Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) происходил из семьи Пико — синьоров Мирандолы и Конкордии, связанной родственными узами со многими владетельными домами Италии. С ранних лет он выделялся блестящими способностями и многогранными интересами. В 14 лет Пико поступил в Болонский университет, где освоил курс канонического права. В 1480—1482 он годах слушал лекции в Падуанском университете и глубоко усвоил средневековую философскую и теологическую традицию.
Большое влияние на мировоззрение Пико имел «Герметический свод» (http://www.proza.ru/2010/05/11/193), переведенный на латинский язык Фичино (переводчиком Платона) и впервые изданный в 1471 г. Однако сам Пико делла Мирандола пошел дальше, соединив в своем учении о человеке естественную магию Фичино (тесно связанную в средневековом мышлении с именем Гермеса Трисмегиста) с другим видом магии - практической кабалой, или кабалистической магией (http://proza.ru/2010/05/06/203). Многие места в его трудах свидетельствуют, что Пико разделял твердую веру кабалистов в то, что корни кабалы уходят в глубочайшую древность – к Моисею, посвятившему в тайное учение немногих избранных, которые в свою очередь передали его своим преемникам, и что это учение проливает свет на те тайны, которым в Книге Бытия Моисей не дал исчерпывающего объяснения.
Альянс герметики и кабалы, пионером которого был Пико, привел к очень важным результатам, и дальнейшая герметико-кабалистическая традиция, восходящая в конечном итоге к Пико, оказалась очень влиятельной. Порой она, не выходя за рамки чистой мистики, разворачивала герметико-кабалистические размышления о творении и о человеке в невероятно сложный лабиринт религиозных спекуляций, обращаясь к области чисел и гармонии, впитывая в себя и пифагореизм. Но была у этой традиции и другая сторона – магическая. Пико и здесь был первым, кто соединил герметический и кабалистический типы магии.
Пико поставил перед собой задачу тотального синтеза всех знаний. Среди прочих шагов, предпринятых им во исполнение этого замысла, было изучение еврейского языка. Судя по всему, он знал его вполне прилично – во всяком случае, гораздо лучше, чем любой из его современников-неевреев. У него было множество друзей среди ученых евреев, имена некоторых из них нам известны – например, Элиа дель Медиго и Флавий Митридат. Друзья, в том числе и упомянутые двое, снабжали его необходимыми книгами и рукописями. Не исключено, что он читал на языке оригинала Писание вместе с многочисленными комментариями, включая и кабалистические комментарии и трактаты. По всей видимости, Пико имел представление о "Зогаре" и о мистических комментариях к Песни Соломона.
В декабре 1486 года 23-летний Пико делла Мирандола, к тому времени уже знаток новых и древних языков, правовед и теолог, составил «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения», рассчитывая защищать их на философском диспуте в Риме. Диспут, для участия в котором приглашались учёные всей Европы (проезд в оба конца брался оплатить им автор тезисов), должен был открыться речью Пико, которой позднее было дано название «Речь о достоинстве человека» (издана в 1496 году). Напоминающая скорее манифест, чем вступительное слово, «Речь» была посвящена двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли.
Эта «Речь», поразившая современников своим новым подходом к человеческой природе, во многом возрождала древние взгляды, изложенные в учении Гермеса Трисмегиста. В первом трактате «Поймандр», открывающим Герметический свод, мы читаем: "Но Ум, Отец всего сущего, который есть жизнь и Свет, породил человека, подобного Ему Самому, и возлюбил его, как Собственное дитя. Своею красотою Человек воспроизводил образ Отца; Бог действительно полюбил свое подобие и отдал Человеку все свои творения. Но Человек, увидев в огне плоды творения Демиурга, также возжелал творить и получил на это соизволение Отца…» Таким образом, человек – единственный из всех земных существ – имеет двойную природу: он смертен телом, но бессмертен по своей сущности. Поймандр, наставник пророка Трисмегиста, говорит ему, как построить свою жизнь. Он должен познать себя, потому что "кто знает себя, идет к себе", то есть к своей истинной природе. "Ты – свет и жизнь, подобно Богу-Отцу, от которого рожден человек. Если ты познаешь себя как созданного из света и жизни... ты вернешься к жизни". Только человек, обладающий умом (не все люди им наделены), может познать себя таким образом.
Пико делла Мирандола толкует феномен человека в том же духе: человек есть великое чудо, существо, достойное преклонения и почестей. Ибо он достигает божественной природы, как если бы он сам был богом; он близок роду демонов, зная, что имеет общее с ними происхождение; он презирает человеческую часть своего естества, уповая на другую, божественную свою часть.
Свои тезисы Пико начинает с сотворение мира, взяв в качестве источника "Книгу Бытия" и платоновского "Тимея"; однако он идет дальше и утверждает совершенно новые гуманистические взгляды: завершив сотворение мира – этого священного храма собственной божественной мудрости, – Бог приступает к сотворению человека, чье предназначение должно было заключаться в том, чтобы размышлять о неизмеримом величии Божьего творения, восхищаться Им и любить Его. Однако Бог обнаруживает, что у Него больше не осталось архетипов, по которым Он мог бы создать человека, и поэтому Он обращается к своему последнему творению с такими словами:
"Ни определенного места, ни принадлежащего одному лишь тебе обличья, ни какой-либо особой обязанности не дали Мы тебе, о Адам, и посему ты можешь обладать и распоряжаться, следуя своему желанию и суждению, любым местом, любым обликом и любыми обязанностями, какими ты сам пожелаешь. Естество же прочих тварей, будучи определено, ограничивается предписанными Нами пределами. Ты же, не ограниченный никакими пределами, сам определишь себе собственное естество, сообразуясь с собственной свободной волей, в руки коей Я отдал тебя. Я поставил тебя в средоточие мира, чтобы оттуда тебе легче было обозревать все, что только в мире ни есть. Мы не создали тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным: так, чтобы ты сам, став более свободным и более благородным творцом и созидателем самого себя, придумал бы себе любое обличье, какое ты захочешь принять. Тебе будет дозволено опуститься к низшим формам бытия – а это дикие звери; и тебе будет дозволено родиться вновь, по суждению и выбору твоей собственной души, поднявшись к высшим существам – а это божественное бытие".
Таким образом, Пико фактически возродил взгляд на человеческую славу, интеллектуальную мощь человека и на его способность к духовному восхождению, прежде заслонявшийся мрачным сознанием библейского первородного греха. Человеку, утверждал Пико, была дарована свобода, способность изменяться и сила самопреобразования. Бог наделил человека способностью свободно определять свое положение во Вселенной – вплоть до того, чтобы подняться до полного единения с Богом. Причем ни о каком спасительном посредничестве церкви в его «Тезисах» не упоминалось вовсе. Зато речь Пико пестрит словами магия и кабала. Это – ее лейтмотив. По существу, она представляет собой гимн магии и магу. Связь между магией и христианством в формулировках Пико оказалась еще более тесной и пугающей из-за его поразительного заявления о том, что магия и кабала помогают доказать божественность Христа. «Никакая иная наука, - заявлял он, - не удостоверяет нас так в божественности Христа, как Магия и Кабала».
Папа Иннокентий VIII, смущённый не только смелостью рассуждений Пико о магии, Каббале, свободе воли и иных сомнительных предметах, но и юным возрастом философа, назначил для проверки «Тезисов» специальную комиссию, которая осудила 13 выдвинутых положений как еретические (обвинение было снято только в 1492 году новым папой Александром VI).
Перед угрозой преследования со стороны инквизиции Пико в 1488 году бежал во Францию, но там был схвачен и заточен в одну из башен Венсенского замка. Его спасло заступничество высоких покровителей и прежде всего фактического правителя Флоренции Лоренцо Медичи. В том же году по просьбе Медичи папские власти разрешили юному философу поселиться близ Флоренции. Пико умер в 1494 г. в возрасте 31 года. Сразу после внезапной кончины блистательного и известного своими радикальными взглядами философа во Флоренции распространились слухи, что его отравили. Подозрение пало на секретаря Кристофоро да Каламаджоре, который не отрицал, что давал своему господину некое лекарство. Но убедительных доказательств убийства не нашли. Только в наше время современные аналитические методы выявили значительное содержание мышьяка в костях делла Мирандола, а также повышенное содержание ртути. Так что версия об отравлении получила полное подтверждение.
Вклад Пико делла Мирандола в историю человеческого мышления невозможно переоценить. Он первым открыто сформулировал новый для Европы статус человека-мага, имеющего в своем арсенале средства как магии, так и кабалы и употребляющего их для воздействия на мир, влияющего на свою судьбу с помощью науки.
Конспекты по истории культуры http://proza.ru/2011/06/02/190