Чёрная манера или меццо-тинто

Авель Хладик
1.
Паскаль Киньяр так описывает одну из гравюр Моума:
Гравюра "черной манерой". Два персонажа заключены в овал; один стоит на коленях, другой сидит. Этот последний держит свою шляпу на ладони правой руки. Он так низко наклонил голову, что зритель видит лишь свесившиеся волосы. Живот обнажен, торчащий пенис почти целиком скрыт во рту хрупкой длинношеей молодой женщины, стоящей на коленях. Справа, за драпировкою, виден книжный шкаф. Лувр и Новый мост, ярко освещенные солнцем; заросшие травою берега реки, овцы и козы в тени деревьев. Гравировано необыкновенно изящно и четко. Все остальное погружено во тьму.
 
2.
Что такое "черная манера" или по правильному -  Меццо-тинто?
Для того, чтобы придать медной доске шероховатость, мастера наподобие Моума используют инструмент, называемый качалкою. На такой гравюре изображение кажется выходящим из мрака, словно младенец - из чрева матери.
 
Работа делается так или примерно так:
Полированная поверхность доски покрывается (с помощью качалки) множеством мельчайших углублений и становится шероховатой как наждачка. При печати меццо-тинтованая доска даёт сплошной чёрный цвет. В местах, соответствующих светлым частям рисунка, доску выскабливают и выглаживают, создавая постепенные переходы от тени к свету. Гравюры меццо-тинто отличаются глубиной, бархатностью и богатством светотеневых оттенков. Изобретателем техники был голландец Людвиг фон Зинген, который выполнил в 1642 году свою первую гравюру в этой манере.
 
К сожалению наша дорогая редакция так и не нашла работу Моума, которую описывает доктор Киньяр - да благословит его Аллах и приветствует, и дарует ему творческое долголетие, иммунитет и воображение. На вопросы, которые мы задали месье Паскалю в своем письме он не ответил, предпочтя вместо чисто-конкретного дискурса, общефранцузские разговоры по поводу того, как сейчас все вокруг ху#во, не то что в 70-е. Вот в 70-е на каждой витрине лежала тысяча разных пироженок, а сейчас - и до ста не сосчитать. Поэтому, наша дорогая редакция предположила, что описываемая автором в книге "Секс и страх" прекрасная работа Моума - плод воображения и мистификация месье Паскаля, а не реально существующий труд художника. К подобным шуткам доктор Киньяр был склонен еще со времен "Записок на табличках Апронении Авиции"  и никогда этого не скрывал.
 
Для иллюстрации техники меццо-тинто, кроме небольшой картинки вверху, мы советуем нашим дорогим читателям девам и юношам, обдумывающим свое житие, использовать собственные эвристические способности, потому что они у вас, мы искренне верим - о-го-го!
 
И не стоит их прятать и скрывать от посторонних глаз. Это только отчаявшиеся люди всегда прячутся по углам вместе со своими достоинствами и недостатками. И все читатели книг прячутся по углам. Такие люди живут в пространстве, подобно фигурам на фресках, - не дыша, не разговаривая, не слушая никого. Но мы то с вами не такие. Мы другая цивилизация.
 
Только доктору Паскалю об этом не слова - мы имеем в виду про цивилизацию, а не про технику меццо-тинто, - он совсем старенький, вдруг начнет смеяться - и не остановишь. Со стариками такое сплошь и рядом сейчас случается.