Памяти Владимира Александровича Поповкина

Александр Гусев-Львов
Вчера исполнилось 65 лет космодрому Байконур, а вернее, Войсковой части 25741, в которой я служил под командованием полковника Юрия Игоревича Лукьянова, в команде 73 под руководством старшего лейтенанта Владимира Александровича Поповкина.

Я учился вместе с Владимиром Александровичем на одном факультете Военного Инженерного Краснознаменного Института им. А.Ф. Можайского, ныне Военной Космическиой Академии имени А.Ф. Можайского. Вспоминаю, первые дни пребывания в Можайке: я  только что облачился в обмундирование курсанта, вышел на плац перед казармой  и увидел старшекурсников. Мой взгляд сразу выделил Володю из более, чем сотни старшекурсников, как наиболее возмужалого, статного и красивого курсанта, который вот – вот станет  лейтенантом-инженером.

В дальнейшем после окончания Академии и распределения на Байконур в войсковую часть запуска (в/ч 25741) в 7 группу, команду №3, мне очень повезло, что я попал именно под непосредственное подчинение к старшему лейтенанту-инженеру Поповкину В.А.

Поразило, что под его руководством были уже совсем взрослые офицеры, некоторые были существенно старше его по возрасту, а кто-то и по воинскому званию. Я сразу почувствовал, что коллектив офицеров и солдат с большим уважением и любовью относятся к начальнику команды.

С первых дней, отметил, что Поповкин В.А. – смелый, мужественный офицер, обладающий прекрасными человеческими качествами, обаянием, военной сноровкой, порядочностью, правдивостью, прекрасным юмором, стремлением в любую минуту придти на помощь любому: солдату, офицеру, каждому, кто нуждается в какой-либо его помощи, дорожащим своей офицерской честью и достоинством.

Его отличали от всех офицеров группы: высочайший военный профессионализм и самые важные офицерские качества: целеустремленность, непререкаемый авторитет во всем, настойчивость, взаимопомощь и умение руководить коллективом. Команда всегда была лучшей в войсковой части благодаря, именно его стараниям, его офицерским качествам, его офицерской смелости, умению постоять перед высшим руководством за свои взгляды и защитить действия  своего подчиненного.

Все мы старались порадовать его своими успехами. Для всех офицеров команды  без  исключения он был большим другом, который всегда придет на помощь и подскажет единственно правильный вариант решения любой проблемы: армейской или житейской.

Володю отличало от всех офицеров непреклонность характера, стойкость и выносливость, умение превозмогать все тяжести и лишения воинской службы.
Все мы знали, что когда-нибудь он будет генералом, размышляя в своем офицерском кругу о его дальнейшей карьере.

На молодые плечи Поповкина легла высочайшая ответственность – команда обеспечивала почти весь цикл полигонной подготовки большого потока космических кораблей (любого назначения: военного, пилотируемого, транспортного, словом всех без исключения кораблей, которые запускались в Советском Союзе с Южного Полигона).

Расчеты команды испытывали корабли и скафандры космонавтов на герметичность в барокамерах, испытывали системы причаливания и стыковки в ЭХО-камере, заправляли и тестировали аккумуляторы бортовой системы электроснабжения, готовили особочистые газы для пневмовакуумных испытаний кораблей, космических станций, скафандров, транспортных кораблей, спутников связи, кораблей ближнего и дальнего космоса.

Работа была поставлена Поповкиным так, что каждый из нас не считаясь со временем, здоровьем работал на максимально высокое достижение всех поставленных задач по программе летно-космических испытаний постоянно поступающих космических кораблей.

В те времена все работы выполнялись военными расчетами. Помимо выполнения основной задачи по программам ЛКИ, под руководством Поповкина осуществлялись программы постоянного обучения личного состава, обеспечения  участия команды в военных учениях, в работах аварийно-спасательной группы, в монтажных работах при модернизации и реконструкциях технологических систем монтажно-испытательного комплекса космических аппаратов.

Володя был моим искренним другом, и я воспринимаю его преждевременный уход как одну из самых больших утрат в моей жизни.

Я уверен, что все, что он делал на более высоких постах, он делал предельно хорошо, квалифицированно, грамотно и умело, по – иному, он просто не сумел бы.

Каждый космический инженер знает, что весь космический комплекс обеспечивался во времена Советского Союза на самом высоком уровне,применялись хорошо отработанные и самые лучшие материалы, исключительно отечественные оборудование, детали.

Каждый космический аппарат, поступавший к нам для предстартовой подготовки, был уникальным.  Оригинальным и творческим  был подход нашего коллектива к работе и этот факт можно увидеть в архиве Бортовых журналов космических кораблей, хранящихся 50 лет.

Если взглянуть на график запусков, которые проведены в СССР и России, то можно отметить, что на долю нашей команды при Поповкине легло максимальное количество запусков. Такой интенсивности запусков больше не было в истории России.

И мы работали так, что не допустили ни одной технической ошибки. Нужно отметить, что те подходы, умения, которые сформировал Володя в команде, пригодились к выполнению сложнейшей научно-технической задачи по подготовке станции «Мир», двигательной установки для «Бурана» и других кораблей, которые мы готовили уже без него.

Я уверен, что в космических неудачах, в которых обвиняли СМИ  Володю, его вины нет и быть не может. Это были заказные «журналистские утки» (троллинг) в большой политике, видимо, за его решительное нетерпение коррупции и его результативные смелые действия в борьбе с коррупционными схемами.

Так, например, именно с его подачи в компании "Российские космические системы" полицейские провели расследование, выявившее нецелевое расходование средств по программе ГЛОНАСС в размере 6,5 млрд. руб. Конечно, для казнокрадов, он был очень неудобным человеком.

Володе удалось получить три военных образования: Военный Институт им. А.Ф. Можайского, Академию им. Ф.Э. Дзержинского и Академию Генерального Штаба на отлично, успешно защитить кандидатскую и докторскую диссертации.

Володя никогда не уходил от ответственности, умел признать свои ошибки и недочеты. Он очень переживал все неудачи и понимал их причины.

Развал Советского Союза, снижение уровня подготовки высококвалифицированных кадров, скудное финансирование космической отрасли, разрушение налаженной системы подготовки и тестирования  космической техники, сокращение объема отработки надежности космической техники из-за экономии финансовых средств и привели к тем неудачам, которые, к сожалению, преследуют космическую отрасль до сих пор.

Поповкин, глубоко разбираясь в проблемах космической отрасли и глубоко переживая ее неудачи, предложил создать единую корпорацию. Однако, был выбран другой сценарий, который разделял Роскосмос и Объединенную ракетно-космическую корпорацию… Сейчас уже многие признают верность предложения Поповкина.

Володе так и не исполнилось 57 лет - мы отмечали его день рождения 25 сентября. Но его блестящие качества высококвалифицированного военного и космического специалиста позволили России выполнять Военные и Космические задачи в тех непростых условиях, в которых ему пришлось работать.

Генерал Армии Владимир Александрович Поповкин был именно тем человеком, о которых говорят, что его жизнь просияла на Земле Русской.

Генерал Армии Владимир Александрович Поповкин был похоронен 23 июня 2014 года на Троекуровском кладбище в Москве. Панихида и церемония прощания прошли в Культурном центре Минобороны России.