обнаружили в 2005 году. Оказалось, что на её борту перевозилась ртуть, и теперь грозит экологическая  катастрофа близ места потопления.

Но противостояние под водой продолжилось в годы «холодной» войны. Лодки НАТО и СССР охотились друг за другом, выходили в условные торпедные атаки.  Случайные столкновение субмарин происходили десятками, но обычно не приводили к гибели лодок. Разве что наша К-129, погибшая в Тихом океане, могла столкнуться с американской субмариной и получила катастрофические повреждения.  Но это предположение,  хотя  кормовая часть лодки была поднята американцами с огромной глубины в ходе специальной операции.  Не снята с повестки дня и гибель нашей подводной лодки  «Курск» от случайной атаки американской субмарины в Баренцовом море в августе 2000 года. Многое указывает на то, что именно так и было.

Хотя сейчас вроде «холодная» война закончилась, но противостояние наших субмарин с лодками НАТО продолжается.  Вот что стало известно о событии, которое не освещалось в наших СМИ.   Статья  появилась в английской газете.

«В то время как Тереза Мэй на прошлой неделе решала вопрос о нанесении удара по Сирии, в глубине Средиземного моря, в восточной его части, разыгралась настоящая драма.

По имеющимся данным, подводная лодка Королевского военно-морского флота, вооруженная крылатыми ракетами преследовалась, по крайней мере, одной (а возможно, и двумя) российской подводной лодкой, которую западные эксперты называют «Черной дырой» за то, что она очень тихая.

Два российских фрегата и противолодочный самолет, судя по всему, также занимались поиском британской лодки в тот момент, когда она маневрировала и пыталась сделать так, чтобы намеченные на территории цели оказались в радиусе действия ее крылатых ракет «Томагавк». Эта субмарина класса «Эстьют» (Astute) в течение нескольких дней пыталась избежать обнаружения в ходе напряженного и опасного противостояния.

В последние годы российские и британские подводные лодки все активнее преследуют друг друга в Северной Атлантике, в Северном море и в Средиземном море, и напряженность повысилась. Однако многие считают, что их первая дуэль произошла в ходе подготовки к нанесению недавнего ракетного удара. Британская субмарина находилась под защитой американского военно-морского флота, разведывательный самолет которого P-8 в прошлую среду начал патрулировать район восточного Средиземноморья для обнаружения российских кораблей и подводных лодок. Самолет P-8 имеет на своем борту датчики для обнаружения кораблей, а также может быть оснащен ракетами, торпедами и минами.

Подводные лодки класса «Варшавянка», используемые для охоты на субмарины противника, располагаются на российской военно-морской Базе в сирийском Тартусе, и, по имеющимся данным, они и возглавляют подобную подводную охоту. Силовая установка «Варшавянки» состоит из двух дизельных генераторов и электродвигателя, который позволяет ей перемещаться под водой исключительно тихо. Кроме того, она имеет на вооружении торпеды, крылатые ракеты, а также противокорабельные ракеты.

«Две „Варшавянки" могут представлять собой значительную угрозу», — отметил Иэн Бэллентайн (Iain Ballantyne), автор книги «Смертельное ремесло» (The Deadly Trade), посвященной подводной войне. Британские субмарины имеют ограниченную огневую мощь. Судя по всему, они имеют на борту не больше 20 крылатых ракет «Томагавк», которые они способны запустить с расстояния 1600 километров (1000) миль из погруженного положения. Некоторые американские субмарины имеют в своем арсенале 154 крылатые ракеты.

Ник Чайлдз (Nick Childs), старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies) считает, что в распоряжении Министерства обороны, вероятно, находится не более 100 крылатых ракет «Томагавк».

«Американцы в прошлом году запустили 59 крылатых ракет, когда они атаковали одну военно-воздушную базу (в Сирии) — это своего рода мерило, которое позволяет нам говорить о том, какой вклад, судя по всему, способно внести Соединенное Королевство».

Капитаны субмарин готовятся к тому, чтобы запускать небольшое количество ракет в ходе одного залпа и таким образом избежать обнаружения. «Чем дольше вы находитесь в определенном районе, тем больше вы выдаете данных о своей позиции, — отметил Чайлдз. — Это делает подводную лодку уязвимой».

В конечном итоге этот вопрос так и не стал актуальным — британская субмарина не приняла участия в ракетном ударе по Сирии.

Но чтобы побеждать  противника в поединках под водой, надо тренироваться. Этим и занимаются наши подводники в ходе учений.

Атомные подводные лодки (АПЛ) Северного флота «Псков» и «Нижний Новгород» провели «дуэль» в ходе учений в Баренцевом море, сообщили  в пресс-службе Северного флота. На первом этапе учений подлодки, каждая из которых выполняла для другой роль условного противника, вели поиск и преследование с выходом на позицию атаки подводной цели, а также отрывались от преследования с постановкой помех и ложных целей.

«Наиболее сложным и ответственным этапом совместных подводных маневров стало практическое выполнение торпедных стрельб по подводной цели. Данное упражнение экипажи выполнили в дуэльном варианте», — говорится в сообщении Северного флота.

26 октября «Мурманский вестник» сообщал, что «Псков» и «Нижний Новгород» проводят глубоководные погружения в нейтральных водах Норвежского моря, так как Баренцево море для полноценных учений слишком мелко (средняя глубина составляет около 200 м, максимальная — 600 м).

«В ходе погружений, которые продлятся в течение ближайшей недели, экипажи отработают тактические приемы и различные виды маневрирования в большом диапазоне глубин, а также испытают отдельные образцы техники и вооружения», — отмечало издание.

29 октября норвежская государственная телерадиокомпания NRK со ссылкой на представителей военной разведки Норвегии сообщила, что две российские подводные лодки класса Sierra (к этому классу НАТО относит «Псков» и «Нижний Новгород», по российской классификации это подлодки проекта 945А) находятся в северной части Норвежского моря для проверки их пригодности для работы в глубоководных районах и испытаний нового оружия.

При этом NRK отметила, что учения, в которых в общей сложности принимают участие 10 российских подлодок, являются крупнейшей такой операцией со времен холодной войны. Со ссылкой на источники в разведслужбе NRK сообщила, что участвующие в учениях подлодки пытаются незаметно для НАТО добраться от своих баз на Кольском полуострове до Норвежского моря.