22. Приход Первых

Константин Рыжов
На следующий день из куколок вышла дюжина молодых ос. Первым делом, как и положено, они почтительно поприветствовали Маргаритку и выразили ей свою покорность. К Цинии они также были весьма почтительны, поскольку знали – она одна распоряжается здесь медом. Теперь в подчинении у нее оказалось два десятка трудолюбивых и грозных помощниц. Вылетая из гнезда с осиной свитой, Циния могла больше никого не бояться. За ней следило несколько десятков внимательных глаз. И если кто-то приближался на близкое расстояние, осы начинали грозно жужжать. Все они вместе и каждая по отдельности отличались замечательной отвагой и преданностью. Кроме того, все осы оказались большими чистюлями и толковыми работницами. Может быть, они и не обладали таким трудолюбием, как пчелиное племя, позволяли себе иногда погреться на солнышке или полакомиться вволю сладкими ягодами, но возложенные на них обязанности выполняли исправно. Едва появившись на свет, юные осы принялись чистить ячейки своего гнезда. Часть из них взяла на себя заботу о личинках, другие исполняли роль часовых. Более старшие осы занимались добычей пищи: для себя, для личинок и для пчел. Последнее было особенно важно, так как приближался день появления на свет первых дочерей Маргаритки. Осматривая куколок, скрывавшихся под полупрозрачными восковыми крышечками, Циния замечала, что те с каждым днем быстро меняют свой облик, превращаясь из червячков-личинок в красавиц-пчел. Вот у них выросли ножки, вот появились головки с большими глазами, сформировались крылышки…

И наконец этот радостный, долгожданный день наступил! Где-то после полудня молодые пчелки начали прогрызать восковые крышечки и выбираться наружу. Тело новорожденных покрывали пушистые волоски, отчего они выглядели чуть смешными и умильными. Циния помогала малышкам почистить глазки, после чего подталкивала их к Маргаритке со словами:

- Это ваша матушка и царица Маргаритка. Слушайтесь ее и повинуйтесь ей. И тогда, возможно, все у вас пойдет хорошо.

При виде своих первых дочек, таких шустрых и таких забавных, сердце у Маргаритки переполнялось нежностью. Однако она и виду не подала – стояла строгая и величественная. «Как настоящая царица! – с удивлением отметила про себя Циния. – И откуда это у нее?»

Когда все двенадцать новорожденных покинули свои ячейки, Маргаритка сказала:

- Сегодня для вас великий день, потому что сегодня вы пришли в этот мир. Такое бывает лишь однажды. Поэтому и для нас этот день праздничный. Помните, что теперь все мы одна семья. А семья – это самое великое и самое важное, что есть на свете. Наверно, вам не терпится узнать, кто вы такие, и для чего мы все вместе. Так вот знайте, что все вы – Первые. А это значит, что вы самые главные мои помощницы. Я очень-очень ждала вашего рождения. Позже вам расскажут, что ради вас мне пришлось вытерпеть и перенести. И я надеюсь, что вы не обманите моих ожиданий. А теперь я дам каждой из вас имя.

Циния одну за другой подводила малышек к царице, а та говорила: ты будешь Амфора, ты – Вероника, ты – Карагана, ты – Лещина, ты – Робиния,  ты – Энотера, ты – Фокея, ты – Фиалка, ты – Ромашка, ты – Ванда, ты – Незабудка, а ты - Вербена. Запомнили?

- Запомнили! – весело прожужжали пчелки. И тотчас принялись задавать вопросы.

- Ты наша царица и матушка Маргаритка, - сказала Карагана, самая бойкая из всех Первых.

Маргаритка подтвердила.

- А ты кто? – обратилась Карагана к Цинии.

- Это ваша Тетушка, - сказала Маргаритка.

- Она тоже Первая? – спросила тихоня-Амфора.

- Нет, - возразила Маргаритка. – Она не Первая и не Вторая. Она Единственная!

- Почему? – удивилась Робиния.

- Потому что Первых, Вторых и, надеюсь, всех прочих, будет еще много, а Тётушка только одна. И поэтому она самая главная.

- Самая главная после царицы и матушки, - поспешила добавить Циния. - И я буду вас всему учить.

- А зачем нас учить? – поинтересовалась Лещина.

- Потому что нам всем предстоит многое сделать в нашем общем доме. Мы с вашей матушкой и царицей уже кое-что начали, но еще немало надо построить и улучшить. Но прежде познакомьтесь с нашими помощниками-осами.

Едва пчелки начали выбираться из своих ячеек, все осы слетелись на соты и с любопытством наблюдали за происходящим. А, может быть, они ожидали, когда их представят. Теперь, по своему обыкновению, все они пригнули усы и быстро-быстро затрясли своими брюшками.

- Какие они смешные! – сказала Карагана.

- Они не смешные, они милые, - возразила рассудительная Робиния.

- Девочки, - возразила Циния. – Осы они не смешные и не милые. Они грозные охотницы. И если вы встретите когда-нибудь чужую осу, держитесь от нее  подальше. Лучше так сразу удирайте. Потому что на самом деле осы и пчелы всегда враждовали между собой. Но эти осы обязаны нам своей жизнью и потому они наши и ваши защитники. Благодаря запаху вы всегда сможете определить, какие осы свои, а какие – чужие. А теперь давайте помолчим, потому что матушка будет класть яички. Из этих яичек со временем выведутся ваши младшие сестрички Вторые.  Их будет много, гораздо больше, чем вас. И мы с матушкой рассчитываем на вашу помощь. Потому что без вас мы не сможем их вырастить.

Благодаря неустанным трудам (и, конечно, помощи ос, снабжавших их воском) Цинии и Маргаритке удалось постепенно увеличить свой сот еще на несколько десятков рядов. Некоторые из ячеек уже были заполнены медом и пергой. Теперь Маргаритка стала обходить новые ячейки. Она опускала в каждую свое брюшко, замирала на несколько мгновений, а когда отходила в сторону, на дне можно было различить маленькое яичко. Всего, как и было задумано, Маргаритка отложила 140 новых яичек. 

- Конечно, это еще не настоящая семья, - сказала она вечером, когда закончила кладку, - но уже что-то!

- Все у нас с тобой получится, дорогая! – утешила сестру Циния. – При нашем-то с тобой трудолюбии и везении!

Ко дню рождения крошек-Вторых надо было хорошо подготовиться, и на другой день Циния приступила к занятиям с Первыми. Прежде всего они вместе обошли весь построенный сот (здесь сразу стало тесно). Циния объяснила, что такое мед, что такое перга и что такое воск.

- Мы пчелы, - говорила она, - самые лучшие строители. – Никто больше не умеет создавать такие прекрасные, легкие, прочные и удобные соты, как это делаем мы. Вы тоже со временем научитесь делать такие красивые ячейки. Надеюсь, что вместе мы быстро достроим этот сот, и вы завершите работу, которую начала я вместе с вашей матушкой. А теперь самое время немножко размять крылышки. Ведь этот сот – всего лишь малая часть нашего гнезда. Готовы? Тогда полетели!

Первым делом они взлетели под самый свод дупла, потом сделали несколько коротких перелетов и оказались возле летка. Вход в него охраняли две осы.

- Наверно, дупло показалось вам очень большим? – спросила Циния.

- Да, - прошептала робкая Вербена, - кто бы мог подумать, что оно окажется таким огромным и страшным!

- К счастью, крошка, ты ошибаешься, - сказала Циния. – Запомните – наше дупло самое уютное и самое безопасное место в мире. Здесь вы находитесь под охраной наших верных ос. Когда-то страшно давно, еще до вашего рождения, мы с вашей матушкой провели несколько дней и ночей под открытым небом. У нас тогда не было дома. Мы с трудом находили себе еду и на каждом шагу нас подстерегала смерть. Теперь у нас есть дом, где мы можем чувствовать себя в безопасности. Сюда тяжело проникнуть врагам. Мы можем здесь выспаться и отдохнуть, не опасаясь, что ночью нас кто-нибудь съест. Но для того, чтобы гнездо оставалось надежным убежищем для вас и ваших младших сестер и братьев, о нем надо постоянно заботиться. Его надо благоустраивать, пополнять запасы. И наконец, если настанет пора испытаний, свой дом надо защищать. Порой даже ценой своей жизни.

- А что такое «открытое небо»? – спросила Карагана.

- Можете взглянуть на него, но только одним глазком, - сказала Циния. – Придет время, когда вы будете самостоятельно вылетать из гнезда, но пока об этом рано говорить.

По знаку Цинии часовые разошлись и позволили всем Первым по очереди выглянуть наружу.

- Ах, какое все там огромное и далекое! – ужаснулась Ромашка.

- А мне понравилось! – заявила Карагана. – Там так светло, так просторно! Скорее бы мы туда полетели, тетушка!

- Всему свое время, - сказала Циния, - пока что вы полезнее здесь, внутри гнезда. Теперь отправимся к осам. Но перед этим пойдемте возьмем из наших запасов по капельке меда. Надо их порадовать!

Визит в осиное гнездо тоже произвел на всех Первых большое впечатление. Ведь все здесь так не походило на их сот! Дежурные осы были по своему обыкновению заняты уходом за личинками и уборкой. Одни деловито очищала ячейки, оставшиеся после вылета молодых ос. Другие занимались строительством новых ячеек.

При виде гостей, осы прекратили работу и обменялись с ними приветствием. После этого каждая из Первых предложила одной из ос капельку меда. Те с благодарностью и достоинством приняли угощение. В заключении каждая из них ощупала дарительницу усиками.

- С осами надо держать себя твердо, не теряя собственного достоинства, - сказала Циния. – Только тогда они будут вас уважать. Но помните, что это сильные и смертоносные существа. Никто не сравнится с осами в бою. Пока они с нами, мы избавлены от многих опасностей. Однако их расположение надо заслужить. Никогда не забывайте одаривать и благодарить ос!

- Надо же, - отметила наблюдательная Рабиния. – А осы строят не из воска!

- Совершенно верно, - подтвердила Циния. – Осы не умеют работать с воском. Но они нашли ему замену.  Внутри дупла или за его пределами они находят трухлявую древесину и тщательно ее пережевывают. В результате получается новый материал, который мы называем бумагой. Из него осы и возводят свои гнезда. Для нас это их умение тоже очень полезно. По моему указанию осы заготавливают для нас прополис. Благодаря им, у нас теперь большой запас этого полезного вещества.

Экскурсия закончилась. После полудня начались занятия в школе. Собрав перед собой всех Первых, Циния стала им рассказывать про цветы и их устройство, про нектар и пыльцу, про то, с каких растений и когда можно взять наибольшее количество нектара. Так в гнезде заработала школа. Маргаритка тоже посещала уроки. Своим дочерям она говорила, что намерена следить за их успехами, но Цинии как-то призналась:

- Надо мне хоть немного подтянуться. А то я такая необразованная, что даже стыдно. Ведь мамаша Розалинда вместо того, чтобы отдать в школу, запрятала меня в тюрьму!

Юные пчелки оказались способными ученицами. Они внимательно выслушивали, все что, рассказывала им Циния, и задавали множество вопросов. Смотреть на их смышленые рожицы доставляло ей огромное удовольствие.

- Надо же, - с удивлением сообщила она Маргаритке, - я и не думала, что когда-нибудь стану учительницей! И самое главное, это занятие мне нравится!

Обучение дополнялось трудовым воспитанием. Уже на второй день пчелки занялись чисткой тех ячеек, из которых недавно вылупились. Не всем это занятие понравилось. Карагана и Фокея торопились поскорее покончить с малоинтересным делом и потому проделали всю работу кое-как. Однако Циния самолично спустилась в каждую ячейку и придирчиво осмотрела ее поверхность.

- Тут не может быть никаких мелочей, - назидательно говорила она. – Вы должны понимать, что после вас в ячейку могут поместить юную личинку. Если на стенках или дне останется грязь, она заболеет и умрет.

- Но у нас ведь так не будет, - ворчливо возразила Карагана.

- Пусть так! Мы можем разместить здесь запас перги, которой кто-нибудь накормит личинку. И если здесь окажется грязь, она заболеет и умрет. Запомните раз и навсегда: в большом гнезде жизнь устроена так, что все его обитатели зависят друг от друга. Часто одна семтра продолжает дело, начатое другой. И все должны быть уверенны, что в начале все было сделано так же хорошо, как в конце. Небрежность одного может оказаться роковой для остальных!

В конце концов все стенки в ячейках были вычищены до блеска и обработаны прополисом, так что даже самый придирчивый взгляд не смог бы обнаружить в работе Первых никаких изъянов.

Впрочем, сот пока был невелик, и при всем желании нельзя было загрузить юных пчелок работой больше, чем на час или два. Циния к этому и не стремилась. Когда Первые выполнили все возложенные на них поручения, Циния разрешила им немного поиграть. Карагана и Робиния вскоре оказались в осином гнезде и затеяли веселую возню с двумя юными осами, появившимися на свет лишь накануне. Оказалось, что осы тоже не прочь немного побеситься. С веселым жужжанием они носились друг за дружкой по всему дуплу и предавались веселью с такой беззаботностью, какая возможно только в раннем детстве.

Но минул еще один день, и рассеянному времяпрепровождению пришел конец. Из яичек стали вылупляться маленькие личинки. Первые уже знали, что им предстоит и к чему они должны быть готовыми. Для них наступила пора упорного ежедневного, ежечасного труда. Личинки росли с невероятной быстротой и потому их постоянно мучил голод. Стоило их оставить ненадолго, как они уже вновь требовали ласки и лакомств. 
Циния хорошо помнила ту пору своей жизни, когда она сама была няней, и старалась как могла помогать племянницам. К счастью, ее собственные занятия с молодью не прошли бесследно, и теперь Циния всегда могла дать нужный совет, а при случае и отругать. Особенно доставалось Карагане из-за ее шаловливого и бойкого характера. Хотя и она старалась как могла. Отданные ей на попечение личинки всегда были хорошо накормлены. Молочка у Караганы оказалось предостаточно, она могла им даже поделиться. Все 140 личинок быстро набрали вес и в положенный срок превратились в куколок.

«Друзья и подруги» http://proza.ru/2022/04/03/291