21. Неожиданные помощницы

Константин Рыжов
Минуло три дня, и из яичек Маргаритки появились двенадцать маленьких личинок. Теперь для Цинии наступила горячая пора. Личинки стремительно росли и постоянно требовали пищи. Летать за кормом она больше не могла, и они все питались теми запасами, что успели заготовить.

Маргаритка усаживалась рядом и наблюдала, как Циния кормит ее дочек.

- Молочка не хватает, - пожаловалась Циния. – В прошлый раз у меня его было побольше.

- Что же нам делать?

- Будем прикармливать. Пусть привыкают к взрослой пище.

Начиная с третьего дня личинок стали понемногу переводить на пергу. Теперь у пчелок появилось больше времени, которое они тратили на строительство сота.
На шестой день, как и положено, пчелиные личинки окуклись. Теперь надо было ждать, пока из куколок выведутся молодые пчелки. Маргаритка мечтала:

- Когда первые дочки подрастут, каждая из них сможет выкормить по дюжине младших сестричек! Мы сможем отложить почти полторы сотни новых яичек. Это уже будет настоящая семья!

- Не знаю, - сомневалась Циния. – Сколько для этого надо запасти нектара и пыльцы! Мне одной это не под силу! Да и сот нужен огромный.

- Ну ячеек мы с тобой настроим. В крайнем случае у ос позаимствуем! – беззаботно отвечала Маргаритка. И с едой что-нибудь обязательно придумаем. Может быть, нам осы помогут? Должна быть от них какая-то польза!

Положение в осином гнезде тоже понемногу менялось. Вслед за первым десятком личинок окуклилась еще одна группа, потом вторая. Зато подросли те личинки, которых сестры застали совсем маленькими, и те, что вылупились позже из яичек. Малышки отличались отменным аппетитом и довольно быстро расправлялись с мухоловкой.

- Если так пойдет дело, - сказала Маргаритка. – Нам придется опять добывать для них еду.

- Только где мы ее возьмем? – вздыхала Циния. – Паучьих яиц теперь не найти. Ведь паучки уже вывелись и разбежались.

- Ладно, там видно будет, - по своему обыкновению отвечала царица. Маргаритка уже не раз убеждалась: когда проблемой начинаешь вплотную заниматься, решение так или иначе находится. И она оказалась права! Потому что, проснувшись однажды рано утром, сестры увидели, сидящую на сотах молодую осу.

- Циния! – испугалась Маргаритка, - посмотри кто к нам прилетел!

- Никто к нам не прилетел, - сказала сестра. – Это наша с тобой новорожденная. Поздравляю!

С некоторой робостью Маргаритка выбралась из ячейки и села рядом с осой. С одной стороны, за время выкармливания она успела привязаться к личинкам, с другой, как и у всех пчел, у нее сохранялось недоверие к осам и страх перед ними. Но волновалась она напрасно. Увидев Маргаритку, оса пригнула усы и сделала несколько быстрых движений брюшком. Тот же ритуал повторила она по отношению к подлетевшей Цинии.

- Что это значит? – спросила изумленная Маргаритка.

- Все нормально, - успокоила ее Циния. – Оса приветствует нас как своих родителей или старших сестер. Я слышала, так поступают все осы внутри своего гнезда.

Маргаритка принялась, как обычно, кормить личинок. Молодая оса внимательно наблюдала за ней. Но как только царица отступила от первой ячейки, она сама подлетела к малышке и аккуратно собрала с нее остатки трапезы. Личинка была этим явно довольна и охотно подставляла старшей сестре свои толстенькие бочки;. Тоже самое оса проделала с остальными.

Циния между тем отправилась на луг за нектаром и пыльцой, а Маргаритка добыла пару червецов и продолжила строительство сота. Оса сидела неподалеку и наблюдала за ее работой. Желания помочь она не выразила. Однако, увидев крапивную тлю без ее восковой брони, оса внезапно  подхватила ее и… полетела кормить добычей нескольких проснувшихся личинок. А когда с червецом было покончено, оса также быстро и сноровисто накормила остальных плотью убитой мухоловки. Проделала она все это необычайно быстро и ловко.

- Ни за что не скажешь, что ей и дня от роду нет, - сообщила удивленная Маргаритка сестре, когда та появилась в дупле с очередной порцией нектара.

- Но это же прекрасно! – обрадовалась Циния. – Теперь мы можем предоставить ей заботу о личинках и полностью сосредоточиться на своих делах. Благо, у нас их с тобой столько, что всех никогда не переделаешь!

- Если эти осы такие смышленые, может быть, они и наши дела научатся делать? – задумчиво произнесла Маргаритка.

- Поживем – увидим, - сказала Циния.

Вечером из куколки выбралась вторая оса. Подобно первой, она прежде всего поприветствовала Цинию с Маргариткой, а потом принялась помогать сестре ухаживать за личинками. Вдвоем они быстро расправились с остатками убитой мухоловки.

- Нам надо как-то их различать, - заметила Маргаритка. – Может быть, придумаем им имена?

- Пусть та, что родилась раньше других, зовется Первой, - решила Циния. – Ее сестра будет Второй. 

А утром следующего дня в гнезде оказалось уже десять ос! Стройные и изящные, они терпеливо ожидали, когда Циния и Маргаритка пробудятся ото сна. Едва те выбрались из своей ячейки, новорожденные поспешили по своему обыкновению их поприветствовать. Все они получили имена с Третьей по Десятую.

- Ну вот, царица, - пошутила Циния. – Число твоих слуг умножилось. Как думаешь ими распорядиться?

- Хорошо бы их научить строить соты, - сказала Маргаритка, - или, на худой конец, собирать нектар.

- Насчет сот у нас вряд ли что-то получится, - засомневалась Циния, - а с нектаром давай попробуем. Ведь взрослые осы, подобно пчелам, любят нектар и пыльцу. Только умеют ли они их собирать, я не знаю. Надо проверить.

Две молодые осы – Седьмая и Девятая - остались в гнезде и занялись уборкой: они тщательно вычищали ячейки, из которых выбрались новорожденные, словно подготавливая их для новой кладки. Так, наверно, и полагалось при нормальном течении дел. Но сейчас яйца класть было некому. Две старшие осы, Первая и Вторя, после того как у них появились помощницы, уборкой гнезда больше не занимались. Они встали возле входа и внимательно следили за тем, чтобы в дупло не проник кто-нибудь посторонний. Цинию эта инициатива чрезвычайно обрадовала.

- Наконец-то у нас появилась охрана! – сказала она. – Так и должно быть в любой уважающей себя семье. Нам с тобой вообще повезло, что за все время, пока мы здесь жили одни, никто, кроме мухоловки, не попробовал забраться в дупло!

- С меня так и мухоловки хватило, – проворчала Маргаритка. – Никогда не забуду этой твари!

Почистив крылышки, Циния стала собираться на луг.

- Ступайте за мной! – приказала она шести молодым осам.

Они послушно выбрались следом. Их появление на лугу произвело на тамошний народец впечатление. Попрятались мушки, смолкли кузнечики, поспешили затаиться бабочки. Даже пауки сочли за лучшее не высовываться из своих убежищ. «Ишь ты! – подумала Циния, - я еще никогда не являлась сюда с такой помпой!»

Она выпустила хоботок и собрала из чашечки капельку сладкого нектара, перелетела на другой цветок и опустошила его тоже, посмотрела на ос и сказала:

- А теперь вы попробуйте!

Те живо разлетелись по цветкам. Глядя, как они ловко добывают себе еду, Циния успокоилась: «По крайней мере, не надо ломать голову над тем, как накормить осиную молодь!» Насытившись, осы вновь собрались вокруг Цинии. Они следили за ней своими огромными глазами и ждали, что она скажет. Раскраской все шестеро походили на пчелу, но казались более худощавыми и стройными. Волосков у них не было, поэтому пыльца быстро осыпалась с брюшка и груди. Да и на ножках, в отличие от пчел, никаких корзиночек. Однако зобики у ос имелись. Это Циния знала точно!

- Наелись? – спросила она. – Хорошо бы подумать о тех, кто остался в гнезде! Они ведь, наверно, тоже не прочь перекусить.

Оказалось, осы и сами об этом знали. Когда Циния вернулась в гнездо и опорожнила свой зобик в заранее подготовленную ячейку, осы поступили точно также! Содержимое ячейки сразу заметно увеличилось. «Замечательно! – возликовала Циния. - Если дело и дальше так ладно пойдет, мы сможем   основательно преумножить наш запасец! Хорошо бы еще осы умели делать мед или, хотя бы, собирать пыльцу!»

Маргаритка продолжала строить сот. Как оказалось, в этом деле осы тоже смогли оказать посильную помощь. Нет, строить соты из воска они так и не научились. Зато Маргаритка совершила вместе с ними налет на заросли крапивы и вернулась с полудюжиной червецов. Действуя своими мощными челюстями, осы «заготовили» достаточно воска, а потом и сама тля пошла на корм личинкам. Впрочем, они промышляли не одними только червецами. Каждый день часть ос отправлялась на охоту. И каждая из них приносила то муху, то кобылку, то паучка. Осы осматривали все ветви дерева, заглядывали во все углубления и норки. Они чувствовали добычу даже сквозь слой коры!

Теперь, когда осы взяли на себя сбор нектара, Циния вылетала из гнезда только для того, чтобы пополнить запас пыльцы, а Маргаритка вообще сделалась большой домоседкой. Как и положено настоящей царице, она почти не отлучалась из дупла.
Циния большую часть времени занималась заготовкой перги и «изготовлением меда» - принимала от прилетающих ос нектар, а затем опорожняла содержимое своего зобика в очередную ячейку. Здесь нектар превращался в янтарный, сладкий, тягучий мед.
Вскоре пчелка заметила, что мед нравился осам гораздо больше, чем нектар. Молодые осы, свободные от работы, часто собирались вокруг нее в ожидании капельки янтарного лакомства. И Циния порой оделяла их, но не просто так, а в качестве поощрения за хорошо проделанную работу. А чтобы у полосатых помощниц не появился соблазн к воровству, она приделала к сотам с медом восковые крышечки и строго следила, чтобы никто без ее ведома не совал в них свой хоботок.

- Если мы хотим завести побольше молодых пчелок, нам потребуется много перги, - сетовала Циния. -  Мне самой столько не насобирать. Надо все-таки как-то научить этому наших ос!

На следующее утро Циния вновь отправилась на луг в сопровождении полудюжины помощниц. Специально выбрав цветы с большим количеством пыльников, она сначала измазалась в пыльце, а потом стала счищать ее с себя и склеивать при помощи нектара. Получившиеся комочки Циния подхватила лапками и понесла в гнездо. Осы оказались хорошими ученицами! Подражая своей наставнице, они тоже загрузились пыльцой. «Кажется, у меня получилось!» - обрадовалась Циния. Она была очень довольна собой и своими ученицами. Маргаритку это известие тоже необычайно обрадовало.

- Мы не зря спасли этот молодняк от голода и бились за него с мухоловкой, - сказала она. – Благодаря осам жизнь у нас потихоньку налаживается.

«Друзья и подруги» http://proza.ru/2022/04/03/291