Явление четверицы-2

Евгений Пимонович
            Продолжение. Начало см. http://proza.ru/2020/06/29/980
             Часть 2.
            
           Каждая  страна гордится своими чудесами света. Шахматы изобрели не в Китае, и рядом с его пирамидами не нашли пока Сфинкса – но у него есть Яйцо Тайцзи и Птица Багуа с извечным вопросом: «Что было раньше?».
      
     Еще одно чудо света – наш русский язык  с его сказками: «…махнул старик-годовик в четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.  А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже с своим именем. Одна половина пера белая – другая черная. Махнет птица раз - станет светлым-светло. Махнет другой – станет темным-темно.
        Отгадай, что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Какие то четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле? Что это значит, что у каждого крыла одна половина белая, а другая черная?»
    Греческий сфинкс бросился в пропасть, когда Эдип решил его задачу. Старик же Годовик из сказки Владимира Даля живет до сих пор, забавляя дошколят своими загадками …
        Однажды, глядя на ладони рук, сложенные птицей для показа в театре теней, я уловил мысль: «Да это же матрица на 24 позиции! Это экран с 24 пикселями, которые могут либо светиться либо оставаться темными» . Стал рассуждать, дальше идти по следу:   « Коли есть птицы с четырьмя крылами, почему не быть с восемью?! Каждое крыло – из трех перьев, и у каждого крыла и пера свое имя. И цвет у перьев: если с лица светлый – с изнанки темный. А если с лица темный, то наоборот.
          Имя птицы мудреное,  заморское: Багуа Прежнего неба. Оставила она следы свои  по берегам Желтого моря. На её крыльях левой стороны кончики перьев светлые, на крыльях  правой – темные. Названы крылья по левой стороне, сверху вниз: Небо, Озеро, Огонь, Гром, а по правой – Ветер, Вода, Гора, Земля. Неустанно осеняет она мир своими крылами...»
        Детям, пожалуй, такую сказку  слушать рановато. Мне же она помогла разглядеть, что Багуа Прежнего неба состоит всего лишь из одной четверицы, а не из двух!
     Чтобы это показать нужно сначала вспомнить что Птица Багуа вылупилась из яйца Тайцзи. И поэтому унаследовала единство противоположностей. Темная и светлая рыбки инь-ян расположены на плоской диаграмме так, что каждой точке диаметра соответствует по другую сторону от центра точка, окрашенная в противоположный цвет. Если попытаться представить Тайцзи трехмерной, например, в виде монеты с орлом и решкой, то точно так же каждой лицевой точке диаграммы будет соответствовать на изнанке точка другого цвета. Именно поэтому те пёрышки у Вещей Птицы, что с лица светлые, с тыла будут темными!
    А зовется птица Вещей, потому что как говорится в одном из канонических комментариев к «И цзин»: « ... в Переменах есть Великий предел. Он рождает двоицу образов. Двоица образов рождает четыре символа. Четыре символа рождают восемь триграмм. Восемь триграмм определяют счастье и несчастье. Счастье и несчастье рождают великое деяние».
      Даже на бытовом уровне, далёком от философии, каждый из нас понимает, что вещи, окружающие нас, возникли именно в результате деяния.  Чжу Си, мудрец XIII века определял Тай Цзи как совокупность всех принципов, единую и одновременно присутствующую в каждом человеке и каждой вещи, подобно отражению луны во всякой водной поверхности!
          О явлении четверицы в диаграмме Тайцзи уже рассказал Рунмастер Юрий Ларичев («Просто о сложном»  http://rustimes.com/blog/post_1508584557.html), не буду повторяться.
       Теперь можно вернуться к доказательству, что Багуа Прежнего неба явлена нам не двумя, а одной четверицей – и ее метаморфозами. Свет и тьма, снимок и негатив, лицо и оборот, орел и решка, инь и ян – разные, но взаимосвязанные проявления Единого, Целого. И каждая триграмма Багуа может иметь обратную сторону. Например, три непрерывные чёрточки-яо с обратной стороны – три прерывистые. Переворачивая слева направо левую половину Багуа ( триграммы Небо, Водоём, Огонь, Гром) и отражая её зеркально относительно горизонта вниз ( дракон-лун, неотъемлемая суть Фу си, -- повелитель озер и их зеркальной глади!) , получаем правую часть Багуа, темную четверицу. Для получения канонического изображения остается только совместить половинки Целого: сдвинуть эту часть вверх, чтобы верхняя триграмма (Ветер) оказалась рядом с триграммой Небо,  а нижняя (Земля) рядом с триграммой Гром.
      А уж материальный носитель такого преобразования ( монетки, персты,  крылья, чёрточки-яо) зависит только от культурной традиции и разгула  нашей фантазии.
      Итак, переворотом, отражением, сдвигом исходной светлой четверицы, мы получили Багуа Прежнего неба, «число, вращающееся само в себе».
      Прежде, чем рассмотреть явление четверицы в Багуа Последующего неба, «мировой конфигурации во ВРЕМЕНИ», на которой основан китайский календарь и астрология, отметим, что в Багуа Прежнего неба кроме явных изображений (8 триграмм) есть еще пара неявных. Траектория перехода от правой, темной половины Багуа к левой, светлой (от триграммы Ветер к триграмме Гром) совпадает с начертанием руны ЭЙВАЗ (на сайте «Русские времена» трактуется Ю.А.Ларичевым как «принцип поочередности, принцип времени, принцип двойственности,  принцип вращения и круговорота»). Зеркально отображенная руна показывает, наоборот, направление перехода от светлой половинки  схемы к темной (от триграммы Небо к триграмме Земля). За счет этих переходов окружность, по которой расположены триграммы, превращается в математический знак бесконечности! «Число, вращающееся само в себе», существует до времени, вне времени, бесконечно, но принцип времени, тем не менее,  нам явлен.
       Время возникновения изображения Посленебесной схемы триграмм Вэнь-вана , XII век до Рождества Христова, впечатляет. Египетский Сфинкс уже существовал, а греческого, наверное, еще не было. Подробнее – в третьей части повествования.

                Продолжение следует...