Не узкая специальность. Часть 1. Потянуло в науку

Владимир Кожин 3
          Вместо введения.
        На днях один знакомый стал расспрашивать о моей работе. Почему-то это его заинтересовало. Рассказал я ему про несколько направлений. А сам подумал, чем я только не занимался, с кем только не сотрудничал! С моряками и металлургами, с космонавтами и энергетиками, с лесниками и строителями…  Хотя не бегал с места на место, в основном работал в двух организациях. Я мало писал о своей производственной деятельности, а ведь чистый трудовой стаж 43 года. И бОльшая часть активной жизни, как и у многих, прошла на работе. Существенная часть жизни с успехами и неудачами, радостями и переживаниями…
        А в молодости стоял вопрос чем заняться. Какую профессию избрать, где и как зарабатывать? Говорят, что надо делать то, что лучше получается. Все получалось понемногу. Но выдающихся талантов у себя не видел. Но все же, кем стать?  Какую выбрать специальность?  Об этом и захотелось написать. Не все шло гладко, не все планы осуществлялись, но в целом о выбранном пути не сожалею. Всегда находил в работе интересное для себя, пусть порой это было не просто. 
        Немного я уже писал о своих  производственных делах раньше.  Возможно, кому-то это показалось интересным. Стараюсь писать просто, не углубляясь в технические детали и не используя специальные научные термины.  На пенсии уже не волнует, что прочтут и что нового обо мне узнают мои начальники или подчиненные. Вот и решил написать о том, чем занимался бОльшую часть жизни, не хвастаясь, но и не жалуясь на трудности, которых у каждого в жизни хватает. Не всем, конечно, интересны воспоминания обычного человека. И многое с той поры изменилось, стало историей. Но мне же интересно читать мемуары других людей. Может и мои воспоминания кого-то заинтересуют, тем более я хочу выделить насколько широкий класс технических проблем позволяет решать физическое образование.  Этим мемуарам способствовало прочтение романов и повестей о жизненном пути и работе (службе) некоторых авторов на Прозе.ру*. Беру с них пример. Жалея время читателей,  постараюсь быть кратким.

          Одного желания недостаточно
        В детстве я любил читать книги об ученых, открытиях, внимательно изучал научно-популярную литературу.  Журналы «Техника молодежи», «Наука и жизнь», «Химия и жизнь» и др. были всегда под рукой.   Больше всего меня интересовала физика, было и хобби – увлекался радиолюбительством. Мой отец был радиоинженер, он показал как сделать простейший радиоприемник, и меня это сразу захватило. Все свободное время я что-то паял, настраивал, переделывал. Стол был завален схемами, деталями, проводами, радиолампами, позже транзисторами… Любимым журналом стал журнал «Радио», который изучал от корки до корки. Номера брошюровал, на полках у меня лежали пачки журналов «Радио» за несколько лет. Любимыми магазинами, по которым я ходил со списками деталей и элементов, были магазины радиодеталей. В Москве я любил такой магазин рядом со станцией метро Кузнецкий мост. Когда мы переехали в Минск, ездил в магазин радиодеталей по улице Максима Горького недалеко от оперного театра (сейчас ул. Максима Богдановича). Не знаю как в Москве, но в Минске уже давно нет того магазина.
        Радиоэлектроника меня увлекала вплоть до окончания школы. Но меня интересовала и общая физика. Может на это повлияли уроки нашего учителя по физике Аркадия Соломоновича Фридмана (я окончил Минскую школу №73 в 1964 г.). Куда пойти учиться, какую специальность выбрать, к чему готовиться? Решил поступать в Белгосуниверситет (БГУ) – старейшее высшее учебное заведение Беларуси, там на физическом факультете появилось отделение радиофизики и электроники. Подумал, это то что мне надо: и физика здесь, и электроника. К тому же я увлекался чтением про исследования дальних космических миров с помощью радиотелескопов. Как интересно, широко, масштабно: и физика здесь, и электроника, и астрономия….  Популярны тогда были фильмы про ученых-физиков. Многие помнят кинофильм М. Ромма  «9 дней одного года» с участием А. Баталова. Все зачитывались романом Даниила Гранина «Иду на грозу», по которому поставили одноименный фильм. Увлекались книгой Роберта Юнга «Ярче тысячи солнц» и другими произведениями об ученых и науке.
         В общем, в те годы тысячи молодых людей устремились в вузы физического профиля. Чтобы поступить, необходимо было пройти серьезный отбор.  Троечники туда даже не пытались поступать,  на радиофизику был конкурс 25 человек на место. Существовал даже конкурс среди льготников - медалистов. Если они сдавали профильный экзамен (физику) на пятерку, становились студентами.  Медалистом я не был. Несмотря на то, что готовился серьезно, поступить мне не хватило одного балла. Экзамены это лотерея, приемная комиссия работала весьма придирчиво. Большинству медалистов пятерки не ставили (понятно, 4 медалиста на одно место), и им приходилось сдавать все экзамены. Платного образования еще не было.
        Меня неудача не остановила, решил, что надо готовиться серьезнее, а чтобы проверить подхожу ли я науке или подходит она мне, поступил на работу в Институт физики Белорусской академии наук. Захотелось окунуться в научную атмосферу, познакомиться с учеными не по книгам. Естественно, меня – 18-летнего пацана после школы приняли на самую низшую должность лаборанта с зарплатой 45 руб. в месяц. Документ, что имею рабочую квалификацию токаря-универсала 1-го разряда, не помог.  В школе тогда прививали рабочие специальности. Маленькая зарплата не удивляла, младший научный сотрудник с дипломом университета получал тогда 85 руб. Что ж, это лишь начало трудового пути, мне не надо содержать семью, жил с родителями. Отец  офицер хорошо зарабатывал, а теперь мне не нужно просить денег на кино или мороженое.
               
                Продолжение: http://proza.ru/2020/06/24/1164

        *например, Александр Коржов, Роман Рассветов, Николай Кирюшов