Ал-Хаджжи-Мурад б. Нур-‘Али ал-Икрави ал-Кури — южнодагестанский богослов из сел. Икра (лезг. КIири) в области Кюра, один из руководителей антицарского восстания в Южном Дагестане в 1877 году. После подавления восстания был арестован. В период от 10–30 ноября 1877 года состоялся суд, на котором ал-Хаджжи-Мураду ал-Кури был вынесен смертный приговор (через повешение).
Приговор был приведён в исполнение в 1878 году в г. Дербент, на площади, вместе с ним были повещены и другие бунтари — соратники ал-Хаджжи-Мурада: поэт ‘Абд ал-Хамид-эфенди ал-Крани (ок. 1805–1878) из сел. Ашага-Стал (лезг. Агъа-Кран), кади Самурского округа ‘Абд ал-Халик-эфенди ал-Ахти (повешен в 1878 г.) из сел. Ахты (лезг. Ахцагь), капитан милиции Кази-Ахмад-бек ал-Ахти (повешен в 1878 г.) из сел. Ахты, преподаватель медресе Шайх-Буба-эфенди (Бата) ал-Астали ал-А‘ла (ок. 1840–1878) из сел. Юхари-Стал (лезг. Вини-СтIал) и ‘Абд ар-Рашид ал-Ханаги (повешен в 1878 г.) из сел. Ханаг (таб. Хянягъ) и др. Как правило, при публичной казни, присутствовало большое количество людей из различных селений Дагестана.
«Дело в том, что русские главари привели туда по два, по три и более мужей из каждого селения, чтобы смотрели они на проводимую акцию и видели бы повешенных. Окриками своими они должны были бы удерживать в будущем тех, кто попытаются творить дела, подобные тем, что совершили повешенные. Далее, укажем, что присутствовало тогда на площадке ещё также и огромное количество русских главарей, да и вообще русских военных».
Подобным же образом, с вызовом людей для демонстрации казни, процедура исполнения приговора проходила и в г. Дербент. Так, дагестанский историк П.И. Тахнаева, ссылаясь на архивные материалы, пишет, что для осуществления казни из военного лагеря был вызван батальон для ограждения осужденных от толпы горцев, вызванных к этому дню со всех мест Южного Дагестана.
По свидетельству очевидцев, в первый раз веревка оборвалась, и ал-Хаджжи-Мурада повесили вторично (хотя по негласной традиции в таких случаях казнь меняли на менее легкое наказание — каторгу, например). После смерти ал-Хаджжи-Мурад ал-Икрави был обезглавлен, о дальнейшей судьбе головы повешенного ничего не известно. Обезглавливание после казней было обычной практикой в царской армии. Как правило голову осужденных предоставляли вышестоящему начальству, как доказательство, «для отчетности».
Ал-Хаджжи-Мурад был похоронен в сел. Кабир (лезг. Кьеп;ир, ныне село в Курахском районе Дагестана). Имел ещё трёх родных братьев (Мухаммад и Хамзат, которые также были на стороне восставших, после подавления восстания они были сосланы в ссылку), старшего из которых звали ‘Али (был наибом в сел. Цмур, в числе сторонников царской власти). Ал-Хаджжи-Мурад имел трёх сыновей, одного из которых звали Лямет.
Автор: ‘Али Албанви
ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК
АЛ-АСТАЛИ АЛ-А‘ЛА — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Юхари-Стал (лезг. Вини–СтIал; «Верхний Стал»), ныне С.-Стальского района Дагестана.
АЛ-ИКРАВИ — нисба восходит к названию лезгинского сел. Икра (лезг. КIири — букв. «облепиха») в южнодагестанской области Кюра. Ныне административно находится в составе Курахского района Республики Дагестан.
АЛ-КАБИРИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Кабир (лезг. Кьеп;ир), ныне Курахского района Дагестана.
АЛ-КРАНИ — нисба указывающая на происхождение из сел. Ашага-Стал (ныне сел. Агъа-Кран С.-Стальский р-он Дагестана).
АЛ-КУРИ, АЛ-КУРАЛИ — нисба восходит к названию исторической области Кюра, затем Кюринского округа, ныне часть Южного Дагестана.
АЛ-ХАНАКИ, АЛ-ХАНАГИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Ханаг (Табасаранский р-он, Южный Дагестан).
ЛИТЕРАТУРА
1. Мусаев М. К вопросу о количестве казненных дагестанцев и чеченцев — руководителей освободительного движения 1877 г. // Культурно-исторический журнал «Ахульго». №2 (14). 2013. С. 35–41.