Об особенностях проекта АТО Гагауз Ери

Арслан 2
Статья посвящается 30-летию провозглашения Независимой от Молдовы Гагаузской республики в составе обновленного СССР, которая состоялась 19 августа 1990 года, ровно за один год до начавшегося в Москве путча ГК ЧП

+++

ПРИГЛАШЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИЮ

Уважаемые друзья!

Господа - Салаву Магомедсалихович, Илле, Григорий Ильич, Арслан Абдурахманович(Заур Сидахметович), Nurmuhammed Kenji, Леонид Добров, Анна Валентиновна, Боро Шонхоров, Акай Кыныев приглашаем Вас принять участие в международной конференции "Актуальные проблемы тюркского мира", который состоится в  г.Алматы (Казахстан) с 11 по 13 ноября 2009г.

Условия участия:
оргкомитет встречает и провожает в аэропорту и ж.д.вокзале, питание и проживание в дни конференции за счет организаторов, проезд за счет участников.
Желающих просим сообщить время прибытия и прислать свои доклады по email: ahmetdagduran@hotmail.com, turankala@list.ru.

Тел.оргкомитета: 8 727 272 47 88, 8 727 272 47 50, ответственный организатор госпожа Дарига Дагдуран.

С уважением,
по просьбе оргкомитета Е.Султанмурат (тел. 8 701 47 000 50).

+++



Подготовка к международной Конференции
"Актуальные проблемы тюркского мира",
Алма-Ата, 11-13 ноября 2009 г



Тема доклада:
«23 декабря 2009 года исполняется 15 лет
автономно-территориальному образованию
Гагауз Йери в составе Республики Молдова:

Достижения и проблемы Гагаузской Автономии»


Автор доклада Л.Добра,
Комрат, Гагаузия, Молдова

Если бы нашей Автономии Гагауз Йери исполнилось в этом году не 15, а 50 лет, то обязательно нашлись бы исследователи и ученые, которые попытались бы восстановить историческую справедливость, нашли бы истинных, а не выдуманных АВТОРОВ первоначального Проекта автономного образования Гагауз Йери, напечатали бы целые тома о необыкновенных особенностях такого проекта Гагауз Йери и предложили бы назначить пожизненные премии и пособия праправнукам тех, кто в очень сложных условиях создавал этот Проект Гагауз Йери в 1991 году и который был принят за основу и утвержден Парламентом Молдовы 23 декабря 1994 года в форме Закона «О правовом статусе Гагаузия (Гагауз Ери)».


О НЕОБЫКНОВЕННЫХ  ОСОБЕННОСТЯХ  ПРОЕКТА 
автономного образования Гагауз Йери  - Гагаузия
 
Проект автономного образования Гагауз Ери разрабатывался авторами (К.Таушанжи и Л.Добров) в сложной политической обстановке 1990-91 гг.  В то же время для пропаганды компромиссного проекта, одним из авторов проекта на собственные средства была учреждена и издавалась газета с одноименным названием «Гагауз Ери».
Данный проект отличался тогда новизной, не имеющий аналога в мировой практике, и особенно в странах бывшего СССР, где тогда возникали и до сих пор продолжают действовать межнациональные конфликты и противостояния.

Новизной, не имеющая аналога в мире можно считать идею, изложенную в 5-м пункте первоначального проекта (в конце Доклада в ПРИЛОЖЕНИЯХ приводится полный текст первоначального проекта Гагауз Ери), пункт который еще в период существования Советского Союза звучал следующим образом:
- Если Республика Молдова ставит вопрос о выходе из состава СССР, то Гагаузия оставляет за собой право самому определиться в этом вопросе.

Надо вспомнить те времена и нельзя не согласиться, что во всех Союзных республиках камнем преткновения в противоречиях между «сепаратистами» и Республиканскими властями лежала идея о том, что радикалы почти каждой Союзной республики требовали для себя и своей нации полного отделения от СССР, а национальные меньшинства, проживающие в этих же республиках, жаждали быть в составе Союза.

В Молдове же, помимо этого, среди молдавских радикалов очень сильна была идея возрождения Великой Румынии, поэтому главным ключом для мирного решения конфликта между Комратом и Кишиневом, могла стать нестандартная мысль, одновременно сохраняющая единство и неделимость Молдовы и в то же время гарантирующая гагаузам в одно утро случайно не оказаться в составе предполагаемой «Великой Румынии».

Разумеется, что после распада СССР, уже в 1994 году, когда данная идея обсуждалась в Парламенте Молдовы, реальность существовала уже иная, поэтому предложенная в 1991 году авторами проекта «ГЕ» мысль, уже в 1994 году была усовершенствована юристами обоих сторон и приобрела иное юридическое звучание, хотя смысл полностью сохранился  (ст.1, абзац 4   Закона об особом правовом статусе Гагаузия-Гагауз Ери»):

-  В случае изменения статуса РМ как независимого государства, народ Гагаузии получает право на внешнее самоопределение
Если бы данная идея не присутствовала бы в первоначальном проекте, то сегодня Гагаузская республика находилась бы в одном ряду с остальными «сепаратистами» бывшего СССР – Нагорный Карабах, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия и др.
В этом случае развития событий Гагаузия имела бы сегодня свою валюту, свою Национальную армии., свой Банк, свою таможню и т.д.

Более того, в этом случае не пришлось бы депутату  Парламента Молдовы В.Недельчуку от имени фракции крестьян и интеллигенции подавать запрос в Конституционный суд Молдовы, требуя отменить в Законе «Об особом правовом статусе Гагаузия-Гагауз Ери» именно эту "злополучную" статью. А все Международные организации, говоря о Парламенте Молдовы и решении гагаузской проблемы, не предлагали бы именно этот пункт в качестве примера подражания остальным странам, где до сих про не решены межнациональные конфликты.

Следующим камнем преткновения в начале 90-х годов являлся тот факт, что государственный молдавский язык уже был принят на всей территории страны еще в 1989 году и делать теперь уступки только для гагаузов никто бы из депутатов Парламента РМ не решился.

Поэтому авторы проекта для такого случая, чтобы не ущемлять права титульной нации, придумали в своем проекте пункт №4, который в случае принятия Парламентом Молдовы вводил исключение только на территории с компактным проживанием гагаузов и звучал следующим образом:
- Государственными языками в Гагаузии являются гагаузский, молдавский, русский.

Еще одним новшеством в первоначальном проекте «Гагау Ери» в 1991 году была идея, которая также полностью вошла в Закон «Об особом правовом статусе Гагаузии-Гагауз Ери» в 1994 году и явилась неожиданная для многих руководителей Гагаузии и Молдовы. В целях дипломатии и якобы уступок Кишиневу, в проекте убирались все государственные атрибуты раннее само-провозглашенной Гагаузской республики, звучащие на русском языке  (Президент, Парламент, Правительство) и вводились для них новые должности, звучащие на гагаузском языке и подразумевающие якобы иной статус:  Башкан (Глава), башканат (исполком), Башбакан (премьер районов), Усек Топлуш, Халк Топлуш (Высокое Собрание, Народное Собрание).

Когда в 1992 году один из авторов проекта «Гагауз Ери» Л.Добров был избран на должность Председателя горсовета и исполкома города Комрат, то незамедлительно он  предложил депутатам горсовета проголосовать за изменение должности Главы города на - «Башкана Комрата». Этот исторический момент  стал «отправной точкой» для осознания населением Комрата, а также лидерами Гагаузской республики и Молдовы  (которые вначале посмеивались над «Башканом Комрата», но постепенно стали привыкать к ее звучанию) о необходимости ускорить реализацию на деле проекта автономного образования Гагауз Ери.

Очень высокую оценку реализации такой идеи дала московская газета «Комсомольская правда» от 29 марта 1995 года под названием «Был ли Гитлер гагаузом?», которая с иронией не переставала восхищаться удачно найденным компромиссом и даже в полушутливой форме предлагала России, для сохранения мира и спокойствия, перенять у гагаузов их систему изменения словесных ценностей (Президента России переименовать в «Башканы всея Руси»  и т.д.).

Очень важным моментом в первоначальном проекте Гагауз Ери, который также лег в основу будущего Закона «О Гагаузии» явилась идея «Автономного Образования», когда авторы в самом названии Автономии сознательно ушли от общепринятых тогда в СССР, да и во всем мире, юридических терминологий, которые определяли уровень отдельно взятой Автономии, ее права и статус. Авторы специально ушли от раздражающих тогда многих названий, типа:
- автономный район, автономный округ, автономная область, автономная республика.

Именно жонглирование этими терминами, когда вдруг кто-то в Кишиневе мог согласиться предоставить нам «Гагаузский автономный район», а сами гагаузы, вернее их лидеры, однозначно, ниже «Автономной Республики» не принимали не давала никакого выхода для начала хоть каких-то переговорных процессов.

И когда первоначальный проект Гагауз Ери был опубликован в газетах «Анна созу», «Молодежь Молдавии», «Советская Молдавия», а также в первом номере газеты «Гагауз Ери» от 6 июня 1991 года (выше уже говорилось, что данная газета специально была учреждена для пропаганды идеи Автономии Гагауз Ери), и когда все прочли название «автономное образование Гагауз Ери - Гагаузия», то среди юристов и политологов этот проект вызвал шквал негодования и полного непонимания. Местные газеты стали печатать статьи авторитетных ученых (в конце Доклада,  Приложениях приводятся несколько таких статей Ильи Каркаша и Григория Топузлу), которые обвиняли авторов проекта Гагауз Ери в наивности, некомпетентности и прочих юридических грехах, везде задавая один и тот же юридический вопрос:

- Что же такое автономное образование Гагауз Ери-Гагаузия? Это что, - автономный район, уезд, кантон или Автономная Республика. И почему у авторов Гагауз Ери в проекте напрочь отсутствует слово «Автономная Республика»,  слово, которое приятно ласкает слух всех гагаузов.

В тот момент 1991-94 годы авторы проекта Гагауз Ери везде молчали и нигде не комментировали свое мнение, ибо высказывать в тот момент свое мнение было небезопасно. А такое мнение заключалось в следующем:

- Гагаузы приняв однажды проект «АВТОНОМНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ» за основу, успокоят себя тем, что «Гагауз Ери» - это якобы та же Гагаузская республика, но в другом амплуа, а молдаване подумают, вернее будут успокаивать себя тем, что в форме «Гагауз Ери» они предоставляют гагаузам маленький автономный УЕЗД (в те времена это слово означало укрупненные районы), поэтому также согласятся обсуждать данный проект.

И ведь неудивительно, что первым после публикации этого проекта, на авторов Гагауз Ери яростно набросилась именно гагаузская сторона, обвинив их в «предательстве» и «провокациях» против собственного народа, и даже на митингах открыто угрожали повесить авторов проекта Гагауз Ери на уличных фонарях за… одно место.  Авторам пришлось, в целях обеспечения своей безопасности, регулярно ходит по городу с оружием в кармане (в те времена это считалось нормой).

Именно благодаря выдержке авторов в 1993 году, через два года после появления на свет проекта Гагауз Ери, и гагаузская и молдавская стороны постепенно стали склоняться к попытке рассмотрения компромиссного варианта, взяв за основу именно этот проект Гагауз Ери.

До 1993 года руководство Молдовы, а также некоторые Международные организации неоднократно предпринимали попытки стабилизации политической обстановки на Юге страны, предлагая различные свои варианты – культурная Автономия, Кагульский уезд, «Гагауз или» (по подобию «Гагауз Ери» советник Премьера РМ С.Бозбей попытался предложил свой проект культурной Автономии -  «Гагауз или»), но все они оказались безуспешными, так как все они не устраивали одну из сторон.
 
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ  ПРОЕКТА 
«Гагауз Ери - Гагаузия»

Никто не станет сегодня отрицать, что подлинный компромисс между Комратом и Кишиневом был достигнут лишь тогда, когда за основу был принят проект автономного образования «Гагауз Ери» с особым статусом в составе Республики Молдова, состоящий в первоначальном варианте из ШЕСТИ основополагающих принципов, которые впоследствии были расписаны профессиональными юристами парламента Молдовы совместно с руководством тогдашней Гагаузской республики, и разложены были в соответствующих  главах, статьях и пунктах.
Мирное парламентское решение гагаузской проблемы явилось основанием того, что Молдова в следующем году вошла в Совет Европы, первыми из СНГ после прибалтийских государств, президент Молдовы М.Снегур по этой же причине получил от Президента США почетный титул «Человек года».
Весь цивилизованный мир достойно оценив уникальное решение гагаузской проблемы, не раз рекомендовали и другим государствам в качестве примера достойного подражания. 

P.S.
Известно, что  в 1995 году Президент Молдовы В.Воронин попытался в одностороннем порядке через Парламент РМ  навязать Приднестровью подобный же Закон  «Об особом правовом статусе Приднестровья», но намного урезанный в правах, поэтому ничего, кроме насмешек от руководителей Приднестровья, не получил взамен.
Этот пример лишний раз доказывает, что компромисс в политике возможен только с согласия обеих договаривающихся сторон.

Уже и поэтому  важнейшим становится значение принятое 15 лет назад  Парламентом Молдовы Закона «О правовом статусе Гагаузия-Гагауз Ери».

+++

Ув друзья!

Теперь несколько слов о  положительной роли 15-летия АТО Гагауз Йери, хотя после этого будет сказано и об отрицательной стороне создания АТО Гагауз Йери

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ  ЗНАЧЕНИЕ  СОЗДАНИЯ  АТО  ГАГАУЗИЯ-ГАГАУЗ ЙЕРИ

Получив однажды ПРИЗНАНИЕ своей долгожданной Автономии от рук Парламента Молдовы,  гагаузы 23 декабря 1994 года фактически получили Свидетельство о Рождении нежеланного в Молдове Ребенка Гагауз Йери, того самого Ребенка, который  реально был зачат самими гагаузами 12 ноября 1989 года под именем ГАССР в составе МСССР, а рождение Ребенка состоялось ровно через 9 месяцев и 7 дней, – то есть 19 августа 1990 года под именем независимая от Молдовы Гагаузская республика,

Получив свидетельство о Рождении 23 декабря 1994 года, тут же нашего Ребенка Гагауз Йери в Молдове фактически отлучили от материнского молока («забыли» посоветовать Правительству РМ выполнить Закон Парламента РМ и ввести в действие не отдельную часть, а весь Закон о Гагаузии) мгновенно ввергнув его в шоковое состояние, которое очень негативно отразилось на прибавлении в его  Весе и Росте. В то же время ни одна Мировая Медсестра, под именем «Международные организации» не изъявили желание проверить, почему же вновь порожденного Ребенка Гагауз Йери незаконно отлучили от материнской груди (не ввели в действие весь  Закон).

Через несколько лет состоялась первая попытка  правового покушения на нежеланного Ребенка Гагауз Йери  (была сделана попытка депутата Парламента РМ В. Недельчука через Конституционный суд вырвать из Закона о Гагаузии один из важнейших пунктов «В случае, если Молдова теряет статус независимого государства, то Гагаузия оставляет за собой право на внешнее самоопределение»).

С приходом коммунистов Воронина в 2001 году, гагаузов побрили налысо, а затем поменяли Голову на более прилежную и послушную  (вынужденная отставка Башкана  Д.Кройтора и второе появление Башкана Г.Табунщика).

С появлением в 2002 году Г.Табунщика-2  и Председателя НСГ С.Есира, гагаузов по национальности, но коммунистов по духу, у Ребенка Гагауз Йери почти каждый год стали вырывать здоровые Зубы (уничтожили Закон о партиях в Гагаузии, уничтожили в Комрате второй Гагаузский Национальный Университет, Кишинев направил в Гагаузию всех своих силовиков – судьи, МВД, СИБ, прокуратура, юстиция, и др).

С приходом в 2006 году к власти в Автономии Башкана М.Формузала (якобы «антикоммуниста»), Гагаузию оставили почти без Зубов (таможня, госстройинспекция, ветслужба, Комратский госуниверситет, педколледж, все лицеи Гагаузии, - все под контролем Кишинева).

Единственный оставшийся Зуб Автономии Гагауз Йери – это Непримиримая Оппозиция, которого Формузал с первого дня своего башканства называет «горе-патриотами», но именно этот Зуб продолжает кусаться, иногда обращая внимание властей Гагаузии и Молдовы на истинное положение дел в Гагаузии.

Все, только что изложенное, можно сказать,  является положительным эпизодом становления Гагауз Йери за 15 лет ее юридического существования.


А теперь несколько слов об отрицательной стороне АТО Гагауз Йери

15 лет создания Гагаузской государственности, это очень маленький отрезок времени, чтобы полномасштабно осознать всю Силу, Амбициозность  и, если хотите, - Злость некогда предложенного в 1991 году ПРОЕКТА автономного образования Гагауз Йери-Гагаузия.   Сегодня молодым людям наивным и смешным покажется ситуация, когда на тот момент (1991-94 гг)  ни один житель самопровозглашенной Гагаузской республики и  Молдовы не хотели поверить, что придет время и именно этот «предательский» и «провокаторский» Проект станет главной движущей силой в политическом и национальном  урегулировании между Молдовой и Гагаузией.
Сегодня на реализованной идее  первоначального ПРОЕКТА Гагауз Йери очень неплохо зарабатывают на жизнь, а также прибавляют вес своему политическому имиджу многочисленные госчиновники начиная с Башкана Гагаузии, Председателя НСГ, их заместителей, руководителей разных уровней Молдовы  и заканчивая общественными движениями,  наподобие «Единая Гагаузия» и молодежное Правительство Гагаузии.

Единственные, кто до сих пор ни одной копейки от реализации такого  Проекта не заработал, так это сами «провокаторы» и «предатели» гагаузского народа, то есть АВТОРЫ первоначального ПРОЕКТА  ГАГАУЗ  ЙЕРИ, которых нынешняя власть на страницах своего Интернет-сайта «Единая Гагаузия» и «СТОП-СИБ» называет «горе-патриотами», «стукачами» и «платными агентами спецслужб»

ОБЩИЙ  ВЫВОД СКАЗАННОМУ:


1.  ИДЕЯ  РЕАЛИЗАЦИИ автономно-территориального образования Гагауз Йери в 1994 году и ее последующее искусственное ТОРМОЖЕНИЕ Кишиневом и Комратом, сегодня себя полностью изжила. Гагаузам и молдаванам нужна новая идея. И такой идеей может послужить реализация  на практике Федеративной Молдовы, где Гагаузия, наравне с Приднестровьем и Молдовой, должна стать полноправным субъектом Федерации с новым самоназванием - Республика Гагауз Йери.

2. Если нынешнее  посткоммунистическое руководство Молдовы в кратчайшие сроки не примет решение о Федеративном устройстве Молдовы, то у гагаузского народа, во главе с нынешней оппозицией, ничего не остается, как взять НОВЫЙ КУРС и двигаться в сторону иной формы Государственности.

3.  Власть никто добровольно не отдает, ее всегда берут! Уже 15 лет официальная Гагаузия страдает от неуважения к себе со стороны Центра, вне зависимости от того, кто и какая политическая партия находится у руля Молдовы.   Истинная же духовная причина такого НЕУВАЖЕНИЯ находится внутри Гагаузии, в головах всех Башканов Гагаузии и всех депутатов Народного Собрания Гагаузии, ни один из которых сегодня не имеет никакого отношения к созданию Гагаузской Государственности 15 лет назад

4.  Никогда не состоялась бы Государственность Гагаузии, если бы в среде простого народа не возникала бы непримиримая по отношению к властям оппозиция, которая всегда бесплатно (а чаще - на собственные деньги) указывала своему народу ПУТЬ СПАСЕНИЯ, выравнивала накренившийся Корабль и подкидывала дровишек в топку Автономии. Сегодня, в предреволюционный в стране период, Гагаузия не сможет выжить, если официальная власть истерически будет продолжать воевать со своей оппозицией, как это делали все Башканы Гагаузии, сознательно «забыв» о своей политической и гражданской пассивности, когда оппозиция рисковала здоровьем и жизнью, добиваясь для своего народа Государственности, а для них - хлебной и почетной должности.


+++

ПРИЛОЖЕНИЯ:

+++

Первоначальный текст проекта автономного образования Гагауз Ери.


ГАГАУЗ ЕРИ  (дословно: Там где живут гагаузы)
с особым статусом в составе Республики Молдова.
Краткое название - ГАГАУЗИЯ.
 
ОСОБЫЙ СТАТУС  ГАГАУЗИИ включает в себя следующие принципы:
 
1. Прямые всенародные выборы руководителя Гагаузии и формирование политической структуры.

А. Руководитель Гагаузии – Башкан - избирается прямым всенародным голосованием на альтернативной основе сроком на 4 года, но не более, чем на два срока подряд.  Первые выборы назначаются Президентом Молдовы. Избранный Башкан Гагаузии утверждается Указом Президента Молдовы (утверждение обязательное) и приступает к своим обязанностям.

Б. Избранный   всенародным   голосованием   БАШКАН   формирует структуру власти Гагаузии:
- назначает троих своих заместителей, а также утверждает аппарат управления Гагаузии, представленный заместителями;
- назначает руководителей районов (БАШБАКАН),

В. Башкан Гагаузии назначает выборы депутатов в Высший орган Гагаузии (Уусек Топлуш), функции которого заключаются в обсуждении и утверждении политико- социально- экономических программ региона. Башкан Гагаузии прислушивается к мнению депутатов, но решающее слово остается за ним (право ВЕТО).

Г. Руководитель села (куу башы) и руководитель города (касаба башы) выбираются прямым голосованием всеми жителями села или города сроком на 5 лет на альтернативной основе.

Д. Автономное образование Гагауз Ери представлено во всех Высших государственных органах Республики Молдова.

Е. В случае, если Башкан Гагаузии посчитает необходимым досрочно сложить свои полномочия, то он обращается с  заявлением  на имя Президента Молдовы.

И. Автономное образование ГАГАУЗ ЕРИ имеет свой национальный ГИМН, ФЛАГ, ГЕРБ.

2.  В образованную автономную Гагаузию входят территории населенных пунктов  с компактным проживанием гагаузского населения, которые на сходах своих граждан или в результате референдума, подавляющим большинством - более 75 процентов имеющих право голоса - изъявили такое желание.

3. Гагаузия является свободной экономической зоной при полной экономической самостоятельности с твердыми фиксированными отчислениями в республиканский бюджет.

4. Государственными языками в Гагаузии являются: гагаузский, молдавский, русский,   остальные языки свободно развиваются. С учетом национальной специфики региона, требование знания молдавского  языка не носит обязательный характер, однако Гагаузия создает все условия для овладения его гражданами государственного языка Молдовы.

На территории Гагаузии все граждане гагаузского происхождения (когда оба родителя - гагаузы), а равное им, когда только один из родителей является гагаузом, обязаны знать гагаузский язык, в противном случае через 5 лет после вступления в силу Закона о государственном гагаузском языке они не смогут занимать руководящие должности. На остальные национальности в Гагаузии этот пункт Закона не распространяется.

5. Если Республика Молдова ставит вопрос о выходе из состава СССР, то Гагаузия оставляет за собой право самой определяться в этом вопросе.

6. Гагаузия в своей деятельности руководствуется всеми Законами Республики Молдова. Вместе с тем, учитывая национальные особенности сложившихся сегодняшних реалий, Гагаузия наделяется правом усилить или либерализировать отдельные статьи Законов с последующим их обсуждением в парламенте Молдовы. После найденного консенсуса между парламентом Молдовы и Уусек Топлуш, предложенные изменения статьи Законов утверждаются Президентом Молдовы и вступают в законную силу.
Если вдруг не удается найти консенсус, то в этом случае Указом Президента Молдовы образовывается конфликтная комиссия с обязательным привлечением специалистов из других республик, а также международных организаций.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Все упомянутые в тексте названия - ГАГАУЗ ЕРИ, БАШКАН, УУСЕК  ТОПЛУШ  и др. в молдавском и русском вариантах не изменяются и сохраняются в таком же звучании.
 
Проект подготовили:
К.Таушанжи, депутат Парламента Молдовы,
Л.Добров, депутат горсовета г.Комрат
 
Апрель 1991 г.
 
Некоторые пояснения:

Данный ПРОЕКТ, по мнению авторов, не является окончательным и в ходе обсуждения может совершенствоваться. Как заметил читатель, авторы умышленно уходят от таких понятий, как АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА, ОБЛАСТЬ, ОКРУГ.., так как различные статусы (по иерархии) изначально заключали в себе факт НЕРАВНОПРАВИЯ НАРОДОВ. Имея вывеску «автономии», на деле народы оставались бесправными в тоталитарном государстве. Достаточно сказать, что даже в Белоруссии – союзной республике, не говоря уже о многих автономных образованиях, в период «высочайшего расцвета наций и народностей» не было ни одной национальной школы или детского садика. Авторы данного проекта сделали большой акцент на правах народа, который сам должен решать свои проблемы.


Подробнее ознакомиться с обоими Законами (Об особом правовом статусе Гагауз Ери и Приднестровья), Принятые Парламентом Молдовы,
 можно по этим ссылкам:

     http://www.gagauzia.md/pageview.php?l=ru&idc=389&nod=1&



+++


А теперь немного  критики проекта «Гагауз Ери», опубликованные в местной печати  в 1991 году.

+++

ГАГАУЗСКАЯ   РЕСПУБЛИКА
ИЛИ    «ГАГАУЗ ЕРИ»?

Автор статьи И. Каракаш
кандидат юридических наук, доцент Одесского университета,
 депутат Верховного Совета Гагаузской Республики

(Газета «Ленинское слово»,1 июня 1991 г)
 
С большим удивлением прочитал в «Советской Молдове» за 17 мая 1991 года заметку «Быть или не быть Гагаузии»?
Нет, меня не удивил отказ о включении в повестку дня вопроса о предоставлении Гагаузии автономии, предложенного депутатами от южных районов и формулировке прямой постановки вопроса. Этого и следовало ожидать, ибо парламент Молдовы, в котором преобладают народофронтовцы, иного решения принять не мог, так как он давно отказался от рассмотрения гагаузской проблемы в парламентских формах. Не удивило меня и согласие рассмотреть этот вопрос 32-м пунктом повестки дня в «зашифрованной» формулировке. В прошлый раз проблемы гагаузов рассматривались 17-м пунктом, перед самым завершением работы сессии, Вряд ли можно рассчитывать на то, что нынешняя сессия дойдет до 32 пункта в пределах отведенного времени для своей работы,

Удивил меня распространенный в Верховном Совете Молдовы текст «Проекта автономии в местах компактного проживания гагаузов», авторами которого являются народный депутат ССР Молдова К. Таушанжи  и депутат Комратского горсовета, руководитель партии «Аркалык» Л. Добров

Я встречался с авторами этого проекта, видел его оригинал, помещающийся на полутора страничках машинописного текста и успел поставить перед «автономистами» ряд вопросов, на которые не получил вразумительного или хотя бы мало-мальски серьезного и обоснованного ответа, Но, очевидно, разъяснить эти вопросы необходимо.

Прежде всего требует ответа вопрос: что послужило причиной или поводом для распространения этого проекта? Изменившаяся политическая ситуация в Молдове или в Гагаузии? Думаю, что нет, так как политическое противостояние между ними сохраняется, и обе стороны сознают, что на этом пути проблема не может быть разрешена.
 
Причинами для нового проекта автономии гагаузов в составе Молдовы, на мой взгляд, послужили разочарования его авторов в самой идее «автономизации», в избранных народом формах, утрата иллюзии о быстром решении проблемы, создании независимости и самостоятельного функционирования гагаузского автономного образованна Но авторы нового проекта не осмелились прямо и честно об этом заявить, ибо все хорошо помнят, как еще полгода тому назад они экономически обосновывали возможность самостоятельного существования Гагаузской республики и с пеной у рта доказывали реальность республики в составе Союза ССР. Они избрали другой, более хитроумный путь, путь отказа от своих же собственных убеждений, но под благовидным предлогом поисков компромиссов в форме нового проекта автономии в составе Молдовы
В известной степени появлению нового проекта способствовала и потеря ее авторами лидерских позиций, А вдруг из этого проекта что-то получится?

К тому же он очень близок по содержанию с проектом Закона Республики Молдова о местном самоуправлении, где Гагаузия является неотъемлемой частью Молдовы.
Башкан Гагаузии после прямых выборов всенародным голосованием утверждается президентом Республики Молдова. В свою очередь башкан назначает своих заместителей, формирует органы власти и управления, определяет сроки проведения выборов в высший орган власти Гагаузии  Уусек Топлуш и т. д.

При этом авторы не удосужились, хотя бы задуматься над субординацией органов власти в «Гагауз Ери», Кто  же обладает реальной властью?  Президент Молдовы, башкан Гагаузии или Уусек Топлуш?

Зная этих проектантов гагаузской государственности, как людей, абсолютно не компетентных в вопросах национально  государственного строительства, обладающих политико- правовым образованием на уровне газетных публикаций, не следовало бы удивляться несостоятельности и самого нового проекта. Но стремление к постоянному политическому лидерству и желание восстановить упавший политический рейтинг не дают покоя их тщеславию.

Реализация хотя бы малой доли этого несостоятельного проекта может восстановить их политическое резюме и вернуть утраченные позиции. Вот на что рассчитан новый проект автономии.

Однако возникает гораздо более серьезный вопрос, который выше личных политических амбиций авторов нового проекта.

Они, конечно, знают о принятой 19 августа 1990 г, съездом народных депутатов всех уровней южных районов Декларации «О свободе и независимости гагаузского народа от Республики Молдова». Они не могут не знать содержания Декларации о государственном суверенитете Гагаузской Республики, принятой демократически избранным Верховным Советов Гагаузии. В памяти авторов нового проекта должно быть свежо проведение референдума в Гагаузии и его самый высокий результат в Союзе ССР, - более 99,9 процента за сохранение Союза,   в то время, как Молдова официально не участвовала в проведении референдума.

Так что получается, граждане депутаты, участники всех съездов и организаторы референдума? Для вас эти факты недостаточно авторитетны, если вы их так легко игнорируете и с таким легкомыслием выдвигаете новые проекты? Кто вас на это уполномочивал и кого вы представляете? Кто вам дал право отказываться от воли, многократно выраженной целым народом, даже если вы руководствовались самыми лучшими побуждениями в интересах своего же народа?

Если вы так легко поступаете с волеизъявлением своего народа, то вы не просто горе - политики. От такой политики может наступить большое горе для гагаузского народа. Если вы с такой легкостью относитесь к результатам референдума, проведенного в регионе в сложнейшей политической обстановке, то я лично сомневаюсь в вашей политической порядочности, граничащей с изменой интересам народа.

А какова судьба решения парламента ГР о создании федерации или конфедерации с Приднестровьем? Как поступить с предложением об образовании Федеративной Молдовы с включением в ее состав на равноправных условиях Гагаузии и Приднестровья? Ведь ваш проект этого никак не учитывает. Но в таком случае вы предлагаете своему народу не только отказаться от солидарности с другими борющимися за свои права народами, но игнорируете поддержку и помощь, оказанную гагаузскому народу в октябре прошлого года? А это уже никак нельзя отнести к серьезной политике, исходящей от благоразумных людей.

В новом проекте автономии, авторы называют его «Гагауз Ери», наивно указывается на то, что само это обозначение не подлежит переводу на другие языки. Но ведь уже последовал перевод «там, где живут гагаузы» или Гагаузия», хотя могут быть и другие варианты перевода. Это делается с целью избежать обозначения Гагаузии термином «автономия», ибо он «раздражает» другую сторону, т. е. Молдову. Но, во-первых, что представляет собой «Гагауз Ери», район, регион, край, уезд, область, кантон, округ, губернию как территориальное пространство? Во–вторых, каков политико - правовой статус этой территории, административное деление, автономное образование? В - третьих, авторам хорошо должно быть известно содержание постановления ВС РМ от 27 июля прошлого года о том, что гагаузы не имеют своей национальной территории в Молдове. Следовательно, пока это постановление и утвержденное им заключение парламентской комиссии не отменены, всякие попытки постановки вопроса даже в запрещенной для перевода формулировке, в том числе и по «Гагауз Ери» юридически не состоятельны.

И, наконец, кого вы собираетесь вводить в заблуждение указанием на непереводимость обозначения «Гагауз Ери»? Опытнейших и искушенных уже в политике народофронтовцев с мощными и довольно плодотворными политологическими, социологическими и юридическими структурами? Я бы на их месте оскорбился за такое легковесное отношение к сбоим политическим оппонентам, а скорее всего посмеялся над вашей политической наивностью.

Политическая деятельность является одной из высших форм интеллектуальной деятельности. Она должна осуществляться людьми не только в высшей степени честными и порядочными, но и высоко компетентными и всесторонне подготовленными к этой деятельности, людьми способными предвидеть последствия своих действий и решений, а по возможности предсказывать вероятное развитие событий и оказывать воздействие на ник в интересах своего народа. Не могу утверждать, что таких личностей среди гагаузов много, но они, безусловно, есть.

Однако грустно сознавать, что происходящие исторические события в регионе и вокруг него, формирующееся национальное самосознание гагаузов и повышение политической активности масс не только не привлекли к себе рассредоточенный по всей стране немногочисленный национальный интеллектуальный потенциал, но и привели к политическому и идеологическому размежеванию лидеров различного ранга, осуществляющих свою деятельность в регионе. Это объективно приводит к выводу о том, что если такая всенародная идея о национальном самоопределении гагаузского народа в форме республики не в состоянии объединить и целенаправить лучших представителей народа, то .либо сама идея не созрела до своего мобилизующего уровня, либо отдельные «народные» лидеры не способны и не готовы воплотить ее в реальную жизнь.

И. КАРАКАШ

***

ОТВЕТ
кандидату и доценту
 
Бывший парторг Одесского университета, кандидат юридических наук, гагауз, уроженец села Куртчи Болградского района Украины Илья Каракаш в Комратской районной газете напечатал обширную статью, где в весьма неинтеллигентной форме нападает на авторов проекта «Гагауз Ери», называя их «абсолютно не компетентными в вопросах национально-государственного строительства». Летом прошлого года на очередном съезде Гагаузии И. Каракаш точно так же доказывал депутатам всех уровней, что «Университет в  Комрате- это абсурд, не имея для начала какое-нибудь училище или техникум».
Время показало, что его ПРОРОЧЕСТВО тогда оказалось «абсолютно не компетентным».   Не получилось бы подобное  и на сей раз?
 
Газета «Гагауз Ери» N1 от 6 июня 1991 г.

 
***

БАШКАН, БАШБАКАН, БАШЫ…
И   «ГАГАУЗ  ЕРИ»

Автор статьи Г.Топузлу,
доктор исторических наук

 (Газета «Ленинское слово»,  29 июня   1991 г,)
 
У каждого народа есть свои «герои». В условиях нашего смутного времени именно эти «герои» и стали выступать от имени целых народов, приписывать себе то, к чему они никогда не имели никакого отношения,
Начнем в алфавитном порядке, дабы не обидеть их. Тем более, что воспринимаются эти вещи болезненно, особенно в вопросах, кто же первый?
Итак, Л.Добров, создатель партии «Аркалык» и 2-3 его единомышленника. Не удивляйтесь, читатель, у нас в стране и в республиках сейчас очень много партий, общественно – политических движений и различных обществ, которые состоят из одного или двух-трех членов, но шум производят они такой же, когда к хвосту кота привязывают пустую банку. Правда, шалости с котом - это одно, а вот с действиями этого «героя» надо бы разобраться. Этому как раз и помог выход в свет его собственной газеты Гагауз Ери». Вся его «философия», надо надеяться, уложилась в этом номере. Автор очень откровенен, Здесь частично представлена и его автобиография, и «теоретические» выкладки (по всей вероятности разработанные автором с коллегами из Днепропетровска) и психологика (так в тексте), Особенно «впечатляют» материалы; «Обращение к россиянам» и «Съезд советских немцев». Из них вы узнаете о друзьях автора, с кем он встречается, какие ведет переговоры и т. д. Остается сожалеть, что  «Центральное телевидение не предоставило возможности выступить перед россиянами». Но ситуация теперь изменилась, и полагаю, что Российское телевидение обязательно предоставит ему слово. По крайней мере из просмотренного мною материала все предпосылки к этому имеются. Да и наше Национальное телевидение вряд ли уже откажет в этом.
Однако вернемся к этим опусам и зададим ряд вопросов. В частности, от чъего имени автор встречается и ведет переговоры? С кем? Каково содержанке этих переговоров? Кто его уполномочил говорить от имени целого народа,? Перечень можно было бы продолжить, но оставим это любопытнейшим из любопытнейших. Однако становится грустно, что подобные «дети лейтенанта Шмидта» еще бродят по стране и если бы только бродили, к сожалению, они своим местечковым обывательским политиканством бросают тень на целый народ.
Известная пословица «Рыбак рыбака видит издалека» сегодня работает вовсю. Так, в одной упряжке мы видим и другого «теоретика» К. Таушанжи. Комратчанам нужен был целый год, чтобы избавиться от него, как от председателя райисполкома. Правда, он остался деканом Национального университета. Процитируем «Гагауз Ери»: «За год своей бурной деятельности в Комрате председатель райисполкома К. Таушанжи осмелился (!?) поставить на ноги первый в истории гагаузского народа Национальный университет, создать на радость многим болельщикам футбольную команду профессионалов, дать «зеленую дорогу» двум десяткам фермеров». И все!? А как все другие деяния более деликатного свойства: финансы, распределение машин, жилья, деятельность некоторых кооперативов и т. д.? Да и сам Константин Петрович, вроде, на улице не живет. Как же быть с этими «мелочами»?
И еще один момент из жизни экспредрика, точнее, его «маленькая слабость». Любит Константин Петрович давать актуальные интервью. Цитируем Молодежь Молдовы» за 8 июня текущего года; «… Уход Друка я не расцениваю как поражение. Друк – это символ преданности своему народу. Таких людей немного, и они не уходят с политической арены. Если бы я обладал высшей властью, я бы сделал его вице –президентом». Аи – аи, Константин Петрович, а может экс – премьер и не кочет быть вице-президентом?! Нельзя, право так, и вакансии, вроде, пока нет. Кстати, активным пропагандистом «Гагауз ери» стала «Молодежь Молдовы» (см. «ММ» за 15.06.91 г.). Правда, читают в «Молодежке» газету «южных демократов» (так в «ММ») – небрежно. Происходит досадная путаница; «южные демократы» - «южные депутаты», Ф. Манолов Ф. Марков и т. Д. Как сетовал известный сатирик: «Тщательнее надо, ребята…» А в остальном полное единство и горячая поддержка. Как говорится; «Скажи мне, кто твой друг…»
Или взять «Заявление»… К. Таушанжи в «Гагауз Ери», особенно последний абзац: «Мне непонятна вся эта тайная игра с судьбами целых народов (жаль, а мне казалось., Вам все понятно и все ясно). Если Верховный Совет СССР и Президент страны не отреагируют на предложенный гагаузскими депутатами компромиссный вариант (заявление-то Ваше, причем здесь остальные депутаты), то я вправе считать, что официальная Москва заинтересована в нагнетании межнациональной истерии в Молдове. Выводы из этого будут сделаны соответствующие» (выделено нами).
Помилуйте, Константин Петрович, какие выводы? Не пугайте нас. Но нужно предполагать, что не из басни И. А Крылова «Слон и…»

Хочу также облегчить К. Таушанжи и Л, Доброву задачу. Я имею в виду их совместный проект «Гагауз ери». На мой взгляд, лучших «Башканов Гагаузии», чем этот тандем, на сегодняшний день не имеется. Их задача частично облегчается, ибо газету свою они уже имеют. Правда, у меня к редактору есть и вопросы (ох, уж это любопытство!). Откуда у него бумага для его издания (ведь дефицит!). Как он ее распространяет (и в парламенте она есть, и в киосках Кишинева, и в других местах)?
В составленном нашими «героями» проекте «Гагауз ери» в четвертом пункте читаем: «На территории Гагаузии граждане гагаузского происхождения (когда оба родителя гагаузы), а равное им, когда только один из родителей является гагаузом, обязаны знать гагаузский язык, в противном случае через 5 лет после вступления в силу Закона о государственном языке (так в тексте) они не смогут занимать руководящие должности». А я по наивности уже предложил быть К. Таушанжи и Л. Доброву  Башканами. Но не будем терять надежды, полагаю, что через 5 лет они обязательно будут владеть языком в такой мере, чтобы занять паст Башкана, башбакана, Баши и т. д.
Да, чуть не забыл, Константин Петрович, к Вам много вопросов имеют Ваши избиратели из сел Этулия и Чишмикёй.  В этом я убедился во время встречи с ними в этом месяце, очень просили Вас приехать.
 
И последнее. Как обращаться к образовавшемуся тандему? На товарищ, видимо, они не отзовутся (.материалы их выступлений свидетельствуют об этом), да и не тянут они на это. Домнул – слово не гагаузское. А может, баш, бей, эфенди и т. д. Одним словом, срочно нужно определиться, ибо это наиважнейший атрибут, без чего целый народ уже давно «страдает», да и новоявленным нуворишам он необходим.

+++

Вcего лишь ОДНА  СТРАНИЦА газеты «Гагауз Ери»,
от 11 января 1995 года, №8, цена 1 лей.

Газета издается по необходимости, почти на русском языке
Издание Интеллектуального Центра «ГЁК ОГУЗ»  (Небесный Уз)

+++

23 декабря 1994 года Молдова дала гагаузам столько прав, сколько те способны проглотить.
Не захлебнуться бы…

+++

С Новым 1995 годом!
(колонка редактора)

Уважаемый читатель.

Произошло ЧУДО. Газета «Гагауз Ери» опять делает попытку печататься, - после трех лет вынужденного молчания. Поэтому продолжением тех 7 номеров, изданные в 1991-92 гг. является данный номер, восьмой по счету.
А теперь вопрос: зачем три долгих года газета молчала?

Ответ:

1. Потому что само название «Гагауз Ери» выворачивала наизнанку и вызывала брезгливость у широкой гагаузской «патриотической» аудитории, и, прежде всего, у лидеров Гагаузской республики.
2. Потому что проект автономного образования «Гагауз Ери» был прозван гагаузами не иначе, как «предательским» и «провокаторским».
3. Потому что молдавские парламентарии эпохи Виктора Пушкаша и Александра Арсении находились в зачаточном политическом состоянии и не способны были дотянуться до такой глобальной и очень простой Высоты, каким являлся проект автономного образования «Гагауз Ери».

…Итак, позади три с половиной (почти четыре) исторических года с момента появления проекта «Гагауз Ери», где имели место:   развал СССР, Приднестровский конфликт, выборы нового молдавского Парламента, социологический опрос «Совет с народом», принятие Конституции Молдовы, утверждение автономно-территориального образования «Гагауз Ери».
Восьмое Чудо Света свершилось – утверждена Гагаузская автономия именно в том варианте, который предлагался нашей газетой много лет назад.
Девятое чудо заключается в том, что АВТОРАМИ «Гагауз Ери», оказывается, если верить нынешним средствам массовой информации, являются те, кто более трех лет назад и слышать не хотел о предполагаемом ПРОЕКТЕ. Но Бог с ними, такая категория людей также имеет право на собственное суждение. Без них человеческая История была бы скучноватой.

Трудно поверить, что 23 декабря 1994 года Парламент Молдовы наконец-то утвердил автономно-территориальное образование «Гагауз Ери»: 69 голосов «за», 2 – «против», 16 – покинули зал.
Отличный Новогодний подарок для всех граждан Молдовы!

Символично, что в эти два дня, 22 и 23 декабря, когда гагаузский вопрос решался в Парламенте, погода в Молдове на удивление была чудесной. Все два дня шел пушистый снег, местами заметало дороги, деревья одеты были в белоснежные покрывало.
В народе есть примета – снег к благополучию, к счастью.
В эти же два дня заканчивалось великое противостояние Дня и Ночи, когда день равнялся Ночи. С 24 декабря день начинает увеличиваться, а ночь сокращаться.
Такое знамение неспроста.
Все это вместе взятое означает, что великая Ночь в истории гагаузского народа закончилась, и с 24 декабря, с Божьего благословления (после двух снежных дней), в гагаузской истории СВЕТЛЫЕ  ДНИ начинают увеличиваться.
Всю глубину происходящего Исторического Потрясения нам сегодня до конца не понять, все его объемы нам не охватить.
Все это – удел потомков.
Далеких потомков.
 
+++

И в самом завершении ДОКЛАДА несколько последних документов
АВТОРОВ  ПРОЕКТА  Гагауз Йери

+++

И.О.Президента РМ,
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ  ПАРЛАМЕНТА  МОЛДОВЫ
 г-ну   М.Гимпу
               
Лидерам парламентского Альянса «За интеграцию в ЕС»:
Ф.Филат, М.Лупу, С.Урекян               


З А Я В Л Е Н И Е
К.Таушанжи и Л.Доброва

О ПРИЗНАНИИ АВТОРСТВА  ПРОЕКТА
АВТОНОМНО- ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГАГАУЗИЯ — ГАГАУЗ ИЕРИ.


     Проект автономно-территориального образования ГАГАУЗ ЙЕРИ — ГАГАУЗИЯ разрабатывался авторами - К.Таушанжи и Л.Добров - в очень сложной политической обстановке 1990-1991 гг, когда на территории компактного проживания гагаузов фактически действовала власть самопровозглашенной Гагаузской Республики.
    Подобная самопровозглашенная власть по сей день действует на территории Приднестровья.
    В те времена 1991 года, для более активной пропаганды появившегося проекта Гагауз Йери, один из авторов на собственные средства учредил одноименную газету «Гагауз Иери».
    Данный проект отличался тогда новизной, не имеющий аналогов в мировой практике, и особенно в странах бывшего СССР, где возникли и до сих пор продолжают действовать межнациональные конфликты и  противостояния.
    Руководство Молдовы, Международные организации неоднократно предпринимали попытки стабилизации политической обстановки на Юге республики, предлагая различные свои варианты - культурная Автономия, «Гагауз Или», Кагульский уезд, и др., но все они оказались безуспешными, так как не устраивали одну из сторон конфликта.
   
    Подлинный компромисс был достигнут лишь тогда, когда за основу был принят проект автономно-территориального образования Гагауз Иери - Гагаузия, в первоначальном варианте состоящий из ШЕСТИ основополагающих принципов, которые впоследствии были расписаны юристами парламента Молдовы и разложены в соответствующих главах, статьях и пунктах.
               
Исходя из изложенного,  авторы  Проекта «Гагауз Йери» просят депутатов парламента Молдовы  о следующем:

    1. Решением Парламента РМ, или его Президиума, официально признать К.Таушанжи и Л.Доброва авторами ПРОЕКТА  Автономно-территориального образования Гагауз Иери- Гагаузия.
    2. Внести дополнения  в принятый Парламентом Молдовы Закон «Об особом правовом статусе Гагаузия-Гагауз Йери от 23 декабря 1994 года и изложить его в следующей редакции - «Закон (Таушанжи-Добров) об особом правовом статусе Гагаузия-Гагауз Йери..», - и далее по тексту
     3.  Установить определенные социальные льготы для авторов Проекта «Гагауз Йери» по достижению ими пенсионного возраста, приравняв размер их пенсии равными пенсиям депутатов Парламента РМ 
               
28 октября 2009 года

АВТОРЫ ПРОЕКТА:
             
К.Таушанжи, декан экономического факультета Комратского   госуниверситета, доктор эк.наук. В 1991 году занимал должность председателя Комратского райисполкома и являлся депутатом парламента Молдовы.
            
Л.Добров, редактор газеты «Гагауз Йери», основатель Комратского
госуниверситета, в начале 90-х годов занимал должность Башкана (мэр)  Комрата и возглавлял политическую партию «Аркалык» (Защита)

Приложение: Для подтверждения вышеизложенного, предоставляем материалы из газет «Ленинское слово» и «Гагауз Йери» за 1991 год

Подробнее об этом на сайте:  http://gagauzyeri.by.ru/index.html


+++

Председателю Парламента РМ  М.Гимпу
Премьер-министру РМ    В.Филат


1.  По вопросу существующего в АТО Гагаузии ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО  УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Хочется информировать Вас  по вопросу существующего в АТО Гагаузии структуры Правительства РМ под названием ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ, где начальником до сегодняшнего дня является активнейший коммунист Гагаузии Иван Дмитриевич Кыльчик.

Данное Управление раннее подчинялось Министерству местного публичного управления, а теперь напрямую никому не подчиняется, но решением нового состава Парламента Молдовы Правительству поручено в месячный срок определить их подчиненность. Сегодня же они неформально подчиняются гос.канцелярии Правительства.

Наши предложения по этому вопросу таковы:

Было бы неплохо, если бы в руководстве данного Территориального Управления оказались наши патриоты.

Также было бы хорошо, если бы этому Управлению помимо имеющихся на данный момент полномочий по административному контролю над местными Советами, также вменили бы в обязанность еще одну функцию:
-  контролировать на территории Гагаузии, как исполняется Закон о языках, в частности  - насколько реально администрации местных органов власти общаются между собой, а также на любых официальных уровнях на родном языке, и каким образом дети в общеобразовательных школах и дошколных учреждениях владеют гагаузским и государственным языками.
            Дело в том, что все избранные народом Башканы Гагаузии, а также депутаты Народного Собрания Гагаузии в последние 15 лет всегда и со всеми общались на русском языке, но никак не на гагаузском.
Нынче всем известно, чтобы быть избранным в Гагаузии, надо иметь очень много денег, а у наших патриотов, как правило, таких больших денег нет, поэтому к власти в Гагаузии часто приходят не патриоты своего народа и языка, а политические приспособленцы. 
   Эта "болезнь" - говорить преимущественно на русском, в ущерб родному - тянется еще со времен СССР, поэтому, чтобы раз и навсегда ВЫЛЕЧИТЬ русскоговорящих гагаузов от такой болезни, необходимо в такое Управление по административному контролю (касательно только Гагаузии) передать дополнительные полномочия по контролю над исполнением Закона о языках.

2.   О необходимости возобновления деятельности Гагаузского Университета  с гагаузским языком обучения  и с усиленным изучением молдавского (румынского) 
и английского языков

Краткая история

СПРАВКА: Первый Гагаузский Национальный Университет, никем еще не признанный, был открыт 11.02.1991 г.,  впоследствии, в июле 1991 года,  был признан Правительством РМ и переименован в КОМРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ВТОРОЙ Гагаузский Национальный Университет  официально был зарегистрирован  7 сентября 2000 года в Регистрационной палате РМ  в форме Общества с ограниченной ответственностью   (то есть, как частный ВУЗ)

Ровно через год, 7 сентября 2001 года, состоялось открытие второго в Комрате Университета. К обучению приступили 110 студентов, из которых 28 студентов обучались на дневном отделении, остальные – на заочном.
Обучение проходило на основании Лицензии, полученная в Управлении образования Гагаузии, которая выдала эту Лицензию в соответствии с законом НСГ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
По утвержденной программе, студенты дневного обучения в течение первого года обучения изучали гагаузский, молдавский и английский языки, а после года обучения предполагалось, что 25% предметов будет проходить на гагаузском языке, 25% - на молдавском, 25% - на английском   и 25% - на русском.
Заочники на начальном этапе полное обучение проходили на русском языке, однако ЯЗЫКОМ ОБЩЕНИЯ в стенах Университета со всеми категориями студентов, включая заочников,  являлся гагаузский.

Параллельно обучению велась работа по получению общегосударственной Лицензии Министерства Образования РМ. В январе 2002 года  тогдашним министром  образования РМ было пообещано, что если учредители Университета уберут из названия Университета раздражающее их  слово «НАЦИОНАЛЬНЫЙ», тогда Университет получит Лицензию/

После долгих раздумий, учредители пошли на уступки министру образования, однако были обмануты – никто им Лицензию РМ не собирался выдавать.
Поэтому с февраля 2002 года Университет носит новое юридическое название – ГАГАУЗСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ. С этой целью была изменена вся учредительная документация Университета, печать, расчетный счет и др.
В августе того же 2002 года, во время пика политического кризиса между официальным Кишиневом и Комратом, когда вынуждены были «уйти» в отставку Д.Кройтор и М.Кендигелян, Гагаузский Университет, не получив Лицензию РМ после года обучения, вынужден был ПРИОСТАНОВИТЬ ДЕЙСТВИЕ УНИВЕРСИТЕТА  «до лучших времен».

Надеемся, что ЛУЧШИЕ ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ НАСТАЛИ !

Убедительно прошу Вас рассмотреть этот вопрос и принять единственно правильное решение – О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Гагаузского университета в любой юридически-правовой форме, которая приемлема для нынешних  властей  Молдовы и Гагаузии, ибо главной задачей  создания Гагаузской Автономии является –  РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА  И  КУЛЬТУРЫ  НАРОДА.
Это аксиома, не требующая доказательств.

В связи с тем, что для нынешнего Комратского университета в ноябре 2008 года был введен в эксплуатацию новый учебный корпус, просим руководство Молдовы и Гагаузии разместить Гагаузский университет в помещениях бывшего здания райкома партии, где изначально и был открыт первый Гагаузский Национальный Университет 11 февраля 1991 года

Очень надеюсь, что при рассмотрении этого вопроса обязательно будет   приглашен автор этого письма

По вопросу воссоздания действия Гагаузского университета имеются несколько соображений.

             1.  Идеальный вариант:
Правительство Молдовы, в целях оказания помощи гагаузскому народу в изучении и владении родным и государственным языками, принимает решение о воссоздании действия Гагаузского университета в виде Акционерного общества с государственной долей собственности, где 50% учредительства остается за прежним учредителем (Л.Добров), а остальные 50% учредительства Л.Добров передает Правительству РМ.
При этом Правительство обязуется передать для Университета бывшее здание райкома партии со всем оборудованием, где изначально, в 1991 году, открывался Гагаузский Национальный Университет, а также Правительство обязуется обеспечивать определенную часть (по договоренности) финансирования Университета

             2.  Второй вариант:
Правительство РМ принимает решение о создании в Комрате Гагаузского Национального университета со 100% государственным пакетом акций также  в здании бывшего райкома партии, где изначально создавался такой Университет

10.10.09 г
               
 Л.Добра (Добров),
учредитель Гагаузского Университета,
экс башкан  (мэр) Комрата

+++

Об изменении ст. 111 Конституции РМ

Председателю НСГ А Харламенко

Л.Добров
Комрат, ул.Ленина, 176/3 тел.0671 68 079


ЗАЯВЛЕНИЕ

30 мая 2011 года  Административный  суд Апелляционной Палаты Кишинева, изучив ОТЗЫВ Народного собрания Гагаузии по иску Л.Доброва и К.Таушанжи о внесении дополнений и исправлений в неточности ст.73,110-111 Конституции РМ  (в отзыве было написано следующее - «Народное Собрание Гагаузии поддерживает исковые требования Доброва Л.Ф. и Таушанжи К.П и просят рассмотреть иск (дело №3-2142/11 от 18 04.2011 г) без участия представителя Народного Собрания Гагаузии),
- суд пришел к выводу, что если один из ответчиков в лице НСГ полностью согласился с иском, то нет необходимости далее в судебном порядке «обязывать ответчиков выходить с ходатайством в Парламент Молдовы об исправлении неточностей в Конституции РМ», так как отныне НСГ согласилось самостоятельно совершать такие действия без указания на то суда, поэтому суд принял решение оставить наш иск без рассмотрения.

Исходя из сказанного, в силу ст.1,4,16,20,39,53,55 Конституции РМ, ст.8,15,16 ГК РМ, ст.5,6,12 ГПК РМ, на основании рекомендаций Венецианской комиссии на 50-м своем пленуме 8-9 марта 2002 года заявитель просит депутатов на очередном заседании НСГ принять следующее Постановление и выйти с законодательной инициативой в Парламент РМ:
 
1. Об исправлении допущенных неточностей в ст.73,110-111 Конституции РМ, где вместо неполного названия «АТО Гагаузия» дописать в скобочках слова (Гагауз Ери), чтобы в Конституции было полное наименование - АТО Гагаузия (Гагауз Ери), так как данная конституционная ошибка порочит честь, достоинство не только заявителя, но и всего гагаузского народа

2. Об изменении ст.111 Конституции РМ, где полностью исключить имеющийся текст в ст.111 и вместо него внести в ст.111 Конституции РМ полный текст Закона «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», принятый Парламентом Молдовы 23 декабря 1994 года

3. О приведении законодательства РМ в соответствии с Законом «Об особом правовом статусе Гагаузии-Гагауз Ери» и неукоснительном исполнении  п.2 ст.18 Закона Парламента РМ «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)», который за 16 лет существования АТО Гагауз Ери ни разу не исполнялся, и где говорится о взаиморасчетах бюджетов Молдовы и Гагаузии путем фиксированных платежей из всех видов налогов и платежей

Л.Добров

31 мая 2011 г

+++

НАДО ЛИ
хотя бы иногда вести заседание Народного Собрания Гагаузии
на родном языке?

Родной Язык включает сознание человека. Он является основным способом взаимодействия людей, генератором, переносчиком и хранителем знаний.
Носитель устной речи - слово. Оно рождается в сознании, в мозгу, распространяется по воздуху, записывается в памяти и сохраняется в ней, передаваясь из поколения в поколение.

П А М Я Т  К А
председательствующему НСГ
для ведения заседаний на гагаузском языке


- О юзеря, ани кайбелмектян корума бизим Ана Дилимизи, бюнькю гюндян бянь савашчам лафетмя гагаузча, ама сиз вар несой лафедярсинис о дильдя, нянгысында сизя та колай аннашмаа.
В связи с тем, чтобы защитить наш родной язык от исчезновения, я впредь буду стараться говорить на гагаузском, а вы все можете говорить на том языке, на каком вам удобнее.

- Сайгылы депутатлар, бюньку гюньдя сизин онюниздя чыкарылэр беш соруш
Уважаемые депутаты, на сегодняшнем заседании на ваше усмотрение выносятся 5 вопросов
- Несой дюшюньмяк вар сизин ортанызда?  Какие мнения на этот счет у вас имеются? 
- Каил олэрыз мы ?  Все согласны ?

- Койэрым сечимя. Ставлю на голосование.
-Ким бу сорушларлан каил олээр, калдырын елинизи. Голосуем, кто за предложенную повестку дня.
-Ким каршы?  Кто против?
-Ким икиликтя ?  Кто воздержался ?
-Ким сечимя катылмады? Кто не голосовал?

-Таман, хепси сорушлар чекедерис гетирмяя. Хорошо, начинаем обсуждать повестку дня.

-Илк сорушу денеки чозмяя, лаф верилер Вани Бургуджия. Слово для обсуждения первого вопроса, предоставляется Ивану Георгиевичу Бургуджи.

-Кимдя несой дюшюньмяк бу сорушчун? У кого какие мнения на этот счет?

-Койерим сечимя комиссиянын недини. Ставлю на голосование предложение комиссии.

-Ким бу сорушлан каил олээр, калдырын елинизи. Голосуем, кто за данное предложение
-Ким каршы?  Кто против?
-Ким икиликтя ?  Кто воздержался ?
-Ким сечимя катылмады? Кто не голосовал?

И так далее и тому подобное