Лакз - государство лезгинских народов

Али Албанви
Лакз — раннефеодальное государственное образование VII–XIV веков, охватывавшее в основном ареал расселения лезгиноязычных (лезгинских) народов на территории современного Южного Дагестана и Северного-Западного Азербайджана. Сведения письменных источников о ал-Лакзе весьма отрывочны, но они позволяют иметь определённое представление о существовавшем политическом образовании лезгин, как наиболее крупного этноса среди лезгиноязычных народов.


Столица ал-Лакза у средневековых авторов не упоминается, однако некоторые авторы, считают столицей поселение Билистан (предположительно сел. Куйсун, лезг. Къуйсун или Къуюстан, ныне в Магарамкентском районе Дагестана), далее сел. Цахур (ныне село в Рутульском районе Дагестана), которое названо у Закарийа ал-Казвини (ок. 1203–1283) «главным городом» страны Лакзан. По мнению же ныне покойного российского востоковеда А.Р. Шихсаидова (1928–2019), возможно, «под Лакзаном у ал-Казвини понимается Западный Лакз».


К 722 году относится следующее сообщение арабского автора о «стране Лакз». По сообщению Абу-л-Хасана ал-Балазури (ум. 892), сасанидский шах Хосров I Ануширван (правил в 531–579 гг.), завоевав часть Восточного Кавказа, «пригласил …царей, назначил их, предоставив каждому из них шахство (над отдельной областью). Среди них хапан горы, а он сахиб ас-Сарир, и называется он вахрарзаншах, царь (малик) Филана, а он филаншах, табасараншах, царь ал-Лакза с титулом джуршаншах и царь Маската, царство которого (в настоящее время уже) не существует, и царь Лирана, с титулом лираншах. И назначил он владетеля (сахиб) Бухха над Буххом, владетеля Зирикерана над Зирикераном. И утвердил он маликов горы ал-Кабк в их владениях и заключил с ними мир, на условиях внесения подати (итав)».


В X веке ал-Лакз охватывал территорию, занимаемую носителями лезгинской группы языков (агулы, лезгины, рутульцы, цахуры), в бассейне рек Самур, Курах-чай и Чирах-чай. Востоковед В.Ф. Минорский (1877–1966) локализует область, населённую племенами лакз, к западу от Маскута, в верхнем течении реки Самур. Курдский историк Ибн ал-Асир (1160–ок. 1233/34) понимал под «страной Лакз» то Южный Дагестан, то область между Дербентом и аланами. В «История Ширвана и Дербенда» (написана в начале XII века) упоминаются Западный и Восточный Лакз (существовавшие в начале XI века). По мнению А.Р. Шихсаидова, речь, возможно, идёт о двух самостоятельных государственных единицах.


Курдский автор XII века Мас’уд ибн Намдар (ум. ок. 1111) упоминает «Балх Лакза, находящийся в чаще леса», что, возможно, свидетельствует о существовании в Южном Дагестане некоего Балха. По мнению российского востоковеда А.К. Аликберова (род. 1964) «более или менее уверенная идентификация Балха, о котором говорит Мас’уд ибн Намдар, возможна только с двумя населёнными пунктами ал-Лакза — городом Билидж (совр. Белиджи, Дербентский р-он Дагестана), точнее с территорией его старой застройки в Южном Дагестане, и городом Балах/Булах (совр. Белоканы, Балакентский р-н Азербайджана) в Закавказье.


Согласно «История Ширвана и Дербенда», в первой половине X в. восточная часть Лакза, находилась под властью мусульман. Западная же была тогда вне мусульманского мира. Обитатели ее считались «неверными», врагами мусульман. По сообщению ал-Истахри (ок. 850–934), они охраняли «сильную крепость» христианского князя Кабалы «из-за симпатии», которую последний питал к ним.


Действительную причину, по которой лакзы делали это, можно, кажется, понять из (ранее неизвестного в полной редакции) дагестанского арабоязычного исторического сочинения, условно называемого «История Маза». В нём говорится, что сел. Маза (ныне Ахтынский р-он, Дагестан), стоявшее в горах почти прямо над г. Кабала, считалось «одним из селений города (касаба) Кабала». Из всего этого видно, что после потери ‘Аббасидами власти на Кавказе, сел. Маза (видимо, и некоторые другие лезгинские населенные пункты Шалбуздагского микрорегиона) вошло в состав Кабалинского княжества, управлявшегося христианами, а жители его были обязаны — подобно другим западным лакзам — военной службой в пользу правителей Кабалы (древний город и столица Албании Кавказской, крупный торговый центр до XV века).


В 80–90 гг. X в. мусульмане-ширваншахи аннексируют, согласно «История Ширвана и Дербенда», основную территорию Кабалинского княжества, располагавшуюся в долине р. Турийан-чай (ныне река в Азербайджане). По-видимому, в это же время Маза и горные села, расположенные в мазинском «ущелье и по его краям», были захвачены прибывшим из Ширвана отрядом газиев «в результате пленений, убийств и разрушений, а отчасти в результате ... хорошего обращения». Затем в 468/1075–76 гг. как Восточный Лакз, так и Западный, где располагалось сел. Маза, после «ожесточенных схваток» сумел покорить и обложить хараджем ширваншах Фарибурз I ибн Саллара (ум. 1096). Земли эти были включены им в состав Ширванского государства в качестве одной из «зависимых областей (самал)», по характеристике Мас’уда ибн Намдара (XII в.).


Как замечает А.Р. Шихсаидов (ум. 2019), ознакомление с местными источниками позволяет прийти к заключению, что их авторы прежде всего вкладывали в термин «ал-Лакз» понятие территориальное, а не этническое или политическое. Российский востоковед В.В. Бартольд (1869–1930) также писал, что «арабские авторы как будто обозначали названием „лакз“ особый народ, местоположение которого, впрочем, не указывается точнее». Все лезгиноязычные (лезгинские) народы объединялись под названием «жители страны Лакз». Но при этом авторы ясно указывают о городах этих народов: одним из таких примеров является сообщение о Шиназе (ныне село в Рутульском р-оне Дагестана) XIII века известного географа и космографа Закарийа ал-Казвини (ум. 1283). По сведениям историка Абу-л-Хасана ал-Балазури (ум. 892), в эпоху арабских завоеваний полководец Марван ибн Мухаммад поселяет хазар «между Самуром и Шабираном, на равнине в области Лакз». По сообщениям Йакута ал-Хамави (ок. 1179–1229) «…страна ал-Лакз, они народ многочисленный… (у них) деревни благоустроенные и районы многочисленные».


Арабский путешественник из Гранады Абу Хамид ал-Гарнати (1080–1170), посетивший в 1131 году г. Дербент, перечислил языки, на которых говорили люди, среди которых первым указал «лакзанский язык». Как сообщает Закарийа ал-Казвини, в медресе селения Цахур имелись учитель (мударрис) и законоведы (факихи), которые «перевели на лакзанский язык „Мухтасар ал-Музани“ и „Книгу имама аш-Шафии“ и занимаются ими обоими». Российский и советский языковед Анатолий Генко (1896–1941) и другие историки переводят «лакзанский язык» как «лезгинский язык».


Арабский географ Абу-л-Хасан ал-Мас’уди (896–956), включавший в «страну лакзов» территорию дидойцев, сообщает, что «среди [лакзов] имеются неверные, не подчиняющиеся царю Ширвана. Они называются язычниками Дуданийа и не подчиняются никакому царю».


Историк Ибн ал-Асир (1160–ок. 1233/34) упоминает, что монголы при первом походе встретили севернее Дербента народ лакзов, под которыми он подразумевает жителей не только Южного Дагестана, а всех горных районов Дагестана, независимо от их этнической принадлежности. Но в местном употреблении и у арабских географов термин «лакзы» или «лезгины» применяется только к племенам Южного Дагестана. Из среды «лакзов» известны десятки крупных мусульманских учёных носивших нисбу «ал-Лакзи».



Автор: ‘Али Албанви


ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК

АЛИКБЕРОВ, АЛИКБЕР КАЛАБЕКОВИЧ (род. 1964) — российский востоковед, историк и исламовед. Заместитель директора Института востоковедения РАН, руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья. Член Экспертной группы по совершенствованию законодательства в сфере свободы совести и религиозных объединений Экспертного совета Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.

АЛ-ГАРНАТИ, АБУ ХАМИД МУХАММАД ИБН ‘АБД АР-РАХИМ АЛ-АНДАЛУСИ (1080–1170) — арабский богослов, путешественник, исламский миссионер. Место рождения Гранада, Ал-Андалус, Испания. Учился в Александрии и Каире (Египет).

БАРТОЛЬД, ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1869–1930) — российский и советский востоковед, тюрколог, арабист, исламовед, историк, архивист, филолог, академик Санкт-Петербургской Академии наук (1913), член Императорского Православного Палестинского Общества. Один из авторов Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона и первого издания «Энциклопедии ислама».

АЛ-БАЛАЗУРИ, АБУ-Л-ХАСАН АХМАД ИБН ЙАХЙА ИБН ДЖАБИР ИБН ДАУД (ок. 820–892) — арабский историк, известен также как переводчик и поэт. Родом из г. Багдада. Прозвище «ал-Балазури» связано с растением белазур (Кешью). Сок этого растения, выпитый в большой дозе, стал причиной потери рассудка и смерти историка. Был вхож во дворец Аббасидских халифов.

ГЕНКО, АНАТОЛИЙ НЕСТОРОВИЧ (1896–1941) — российский и советский языковед, кавказовед, историк, этнограф, первый исследователь абазин, убыхов, хыналугцев, цахур.

ИБН АЛ-АСИР, ИЗЗ АД-ДИН АБУ-Л-ХАСАН АЛИ ИБН МУХАММАД АЛ-ДЖАЗИРИ (1160–ок. 1233/34) — один из наиболее известных исламских историков курдского происхождения. Встречается на русском языке транскрипция его имени как Ибн ал-Атир и Ибн ал-Афир.

АЛ-ИСТАХРИ, АБУ ИСХАК ИБРАХИМ ИБН МУХАММАД (ок. 850–934) — арабский географ. Родом из Истахра (5 км от Персеполя). Путешествовал по Ирану, посетил ряд стран Средней, Южной и Западной Азии. Около 930–933 годов составил по-арабски сочинение о географии «Книга климатов». Оно представляло собой сборник географических карт с пояснительными записками. Этот труд аль-Истахри до наших дней не дошёл. Истахри — автор труда под названием «Книга путей государств» («Китаб масалик аль-мамалик»). Дата написания около 930–933 годов. Эта работа оказала влияние на труды многих арабских и персидских географов.

АЛ-КАЗВИНИ, АБУ ЙАХЙА ЗАКАРИЙА ИБН МУХАММАД (ок. 1203–1283) — арабский учёный, литератор, космограф и географ. Родился в г. Казвин (совр. Иран).

МАС’УД ИБН НАМДАР (ум. ок. 1111) — курдский поэт, автор «Сборника рассказов, стихов и писем», секретарь ширваншаха Фарибурза (1063–1096). Выходец из г. Байлакан, что «в стране Арран». Служил в диванах Ширвана и Гянджи, исполнял обязанности мушрифа Байлакана (1) верховный государственный контролер (назывался также мушриф-и калан); 2) личный секретарь эмира). Работал мустауфи (казначей) Байлакана. В своих мемуарах он сообщает что служба казначея (мустауфи) Байлакана (истифа' Байлакан) унижает достойного и приличествует невежде. Однако и в том и в другом случае Мас’уд имел прямое отношение к податям и повинностям. Мас’уд ибн Намдар по своим служебным обязанностям в Байлакане имел прямое отношение к сбору налогов с его населения. Он несколько раз напоминает о том, что от него «не ускользнет даже и вес пылинки». Обязанности Мас’уда ибн Намдара в диванах Ширвана и Гянджи. Из стихов и переписки Мас’уда ибн Намдара, нам известно, что он первоначально находился на службе в Байлакане, затем перешел в Ширван, после чего снова вернулся в Байлакан, но вынужден был бежать оттуда в Гянджу. Обязанности нашего автора в Байлакане и, в частности, непосредственные дела с населением тяготили его, и он с сожалением вспоминает о почетных своих обязанностях в Ширване, где он, по его словам, «попирал ковры князей». В число дел, которыми занимался Мас’уд, входили следующие: «Подписывание (тауки) приказов (манашир) о крепостях и поместьях, утверждение (исбат) назначений (такалид) в страны и области, служба мустауфй (истифа’) берега и реки, платежи Баку, Куры, областей ал-Иазидийа и ал-Джабал, страны лакзов, Сувак Мукалин и окрестностей Кабалы до реки и области Шабарана с морем (ал- Бахр, вероятно, приморская область) у дела казначейств (му'амалат ал-хаза'ин) и зданий, надзор (служба ’арида) за многочисленным войском ( 'ард ал'аскар ал-джарар), недоимки ’амилей (баваки ал-уммал), довольствие войск (фавадил ал-аджнад), платежи Дейлема для пропитания (ма'аш) курдов». Здесь Мас’уд ибн Намдар не указывает, какую именно должность он занимал. Случайно в другом месте, обращаясь за назначением на должность в Байлакан к дивану везира Му’аййад ал-Мулка в Гяндже, Мас’уд напоминает, что он был в Ширване на’ибом дивана. Вероятно, это был диван везира, так как в своих стихах, написанных во время пребывания в Ширване, он постоянно обращается к везиру Ширвана Баха ад-дину ал-Какуйа. У него Мас’уд (в стихах!) просит предоставить коня для путешествия, ему же приносит извинения за отсутствие на службе. Таким образом, Мас’уд как на’иб дивана был непосредственно подчинен везиру. В диван везира (диван ал-визара) адресовано и письмо — жалоба Мас’уда на некоего ’амиля. В тексте Мас’уда мы находим упоминание о диване поместий (ад-дийа’) и диване хараджа. Прямо оно не относится к Ширвану. В данном случае речь идет о том, что один из ’амилей не умеет написать правильно слова диван ал-харажд и диван ад-дийа. Кроме того, у Мас’уда упомянут диван ’арида. В перечне обязанностей Мас’уда мы не находим ничего, относящегося к сфере деятельности этих диванов, что касается Гянджи, то там упоминается лишь один диван. Положение наиба дивана было почетным и выгодным.

МИНОРСКИЙ, ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ (1877–1966) — русский востоковед и дипломат, исследователь истории, исторической географии, литературы и культуры Персии и Закавказья. Незаурядный геополитик.

АЛ-МАС’УДИ, АБУ-Л-ХАСАН ’АЛИ ИБН АЛ-ХУСАЙН (896–956) — арабский историк, географ и путешественник. Родился в г. Багдаде (совр. Ирак), много странствовал по разным странам и остаток жизни провёл в ал-Фустате (г. Каир, Египет). Результатом его путешествий стал обширный труд «Мурудж аз-захаб ва маадин ал-джавахир» («Золотые луга и россыпи самоцветов»), содержащий не только разнообразный географический материал, но и пространные исторические экскурсы. Описывая жизнь пророка Иоанна Крестителя и Иисуса, сына Марии, ал-Мас‘уди (ум. 956) в общем и целом следует коранической традиции. Как первый арабский автор, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера, заработал прозвище «арабского Геродота».

ФАРИБУРЗ I ИБН САЛЛАР (1063–1096) — ширваншах, правитель Ширвана.

АЛ-ХАМАВИ, ШИХАБ АД-ДИН АБУ ‘АБД АЛЛАХ ЙАКУТ ИБН ‘АБД АЛЛАХ АР-РУМИ (ок. 1179–1229) — арабский учёный-энциклопедист и писатель, филолог, путешественник, историк и географ. По происхождению грек из Малой Азии. Объездил побережье и острова Персидского залива, юг Аравийского полуострова, Сирию, Палестину, Египет, Хорезм, Ирак. Придерживался хариджитских взглядов. Автор биографического словаря (свыше 1000 ст.) и географического словаря стран (ок. 16000 ст.).

ШИХСАИДОВ, АМРИ РЗАЕВИЧ (1928–2019) — советский и российский востоковед, историк, исламовед. Научные интересы: ислам в средневековом Дагестане; арабский язык и арабская литература; арабоязычные источники по истории и культуре Дагестана; арабская рукописная книга; эпиграфика, археография.

ХОСРОВ I АНУШИРВАН (501–579) — шахиншах из династии Сасанидов, правивший Ираном с 531 до 579 года. Правление Хосрова характеризуется продолжением преобразований Кавада I, направленных на усиление центральной власти, масштабными строительными работами, развитием наук и искусств, а также частыми военными столкновениями с Византией и завоевательной политикой на юге (Йемен) и востоке (государство эфталитов). При Хосрове I государство Сасанидов достигло наибольшего уровня развития и могущества. Время правления Хосрова часто именуют «золотой эпохой» в истории Ирана.