Семен Порошин, наставник будущего гроссмейстера

Раскина Елена
Опубликовано в журнале «Мальтийский Вестник» (Мальта) № 5 (август-сентябрь 2017)

Юный наследник русского престола Павел Петрович впервые услышал о существовании мальтийских рыцарей от своего наставника, Семена Андреевича Порошина, одного из образованнейших людей своего времени, писателя и философа.
Порошин вел дневник, в котором описывал личность наследника, его характер, привычки и интересы, круг чтения, а также давал яркие и порой нелицеприятные характеристики многих придворных и самой государыни, Екатерины II. Характеристики в этом дневнике были хлесткие — как говорится, не в бровь, а в глаз. Дневник дали прочитать императрице — она разобиделась не на шутку и велела отправить Порошина подальше от наследника и от двора. Кем же был этот умник и острослов, внушивший Павлу искреннее восхищение рыцарями Ордена святого Иоанна Иерусалимского, и как сложилась его судьба?

Учитель Павла I

Семен Андреевич Порошин родился в Кунгуре, в дворянской семье, в год воцарения дочери Петра Великого Елизаветы, 1741-й. Выпускник Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса, он в недолгое царствование несчастного отца Павла — Петра III — был флигель-адъютантом императора и сопровождал его дядю, принца Георга, из Кенигсберга в Россию. Уважение к поверженному Петру III Порошин сохранил и в царствование Екатерины II. Учитель наследника вольно или невольно посеял смертельную вражду между русским «принцем Гамлетом» и его матерью, Екатериной II, рассказав Павлу, что его отец был свергнут с престола и убит по приказу матери. Все было, как в знаменитой трагедии Шекспира: король, убитый любовником жены, и сама эта жена-вдова, Екатерина Алексеевна, чуть было не вышедшая замуж за своего любовника Григория Орлова. Правда, к Павлу не приходила тень убитого отца и не просила отомстить за свою смерть. Хотя, кто знает? Неисповедимы пути Господни…
Воспитателем наследника Порошин стал по рекомендации могущественного Никиты Ивановича Панина, с которым, впрочем, вскоре вступил в опасное соперничество из-за прекрасных глаз богатейшей наследницы России, юной и очаровательной Анны Петровны Шереметевой. Порошин просил руки Анны Петровны, но безуспешно. Анна Петровна любила Порошина, но отец юной красавицы иначе решил ее судьбу. Анна должна была стать женой Никиты Ивановича Панина, но не успела: умерла от черной оспы совсем молодой.

«Изволил представлять себя кавалером мальтийским»

Однажды Порошин принес мальчику-Павлу «Вертотову историю об Ордене мальтийских кавалеров». Затем Его Высочество «изволил забавляться и, привязав к кавалерии свой флаг адмиральский, представлять себя кавалером мальтийским». Это случилось 28 февраля 1765 года, через три года после дворцового переворота, который возвел на престол Екатерину II. Через несколько дней Порошин написал в дневнике, что Павел представлял себя рыцарем мальтийским и говорил по этому поводу речь перед князем Куракиным.
Что же привлекало Порошина, а вслед за ним и Павла в прошлом и настоящем Ордена св. Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты? Прежде всего, сама идея рыцарства с его исторической репутацией благородства, верности, храбрости и бескорыстного служения. Во-вторых, конечно, мистический смысл рыцарского служения. Павел Петрович был мистиком и считал, что в идее рыцарства есть великий духовный смысл, связанный с  бескорыстным служением некой великой идее. Наконец, в шаткое, смутное время дворцовых переворотов и интриг Павел искал что-то прочное и основательное, некую подобную камню идею, на которую мог бы опереться.
Такой идеей стала для наследника русского престола мечта о рыцарстве. Именно поэтому, вступив на престол, 42-летний Павел установил самые тесные контакты с Мальтийским Орденом и вскоре взял Орден под свое покровительство. Портрет Павла I и поныне висит в зале для торжественных церемоний Русского Приората Ордена св. Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты в Ла-Валетте.
А начиналось все с того дня, когда Семен Андреевич Порошин рассказал мальчику-Павлу о «славных в воинстве мальтийских кавалерах», с которыми впервые установил дипломатические отношения боярин Борис Петрович Шереметев по приказу Великого Петра.

Рыцарь Печального Образа и его Дульцинеи

Впрочем, современники сравнивали Павла I и с рыцарем Печального Образа — Дон Кихотом. Камердинер Павла, могущественный Кутайсов, многим напоминал Санчо Пансу. Только Дон Кихот в романе Сервантеса сделал своего оруженосца губернатором острова, а Павел возвел малограмотного Кутайсова в графское достоинство — за верность.
Были у Павла Петровича и многочисленные Прекрасные Дамы: сначала фрейлина его матери, молодая вдова Софья Степановна Чарторыжская (в девичестве — Ушакова, во втором браке — Разумовская), родившая наследнику русского престола незаконного сына Семена, названного Великим, будущего флотского капитан-лейтенанта. Потом — первая жена, великая княгиня Наталья Алексеевна, вторая жена — императрица Мария Федоровна… Екатерина Нелидова, согласно дворцовым слухам, в минуты ссор бросавшая в императора туфельку… Анна Лопухина-Гагарина, в цвет перчаток которой был возведен Михайловский замок в Санкт-Петербурге, ставший для Павла последним земным пристанищем… Идея рыцарства, само его существование, невозможно без Прекрасной Дамы, и Павел Петрович прекрасно это понимал.

Вдали от двора

Семена Алексеевича Порошина удалили от наследника в 1766 году и затем назначили командиром Старооскольского пехотного полка. Но вдали от Павла и двора Порошину суждено было прожить недолго: 12 сентября 1769 года бывший воспитатель великого князя скоропостижно скончался в городе Ахтырка. Причины его смерти до сих пор остаются не совсем ясными.
Порошин был одаренным литератором: поместил ряд своих статей (в том числе и о высоком назначении образования) в издании под названием «Ежемесячные сочинения», редактировавшемся Г.Ф. Миллером. Его статьи назывались «Письма о порядке в обучении наук». Для своего ученика, Павла Петровича, Порошин подготовил сочинение под названием «Государственный механизм». Порошин и его могущественный покровитель (а потом и соперник в любви) Никита Иванович Панин хотели в лице Павла подготовить просвещенного и мудрого монарха. Но Порошин не успел довести до конца свою миссию.

Вместо эпилога

«Записки» Порошина, которые так не понравились Екатерине II, потому что задевали ее лично и ее придворных, были опубликованы в 1844 году, в Петербурге, внуком Семена Андреевича Виктором. Вторично они были изданы редакцией «Русской старины» в 1881 году в исправленном и дополненном виде.
Павел Петрович так высоко ценил и так сильно уважал Порошина, что назвал его именем своего незаконного сына Семена (Симеона). Мальчику дали фамилию «Великий», он стал флотским офицером, дослужился до звания капитан-лейтенанта и, согласно данным Морского министерства, погиб 13 августа 1794 года при кораблекрушении английского корабля «Vanguard», в водах Антилии. Официально Семен Великий считается пропавшим без вести. Но это уже совсем другая история…