Асы кубанского неба ч. 40

Николай Мринский
Одновременно, став командиром звена, вместе со своим ведомым младшим лейтенантом Суреном Тащиевым он анализирует бои, проведённые в Крыму, изучает тактику немецких лётчиков, лётно-тактические данные их самолётов, разрабатывает новые варианты боёв, и 17 июля 1942 г. на его счету появляется первый сбитый вражеский самолёт. Барражируя над Туапсе вместе с Тащиевым, Стариков получает приказ с КП полка: "Высота 7300. Курсом... идёт группа бомбардировщиков. Атакуйте !" Истребители, взяв нужный курс, устремляются вверх. На высоте 5500 м врезаются в облачность, пробивают её, и небо открывает им... одинокий Ju-88, летящий к Туапсе. Курс бомбардировщика не совпадал с данными КП. Стариков понял, что этот "Юнкерс" - или приманка, имеющий целью отвлечь наши истребители от основной группы, или наоборот, самолёт, выполняющий основную боевую задачу. А основная - это удар по особо важному объекту, по военно-морской базе Туапсе. В ту же минуту послышался голос Тащиева: "Слева группа бомбардировщиков". И точно, со стороны моря к городу шли 9 "Юнкерсов". План боя созрел мгновенно: "Сурен !   Атакуем одиночного"... С небольшим доворотом истребители устремились навстречу врагу, пропустили его вперёд, с разворота пошли в атаку. "Юнкерс" встретил пару ЛаГГ-3 сильным пулемётным огнём, но это не остановило Старикова и Тащиева. С короткой дистанции Дмитрий старался бить по кабине пилота. Тащиев - по кабине стрелка. Но Ju-88 пока не падал, шёл своим курсом. Истребители повторили атаку.

Удерживая в перекрестье прицела кабину пилота, Стариков вновь открыл огонь. Удар был точен. "Юнкерс", беспорядочно кувыркаясь, устремился к земле... Покончив с одиночным самолётом, Дмитрий решил атаковать остальных "Юнкерсов". Но... видя, как быстро наши лётчики расправились с одиночным экипажем, остальные, сбросив бомбы в море, забыв о групповой защите, врассыпную бросились восвояси. Преследовать их наша пара не стала - горючее было на исходе. 6 августа 1942 г. немецкие войска начали наступление на Майкопском направлении. В этот день их авиация совершила ряд массированных налётов на Туапсе. На полевом аэродроме, где базировался 32-й авиаполк, не смолкал гул моторов. В течение недели Стариков сбил 4 вражеских самолёта. Началась новая неделя. Первый её день был знаменателен. Мл. лейтенанту Д. А. Старикову был вручён второй орден Красного Знамени. Его боевой счёт к тому времени составлял 9 вражеских самолётов, сбитых лично и в составе группы. В конце 1942 г. полк перебазировался в Грузию для изучения и освоения нового истребителя. Здесь же, за боевые заслуги в период обороны Крыма, Севастополя, военно-морских баз Новороссийска и Туапсе приказом Народного Комиссара ВМФ СССР весной 1943 г. полк был переименован в 11-й гвардейский ИАП. И вот он снова на фронте, под Геленджиком. И опять боевые дежурства, вылеты по тревоге, бои. Здесь Дмитрий Стариков встретился с новинкой немецкой авиатехники - истребителем FW-190. Встретился и сбил его точным снайперским ударом.

Первым из лётчиков полка. А через несколько дней снова воздушный бой, и снова "Фоккеры". В этот день к берегам Крыма на перехват вражеских транспортов вышли наши торпедные катера. С воздуха их прикрывали 18 истребителей. Стремясь помешать боевой работе наших катерников, немцы подняли в воздух десятки FW-190. Несмотря на более чем тройное численное превосходство в воздухе, противник не сумел спасти свои суда от смертельных ударов наших торпедных катеров. Кроме того, не досчитался и нескольких своих самолётов, из них - 2 уничтожил гв. ст. лейтенант Д. Стариков. 25 сентября 1943 г. - трагический день для Старикова, он потерял своего лучшего друга. 18 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 вылетели для нанесения бомбового удара по врагу в районе Керчи. Сильный зенитный огонь не смог остановить "Петляковых". Выполнив боевую задачу, они пошли назад. В этот момент их и настигла смешанная группа из 26 вражеских истребителей Ме-109 и FW-190. Шестёрка Ме-109 прежде всего бросилась на подбитый зенитками и отставший от общего строя Пе-2. На помощь его экипажу устремился Стариков со своим ведомым Тащиевым. Над Керченским проливом завязался неравный воздушный бой. "Мессеры" разделились на 2 группы. Четвёрка решила связать боем нашу пару, а 2 других - ринулись на Пе-2. Выйдя из-под первой атаки врага, Дмитрий бросился наперерез "Мессерам", идущим в атаку на "Пешку". Он не думал тогда о себе. Верный закону братской взаимовыручки, он спасал экипаж подбитого бомбардировщика. Лишь на мгновение в прицеле мелькнул фонарь кабины Ме-109, но этого было достаточно.

Подбитый нашими лётчиками огромный вражеский гидроплан - детище фирмы «Блом и Фосс» BV.138 «Гамбург-138» немцы буксируют в Анапу. Самолет был очень зубастый. Имел 3 огневые точки (из них 2 пушечные), с хорошими секторами обстрела. Дальность стрельбы пушек обеспечивала эффективную оборону, да и в плане нападения на небронированное судно можно было наделать дел. Состав экипажа был увеличен до 6 чел., но обычно состоял из пяти. Базируясь на Констанцу, под прикрытием румынских истребителей, летающие лодки ВV.138 действовали на Чёрном море до лета 1944 г. В основном они вели разведку и бомбили корабли. Около десятка машин были сконструированы и применялись как тральщики. Последнее применение ВV.138 произошло в ночь на 1 мая 1945 г. Самолёт под командой обер-лейтенанта Вольфганга Клемуша из 3.(F)/SAGr.130, базировавшейся в Копенгагене, получил приказ вылететь на своем ВV.138 в Берлин ночью, произвести посадку на озере и забрать двух очень важных курьеров. Несмотря на то, что советские части вели интенсивный огонь, Клемуш успешно совершил посадку. Однако с курьерами вышла несостыковка. Так как они не смогли представить документов, что именно они выполняют миссию, участником которой был Клемуш, обер-лейтенант не стал забивать себе голову этими очень важными персонами, а погрузил на борт своей лодки 10 раненых и улетел обратно в Копенгаген. В общем и целом, создание ВV.138 – это прекрасная страница в истории компании «Блом и Фосс». Интересный, надежный и полезный самолёт, который действительно является одним из лучших представителей морской авиации.

Немецкий истребитель полетел в волны пролива. Крик: "Дима ! Сзади "Мессер"... - заставил его сманеврировать. И это сорвало планы врага. В ту же секунду немец сам попал под огонь С. Тащиева. Дымный след, протянувшийся до самой водной поверхности, подтвердил очередную победу Сурена. "Спасибо, друг !", - поблагодарил его Дмитрий. Обозлённые потерей двух своих лётчиков, противник оставил Пе-2 и четвёркой бросился на пару истребителей. "Держись, Суренчик !" - крикнул Дмитрий, видя как Ме-109 устремились на них с разных сторон. Но атака противника была безуспешной. Более того, один "Мессер", замешкавшийся с выходом, попал под пушечный залп Тащиева. Взрыв разнёс на куски вражеский самолёт. "Молодец, Сурен ! - закричал Дмитий. - Поздравляю с победой !" Оставшись вдвоём, немцы как по команде бросились наутёк, стараясь спастись в облаках. Наши устремились в погоню. Пробив облачность, Стариков осмотрелся. "Мессеры" были уже далеко, гнаться за ними на было смысла. Об этом он и хотел сказать ведомому. "Дима !" - раздался вдруг голос Сурена, полный отчаяния и смертельной тоски. Стариков оглянулся и увидел FW-190, поспешно уходящий в облака, и падающий самолёт Тащиева. "Дима" - это было последнее, что мог сказать и сделать лётчик, чтобы предупредить друга о смертельной опасности. Он упал на траверзе мыса Такал, и Чёрное море стало вечной могилой бесстрашного лётчика, верного друга, уроженца села Чалтырь Ростовской области...

Известный советский лётчик-истребитель, Герой Советского Союза Константин Дмитриевич Денисов, с октября 1943 г. командовавший 11-м гв. ИАП, так вспоминал о тех трагических днях: "Когда я прибыл в Геленджик и принял полк, то обратил внимание на грустный вид Старикова. Спрашивать его о причине было неудобно, но командир эскадрильи майор Б.А. Юдин доложил, что недавно в бою погиб его ведомый и лучший друг лейтенант Сурен Абарцумович Тащиев. В беседе со мной Стариков попросил разрешения нарисовать на своём самолёте сердце, пронзённое стрелой, и написать: "За Сурена Тащиева". Не сказал бы, что я был сторонником такого рода "живописи" на бортах или килях боевых самолётов, но на этот раз разрешил, понял, что тут не прихоть, не мальчишеский каприз. Стариков поклялся ещё беспощаднее бить врага, жестоко отомстить за гибель друга". Проходили дни, недели. Но боль, вызванная потерей друга, не утихала. В воздушных боях Стариков стал ещё более злым и ожесточённым. Иногда это приводило к неоправданному риску. Беспокоясь за него, с Дмитрием побеседовали командир и комиссар полка, командир эскадрильи. В ноябре полк перебазировался на один из аэродромов Скадовска, что на юге Херсонской обл. До вражеских войск, укрепившихся на правом берегу Днепра, было 60 км. Примерно столько же - до противника, закупоренного в Крыму. Расстояние наложило особый отпечаток на боевую работу гвардейцев. Зона действия истребителей стала значительно больше, чем на Кавказе. Они, прикрывая штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы, топмачтовики, стали доходить до Румынии и даже Болгарии.

Продолжение следует в части  41                http://proza.ru/2020/09/17/1047