РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ - 135 ЛЕТ НАЗАД... ОТКРЫТИЕ...
Мне давно хотелось написать и рассказать об этой фотографии и о некоторых других документах и событиях, связанных с Радищевским музеем и о том, что происходило 135 лет назад в самом центре нашего города.
И причин этому несколько. И то, что это одна из ранних фотографий Саратова конца 19-го века, где документально закреплено и отражено открытие первого в провинции России художественного музея.
И то, каким был город и городская публика того времени.
И то, что сама природа тогда своим состоянием и проявлением, как не странно, подчеркнула этот момент открытия и освящения музея.
И то, что само здание музея и соответственно территория вокруг него могла быть несколько иной и возможно и всё смотрелось бы совсем по другому.
И ещё дополнительно рассказать о массе других фактов и событий той эпохи.
И всё потому, что я сам более 10 лет с сентября 2002 года по конец 2012 года проработал в Радищевском музее, оставаясь при этом действующим сотрудником Саратовского госуниверситета.
Я уже затрагивал и не один раз момент своего такого длительного сотрудничества с музеем, но эта публикация не обо мне, а о нашем славном Радищевском музее, который буквально в эти дни отмечает своё 135-летие !
Начнём с того, что возможно, кто обратил внимание, я практически всегда и за годы своей работы в музее и потом позже не пользовался и очень редко пользуюсь сегодняшним официальным названием музея - "Саратовский Государственный художественный музей имени А.Н.Радищева", которое было так "элегантно" изменено и преподнесено в советские годы и закреплено позже и которое не совсем соответствует первоначальной воле и желанию его основателя.
Многие не понимают разницы и говорят друг другу - пошли в музей Радищева ! Забывая и не понимая того, что это не музей этого человека и музей об этом человеке... Здесь вы найдёте о нём только его художественный портрет, небольшую экспозицию, но зато - есть нечто другое и самое важное...
Что и почему ? А потому что при его организации 135 лет назад ему его основателем внуком А.Н.Радищева, известным художником-маринистом А.П. Боголюбовым было дано самое главное : название - Радищевский музей !
Государственный музей А.Н.Радищева есть в Пензенской области, в местах где было имение этого человека-бунтовщика той эпохи. И там всё можно узнать и о нём и о его судьбе.
А у нас в Саратове, по настоящему, находится, не музей Радищева и не музей имени А.Н.Радищева , а именно - Радищевский музей ! И сам царь, в своё время, при открытии музея отметил это же.
В торжественный день 29 июня 1885 года в Саратов среди прочих пришла телеграмма ( см.фото этой телеграммы) от Александра III : «… радуюсь освящению Радищевского музея, которому от души желаю успеха и процветания на пользу художества и искусства в России. Саша».
Это послание – не проявление официального этикета, а приветствие человека, искренне сопереживавшего и имевшего непосредственное отношение к созданию общедоступного провинциального музея.
Вот небольшая предистория всего этого :
"На одной из личных встреч А.П. Боголюбов поделился с цесаревичем [до вступления Александра III на престол в марте 1881 года] идеей о создании общедоступного музея и художественно-промышленной школы на родине своего деда – Александра Николаевича Радищева, желая увековечить и возвысить его «втоптанное в грязь имя» в названии музея.
Охарактеризовав своего выдающегося предка как образованного и умного человека, обеспокоенного вопросами воспитания и морали, настоящего дворянина и христианина, Боголюбов сумел убедить наследника, что А.Н. Радищев того достоин. Без прелюдии, состоявшей в почти двадцатилетней дружбе, вряд ли это было возможно.
Имя А.Н. Радищева было лишь условно амнистировано цензурой. Всего несколько лет назад был истреблён почти весь тираж издания сочинений Радищева в 2-х томах, предпринятого известным библиофилом П.А. Ефремовым.
И всё же «бунтовщик» был прощен. Мысль о Радищевском музее и рисовальной школе получила Высочайшее одобрение.
С позволения Александра III для Радищевского музея в фондах Императорского Эрмитажа и Императорской Академии художеств был отобран ряд произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства: фарфор и стекло «всякого рода и разных эпох», изделия из полудрагоценных камней, мраморные барельефы, «дубликаты картин древней школы».
Некоторые работы, обозначенные в документах как дубликаты, или, по выражению хранителя Императорского Эрмитажа А.И. Сомова, «сомнительные оригиналы», позднее оказались подлинными произведениями выдающихся мастеров разных эпох.
Также Боголюбову было разрешено выбрать всё, что он признает «полезным» для своего музея, из Голицынской коллекции, приобретённой для Императорского Эрмитажа в 1886 году.
В результате более ста произведений изобразительного и прикладного искусства были пересланы в Саратов – картины, прекрасный фарфор и фаянс, русский и иностранный, «со множеством мелких бронз и японских редкостей».
И поэтому, сейчас при входе в музей современные посетители видят высеченное на мраморной плите имя императора Александра III, неразрывно связанное с историей создания общедоступного музея, присвоением ему имени А.Н. Радищева и формированием его художественных коллекций."
Все эти данные мною использованы с сайта "Новости Радищевского музея" https://radmuseumart.ru/ к созданию которого в 2003 году и его дальнейшему ведению до 2012 года я имею самое непосредственное отношение.
Теперь перейдём к основной фотографии этой публикации !
На ней зафиксирован не момент торжественного открытия музея 29 июня 1885 года, а событие, которое происходило за два дня до этого.
"27 июня 1885 г. духовная процессия во главе с епископом Саратовским и Царицынским Павлом проследовала из Александро-Невского кафедрального собора на Ново-Соборной площади в здание Радищевского музея для его торжественного освящения".
Как свидетельствовал современник, в актовом зале музея был отслужен молебен с провозглашением многолетия Царствующему Дому Романовых, основателям музея – профессору Алексею Боголюбову и жителям Саратова. Все залы и помещения были окроплены святой водой.
Однако, почему то никто не обращает внимание на несколько важных деталей, которые так хорошо видны на этой фотографии сделанной фотографом М.И.Егеревым 135 лет назад !
Тогда это было 27 июня, после смены календаря в начале 1918 года, мы обычно прибавляем ещё 13 дней, то есть сегодня это было бы 10 июля - практически вершина или середина лета, а большинство народа одето совсем не по летнему и скорее преобладают темные одежды, а не светлые. У многих дам в руках зонтики, что говорит не столько о защите от солнца, сколько и от дождя.
Хотя ясно, солнечно и по расположению теней, можно судить о том, что это полдень, то есть середина летнего дня !
И в тоже время, хорошо видны следы прошедшего и явно сильного дождя, в виде тёмных пятен, тянущихся как и тени на север, в сторону общего уклона этой поверхности к Глебучевому оврагу.
А мы и сегодня наблюдаем хорошо выраженные летние дожди и даже сильные ливни с грозами и громом...
Так сама природа явно "откликнулась" сильной грозой и громом на факт появления и освещения в Саратове совершенно нового культурного образования и не очередного театра, а первого провинциального художественного музея в России.
И я представляю какой это был "оркестр" из сильного дождя и грома !
"Газета "Саратовский дневник" отмечала в то время : "Сегодня – день открытия Радищевского музея в Саратове, учреждения совершенно нового не только для местного саратовского, но и вообще провинциального русского общества. Доселе всякие музеи, тем более чисто художественные, концентрировались в столицах… Все лучшее в провинции, не будучи в состоянии пребывать в её затхлой атмосфере, стремится в столицы… Провинция теперь жаждет развития. …В цепи совершающихся ныне явлений, знаменующих всестороннее развитие провинции, учреждение в ней первого Художественного музея – есть наиболее выдающееся явление, и потому на событие сегодняшнего дня в Саратове должно будет обратить внимание все мыслящее общество в России".
"На следующий день состоялась первая экскурсия – Боголюбов показывал музей гласным городской Думы, давая при этом самые подробные объяснения всех картин и вещей. В Митрофаньевской церкви была совершена панихида по Александр Радищеву.
...Торжественная церемония открытия Радищевского музея состоялась 29 июня, в день Святых апостолов Петра и Павла.
...30 июня музей посетило 2700 чел., но значительная часть желающих так и осталась на улице. Очевидцы вспоминали, что в первые дни в музей "ломились громадные толпы народа", у входа на площади и в вестибюле происходила страшная давка, и полиции пришлось употребить чрезмерные усилия для восстановления порядка.
...Всего в 1885 г. в музее побывало около 63 тыс. чел., при этом более 58 тыс. посетителей была предоставлена возможность бесплатного посещения." - всё эти факты приведены в одной из публикаций в сети - https://top.sarbc.ru/main/2015/06/27/170319.html
И ещё один момент, на который из наших современников, да и предшественников, мало кто обращает внимание и не замечает, считая, что место расположения самого здания музея вполне логично и вписывается в сегодняшний сквер, находясь чуть в глубине его.
Однако, если мы посмотрим внимательно и на другие фотографии того времени, то никакого сквера вокруг построенного здания музея не обнаружим, а наоборот поймём, что строился он в стороне от красных линий кварталов и зданий того времени и вероятно, не случайно. (см. фото музея конца 19-го века).
А ведь у Радищевского музея был тогда проект и несколько иной его реализации и скорее всего расширения и некого продолжения и постройки двух дополнительных одноэтажных "крыльев", с большими светлыми окнами для его дополнительных залов, выступающих не только в бок, но и в в сторону самой ул.Никольской (сейчас ул.Радищева), что явно предало бы музею в плане подобие фигуры птицы и вписывалось бы в то пространство, которое было во много пустым на тот момент на этой площади (см. план фасада музея).
Однако, именно это и не было реализовано и впоследствии вокруг музея и в сторону театра начал формироваться сквер, а затем Театральная площадь в 20-ом веке превратилась в площадь Революции, но это уже совсем другая история, которая также требует своего более подробного освещения и в которой, как не странно, и Радищевский музей сыграл свою определённую роль...
И напоследок и самое главное - с днём рождения тебя, мой дорогой Радищевский музей и всех вас, сотрудники музея - мои дорогие... радищевцы.. !
Игорь Пролеткин