Пророк в своем Отечестве

Сергей Шарабин
Пророк в своем Отечестве

С тех пор как не стало среди нас Владимира Высоцкого, минуло много лет. Уже выросло новое молодое поколение. Трудно себе представить, что время так мимолетно прошло с того дня, как ушел от нас в мир иной, не побоюсь этого слова, народный поэт.
Пятнадцать лет минуло. За эти годы о Высоцком было много написано мемуаров, воспоминаний, научных диссертаций. Многие сумели на его имени сделать себе карьеру.
А мне вспоминается 1980 год, конец знойного июля. Гробовой тишиной отвечали советская печать, телевидение, радио на смерть Владимира Высоцкого. Сообщения шли только по «зловещим» для нашего народа западным радиостанциям и «Голосу Америки». Было трудно поверить в то, что из жизни ушел великий поэт.
Может, кто­-то решит, что я хочу «примазаться» к его имени, но это не так. Когда Высоцкий был еще в загоне и запрещен властями, я всегда утверждал в любой аудитории, что придет время, и его обязательно признают, и в первую очередь как поэта. Все остальное — исполнение песен, актерские работы, кинематография — будет вторично. Он в первую очередь был для меня поэтом. Был и остается им.
И сейчас, чем глубже изучаем мы поэзию Высоцкого, тем больше осознаем его величайший природный дар. Только пророк может предвидеть и написать о том, что будет после его смерти. При жизни Владимира никто не мог предвидеть перестройку и август 1991 года. Но великий поэт предсказал, что ожидает страну, духовно развалившуюся после октябрьского переворота. Высоцкий предчувствовал наш сегодняшний день, когда писал:

В куски
Разлетелася корона,
Нет державы, нету трона.
Жизнь, Россия и законы –
Все к чертям!

Мы явились свидетелями распада СССР, уничтожения идеалов, которые создавались более семидесяти лет, начала хаоса в самой матушке России. Жизнь становится для многих русских людей невыносимой, растет число тех, кто накладывает на себя руки от нестерпимо тяжелой жизни. Многие голодают. Война. Народ в оцепенении. Он одурманен и не знает, «с кем порвать и с кем остаться»:

Где дух? Где честь? Где стыд?!
Где свои, а где чужие,
Как до этого дожили,
Неужели на Россию
Нам плевать?!

Все произошло именно так, как написано в этих бессмертных строках. Но Владимира Высоцкого мы еще, по существу, не знаем, до конца не осознали его поэзию. Это предстоит сделать нам и нашим потомкам.
1995 год