27-29 мая 1900. Епархиальная хроника Иринея

Александр Суворый
27 мая 1900 года накануне праздника святой Троицы Архипастырь Ириней совершил всенощное бдение в Крестовой церкви Архиерейского Дома, причём сам принимал всех молящихся к елеопомазанию. В самый праздник св. Троицы Владыка совершил Божественную литургию и вслед за нею великую вечерню в Кафедральном соборе. За вечернею все коленопреклонные молитвы прочитаны Владыкою. После богослужения, закончившегося во 2-м часу дня, Владыка весьма долго благословлял богомольцев, до тесноты переполнявших храм, и при этом раздавал народу цветы и ветки цветущей сирени.

29 мая 1900 года, в день св. Духа, Архипастырь Ириней совершил литургию по случаю престольного праздника, по приглашению причта и церковного старосты, в градской Свято-Духовской церкви. За литургией был рукоположен во священника к Пеньковской единоверческой церкви диакон церкви при Уральском училище Пономарев, коему после литургии Владыка преподал наставление из слов св. апостола Павла, начертываемых ныне на священническом кресте: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою». (1 Тим. IV, 12).

Затем, выйдя в мантии на солею, Архипастырь произнёс импровизированное поучение о грехах против св. Духа Передадим здесь главные мысли этого поучения. Поучение своё Владыка начал приветствием прихожан с храмовым праздником, но при этом сказал, что сегодня не у них только одних храмовой праздник, но и у всех истинных христиан, ибо апостол говорит христианам: «не весте-ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас».

Далее Владыка сказал, что ему приятно видеть, как все у них в храме чисто и благоукрашено, но что нужно наблюдать, чтобы и в духовных храмах наших была чистота нравственная, что как в вещественных храмах появляется иногда грязь и пыль наносная, так и в духовных храмах наших появляется грязь нравственная — грехи наши, частию наносные, навеянные совне, частию проистекающие от нас самих.

Затем Владыка повел речь о грехах против Духа Святого. Первый грех против Св. Духа — это чрезмерное упование на милость Божию. когда человек надеется, что, хотя он и грешит, но Бог, по благодати своей, не удержит, не накажет его, а потому небрежет о Божией правде и говорит: «аще хощет Бог, спасуся, аще не хощет,—погибну», не тщится исправиться, небрежет о спасении души своей. Таким людям апостол говорит: «или о богатстве благости его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет; по жестокости-же твоей и непокаянному сердцу собиравши себе гнев в день гнева и откровенья праведного суда Божья» (Римл. 2, 4-5). И Господь говорит: «не хощу смерти грешника, но яко обратитися и живу быти ему».

Второй грех против Духа Святого — отчаяние, т. е. ненадеянье на благость Божию, когда человек думает, что и за грехи, сделанные и за несоделанные добрые дела Бог не простит. Таковым надо помнить евангельскую притчу о блудном сыне, которая показывает нам, что Отец небесный прощает всякого грешника, лишь бы искренно покаялся во грехах своих. Спаситель учил, что нужно прощать брату, когда он обратится, по «семьдесят крат седмерицею» на день.

Третий грех против Духа Святаго — упорное противление явной, несомненной истине, когда, во-первых, кто хорошо знает доброе, но грешит безбоязненно, упорно, словом или делом, — противящейся совести. Против таких Св. Апостол Павел говорит: «открывается гнев Божий е небесе на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину в неправде». (Римл. 1, 18). Во-вторых упорно противится несомненной истине тот, кто обличает добрые дела ближних, говоря, что они не от Бога; далее тот, кто не учит ближних членам веры за лукавство свое.

Четвертый грех против Св. Духа — отвержение православной веры христианской. Его Преосвященством обращено внимание на то, чтобы в церквах при богослужениях пелись песнопения по нотным книгам, изданным Св. Синодом и разосланным по приходским церквам. Сделано Владыкой также распоряжение относительно Архиерейского хора — указаны имена лиц, переложения и сочинения коих следует исполнять за Архиерейскими служениями. (Источник: ЕЕВ №11 от 1 июня 1900 г., Стр. 366-368).

Несомненно, в этих предпраздничных и праздничных богослужениях епископу Иринею помогал и прислуживал его личный помощник и алтарник юный 13-летний Василий Никитович Максимов, чистый и ясный лик и голос которого гармонировал с проповедями Владыки Екатеринбургской и Ирбитской епархии. Однако вскоре Учитель и ученик расстались…

На картинке: 29 мая 1900 г. Екатеринбург. День Святого Духа. Екатеринбург. Церковь Сошествия Святого Духа. Духосошественская, Свято-Духовская церковь, Малый Златоуст. Престолы: Духа Святого Сошествия. Год постройки: Между 1755 и 1768 гг. Год утраты: 1928. Адрес места (современный): г. Екатеринбург, перекресток ул. Малышева и ул. 8-марта. Фото из коллекции екатеринбургжца Валерия Антипина, 6 января 2010 года.