Глава 7. Западня

Владимир Сысун
      
       Рассказ написан для участия в конкурсе Владимира Пастернака "Морские истории 3"  http://proza.ru/2020/06/28/1213 как вне конкурсное.


 Кто знает об опасности, но  молчит — тот враг.

         Иоганн Вольфганг Гёте 



       Как только Николай прибыл на корабль, прозвучал сигнал учебной тревоги для съемки с якоря и прохода узости. Привычными действиями экипажа корабль снялся с якоря и пошел на выход с бухты,  ушел к заставе в п. Сиреники.

       До поселка 2 часа хода. Вскоре корабль стал на якорь. Спустили баржу. Баржа стала под погрузку, погода хорошая, морозно.  Старшим баржи назначен Николай. Груза не много, одна баржа.

       В  то время поселке Сиреники был совхоз, который был “звероводческо-оленеводческим”. Бригады разбросаны в тундре. Еще была в поселке  звероферма и еще бригада охотников. Когда китобойная флотилия привозила кита,  тогда эта  бригада охотников разделывала тушу.

       При подходе к берегу можно было наблюдать, как на берег вытаскивали кита. Невысокого роста пожилой эскимос запрыгнул на тушу и начал ножом выковыривать из кита малюски. Говорят что для эскимосов деликатес. Кита начали разделывать на корм  голубых песцов.

       Пос. Сиреники в 1990г. состоял на три четверти из жителей коренной национальности - чукчи и эскимосы. Остальное население - приезжие.
Посёлок стоит в устье реки. Перевод с эскимосского - “солнечная долина”. Оно оправдывало это название, морозов ниже -25 градусов не было, но ветра были очень сильные, спасал леер, особенно от технической до жилой зоны.

        “Общественная жизнь” в посёлке Сиреники “вскипала” по субботам, когда продавали “пайку” в магазине. “Пайка”- это спиртное, одна бутылка водки или две – вина. В другие дни, только по решению поссовета, т.к. все прекращали работать!

        Берингово море возле Сиреников не замерзает благодаря тёплому течению так называемая  Сирениковская полынья. Море - главный кормилец людей в Сирениках вплоть до середины ХХ века. Но за такое преимущество, как круглогодичный доступ к морю, люди платили морю тяжёлую дань — человеческие жертвы. В Сирениках нет бухты, которая бы укрывала от ветров, поэтому в Сирениках почти всегда накат, который существенно осложняет выход в море и возвращение с охоты.

      В Сирениках была последняя точка в овощном завозе. Далее корабль должен идти в базу. Продукты и вода заканчивалась. Но в дивизию пойти не получилось. Пришла радиограмма, идти в Усть-Камчатск. Там необходимо было забрать лес для дивизии.

       Через двое суток корабль стал на якорь на рейде Усть-Камчатска. На рейде скопилось порядка десяти различных судов, так как рейд был закрыт. Командир вызвал Николая на инструктаж:

       — Значит так! Мех пойдешь в поселок. Там узнаешь в комендатуре, какой лес мы должны взять для дивизии и где.
       — Так рейд закрыт, бары.
      — Сейчас откроют

       На самом деле, командир как в воду глядел, рейд открыли. Баржа заскочила в поселок, и рейд опять закрыли, открыли всего на 2 часа. Наверно, чтоб Николай туда зашел.

        В поселке он нашел пограничную комендатуру. Там про лес ничего не знают, им указаний не поступало. Николай вышел на связь с командиром доложил, что с лесом непонятная ситуация. Командир соответственно в дивизию. Оттуда пришла команда: «Идти в базу». Легко сказать идти в базу, баржа с экипажем в поселке. Командир вызвал к аппарату Николая, сказал, что произошла ошибка руководителей и сказал ждать, пока откроют рейд.

       Николай думал про несогласованные действия. Наверняка командир дивизии дал команду начальнику тыла построить свинарник или теплицу. Начальник тыла начальнику КЭО, начальник КЭО спросил у самого старого мичмана дивизии в КЭО Самойлова. Тот наверняка ответил, что лес в последний раз привозили из Усть-Камчатска. Так там наш корабль недалеко, пусть зайдет, узнает.

       Надо было бы сначала заключить договор, хотя бы Тылу округа через комендатуру, оплатить, выписать все документы, а уж потом давать  команду идти за лесом. В конце концов, сейчас Николай будет представлен себе самому  в поселке. Неизвестно сколько времени, можно ему поставить задачу, он мог бы заняться.

       А пока перед Николаем встала проблема, где жить и где питаться, пока откроют бары. Ясно, что баржу не   оставишь, все разворуют. На самой барже условий для проживания не предусмотрели. Есть одноместный кубрик, но это как аварийный вариант, там развернуться негде. Хотя есть буржуйка.

       В начале ХХ века в Москве жил и практиковал немецкий врач Лодерь, который рекомендовал своим больным быструю ходьбу. В глазах простого народа это выглядело бездельем, пустым время провождением. Николай понял, что  он будет лодырничать.

       К счастью Николая и команды баржи в Усть-Камчатске базировался катер «Ярославец» — одна из самых успешных и востребованных советских разработок. К 1948 году, в конструкторском бюро МСП, был разработан и утвержден проект многоцелевого катера для нужд ВМФ и народного хозяйства. Но мало кто знает, что и эти небольшие кораблики несли не легкую службу в военно-морском флоте и пограничных войсках. Это был очень удачный катер. Он подчинялся комендатуре. Там экипаж был 4 человека, старшина 2 статьи и 3 матроса. Они жили на катере. Готовили себе пищу, жили в удобном кубрике. Служба у морячков довольно таки хорошая, наверно всех девок в поселке перепробовали.

        Они и приютили команду баржи, нашлось место и для Николая, там была каюта командира. Николай неоднократно обошел весь поселок. Посетил дизельную электростанцию и поселок Погодный.  Дизельная электростанция введена в эксплуатацию в 1974 году, ему было все интересно. В качестве талисмана он взял большой болт, которым крепятся дизеля к фундаменту. Он потом находился в каюте как оберег, если резьбой вверх, то настроение нормальное, если вниз, то на службу забивал болт. Правда сослуживцы этого никогда не видели.

        Посетил местный музей. В музее узнал про трудности снабжения Усть-Камчатска и его развитие. В музее прочитал, что снабжение поселка сопряжено с большими трудностями и опасностями; течение реки Камчатки близь устья никогда не бывает менее 4 узлов, а после снежной зимы доходит до 6 и 7 узлов. Устье загорожено баром и морская прибыль, хотя несколько и спирает течение реки и углубляет фарватер на баре, но спор морской и речной воды почти постоянно производит страшную россыпь, через которую при малейшей морской зыби пройти невозможно. Как для входа, так и для выхода надо терпеливо выжидать стечения благоприятных обстоятельств, а эти обстоятельства, иногда заставляют ждать тихой погоды по несколько месяцев  на рейде.

        По данным, собранным комплексной экспедицией, работавшей в Усть-Камчатске в 1936 г., в барах погибло: в 1931 г. — 10, в 1932 г. — 8, в 1933 г. — 8, в 1934 г. — 5, в 1935 г. — 18, в 1936 г. — 1 чел. До 1936 г. ежегодно в барах тонуло в среднем по 10 человек.

       Вот те на,  мы спокойно зашли, а как будем выходить. Дни шли, заканчивалась вторая неделя. Так больше нельзя. Между тем каждый день Николая начинался с похода к диспетчеру порта. Баржа находилась на одной стороне реки, диспетчер на другой. Баржа снималась и шла к диспетчеру. На реке уже начал появляться лед. Николай решил воду не сливать, а регулярно прогревать двигатель.

       Диспетчер меланхолично отвечал, что бары закрыты, а когда откроем не известно. Время шло. Продукты на корабле заканчивались, вода то же. Старшина 2 статьи с катера, тоже намекал, что пора и честь знать. Погостили и хватит. Командир вызвал Николая на переговоры и сказал, что надо выходить.
     — Напрямую я тебе приказать не могу. Смотри по обстановке, но надо выйти. На следующий день Николай опять был у диспетчера:
     — Бары закрыты, — последовал меланхоличный ответ.
     — Что же делать? — спросил Николай.
    — Как всегда ждать, — также невозмутимо ответил диспетчер, — А впрочем вы мне не подчиняетесь, у вас свое руководство, я отвечаю за гражданский флот.

    — Пойдем, посмотрим ближе как там бары, — дал команду Горбачу Николай.

Баржа подошла к устью. Экипаж  увидел огромные валы волн.
    — Как Саша, сможешь вырулить, главное не стать лагом к волне, — спросил Николай. Он увидел, что волна хоть и большая, но гребни не срываются. Надо идти, рискнем, подумал и принял решение. Стало легко.

       Николай собрал команду на инструктаж.

      — Моряки! Запомните мои слова. Моряки иногда дрейфуют, но никогда не дрейфят. Сегодня важный для вас день, возможно вы будете вспоминать этот день, сегодня вы станете настоящими моряками. Не каждый проходил закрытые бары. Я вас предупреждаю, что это опасно, чрезвычайно опасно. В музее здесь в Усть-Камчатске я прочитал, что в год здесь гибнет около десяти человек. Оставаться нам нельзя. Станет лед, баржа вмерзнет. Корабль нас ждет, чтобы идти домой. Продукты кончились, вода тоже. Если кто-то из вас желает остаться, я пойму. Высажу и будете служить в комендатуре. Какие будут вопросы. У матросов нет вопросов. Тогда поддуть спасательные жилеты. Помните, если баржа будет переворачиваться то прыгайте в противоположную сторону или в корму. Она не утонет. Мы пустые. Это преимущество. Катер нас всегда спасет. И не паниковать, если что, нас спасут. Горбач, пройдем, еще раз спрашиваю. От тебя зависит, ты у руля!
    — Пройдем командир.
    — Первый второму!—
    — Ответил первый!
    — Товарищ командир. Я у выхода, попробую выходить!
    — Давай! Дерзай! Желаю удачи!
    —  Тогда запишите в журнал, что провел целевой инструктаж перед проходом баров.
    —  Вас понял, записываю,—  ответил командир
    — Ну с богом! Пошли! Всем держаться!—  сказал Николай.

     Баржа ушла навстречу барам. Первая волна подбросила баржу на высоту около пяти метров, но баржа устояла с грохотом упала в пучину, корпус задрожал, на мгновенье команда оказалась в невесомости, все нутро возле подбородка. Вторая была больше первой волны, но опять баржа шлёпнулась брюхом и дрожа стала стала карабкаться вверх. Мелькнула мысль, может зря поперлись. Опять невесомость. Третья оказалась последней большой волной, Николай стал замечать, что волны стали поменьше. Вдруг он понял — прошли. Он увидел, как толпа матросов на юте начала кричать и ликовать, подбрасывая вверх бескозырки. Прямо блин как на Броненосце Потемкин в фильме Эйзенштейна подумал Николай.

       Как только баржу подняли на борт, корабль дал ход. Его курс лежал в город Петропавловск-Камчатский!

        P.S.
       В декабре 1998 года при проходе баров в реке Камчатка баржа опрокинулась. Погибли два офицера и 7 матросов.