Этажерка-2

Трофимов-Ковшов
Этажерка помогает человеку упорядочить жизнь, но не настолько, чтобы человек превратился в этажерку.

Этажерка, о которой  Лариса просила Виктора, стояла у калитки. Но она вовсе не походила на ту, какая у нее была в детстве. «Я что-то напутала. И зря озадачила человека. - подумала Лариса.- И куда я ее теперь поставлю? Не с нее все началось, но закончилось ею». 

Итак, три года, которые Лариса отмерила для траура по усопшему мужу, подходили к концу. Она вполне отдавала себе отчет в том, что теперь имеет право изменить свою жизнь, ну, например, завести себе друга. Когда в очередной раз посетила дорогую могилу, то не утерпела и прошептала, окидывая воспаленным взглядом мраморный памятник: «Милый! Прошу тебя, помоги мне найти хорошего человека». И тот, который был за пределами мироздания, как будто услышал ее, однажды отозвавшись на эту просьбу устами соседей. На полном серьезе они  предложили свести ее с хорошим человеком. Лариса согласилась, может быть, несколько поспешно, но вполне искренне, хотя и вызвала добродушные улыбки и смех. Но, в конце концов, одна встреча ни к чему не обязывала. А вдруг… Женщины, тем более одинокие, всегда и во всем на что-то надеются.
 
Он зашел  во двор несколько неожиданно. Выше среднего роста, по возрасту сутуловатый, лоб крутой и с залысинами. Но не этими чертами выделялся гость, а взглядом – глубоким, проникающим в самую душу. И не сказать, что красавец, все же с виду мужчина видный и вполне уверенный в себе, даже походка подчеркивала в нем характер человека, знающего себе цену.
- Здравствуйте.
- Здравствуйте.
- Это я.
- Вижу. Меня зовут Лариса Алексеевна, а вас Виктор Александрович.
- Вот и познакомились.

Он обнял ее слишком велеречиво. Она даже опешила. Затем поцеловал в щеку. Из вежливости  ответила тем же, а потом хотела стереть след от помады, но он  попросил оставить его на память и еще крепче прижался к ней. Это явилось последним жестом, окончательно решившим судьбу знакомства, Лариса ценила в мужчинах решительность и силу. Она еще не знала многое о нем, но прониклась к нему доверием и уважением. А может быть, просто соскучилась по мужским ласкам. Три года затворничества, пусть даже в память о любимом муже, не иссушили чувства, хотя она и не давала повода усомниться в своей целомудренности.
 
Бесцеремонность или бестактность, таким образом, Виктору сошли с рук. Лишь потом, анализируя случившееся, она поняла, что ее новый знакомый просто торопился, и хотел как можно быстрее войти  в доверие к ней. Он отчего-то или от кого-то убегал, о чем-то хотел быстрее забыть с ее помощью. Напряжение, и физическое и духовное, было не искусственным, а исходило из глубины его души. Поэтому Лариса, как обычно бывало в таких случаях, не ударила мужчину по рукам, не вскрикнула, не заставила извиниться, а восприняла это с пониманием женщины, интуитивно чувствующей настроение человека, пережившего не совсем радостные дни в недалеком прошлом.
 
На кухне за чашкой чая, как и он, Лариса старалась выглядеть убедительной и искренней в своих намерениях. Да, она мечтает о переменах в жизни, и готова была сделать все для этого. Но так не бывает, чтобы все образовалось одной встречей. Любовь с первого взгляда - удел юности, а в зрелые годы люди, хотя и пускаются во все тяжкие ради экзотики, часто декларируют поступки,  не вымеряя их со своим настроением.
- Понимаешь, как тяжело бывает одной, особенно вечером…
- Понимаю.
- Я бы хотела иметь друга.
- И я тоже.
- Но как трудно сделать это сейчас, кода мы обременены бытием.
- Да, мы на себя навешали столько, что порой бывает трудно удержаться на ногах.
- И главное в том, что это не разделить на двоих.
- У каждого свой багаж. 

Лариса вполне отдавала себе отчет в том, с какими трудностями она может столкнуться на пути к поставленной цели. Поэтому она обратилась за советами и помощью к родственникам и подругам. И первые же изыскания обескуражили ее. Холостяцкая биография Виктора была далеко не безупречной. Если она со всей ответственностью могла заявить о себе, как о женщине, которая не запятнала себя никакими связями за трехлетний траур, то ее новый знакомый после смерти жены сделал уже несколько неосторожных шагов. Например, накануне их знакомства он расстался с очередной пассией, которая показала ему на дверь из-за его строптивого характера. Видно, что Виктор, опустошенный и обескураженный этой витиеватой ситуацией, серьезно переживал разрыв. В ее лице он как можно быстрее хотел найти отдушину для себя, восстановить душевное равновесие и снова радоваться жизни. Но она не из тех, кто позволит за просто так эксплуатировать ее.

Так рассуждала Лариса, шаг за шагом исследуя биографию нового знакомого. И, в конце концов, пришла к выводу, что он не такой уж и плохой человек. А у кого из мужчин не бывают промахи на любовном фронте. Пожалуй, что она не будет прислушиваться к советчикам, справедливо полагаясь на свой разум и жизненный опыт. Но и торопиться не в ее манере. Пусть свершится то, что завещано судьбой.
- Я не хочу быть жертвой обмана. Но и слушать всякий бред тоже ни к чему.- Говорила она своей близкой подруге.
- Что ты считаешь бредом?
- Да вот говорят, что он такой и сякой. А я должна узнать сама, какой он на самом деле.
- Не пожалеешь?
- Постараюсь…
                Х   Х   Х

Виктор, или Вик Саныч, как она его называла, скоро напросился к ней в гости. Она позволила ему не только перешагнуть снова порог ее усадьбы, но и обнять и даже поцеловать себя; нравилось, что за ней начали ухаживать, предупреждая каждый жест и взгляд. В ней наконец-то проснулась женщина со всеми далеко не целомудренными помыслами. Напрасно она тешила себя иллюзией, что годы траура сделали из нее посредственную пенсионерку. В ней просто дремали те чувства и порывы, которые с вторжением в ее жизнь Виктора, широко выплеснулись наружу. И все же Лариса нашла в себе силы завуалировать свое приподнятое настроение ничего не значащими фразами и жестами, она решила потянуть время, чтобы лучше узнать своего нового друга. А Виктор шел напролом. Он опять же торопился, хотел быстрее порвать с прежней жизнью, в который осталась и смерть жены, и неудачный роман. Ему казалось, что вот сделает он еще один шаг навстречу Ларисе, и жизнь раскроется перед ним радужными красками нового бытия.
- Ой, да ладно тебе. Не переживай. Все будет хорошо.
- Дай Бог! Ты одна способно изменить мою жизнь.
- Еще раз тебе говорю: все будет хорошо.
 
Лариса была тем человеком, которая находила дома работу не только себе, но и окружающим ее людям – родным, близким, знакомым. Не остался в стороне и Виктор, которого она увлекла идеей обустройства новой бани. Однако это явилось тем шагом, который едва не разрушил их дружбу. Ларисе показалось, что Виктор, завладев ключами от дома, слишком много взял на себя. Она нагрубила ему по телефону, а он в свою очередь на какое-то время окопался у себя в старом доме и не выходил с ней на связь.

На самом деле ничего существенного не произошло, а просто шла притирка характеров. Лариса поступала в своей манере. Она выжидала и проверяла Виктора, а он в свою очередь опять же торопился, стараясь как можно быстрее утвердиться в роли правой руки хозяйки. Ему хотелось быстрее заявить о себе, как о человеке, который запросто перешагивает порог ее дома.

Лариса хорошо понимала это, но ничего не могла сделать с собой. Это был ее дом – святилище тепла, уюта и семейной любви. Одна только мысль, что кто-то еще, кроме нее, может посягнуть на его устои, приводила ее в недоумение. Действительно, надо было время, чтобы она могла осознать: дружба с мужчиной требует определенных жертв. Но как раз это обстоятельство и не учитывал Виктор, стремясь всеми силами и средствами взломать патриархальную оборону Ларисы. И прощупать каждый уголок ее обители, заставленной цветами, фотографиями, картинами и просто вещами, необходимыми в повседневной жизни.

Мало включить в семейный круг чужого человек, надо прежде найти ему в нем место. Не предполагалось, что вот так запросто он будет наведываться к ней вечерами, донельзя занятыми всякими неотложными делами и встречами. Ведь ей будет неудобно раскрываться перед ним, а она станет уделять время только ему. И как же дочь, внучка, сын? Неужели она должна отодвинуть их на второй план?

Другое дело, если она проведет с ним вечер у него дома за ужином с бокалом сухого вина. Там им никто мешать не будет. И куда денутся все волнения, связанные с житейскими неудачами: он рядом, утешает, согревает и веселит ее, а она в свою очередь развеивает все его волнения от долгих ожиданий. Лариса  восприняла как шутку, что он хочет быть не около нее, а рядом с ней. Как это так? Должен же он понять, что она страшно занятой человек, к тому же еще и работает. Надо подождать, может быть, образуется все само собой со временем. Но если женщина ждать умеет, то мужчина совершенно лишен этого качества, что-то важное для себя, тем, чем дорожит, что любит, он обязательно хочет взять в свои руки.
- Лариса, я хочу, чтоб ты была моей.
- Я и так твоя.
- Нет, я вообще хочу… Не знаю, что я хочу… Мне хорошо с тобой.
- И мне тоже…
- Пусть будет так всегда.
- Я согласна.

                Х   Х   Х

Безупречное поведение Ларисы в замужестве, а потом трехлетний обет молчания в память о муже снискали ей уважение в кругу односельчан. И весть о том, что она обрела друга, познакомившись с одиноким мужчиной, была воспринята ими благосклонно. А на работе ее даже больше зауважали за этот шаг, считая, что она вполне заслужила того, чтобы о ней кто-то позаботился на склоне лет. Лариса как бы обрела большую солидность: примерная во всем, и в этом выборе блестяще поддержала репутацию здравомыслящей женщины.

Те отношения, которые у нее складывались с Виктором, она считала вполне достаточными, во всяком случае, на первом этапе. Чтобы решиться на большее, надо было разорвать сложившийся круг семейных отношений, а это было практически невозможно сделать – настолько он казался Ларисе прочным и незыблемым. Не случайно она пришла с Виктором к выводу, что между ними складывается всего лишь гостевой брак, не обязывающий их жить под одной крышей.

Виделся, правда, но тоже призрачно и неправдоподобно, другой шаг – оставить работу, столько бы времени освободилось, хватило бы на всех, в том числе и на Виктора. Но как решиться на него, когда заранее знаешь, что пенсии не хватит на самые простые нужды, не говоря уже о хозяйстве, которое требовало с годами все больших затрат. Вот и выходило, что Лариса права, сдерживая порывы Виктора, который ничего не видел вокруг себя, кроме нее – красивой и привлекательной. Ах, если бы он умел ждать! Но ждать Виктор не умел и не хотел. Их отношения с каждым днем ухудшались, Упрощенный вариант гостевого брака повис на волоске. И скоро последовал разрыв отношений. Но не в том смысле, в каком бывает у молодых людей, умеющий ловко хлопать дверью. Просто Виктор перестал отвечать на ее звонки. А в эсмесках пожелал найти друга, способного осчастливить ее. Для него эта задача оказалась непосильной и недостижимой, хотя он по-прежнему боготворит ее.

Лариса и сама сознавала, что под крышей гостевого брака их отношения недолговечны. Но, кроме того, со временем она невольно стала сравнивать Виктора с покойным мужем. И пришла к выводу, что по-прежнему живет воспоминаниями о нем. Эта мысль привела ее в замешательство. И вполне понятно, что скоро Виктор догадался о том, что он не один у Ларисы. Прошлое невозможно перечеркнуть. И хотя она успокаивала его, как могла, все же это стало еще одной трещиной в их отношениях. Все чаще и чаще Лариса отмечала на себе тяжелый, испытующий взгляд Виктора. От этого взгляда нельзя было отмахнуться, и ответить она не могла, потому что еще жила иллюзией гостевого брака.
- Как ты можешь так смотреть на меня?
- Я изучаю тебя.
- Разве?
- Да.
- Зачем?
- Не знаю.
 
Лариса ничего не могла сделать с человеком, который не умел ждать, хотя она успела поверить в него. Но то, что случилось, ни в коей мере не бросало тень ни на кого из них. Она не несчастная, брошенная женщина. Он не черствый, бездушный супостат. И оба они не жертвы обстоятельств, а всего лишь осколки существующих нравов и обычаев. Коллизии жизни развели их по разные стороны бытия, в котором каждый из них продолжал играть свою роль.

                Х   Х   Х

И вот его последний подарок – этажерка. Лариса еще не решила, куда поставить ее. Но не хотелось бы, чтобы она лишний раз напоминала о человеке, который взбудоражил ее жизнь и ушел в тень, прямо и откровенно заявивший о своем поражении.