Всё должно иметь смысл

Любовь Матвеева-Поротикова
               
           Шёл 1939 год… В  село Песчанка, на Украине, приехали уполномоченные, и стали убеждать людей ехать в Сибирь на неосвоенные территории – там земли много! А особенно убеждать и не надо было – недавно по всей республике прошёл страшный голод, да и работящие руки не к чему было приложить – земли на всех катастрофически не хватало!  Множество людей за небольшое вознаграждение согласились отправиться из Гремячинского района Черниговской области на неосвоенные земли под Иркутском!  В их числе покинули родину Прасковья Константиновна и Иван Филиппович Кашуба со своими пятью детьми Таней, Алёшей, Петей, Катей, Колей и бабушкой Варварой,  брат Ивана Давид Кашуба с женой Марией и тремя детьми, их соседи, все - семьями…
           Неприветливо встретила их Сибирь! Государство медлило с оказанием обещанной помощи, и  земля была не та, к которой они привыкли на родине, и лето слишком коротким… Поняли новосёлы, что не смогут здесь жить.  Худо-бедно,  продали последнее из имущества, чем дорожили, да и отправились в обратный путь. Все, кроме семьи Ивана Кашубы - тем и продавать было нечего, денег на дорогу не было. А брат Давид жил побогаче, те уехали.  Однако и семья Ивана двинулась на запад из мест, которые они посчитали гиблыми.
            Смогли Кашубы  Иван да Прасковья со всеми домочадцами добраться  только до Северного Казахстана, здесь, в тридцати километрах от Петропавловска, в селе Батраки, и осели.  Позже их колхоз был назван Чапаевским. Стали работать на колхозных полях. Тогда ещё сохранялась память о жившем там помещике, на территории бывшей его усадьбы можно было найти осколки красивой посуды – всё разметали мужички, когда «обобществляли» помещичье добро!
              А вскоре началась Великая Отечественная война,  почти все вернувшиеся на Украину родные погибли, были повешены, замучены гитлеровцами или своими бандеровцами, и только двоюродная сестра Лида сумела убежать, перейти линию фронта,  за два месяца пешком добраться до сестры в Оренбурге, и впоследствии прожить там большую жизнь…
              На новом месте в Чапаевском в семье появились ещё двое детей – Федя и Саша, всего - семеро.  Иногда мать, Прасковья Константиновна,  вспоминала о своём детстве. Она родилась в 1902 году, осталась без отца в пять лет – он умер от холеры. Её мать билась одна с ними, тремя детьми, пока Паша подросла. Жили бедно-бедно.
              Когда встал вопрос о её замужестве, сердце девушки склонялось к одному молодому человеку, но посватался другой – Иван. «Выходи за Ивана!» - авторитетно заявил дед внучке. Вышла замуж за Ивана, тот был 1895 года рождения. Жили тоже тяжело, как и родители, много работали. Но дед не ошибся - Иван Филиппович был работящий, не пьющий, нрава хоть горячего, но отходчивого.  Детей растили в строгости, хлопцам иногда перепадало, а девочек не били. Прасковья Константиновна, как она сама говорила, «только работала да животы носила». Она была крепко верующей, но тогда это приходилось скрывать.
               Жили в семье дружно, уважали друг друга, любили детей, старались внушать им жизненные ценности, и… хотели, чтобы жизнь у них сложилась полегче. На новом месте отец  с матерью  сами  построили  дом, сарай, баньку. И дети росли работящие, старшие мальчики Лёша и Петя уже с 12 лет работали в бригаде – куда пошлют. За работу ставили трудодни – палочки, за которые ничего не давали. Жили, в основном, за счёт своего хозяйства.
                В то время далеко не все придавали  значение учёбе, большинство ограничивались четырьмя классами. Чтобы закончить семилетку, надо было проявить большое упорство, ходить в школу в соседнее село. Ещё труднее было тем, кто решил учиться дальше, в Петропавловске. Учиться  тогда было очень не просто, но дети в семье почти неграмотных родителей  тянулись к учёбе. Так подросток Алёша, овладевая профессией бухгалтера, жил в Бишкуле у двух стариков, помогая им по хозяйству – до учёбы и после надо было справиться со скотиной, натопить печь, натаскать воды, ведь денег платить за квартиру не было. 
                С трудом завели Кашубы одну корову, потом  телёночек подрос – появилась другая коровка, в хлеве хрюкал поросёнок, на лугу паслась овечка – всё облагалось большим налогом. Так за каждую корову надо было сдать 240 литров молока в месяц. Молоко крутили на сепараторе и сдавали в виде топлёного масла в магазин, дети  ни молока, ни сметаны не видели – так на обрате и росли. С овец положено было сдавать шерсть, с кур – яйца, по 90 яиц со двора, даже в том случае, если кур вовсе не держали…
                Однажды запоздали со сдачей налога на корову – не давала молока, так уполномоченные пришли «описать» корову, хотели свести её со двора, реквизировать. Помог избежать беды  Алексей – он к тому времени стал работать в колхозе бухгалтером, был «грамотным», и корову удалось сохранить, отсрочить срок подачи налога. А тут пришло время, и забрали его служить в армию вместе с пятью другими хлопцами из деревни. Отправили их на станцию Отар…
                Почему-то там всегда, и в наше время тоже, очень плохо организована служба молодых парней, много солдатиков во время службы гибнет. Алеша был с 26 года рождения, а сложен как подросток. Когда стали в военной части умирать от холеры, больной и чуть живой Алёша сказал, что он призван не со своим годом -  на самом деле он, якобы, с 1929 года. Его отправили домой – тем и спасся, благодаря смекалке. Дома его вылечили, он окреп, остальные мальчишки в село не вернулись, умерли в части… Позже Алексей дослуживал уже с другими ребятами, постарше. Но брюшной тиф доконал его в 1951 году, умер в 25 лет…
                Пётр работал водителем, как сказали бы сейчас – дальнобойщиком. Умер в 64 года – случайно утонул. Коля тоже сначала «шоферил», потом закончил техникум, был призван в армию, служил на Байконуре, где остался жить и работать, стал начальником большой автобазы. Когда вышел на пенсию, вернулся поближе к родным, в Петропавловск. Прожил 76 лет.
                Саша очень интересовался историей. Он учился в Петропавловске, потом – заочно в Карагандинском пединституте. Позже у себя в Чапаевском совхозе в школе преподавал историю, стал директором и сначала возглавил, а потом построил новую  школу. Жил, как живут селяне, держал скотину. Однажды, прибирая коровник, наступил на ржавый гвоздь, инфекция попала в кровь.
               Умер Александр Иванович в 46 лет от заражения крови в горбольнице города Петропавловска, в отделении, которое возглавлял родной брат Фёдор, можно сказать - на его руках. Фёдор к тому времени получил высшее медицинское образование. В последние годы Фёдор Иванович Кашуба работал заведующим реанимацией в 3 Горбольнице Петропавловска, в городе его хорошо знали. Умер в 2018 году в 75 лет...
               И  Катя, родившаяся в 1934 году, тянулась к образованию, как сейчас сказали бы, «поехала учиться в город». Не поехала – ПОШЛА… Училась она в Механическом техникуме, дававшем очень хорошие знания, ведь там преподавали эвакуированные в 1941 году из Ленинграда классные специалисты. В субботу после учёбы  с котомочкой отправлялась в путь до родного села - тридцать километров, а на следующий день - обратно,  и так почти каждую неделю,  выходной день тогда был ОДИН. Машин  на дорогах было мало, хорошо, если кто на подводе подвезёт!   
               Жила Катя сначала на квартире у стариков Герасимовых Евдокии и Семёна на улице Ломоносова, было у них три сына Петя, Мишка и Николай. Дом -  на два хода, во второй половине держали постоялый двор от Чапаевского колхоза. Хорошие люди были хозяева, но и с ними за жильё надо было как-то расплачиваться – задачей Кати было натаскать воды с водокачки. До сих пор она без ужаса не может вспомнить свои походы за водой с двумя тяжеленными пятнадцатилитровыми вёдрами на коромысле. Иногда из деревни на подводе привозили родные картошки…
               Позже Катя жила у старшей сестры в избушке площадью десять квадратных метров, где жили ещё пять человек, в Рабочем посёлке. В это время родители порадовали дочь – купили ей новую «фуфайку», телогрейку. Это был ценный подарок! Закончила Катя учёбу в 1955 году. Одна она из всех деревенских подруг выучилась и приобрела достойную профессию, в дальнейшем работала на заводе ЗИМ в отделе  труда и зарплаты на инженерной должности.
               Муж Кати, Михаил Евтихович Бабенков, родом был из Белоруссии Гомельской области Рогачёвского района, из села Лучины. Отец погиб на войне, мать осталась с четырьмя детьми – он и три сестры. Тоже сумел закончить 10 классов, когда появились уполномоченные, и уговорили его и ещё трёх мальчиков ехать в Казахстан на рудник Бестюбе. Что-то неладное творилось с местными жителями и работниками рудника – у них болели и выпадали зубы.  «Дерите отсюда» - посоветовал им кто-то опытный, и они послушались, поехали в Семипалатинск, поступили учиться в речное училище.
                После армии Михаил закончил ещё и строительное училище, стал возглавлять комплексную строительную бригаду.  Не один животноводческий комплекс построил в дальнейшем Михаил Евтихович вокруг Петропавловска, да как надёжно! Не наступи перестройка, стоять бы им до веку, а теперь они лежат в развалинах – «новые» времена… Очень любил читать книги муж Екатерины Ивановны, собрал великолепную библиотеку. У них выросли две дочери, обе стали врачами…

               Мы сидим с Екатериной Ивановной в уютной квартире. Я пришла поздравить её с 75-летием Великой победы над фашизмом от коллектива завода ЗИМ, на котором мы работали вместе. Она предпочитает жить одна, дочери  и внуки её, конечно, не забывают. Отец Екатерины Ивановны прожил 82 года, мать – 77, и самой Екатерине Ивановне уже 86 лет.
               - Жалко – последний брат Федя недавно умер, теперь я одна осталась - горюет она. А я смотрю на великолепную библиотеку, собранную с любовью её мужем, которого не стало три года назад – какая ждёт её судьба? В этой семье очень ценились знания, олицетворением которых  являются эти фолианты и судьбы членов семьи, но теперь молодёжь пользуется услужливым интернетом, а старики  книгам предпочитают телевизор…
               - Я предложила одному человеку забрать книги, а он сказал: «Что с ними делать? Сжечь? Но от бумаги печная труба  засоряется…» - с огорчением говорит Екатерина Ивановна. -  Ну кто так долго живёт? Только я… - продолжает она. – Мне сказали, что люди, родившиеся под созвездием Козерога долго живут…
               - А страшно помирать? – неделикатно спрашиваю я.
               - Страшно, но когда сильно прижмёт приступ – думаю, хоть бы побыстрее!..
               - Хотели бы дожить до ста лет?
               - Нет, а зачем? Всё должно иметь своё смысл, - ответила мне долгожительница. – Но дочери говорят: «Живи, мама, пока ты жива, мы молоды!»
               
               На фото Екатерина Ивановна Бабенкова, 1972 год.

                Записано 7.06.2020г.
               Комментарии читателей:

               Людмила Шанина
" все должно иметь смысл", вот еще бы понять правильно этот смысл и замысел. Нет , все-таки прав был Аркадий Райкин-" пусть все будет, но пусть чего-то нехватает". Вот сейчас то , в сравнении с прошлой жизнью, есть все. Учись-не хочу и ведь не хотят!, читать-это вообще атавизм.... и вечное нытье на трудную жизнь.... может потому что настоящих трудностей не видели, а живут искусственно созданными трудностями? Ну вот сравнить  жизни героев рассказа и наши.... и чего же нам не хватает для счастья? Может простоты в понимании счастья?
Класс! 4

Валентина Фоминцева (Турукина)
Люба, спасибо за историю, корни семьи Кошуб( не знаю почему Кашуб)   Люба эту семью я знаю.  Семья Фёдора Ивановича - наши друзья!!! Это семья врачей . Он , Гордость Петропавловска, всю свою жизнь посвятил , спасая людей. Несколько десятков лет был заведующий реанимацией 3 гор. Больницы .  Его жена, Валентина Васильевна - невропатолог. Очень милая женщина!!! Две дочери   -  Оксана и Евгения продолжают профессию врача. Она из них , кандидат Медицинских наук!! . А с Екатериной  Ивановной не раз сидели за столом на  семейных торжествах наших друзей. Это осень многочисленная и дружная ФАМИЛИЯ. Если бы написала о каждом , то это  был бы целый том.  Я ГОРДА , что знакома с этой ФАМИЛИЕЙ.
Класс! 5

Валентина Фоминцева (Турукина)
Люба,  я только что прочла  своему Васе. Мы оба плакали. Ты своими биографическими очерками всё время была около  семьи Кошуб. Ты писала о закройщице  Надежде Петровне Опариной, о  хирурге Безуглове ....А ещё самый лучший друг был фотокорреспондент Валентин Антонов ( муж сестры легенды - балетмейстера Хренова Валерия) , который погиб вместе с Моложенко.  Спасибо, что ты продолжаешь жить всем, которых нет с нами. Ведь пока живы мы, которые помним  ушедших в мир иной , они живут с нами... Это очень близкие всё друзья.
Класс! 2

вчера 12:57
ольга томан
Федор Иванович...светлый, добрый, верующий человек, с Богом в сердце, и, как бы странно не звучало - в руках. Я не была с ним близко знакома - кланялись друг другу в соборе Петра и Павла, когда он приходил на Богослужение. Человек - полный достоинства и любви к ближним. Очень жаль, что этого человека больше нет с нами здесь, он служил хорошим примером всем, с кем сталкивала его жизнь. Царствие Небесное ему, его родителям, воспитавшим такого человека!!! А вам, Любовь, низкий поклон за эту историю!
Класс! 3
Ответить
Поделиться