О здравом смысле

Алекс Ведов
Каждый из нас с детства повсюду встречает слова о пользе здравого смысла.  И вроде бы все понимают, что это такое и почему ему надо следовать. Тем не менее, проявлений здравомыслия по жизни в целом наблюдается вовсе не больше, чем отклонений от него. И примеры здравого смысла, и собственно здравомыслящие люди встречаются не так часто, как хотелось бы.  Повторю, что имею в виду не самый приземлённый бытовой уровень, где большинством этот самый здравый смысл всё же руководит по преимуществу (хотя и там не всеми, не всегда, не везде и не во всём). Я говорю о более высоких этажах осмысления реальности.
Я бы определил здравый смысл как адекватное отражение реальности в сознании. Не искажённое и не замутнённое эмоциями, пристрастиями, предрассудками и т.п.  Когда человек мыслит здраво, он не прибавляет к своей картине мира того, чего в мире нет, и не игнорирует то, что есть и необходимо учитывать для ориентирования в потоке жизни. Он видит вещи, явления, события, связи объективно. То есть такими, какими они существуют независимо от него, а не такими, какими бы ему их хотелось видеть.  Речь не идёт о глубоком проникновении в сущность всего на свете – речь о том, чтобы по возможности искажать как можно меньше при обычном восприятии и осмыслении окружающей действительности. Не выдавать желаемое за действительное и наоборот.
Здравый смысл – это такое отношение к реальности, которое позволяет человеку выживать и эффективно действовать.  Оно у человека играет примерно ту же роль, что инстинкты у зверей. По сути, это такой специфически-человеческий способ приспособиться к законам окружающего мира. Мышление не здравое отличается тем, что не согласуется с реальностью и не позволяет его носителю (или другим, которым он диктует свою волю) действовать эффективно.
Не здравое мышление – тоже исключительно человеческое свойство.  Вид Homo sapiens имманентно содержит возможность различных отклонений, и такая большая вариативность поведения позволяет ему развивать цивилизацию и развиваться самому.  Поэтому пока существует этот вид, будет существовать и возможность таких вот отклонений.
Здравый смысл применительно к жизни – это рациональность, логичность,    целесообразность, выделение существенного и отсечение лишнего, стремление минимизировать усилия и потери, упростить решение задачи. Те же принципы работают и при познании объективной реальности. Очень удачно сказано, что наука – это направленный на понимание мира и доведённый до совершенства здравый смысл.
Хотя такое определение не исчерпывает сути науки. Например, квантовая механика в рамки здравого смысла не укладывается. Логика развития научного знания имеет свои закономерности, диктуемые природой. И при изучении микромира мы сталкиваемся с логикой, так сказать, более высокого порядка – не такой однозначной, как обычная линейная. Однако к такой мета-логике мы приходим путём логики обычной – как обнаружение того, что возможностей последней при описании физической реальности оказывается недостаточно.
Проверку же на применимость в реальной жизни, на его практическую ценность всякое знание в итоге проходит посредством всё того же рационального мышления. На нём, как на фундаменте, могут возводиться всякие экзотические строения, которые, может быть, в некоторых частностях с ним не согласуются. Но когда нужно приспособить научное знание для решения насущных задач, мы вполне резонно руководствуемся привычным здравым смыслом.
В обычной жизни здравый смысл является основой отношения человека к миру и к другим людям. И это тем важней, чем большими ресурсами (людскими, материальными и прочими) человек распоряжается. Руководитель, не склонный мыслить здраво – большая беда для руководимых. Чиновники государственного масштаба или законотворцы, далёкие от здравомыслия, могут так «нарулить», что расхлёбывать последствия придётся не одному поколению.  Речь, повторю, не об обычных ошибках, а о стратегически неверно выбранных направлениях, принятых из-за неадекватного восприятия реальности. Много примеров не нужно, достаточно вспомнить «свой путь» некоторых стран, выбравших стезю социализма.
На уровне больших технических проектов отсутствие здравомыслия тоже катастрофично по последствиям. Вот пример: градообразующее предприятие (скажем, крупный химический комбинат) построено выше по течению реки, чем сам город. В результате жители этого города пользуются водой, сильно загрязнённой промышленными стоками. Подобных примеров много. Правда, в каждом случае неизвестно, отсутствие ли это здравого смысла или просто наплевательское отношение к людям.
Если спуститься ниже, на бытовой уровень, то тут масштаб последствий не таков. Но всё же на любом уровне трудно иметь дело с человеком, неспособным мыслить здраво. Никогда не знаешь наперёд, чего такой может выкинуть. И себе навредит, и другим, того не желая. Хорошо, если на него может повлиять некто более здравомыслящий. Но, как правило, не шибко здравомыслящие плохо подчиняются влиянию и предпочитают компанию таких же.
Чем больше результат какой-либо деятельности зависит от объективных законов и обстоятельств, тем большего здравомыслия требует эта деятельность. Искусство, литература, различные науки общественно-гуманитарного направления позволяют придерживаться здравого смысла не слишком строго. И даже, как свидетельствует творчество отдельных индивидуумов, вовсе без него обходиться. Там это проходит относительно безнаказанно. Также слишком вольное обращение со здравым смыслом может не иметь явных тяжёлых последствий и в теоретических областях, которые граничат с практикой, но где результат работы невозможно или очень трудно проверить, измерить, оценить; где вообще сложно установить критерии эффективности или успеха. Например, в экономике, юриспруденции, журналистике, педагогике, психологии. Но в естественнонаучных дисциплинах, тем более точных, прикладных, технических – отступление от здравого смысла неизбежно наказуемо. В практической же стороне жизни, в любой предметной деятельности без него просто никак. Человек, совсем лишённый здравого смысла, – умственный инвалид, он просто не может быть полноценным членом общества.
С другой стороны, человека, который ничего, кроме здравого смысла, не признаёт, можно только пожалеть. Ибо это другая крайность, немногим лучшая (всё же лучшая), чем не иметь его вообще. Всё новое здравым смыслом не создаётся, оно с его помощью только проверяется на наличие полезных качеств и в случае надобности закрепляется. 
Здравомыслящих людей я уважаю и сам стараюсь быть таким. От всяких безумных и неадекватных (а тем паче наслаждающихся своей неадекватностью) держусь по возможности подальше. Однако по-настоящему интересными личностями мне кажутся те, кто, кроме здравого смысла, наделены кое-чем ещё.

*

Отклонения от здравого смысла могут быть из-за неправильной картины мира или как нарушение самого нормального процесса мышления. Может быть сочетание того и другого, это совсем тяжёлая форма (имеющая место, например, у душевнобольных). Чаще всё-таки здравый смысл приносится в жертву каким-то стойким заблуждениям или убеждениям (особенно эмоционально окрашенным).  Более или менее правильно рассуждать, то есть соблюдать элементарную логику, могут почти все. А вот подвергать сомнению устоявшиеся догмы – далеко не каждый. И картина мира редко у кого даже из разумных и образованных людей цельная, не замусоренная всякими предрассудками, иррациональными мнениями и сомнительными сведениями, принимаемыми на веру.
Вот наиболее, на мой взгляд, характерные признаки плохой дружбы со здравым смыслом у конкретных индивидов.

Суеверия. Вера в приметы, сглаз и порчу, привороты и заговоры, вообще во всякую магию и чертовщину, в таинственные знаки, подаваемые судьбой, и т.п. Как ни странно, страдают этим в наше просвещённое время не только дремучие бабки из глухих сёл, но и люди вполне грамотные. Суеверия настолько не согласуются с адекватным восприятием мира, что если у кого разум поражён этой заразой, то от него уж точно ждать большого здравомыслия не стоит.

Чрезмерная увлечённость всевозможными чудесами: «неразгаданными тайнами мира», «утраченными знаниями древних цивилизаций», конспирологическими теориями и т.п., а также псевдонауками типа астрологии, уфологии, хиромантии, нумерологии и различными вариантами наукообразной энергоинформационной белиберды. 
Я не имею в виду, когда кто-то интересуется подобными вещами, пытается что-то узнать и в чём-то разобраться.  И сам какое-то время в жизни активно интересовался всякими необычностями (с возрастом это не то чтобы совсем исчезло, но заметно увяло). Я имею в виду, когда одна из таких областей (или, может, несколько) становится для человека чем-то вроде идеи-фикс, интеллектуального, так сказать, мейнстрима; когда вся картина мира в сознании человека подчинена этому главному интересу и подстраивается под него.
Подобные завихрения отдельные индивиды холят и лелеют у себя в мозгах не только по причине праздного любопытства. Думаю, дело ещё и в том, что это приятно щекочет самолюбие. Носитель какого-нибудь «тайного знания» чувствует себя эксклюзивно осведомлённым, одним из немногих посвящённых в великий секрет. А тот, кто открыл очередной вариант мирового заговора, кажется сам себе особо проницательным, в отличие от большинства, которым такие глубокие истины недоступны. Или даже воображает себя избранным выполнять просветительскую миссию и пытается открыть глаза другим - тут уж совсем пиши пропало.

Фанатичная приверженность обычаям, традициям, ритуалам, обрядам. П.Я. Чаадаев справедливо называл соблюдение обрядов упражнением в покорности. А я бы добавил, что это всё то же проявление стадности разума, только не в пространстве, а во времени. Люди, не склонные думать самостоятельно, принимают символическое и ненужное, пустое по сути за что-то содержательное, полезное и даже необходимое, иной раз за сверхценное. Слепо подражают кому-то или соблюдают заведённый порядок действий только потому, что «так принято», не задаваясь вопросами, кем и зачем принято. Зачастую ритуал или обычай имеет своим происхождением какую-нибудь нелепую случайность, будучи в другом контексте событий совершенно бессмысленным и бесполезным.
Известна комичная история, когда некий священник перед чтением проповедей привязывал недалеко от амвона своего кота, которого просто не с кем было оставить. А после смерти проповедника все его преемники тоже стали во время службы привязывать своих котов, думая, что в этом заключён глубокий сакральный смысл. Многие из нас поступают аналогичным образом гораздо чаще, чем готовы себе в том признаться.

Вера в сверхъестественное. Хотя тут надо оговориться, что понимать под сверхъестественным. О вере в человекоподобного Бога и прочие религиозные мифы я уже писал (см. раздел "Во что я верю и во что не верю"). Ещё нелепее вера в духов, в загробную жизнь, в привидения. И уж совсем смешны в наше время языческие верования в леших, русалок, домовых, упырей, вурдалаков, ведьм и т.п. Со здравым смыслом всё это несовместимо. Но хорошо развитый здравый смысл должен осознавать свои границы.  Они, безусловно, существуют, а за ними существует ещё что-то.  Весь вопрос – о природе этого «чего-то».  Важно не применять к нему чисто человеческие выдумки, ни на чём не основанные.

Выраженная тяга к вычурности и абсурдному.  Это касается всего: предпочтения определённых произведений искусства и литературы, поведения в быту, манере одеваться и общаться, способов решать свои проблемы, жизненных приоритетов и интересов, вообще любых форм самовыражения.
  Если, допустим, некто:
  – восхищается аляповатой цветастой мазнёй и инсталляциями из покорёженной арматуры (тем более, если сам выдаёт такие шедевры);
  – разводит у себя дома полчища тараканов, специально их прикармливая, под предлогом любви ко всему живому;
  – пьёт мочу как лекарство от всех болезней или ест кору с деревьев, чтобы продлить себе молодость, да ещё агитирует к тому других;
  – всерьёз считает себя принцем эльфов, сотой реинкарнацией Будды или пришельцем с Ориона;
  – разрисовывает своё тело разноцветными татуировками или цепляет на него сотнями всякие кольца и бляшки,
  – то я сто раз подумаю, прежде чем иметь с таким дело. Скорее всего, в важных вопросах жизни его поведение тоже будет каким-то неадекватным. Ну в самом деле, какие у нас с эльфийским принцем могут быть общие интересы?

Привычка «не искать лёгких путей», взятая за руководящий принцип.  Вся природа, живая и неживая, работает по принципу наименьшего действия. Никакое животное, даже самое неразумное, не станет искать далеко пищу, которая находится рядом. Не будет прилагать усилия сверх необходимого, чтобы удовлетворить свои главные потребности. Исключение составляет такая деятельность, как игра, о которой я упоминал отдельно.
Но человек, вроде бы самое разумное существо, не так уж редко ведёт себя противоположным образом. Сознательно создаёт себе и другим проблемы и трудности там, где их нет. Или выбирает долгий и трудный путь к достижению цели, зная, что есть гораздо более короткий и лёгкий.
Речь не о том, чем человек иной раз занимается, чтобы «проверить себя на прочность», кому-то что-то доказать, кого-то в чём-то превзойти, прославиться и т.д. (сюда относится большой спорт, экстремальные увлечения, автогонки, альпинизм и прочее). Всё перечисленное тоже не охватывается здравым смыслом, но ведь и жизнь как таковая им не охватывается. Я сейчас говорю о тех житейских ситуациях, когда люди из-за неспособности проанализировать и сравнить варианты действий, оценить их целесообразность и возможные результаты, или в силу природной инерции ума и/или характера – да мало ли каких ещё внутренних завихрений – предпочитают затрачивать гораздо больше сил, времени, средств, резервов здоровья, чем этого достаточно для достижения нужного результата.
Когда человеку приходится преодолевать трудности, существующие на пути к цели, это понятно. Когда человек не понимает или не знает, что есть образ действий, способ достижения результата гораздо более рациональный, менее сложный и более эффективный, и надо его наставить на путь истинный – тут тоже понятно. Но когда человеку нравятся трудности, и он намеренно создаёт их сам себе (а то и другим) – это уже граничит с каким-то расстройством психики, извращением.  Есть в этом что-то нездоровое, мазохистское.   
В тему вспоминаются три анекдота.
Некто воткнул в землю шест и лезет по нему вверх, прикладывая линейку. На вопрос, что он делает, человек отвечает, что измеряет высоту. Когда ему советуют измерять, положив шест на землю, человек отвечает, что это будет длина, а его интересует высота.
Данный случай ещё поправим, такого типа всё же можно вразумить.  А вот два других. Эти куда более тяжёлые, почти безнадёжные.
Молодой человек, выбиваясь из сил, идёт в гору на лыжах, на голову у него надет противогаз, а за плечами – огромный рюкзак, набитый камнями. Ему встречается знакомая девушка и спрашивает: зачем тебе противогаз и камни? Тот отвечает: просто я люблю преодолевать трудности! Она предлагает: к чему тебе эта ерунда, пойдём лучше ляжем в постель и займёмся чем-то более приятным! Он, подумав, соглашается, но только с условием: не снимая лыж и в гамаке!
Армия. Командир говорит солдатам: «Сейчас берём ломы и идём подметать плац!» Один из них спрашивает: «Зачем ломами, не легче ли мётлами?» Командир обрывает: «Разговорчики! Мне не надо, чтобы вам было легче! Мне надо, чтобы вы задолбались!»
Собственно, последний пример и не анекдот вовсе, а зарисовка из обычной армейской практики. Что-нибудь подобное может припомнить почти каждый, кто служил. Мне, например, во время срочной службы приходилось косить траву совковой лопатой.
Если с детства человеку внушена мысль, что трудности хороши сами по себе, он будет искать и создавать их на каждом шагу, искренне считая, что делает великое дело. Вряд ли он сам проживёт легко и радостно, да ещё и сделает всё, чтобы другим не дать.

Что ещё плохо совместимо со здравым смыслом?
Нереализуемые, не вписывающиеся в современную жизнь, не согласующиеся с реалиями природы радикальные идеи (особенно насчёт социального переустройства). Всяческое сектантство и асоциальная подпольная кружковщина. Надуманные идеологии восстановления якобы ущемлённых прав или защиты интересов неких групп и слоёв населения, а также общественные объединения, партии и движения на их основе (например, феминизм или какая-нибудь лига заядлых курильщиков).  Различные современные имитации общественно-исторических образований под соусом «возвращения к корням» и «возрождения традиций»: игры вроде бы взрослых (но, видимо, не наигравшихся в своё время) мужчин в казаков, средневековых ратоборцев-дружинников и т.п. 
Да много чего из того, что делают люди, идёт вразрез со здравым смыслом. Всего и не перечислить. Я только самое заметное вспомнил. Ещё из данного ряда явлений распространено культивирование «святынь» разного рода. О последних стоит поговорить отдельно.