18. Осиное гнездо

Константин Рыжов
- Что нам теперь делать? – вновь и вновь спрашивала Маргаритка,  заглядывая в глаза Цинии. – Как нам выжить, как устроиться в этом страшном мире?

Ах, если бы Циния знала простой и ясный ответ! Теперь, после того как они похоронили Фикуса, ее надежда, что все каким-то образом устроится само собой, померкла. Слишком ясно было – среди множества местных насекомых, издревле населявших лес и луг, им просто не было места.

- Нам надо завести свое гнездо, - сказала наконец Циния. – Ведь ты царица, и у тебя должен быть свой дом! Мы построим там соты, и ты отложишь в каждую ячейку по яичку. Потом из яичек выведутся маленькие крепенькие пчелки. Они будут собирать мед и заботиться о тебе. И тогда ты превратишься в настоящую царицу – мудрую и солидную. А я… вздохну с облегчением.

Маргаритка слушала ее как завороженная.

- И ты веришь в это? – спросила она. – Веришь, что все это сбудется?

- Многое может нам помешать. Но если испугаться трудностей и ничего не делать, нас точно ждет печальный конец.

- Тогда давай примемся за дело прямо сейчас. С чего начнем?

- Надо найти дупло. Я как раз занималась этим все сегодняшнее утро. Увы, ничего подходящего мне на глаза не попалось.

- Что же, давай искать вместе, - предложила Маргаритка. –  Может быть, так выйдет быстрее.

И обе пчелки принялись за дело. Одно за другим обследовали они стволы ближайших к лугу деревьев, побывали во всех укромных уголках, заглянули в каждую щелку. 
Делать это приходилось с величайшей осторожностью, поскольку не только они нуждались в укромном и надежном убежище. Кому-то оно нужно было, чтобы спрятаться от опасностей, а кому-то – чтобы подкараулить добычу.

Наконец они притомились и уселись отдохнуть.

- Ах, милая Циния, - вздохнула Маргаритка,  - знаешь что меня беспокоит? Даже, если удача нам улыбнется, и мы отыщем подходящее дупло, оно ведь наверняка будет занято. Хорошо, если там прячется бабочка или безобидный жучок. А если вдруг это паук или оса?

- Там видно будет! – отвечала Циния. – Если мы постараемся, то обязательно найдем то, что нам нужно.

И что вы думаете? Циния оказалась права! Спустя час Маргаритка наткнулась на великолепное дупло в стволе толстого дерева. Оно располагалось достаточно высоко над землей и вход в него скрывался среди густой зелени кроны. Оставалось удостовериться, что никто не обнаружил этого дупла раньше их и не устроил там своего дома. Для этого, понятно, следовало пробраться внутрь, что было небезопасно. Пчелки уселись возле входа и прислушались.

- Сдается мне, что изнутри доносится какой-то скрип, - сказала Маргаритка.-Только я ума не приложу, что это может быть.

- Мне он тоже ничего не напоминает, - призналась Циния. – Но поскольку ничего другого нам найти не удалось, предлагаю поступить так: сейчас я отправлюсь на разведку, а ты останешься снаружи и будешь ждать приблизительно четверть часа…

- А когда это время пройдет, я тоже залечу внутрь, - сказала Маргаритка.

- Ни в коем случае! – воскликнула Циния. – Если через четверть часа ты не увидишь меня и не услышишь моего голоса, то немедленно улетай и никогда больше сюда не возвращайся!

С этими словами Циния исчезала внутри дупла. Отсутствовала она совсем недолго.

- Залетай, - послышался ее голос. – Здесь нет ни пауков, ни хищных жуков, ни личинок. Впрочем, это и не удивительно! Не думаю, что кто-нибудь отважится забраться сюда по своей воле.

Заинтригованная Маргаритка последовала за своей старшей сестрой. Пролетев через узкий ход, она оказалась в достаточно просторном и сухом дупле. Видимо, даже в сильный ветер и непогоду влага не могла проникнуть внутрь, поэтому не было ни затхлости, ни сырости. Однако в воздухе витал какой-то специфический запах, показавшийся Маргаритке знакомым. Она не смогла вспомнить, где она сталкивалась с ним раньше, но он явно пробуждал в ней ощущение тревоги. Внутрь проникало достаточно света, чтобы можно было осмотреться. Никаких насекомых или пауков. Пожалуй, о лучшем доме трудно было мечтать. Но Маргаритку смущал явственный скрип, доносившийся сверху.

- Что там такое? – с опаской спросила она.

- Пошли, сама поглядишь, - сказала Циния.

Царица поднялась за ней в самую верхнюю точку дупла. Оказалось, что здесь прикреплено какое-то сооружение явно искусственного происхождения (именно отсюда и доносился скрип). Что же это такое? Полусфера с какими-то ячейками, в которых кто-то шевелится.

- Одно из двух! – воскликнула с изумлением Маргаритка. – Либо это все мне мерещится, либо это соты!

- Совершенно верно! – подтвердила Циния.

- Но эти соты сделаны не из воска?

- Разумеется нет! Они слеплены из пережеванной древесины.

- Но кто мог соорудить все это?

- А ты не догадываешься? Конечно же, осы!

- Осы! – всполошилась Маргаритка. – И ты говоришь об этом так спокойно? Бежим быстрее, пока они не вернулись!

- Постой! Куда ты хочешь бежать? На улице нас на каждом шагу подстерегает опасность. А здесь тихо, спокойно. И ни один хищник не рискнет сюда сунутся, пока в воздухе витает запах ос.

- Ты действительно хочешь поселиться здесь? А если осы вернутся?

- Я бы рискнула, - сказала Циния. – Думаю, здесь жила всего одна оса со своим потомством и, скорее всего, она погибла.

- Это было бы, конечно, хорошо, - согласилась Маргаритка. – Только как мы узнаем точно?

- Посуди сама, - ответила Циния, - личинки скребут челюстями о стенки ячеек. Это значит, что они очень голодны. Их не кормили уже несколько часов. Живая оса никогда бы этого не допустила.

- Бедные! – воскликнула Маргаритка. – Мне их жалко! Неужели они умрут от голода?

- Теперь это зависит только от нас с тобой, - сказала Циния. – Ты считаешь, мы должны им помочь?

- Они такие беспомощные, - вздохнула Маргаритка. – Конечно, мы должны их накормить. Только я не знаю чем.

- В том-то и дело! Взрослые осы похожи на нас. Они любят нектар и разные сладости. Но их личинки они совсем другие! Они под стать хищникам и питаются только мясом. Мы же не осы, чтобы ловить для них пауков и гусениц.

- И ничего нельзя сделать?

- У меня есть одна идея! Полетели вместе со мной.

- Куда?

- Здесь недалеко.

Циния выбралась из дупла и направилась к соседнему дереву. Еще прежде она заметила на его ветках несколько коконов из паутины. Теперь она подлетела к одному из них, разорвала паутину своими челюстями и забралась внутрь. Вскоре она вылезла наружу, прижимая к груди несколько небольших яичек.

- Возьми тоже, - сказала она.

- А чьи это яйца?

- Паучьи. На дне нашего дупла я нашла паучьи ножки и шкурки. И подумала: если мамаша выкармливала своих крошек пауками, значит и яйца паучьи придутся им по вкусу. 

Нагруженные они полетели обратно в дупло. Личинки встретили их громким скрипом. Они высовывались из ячеек и широко открывали свои рты. Видимо, они и вправду были очень голодны. Циния чуть-чуть придавила первое яйцо челюстями и опустила его в один из открытых ртов. Личинка проглотила яичко, после чего спряталась в глубине ячейки и перестал скрипеть. Очевидно, пища пришлась ей по вкусу. Затем таким же образом накормили еще несколько. Все они мгновенно успокоились.

- Мы на верном пути! – воскликнула Циния. – Полетели, принесем еще.

Когда они выпорхнули из дупла, Маргаритка заметила:

- Боюсь паучихе не очень понравится, что мы таскаем ее яйца!

- И ее вполне можно понять, - согласилась Циния. – Поэтому следует соблюдать величайшую осторожность. Плохо будет, если она наведается проверить свою кладку и устроит засаду неподалеку.

- Тогда вместо того что бы накормить этих маленьких голодных скандалистов, мы сами угодим к ней на обед.

Пчелкам пришлось совершить еще не один рейс к паучьему гнезду. Малышки-личинки отличались просто невероятным аппетитом и казались ненасытными. Получив свою порцию пищи, они на время замолкали, но, когда пчелки оделяли едой последних, первые вновь высовывались из ячеек, требуя новой порции.

К вечеру Маргаритка и Циния буквально валились с ног от усталости.

- Наверно, мы взялись за непосильное дело, - сказала Маргаритка. – Нам с ним не справиться. А еще не все личинки вылупились.

- Но ведь с этим справлялась одна оса, а нас двое! – возразила Циния. Смотри! В этом гнезде сейчас пять или шесть десятков личинок. Одни из них совсем взрослые и, насколько я могу судить, они скоро должны окуклиться. В других ячейках личинки маленькие, а где-то просто крошечные. Наконец здесь еще четыре десятка ячеек с яичками. Но личинки из них появятся тогда, когда самые старшие уже окуклятся. Так что число голодных ртов будет оставаться одним и тем же.

«Друзья и подруги» http://proza.ru/2022/04/03/291