Божий дар О Владимире Высоцком

Сергей Шарабин
Божий дар

Не каждому человеку дано иметь преданных и верных друзей, на которых мог бы полностью в сложные жизненные минуты положиться и доверить им свою самую сокровенную личную тайну. Скорее всего, это предназначено человеку свыше. Многие черты характера зарождаются у каждого в раннем возрасте, чуть ли не с молоком матери. В первые часы и дни мать не только вскармливает своего младенца, но и старается с ним общаться и открывает несовершенную, во многом противоречивую, не всегда приветливую окружающую среду. Ребенок и мать друг к другу привязаны любовью. Именно в первые годы жизни зарождается личность маленького еще человечка. В какой среде воспитывался ребенок, какие книжки были прочитаны в детстве, что он взял из них во взрослую жизнь, выяснится гораздо позже. Прекрасное и точное определение дружбы можно найти в словаре В. Даля. Дружба, в добром смысле, это бескорыстная, стойкая привязанность, основана на любви и уважении друг к другу или целой группе людей. Не всем дано обладать такими земными качествами, тем более завоевать народную любовь. Такими чертами характера обладают единицы. Среди них была, есть и будет неординарная личность Владимира Высоцкого. Почему о нем упоминаем в прошедшем времени и одновременно пишем в будущем? Вроде бы получается какая-­то нелепица. Оказывается, обстоит все намного проще и трагичнее. Его среди нас, живых, нет уже двадцать лет! Выросло после его смерти целое поколение. Наше растерзанное Отечество в течение последних десяти лет мечется из стороны в сторону, но никак не может найти свое политическое пристанище. Бывшие руководители страны решили по­-новому строить взаимоотношения между людьми, в одночасье перечеркнули ту идеологическую структуру, которая существовала более семидесяти лет, а новой так и не предложили. Встает вопрос, а могут ли они по­-новому мыслить в новой эпохе и куда они думают дальше завести свой народ?
За время трагической кончины российского самородка многое пересмотрено, по-­другому навязываются и воспринимаются ценности бытия. При жизни его произведения не публиковались, но их знала наизусть практически вся страна. Он, чем­-то напоминающий ерша в чистой реке, был неудобен тогдашней правящей политической элите. Так уж устроена с древности Россия, что только после смерти приходит официальное признание ко многим поэтам. Не был исключением стремительный и противоречивый двадцатый век. На его спектакли и концерты практически невозможно было достать билетика. Народная любовь к российскому шансонье по­-прежнему не угасает. Высоцкий оставил потомкам свои песни и бессмертные стихи. Через все творчество поэта прослеживается дружба с друзьями детства, участниками войны, нежная любовь к женщине, бесстрашным людям, поднимающимся в горы. Он надеялся, как и его герои «...на руки друга и вбитый крюк...». Только в таких экстремальных ситуациях познается человек, его верность дружбе.
Дружеские отношения невозможно завоевать при помощи кнута или пряника. Такие взаимоотношения не могут быть не только между людьми или группой, но и между народами. Эти основные принципы развития нашего общества были позабыты и игнорированы в годы репрессий. Тысячи безвинных душ нашли последний свой приют в Магадане и на Колыме во времена правления отца народов многонациональной страны. Когда вчитываешься в строки поэта, невольно испытываешь страх за судьбы дедов и отцов:

Застучали мне мысли под темечком:
Получилось — я зря им клеймен, —
И хлещу я березовым веничком
По наследию мрачных времен.

С какой горечью, надрываясь, Высоцкий пел людям Страны Советов, что пора отмываться от грязи, которая въелась в каждую клеточку живого организма. Он отвергал насилие к человеку труда. Его слова западали в душу любому, кто его слушал. Поэт предупреждал, что история общества развивается по спирали. До сегодняшнего дня чувствуются отголоски того исторического периода. Только стойкие люди способны были пережить такие суровые времена. В наши дни снова пытаются отобрать у народа те некрепкие ростки демократии, которые завоевала интеллигенция в конце восьмидесятых годов уходящего столетия.
Долгие годы народ являлся ширмой для небольшой кучки избранных «отцов». Поэт хриплым голосом пытался докричаться до людей, что даже в таком унитарном государстве есть место дружбе и любви: «А на левой груди — профиль Сталина, а на правой — Маринка анфас». Этим самым он срывал со многих маски, под которыми старались спрятать свое лицо лицемеры и лжецы. Отечество окутали темные силы. Интеллигенция в основной своей массе была раздавлена и ликвидирована или вынуждена покинуть Отчизну. Сосредоточенно подумайте над фразой: «Протопи ты мне баньку по­белому, я от белого света отвык». Моментально по всему телу пробежал озноб, словно оно почувствовало ползущих букашек. Лучшие сыны многострадальной Родины были заклеймены как «враги народа». На несколько десятилетий их имена оказались вычеркнутыми из русской культуры. В такой черный список попали Мандельштам, Пастернак, Даниэль и многие другие сыны России. Вынуждены были скитаться в эмиграции Иван Бунин и Александр Куприн. Все вопросы бытия обсуждались шепотом на кухне, только среди преданных и надежных людей.
Высоцкий на себе испытал все тягости непонимания и преследования властей. Уже будучи известным и популярным в народе, он был невыездным. Владимир с отчаянием рифмует:

И, после нескольких атак,
В июльский летний зной
Ему сказали: «Ты чудак,
Давно невыездной!»

Благодаря своим друзьям, своей возлюбленной Марине и ее авторитету в мире ему был разрешен выезд. Ничего бесследно не протекает, неприятный осадок остается на всю жизнь, ты чувствуешь себя ущемленной личностью перед чиновничьим беспределом. Поэт откровенно делится своей душевной болью, не скрывая: «Мою фамилию-­имя­отчество прекрасно знали в КГБ». Кто этого не прошел, кто не испытал — тому не понять, что в таких случаях происходит в сознании человека. Те, от кого зависела судьба простых людей, стремились показать свою власть над ними. Ко всем, кроме близких друзей, поэт испытывает недоверие:

Сказал себе я: брось писать, —
но руки сами просятся.
Ой, мама моя родная, друзья любимые!
Лежу в палате — косятся,
не сплю: боюсь набросятся, —
Ведь рядом — психи тихие, неизлечимые.

В небольшом четверостишии наглядно отражена атмосфера застоя. Динамичная натура Высоцкого четко обнажила мысль о необходимости свободного волеизъявления человека, развития культуры и литературы на одной шестой части суши. Каждый был обязан всю жизнь идти по определенному узкому коридору, а тот, кто стремился выбраться из темного коридора, считался диссидентом и помещался для промывания мозгов в психиатрические заведения. Свободомыслие в стране находилось под строгим запретом. Те же, кто этим пренебрегал, оказывались за колючей проволокой, а позже ими стали заниматься люди в белых халатах. Через такие «лечебные» заведения прошло немало известных личностей, как, например, Жорес Медведев, Иосиф Бродский. Когда же в их защиту поднималась международная общественность, то в считанные часы они высылались из страны. Так называемых «легкомысленных» помещали в палаты с настоящими психически больными, чтобы полностью можно было расправиться с независимой элитой нации.
У властей болела голова от самобытного российского самородка. У них стояла задача как можно быстрее затравить многостороннюю личность. Высоцкому нагло смеялись в лицо, когда он «даже прорывался в кабинеты и зарекался: «больше — никогда!» Поэта старались не замечать. Справиться же с ним не было возможности. Он был слишком популярен в народе. Находились те, кто во всю глотку кричал: «Пора такого выгнать из России!» Кому из руководителей нравится слушать правду-­матку о нашей жизни? Хриплый голос будоражил умы соотечественников. Высоцкий является одним из первопроходцев к свободному демократическому обществу. Его жизнелюбия и темперамента побаивалась даже злодейка-­смерть: «Она давно возле меня кружила, побаивалась только хрипоты».

2000 год

(использована иллюстрация из открытого доступа интернета)