Асы кубанского неба ч. 16

Николай Мринский
1944 год. Командование 43-го ИАП (слева направо): Н.С. Шустерман, С.А. Лебедев,
А.А. Дорошенков, А.В. Кочетов, С.И. Маковский. 


Был составлен график, по которому лётчики поочередно занимали места в кабинах истребителей и находилась в готовности № 1. Дежурили группами по 6-8 лётчиков в течение одного часа. Затем происходила смена. Сигналом на взлёт служила ракета с КП полка заранее обусловленного цвета. Задание и информацию об обстановке лётчики получали по радио, когда уже находились в воздухе. Герой Советского Союза Г.Г. Голубев, неоднократно вылетавший на боевые задания с Клубовым, писал: "Вылеты из положения дежурства на аэродроме по данным радиолокационной станции были делом новым и непривычным. Не всем нравилось подолгу просиживать в кабине истребителя в напряженном ожидании сигнала на взлёт. Нередко такие "сидения" оставались бесцельными. Больше других не нравилось такое пассивное ожидание А. Клубову - человеку горячему, энергичному, жаждущему сражаться. Он говорил, что готов лучше полный день провести в воздухе, чем один час просидеть в кабине на земле". Атлетично сложенный, "живущий боем" лётчик, Клубов был способен перетерпеть очень высокие перегрузки. Покрышкин называл Клубова "самым ценным из своих однополчан, готовых в нужную минуту дерзнуть, пойти на больший риск чем кто-либо". Не раз А.Ф. Клубов приземлял истребитель, деформированный в воздушном бою: с гофрами фюзеляжа, перекосами стабилизатора и киля. Эти "небоевые" повреждения удивляли не только его механика Г. Шевчука, но и видавших виды асов 16-го ГИАП. 1 ноября 1943 г. в боях над Перекопом ст. лейтенант Клубов сбил 2-х "лаптежников"-пикировщиков Ю-87 и довольно редкую "птицу" - двухмоторный многопушечный штурмовик "Хеншель-129".

К концу 1943 г. на счету Клубова числилось уже 18 побед, его боевые заслуги были отмечены двумя орденами Красного Знамени, орденом Ленина и Отечественной войны 1-й ст., к которым в феврале 1944 г. добавился орден Александра Невского. А Указом от 13 апреля 1944 г. гв. ст. лейтенанту А. Клубову было присвоено звание Героя Советского Союза. Весной 1944 г. он был назначен комэском № 3 и в ходе начавшейся вскоре Ясско-Кишиневской операции на своей "Аэрокобре" с бортовым № 45 сбил 9 самолётов противника, в том числе 4 за один день - 30 мая 1944 г. Однажды, во время грустных послеполетных посиделок, товарищи Клубова узнали, что их блестящий комэск, немногословный и сдержанный, знает наизусть десятки стихов Пушкина и Есенина, помнит строки Тютчева и Блока... 1 ноября 1944 г. после выполнения тренировочного полёта с польского аэродрома Стале на истребителе Ла-7, которыми предполагалось перевооружить дивизию, самолёт Клубова ушёл за пределы ВПП и "скапотировал". Лётчик получил смертельные травмы. На всю жизнь запомнили его соратники, как уже в конце пробега машину вдруг слегка развернуло и подняло на нос, как на несколько мгновений она застыла вертикально, как, дрогнув, медленно завалилась на "спину"... Помощник командира 16-го гиап (9 гиад, 6 гиак, 2 ВА) гв. капитан Клубов совершил 457 боевых вылетов и в 95 воздушных боях сбил 31 самолёт лично и 19 - в группе. Указом ПВС СССР А.Ф. Клубову было посмертно присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Родина не забыла своего отважного сына. На в с. Кубенское Вологодской обл. 6 ноября 1949 г. установлен бронзовый бюст А.Ф. Клубова. У подножия памятника - всегда живые цветы, свидетельство неувядаемой любви советских людей к подвигу защитников Отчизны.

КОВАЛЬ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

Родился 25 Февраля 1918 г. в Москве в семье служащего. Окончил 7 классов средней школы. Перебравшись в г. Ташкент, работал учеником слесаря. С марта 1936 г. в рядах Красной Армии. В 1939 г. окончил Тамбовское авиаучилище Гражданского Воздушного Флота, в 1940 г. - Одесскую военную авиашколу лётчиков. С января 1942 г. младший лейтенант Д.И. Коваль на фронтах ВОВ. По май 1942 г. воевал в 8-м ИАП. С июня 1942 г. по апрель 1943 г. воевал в 45-м ИАП. С апреля по май 1943 г. - в 16-м ГИАП. Сражался на Южном, СКФ и ЗКФ. 45-й ИАП, в котором Дмитрий Коваль провёл большую часть своей боевой деятельности, был сформирован в 1938 г. Боевые действия начал в Крыму в боях по обороне Севастополя. Большой вклад внесли его лётчики и в оборону Сев. Кавказа в период с июля по сентябрь 1942 г. Высокая активность врага, рвущегося к кавказской нефти, требовала максимального напряжения. И в ожесточённых воздушных боях лётчики полка сбили 34 немецких самолёта. Необычайно велик был успех полка в битве над Кубанью. За 2 месяца напряжённых боёв лётчики сбили 118 вражеских самолётов! Отличился в этих боях и Дмитрий Коваль. В марте 1943 г., в районе станицы Крымская (ныне город Крымск), он таранил вражеский истребитель. К маю 1943 г. старший лётчик 45-го ИАП 216-я смешанной авиадивизии, 4-й Воздушной армии, СКФ лейтенант Д.И. Коваль совершил 127 боевых вылетов, в 26 воздушных боях лично сбил 10 и в составе группы 3 самолёта противника.

8 мая 1943 г. погиб в воздушном бою в районе Крымской. К тому времени совершил более 130 боевых вылетов. Провёл около 30 воздушных боёв, сбил 12 самолётов лично и 3 - в группе. 24 мая 1943 г. за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Бюст Героя установлен в парке кубанской станицы Калининская. Далее из книги М.Ю. Быкова "Победы сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 г. С наступлением весны 1943 г. немецкая авиация активизировала свои действия. В район Сев. Кавказа было переброшено до 1000 самолётов 4-го Воздушного флота фашистской Германии, в том числе несколько известных истребительных эскадр. В них были собраны лучшие лётчики, самолёты которых украшали символы "непобедимости": тузы, пиковые дамы, устрашающие драконы. Как и прежде, перед 45-м ИАП стояла задача уничтожения вражеских самолётов на аэродромах, а также прикрытия наших наземных войск. Памятным оказался бой 22 марта 1943 г. В тот день в полк поступило распоряжение: выслать группу истребителей для прикрытия нашей пехоты в район станицы Петровской. Командование полка приняло решение послать в тот район две эскадрильи. Звену Дмитрия Коваля снова предстояло лететь в группе прикрытия. Точно в назначенное время крылатые воины были в районе цели. И тут же услышали сигнал пункта наведения о приближающихся "Юнкерсах", которых сопровождали истребители. Не теряя времени, ударная группа бросилась на перехват.

Выдерживая дистанцию по скорости и высоте, за ней повернуло и звено Коваля. Когда начался бой, Дмитрий со своими подчинёнными сковал боем "Мессеры", дав возможность ударной группе разделаться с бомбардировщиками. Фашисты предложили бой на вертикалях. Умело маневрируя, "тузы" и "пиковые дамы" круто уходили ввысь, стараясь расстреливать краснозвёздные истребители с ходу. Дмитрий понимал, что перед ним опытные пилоты, и старался действовать чётко, выдержанно, наверняка. В одной из атак, когда фашисты попытались зажать самолёт Коваля "в клещи", на помощь пришел ведомый. Стремительным переворотом через крыло он нырнул под "Мессер" и выпустил по нему длинную очередь. Стараясь увернуться от прицельного огня, немец сделал крен вправо и на какое-то мгновение завис в воздухе. А в это время Коваль поймал его в прицел и с короткой дистанции расстрелял. Объятый пламенем "Мессер" отвесно пошёл вниз и врезался в землю рядом с догорающим "Юнкерсом". Не успели сослуживцы поздравить Д. Коваля с очередной победой, как он снова поднялся на перехват в небо, на этот раз в район Калабадки. В неравной схватке была одержана ещё одна победа: от его меткой очереди сгорел корректировщик FW-189. Удачным оказался и 3-й вылет. Прикрывая наши войска в районе станицы Черноерковской, Коваль успешно завершил свой поединок с Ме-109. Около 30 минут фашистские асы кружили возле советского лётчика. Но Коваль был начеку и в одной из атак прошил "Мессер" прицельной очередью. Густо задымив, тот потянул на свою территорию. Три победы за день!

Этому событию была посвящена листовка - "молния", в которой рассказывалось об успехах молодого командира звена. 15 апреля 1943 г. в составе семи истребителей Лейтенант Д.И. Коваль вылетел на прикрытие боевых порядков наших наземных войск в район станицы Крымской. Подлетая к заданному району, наши лётчики заметили приближающуюся армаду фашистских бомбёров: более 60 "Юнкерсов" и "Хейнкелей" под прикрытием 25 Ме-109 собирались обрушить груз смерти на позиции наших наземных войск. Несмотря на численное превосходство врага, наши лётчики по команде ведущего немедленно вступили в схватку. Около 40 минут длился этот тяжёлый бой. Фашисты, потеряв 5 бомбардировщиков и 1 истребитель, повернули назад. Коваль увеличил свой боевой счёт ещё на один "Юнкерс". А всего 15 апреля над станицей Крымской от прицельных атак Коваля рухнуло на землю 3 вражеских самолёта! За этот подвиг командующий 4-й Воздушной армией К. Вершинин наградил Коваля орденом Красного Знамени. А вскоре командир 45-го авиаполка представил лейтенанта к высшей правительственной награде. В том представлении говорится: "За период участия на фронтах Великой Отечественной войны, Д.И. Коваль лично сбил 10 самолётов противника и 3 в группе. К выполнению боевой работы подготовлен хорошо. В воздушный бой вступает смело и решительно..." Кто знал тогда, что ровно через 4 дня после подписания командиром этого документа, в неравном воздушном бою л-нт Д.И. Коваль погибнет смертью храбрых! Немного не дожил он до того счастливого дня, когда Указом ПВС СССР он был удостоен высшего отличия Родины - звания Героя Советского Союза.

Продолжение следует в части  17                http://proza.ru/2021/02/01/892