ИЗ БЛОКНОТА
Гены и мораль.
Мораль - система оценок не противоречащая поступкам и убеждениям индивида.
В поведении любых живых существ можно усмотреть моральный аспект.
Однако,только у человека в нем присутствует нравственный выбор.
Поэтому в "Моральном поступке " животного вы никогда не обнаружите самой
МОРАЛИ... Мораль не в поступке, а в его основании ,а там как
непременное условие присутствует ВЫБОР - ( плохое - хорошее ).
Оценка поведения как альтруистического или эгоистического ведется не по
его результатам самим по себе, но прежде всего по его моральным
основаниям. А это предполагает право выбора между ними. У животных такого
«права» нет, и по отношению к ним такая оценка — типичный антропоморфизм.
Вариативность моралей свидетельствует о неврожденном её
происхождении. В инстинктах животных мы наблюдаем суррогатные моральные
свойства ,которые, однако , ни оценки ,ни выбора НЕ ИМЕЮТ !!
Непременное условие человеческой морали - это этический выбор.
"Моральная грамматика" (Хомского,Хаузера),не что иное как
закрепленный в генетике ,наиболее длительный и успешный способ
выживания вида,его навыки , закрепившиеся в инстинкте.
ГРАММАТИКА - упорядочевает ,то что уже существует!!!.Например,
письменность, язык и т.д.
" Моральная грамматика" - в работе Хаузера является врожденным
свойством человека . Но спрашивается ,что она
упорядочивает..???.....,если мораль отсутствует.Так у выросших вне
социальной среды , так называемых "детй МАУГЛИ", нет морали ,как нет
и языка.
Возникновение морали людей идет параллельно с усвоением языка.
(ЯЗЫК - МЫШЛЕНИЕ - СРЕДА (образец - подражание) - МОРАЛЬ).
Все этапы способны кардинально влиять на развитие морали .
Отсюда её вариативность и непредсказуемость в развитии...проявлениях.
А так называемая "спящая мораль" ? .
Биологи не обнаружили "ОРГАН МОРАЛИ" ,якобы закрепленный в мозге
человека ,как это в частности полагают и Хомский ,и Хаузер.
Часто происходит путаница ,когда моральные характеристики инстинктивных
реакций приравнивают к моральному выбору.Невозможно представить
ситуацию, в которой животное размышляет о морали,этике,совести.
Поступки приобретают моральное значение лишь тогда ,когда субъект
способен и осуществляет выбор. Все остальное - прагматические
реакции.
Выбор связан с преодолением...Только в этом случае имеет смысл
"МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР".
САМО " ПРЕОДОЛЕНИЕ !!!" зачастую меняет и наши оценки , и их значения. P.S. Рассуждения о морали - интересное, но не продуктивное занятие.
ВЕЛИЧИНЕ её принятому значению никак не соответствует её мизерное практическое воплощение.(Формирование личности)...
Люди следуют в основном простым моральным правилам получаемым вместе с усвоением языка ,но когда появляется возможность получить от "ЖИЗНИ" что-либо ЗНАЧИМОЕ для индивида,моральные принципы легко отбрасываются.
Чаще все зависит только от цены и величины ЗНАЧИМОГО...Естественно ,есть исключения..Аналогия со спортом. 300 кг.поднимает один из миллионов.
Для большинства практическая МОРАЛЬ - это система оценок посторонней жизни..., она не направлена на познание,открытие истин ,а лишь на
удовлетворение ПЕРВИЧНЫХ потребностей и возможностей, как в идеальном , так и в материальном.
"Бессознательно человек обычно действует более нравственно ,чем ОСОЗНАННО". ПЛОТИН (Античный мыслитель).
Цель разумных существ по Канту не может заключаться лишь во внешнем благополучии - счастье. Для этого инстинкт был бы более надежным средством. Образованность и нравственная утонченность не делает людей счастливее. Часто дело обстоит совсем наоборот.(фил.)
Сомнительные утверждения ,но не лишенные смысла .....когда понимание и оценка (философами) образованности и нравственности субъекта не соответствуют действительности или не дотягивает по каким - либо сопутствующим, необходимым параметрам до "идеала".(отсутствие воли, мужества,убеждений,наличие не искаженной морали..т.д.).
Истинно образованные и нравственные , как правило , всегда счастливы.
Свободой воли в абсолюте оперировать мы не сможем. Так же как
ПРОСТРАНСТВОМ , ВРЕМЕНЕМ, БЕСКОНЕЧНОСТЬЮ.
Однако, человек использует парадоксальные понятия в практической
деятельности , такие как " ОГРАНИЧЕННАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ ",...
(ввел нем.математик КАНТОР).
Свобода выбора заключена в мышлении и выборе , с возможностью ошибаться.Не вдаваясь в подробности , скажем,что существует и свобода воли, и выбора, и ВРЕМЯ ЦИКЛИЧЕСКОЕ,и ограниченное пространство, и БЫТИЕ - как экзистенция,
(Хайдеггер так и не смог дать философское определение - БЫТИЮ).-----
"Никогда не отказывайся от принятого решения". ДЕКАРТ.
"И действительно ,обдумывать решение можно бесконечно долго,а жить надо сейчас". А.В.РАЗИН.(МГУ).
А поговорку "Семь раз отмерь...."...Переделывать порой и жизни не хватит...
На формирование морали влияет и ген,и генотип,и фенотип.
По аналогии с пирогом ДОКИНЗА ," Рецепт пирога - это генотип,а его вкус - это ФЕНОТИП".Репликатором является устойчивый геном,т.е. рецепт пирога.
Но пирог мы оцениваем по вкусу, а - это фенотип...т.е. кто повар,его квалификация, температура готовки, подгорел ,сыроват, и множество иных причин..
Готового пирога нет, как нет и готовой морали,есть ингредиенты и эволюционный вектор , как шанс становления.....
в определенных свойственных виду - человек - пределах...рамках.