Море Дьявола
"Произведение участвует в конкурсе "Морская история 3" Владимира Пастернака"
На дверях у профессора Гилярова была прибита
медная дощечка с надписью: «Здесь живет никто».
(К.Паустовский)
Это случилось когда отслужил я на флагмане КТОФ крейсере Адмирал Сенявин пару годов.
Возвращались мы тогда с БС (боевой службы) из Индийского океана. Возвращались, конечно, не одни – всю дорогу нас сопровождал американский фрегат "Локвут".
Нормальный такой корабль , атомный, с пушками и с вертолетным ангаром.
Ходил он за нами не впервые, поэтому мы друг друга можно сказать «в лицо» знали. Довольно-таки близко он от нас находился, на расстоянии одного-двух километров следовал.
В небе американские самолеты - разведчики по подводным лодкам "Орионы" летают по очереди.
Обычно крейсер наш возвращался прямым курсом на север сразу во Владивосток, порт своей приписки. А тут чего-то командир повёл крейсер чуть подальше от Японии, через Тихий океан.
Мы прошли мимо Филиппинских островов, затем через Филиппинское море – по площади второе море Земли, и двинулись дальше на север по Тихому океану в море Дьявола, чтобы обогнуть Японию со стороны Тихого океана.
Не зря это море называют морем Дьявола, о нём, как и о Бермудском треугольнике, идёт недобрая слава. Да и свой треугольник в нём имеется, и говорят, что пострашнее Бермудского будет.
Капитаны морских судов по возможности стараются обойти это гиблое место. Серьёзные шторма, которые начинаются внезапно, в нём бывают. Корабли с самолётами бесследно гибнут, но почему-то мы там пошли.
Естественно, американский фрегат попёрся за нами – у него же задача: за нами шпионить.
Вот тут-то и произошёл невиданный в военном флоте случай. Кэп с американского фрегата запросил у нашего командира разрешения "пройти рядом с нашим бортом". Примерно так попросил:
- Разрешите я рядышком пройду. Я знаю, что нельзя этого делать. Но разрешите, пожалуйста, пройти рядом с бортом вашего крейсера.
Командир наш радиограмму получил (я как раз вахту нёс на верхней палубе, неподалёку от него был), подумал и вальяжно так сказал:
- Ладно. Добро даю. Пусть пройдут рядом.
Нарушил командир нашего крейсера закон вооружённых сил, по которому проход рядом с военным кораблём запрещается, не положено. Всякое может случиться: могут стрельнуть, могут и мину кинуть. Опасно, в общем.
Тут вскоре мой матрос ко мне в трюм прибегает, от нетерпения словами захлёбывается:
- Таш матрос ( товарищ матрос), давай-давайте скорее пойдём! Посмотрим, как американец рядом проходить будет.
А наш американец уже, слегка обгоняя, шёл мимо нас метрах в ста. Он шёл мимо как бы подчиняясь нашему курсу, рядом-рядом шёл. Их матросы на палубу высыпали, нам панамками машут. Мы тоже им своими беретками помахали. А те, кто не на вахте, стояли рядом с бортом и отдавали честь.
Потенциального противника тоже уважать положено.
Вышел на палубу их кок – негр. Весь в белом был. На голове высокий белый колпак. Только лицо чёрное и ладони чёрные. Как снежный ком стоял и тоже медленно поднял руку, отдавая честь советским морякам.
Вот такой был осмотр друг друга. Интересно было поглядеть, как два до зубов вооружённых боевых корабля идут борт в борт. Мы свои пушки развернули в их сторону. Их носовое орудие тоже к нам повернуто было.
Напряжённая обстановка не просто чувствовалась, весь воздух ею пронизан был. Мощь машин, оружия , техники чувствовалась , вой турбин паралельно идущих кораблей висел в воздухе и оглушал слух.
Могли командиры позволить себе эту мощь противнику показать. Никогда у нас такого не было, чтобы два огромных боевых корабля противоборствующих сторон мирно поздоровались и опять разошлись в разные стороны.
А моряки улыбались друг другу, руками махали.
У них военные моряки и у нас военные моряки. У них 20-летние пацаны, и у нас 20-летние пацаны. Мы в беретках, они в панамочках. Мы выскочили наверх посмотреть, а они уже стояли на своей палубе с фотоаппаратами.
Такое очень редко бывает, чтобы в океане, где никого нет, два таких мощных корабля рядом идут. Никто ничего плохого не показал. Достойно проводили друг друга.
А ещё в это время наш кэп через старпома разрешил всем фотографировать неприятеля. Старпом Пискун своим громовым голосом прокричал:
- Так, матросы ! Я знаю что у вас всё равно есть фотоаппараты. Конечно, фотографировать на военном корабле нельзя, но сегодня объявляется конкурс на лучший снимок зарубежного корабля, самолёта, техники.
У меня с собой был фотик – для себя кое-что фотографировал, но я же на вахте стою, в конкурсе участия не принимал, даже какой приз был так и не узнал. И пока американец не отошёл на своё обычное место, мы фотографировали американцев, а они нас.
Мы, да и они тоже, свою БС ( боевая служба ) несём: следить друг за другом.
Вот тут-то, после такого прохода и демонстрации силы, оба корабля просто так и влетели и в море Дьявола.
Прибежал в кубрик командир нашего ДЖ капитан-лейтенант Сургачёв и объявил:
- Как ни странно, но мы заходим в море Дьявола! Кто не видел, может воду посмотреть. Ха-ха!
Вышел и я со всеми на палубу дьявольское море посмотреть. Смотрю: вода зелёная тихонечко плещется за бортом. Океан в тот день совсем был неподвижным, по-настоящему тихим был океан - оправдывал имя своё. Нет никаких приключений, лишь два корабля по океану идут. День хороший, потому и вода зелёного цвета. А в шторм волны идут чёрные, тяжелые , суровые.
Но рано мы расслабились. Не бывает такого, чтобы дьявол не сыграл злую шутку. На следующий день, в 4-30 утра, рано-рано утром (подъём в 6-00) играют нам боевую тревогу. Нас всех как подбросило – мы же в море Дьявола! Корабль на БС, значит и так все в состоянии боевой тревоги находятся, а тут новую боевую тревогу играют – случилось что-то из ряда вон выходящее - дьявол действует, уже что-то придумал.
Старпом по громкой связи прокричал:
- Команде фотографов ( у нас уже, оказывается, и команда фотографов имеется!) всем на ют!
Матросы тут же по своим боевым постам разбежались: пушкари к пушкам, трюмные в трюма... Все, кто не на вахте, кинулись на ют. Я тоже забегаю на корму, смотрю: а там…
Елки-палки! Откуда появились? Наверное из тумана или из ночи вышли. Несутся на нас на всех парах как будто за ними кто-то гонится три китайских сейнера под флагом ВМС Китая , вооружённые малокалиберными пушками и крупнокалиберными пулемётами. Служба сигнальщиков их обнаружила, поэтому нам и объявили тревогу.
Все, у кого были фотоаппараты, кинулись наверх. Начали фотографировать китайские сейнера: одного, который уже совсем близко к нам подошёл и двух других, которые пока ещё подальше были. Первый так резво к нам подошёл, на 50-60 метров подошёл – что недопустимо. Естественно с нашего корабля полетели из ракетниц упреждающие ракетницы «отойдите мол». Ну не стрелять же из пушек по рыбакам.
Башни бортовых пушек ДУК - дивизион универсального калибра - 102мм мгновенно развернули, наставили пушки на китайцев. Ракеты летают, чтобы не было с их стороны никакой диверсии. Китайцские сейнеры по-быстрому отвернули и пошли по гладкому-гладкому океану к недалеко идущему американскому фрегату.
Я как раз тогда стоял и смотрел как американцы просыпаются. Видно было, что они среагировали быстрее нас. Мы только из ракетниц стреляли, они же сразу вертолёт в воздух подкинули. И только-только китайцы начали отходить от нашего корабля, ну метров на 200 отошли, как вертолёт уже над ними завис.
Что там было! Вот уж когда мы все убедились что американцы беспардонные человеки.
Лётчики держат над сейнером свой двухлопастный вертолёт с надписью NAVY. Двое спецназовцев отодвигают в нём дверцу, высовывают крупнокалиберный пулемёт, затем садятся на пол вертолёта свесив ноги, и начинают из двух стволов ракетницами в упор расстреливать китайцев, находящихся на палубе. От ракетниц по палубе сейнера катаются в разные стороны кучи огненных шаров, китайцы начинают разбегаться по кораблю , кто в люк, кто в сторону. А американцы всё стреляют и стреляют.
Китайские сейнеры быстро-быстро развернулись и пошли в открытый океан. Оставили в покое нас и американцев. Да и что сравнивать их силы и силы двух мировых держав СССР и США. Всё равно, что сравнивать блоху со слоном. Всё это было почти рядом с нашим кораблём, поэтому мы визуально смотрели на происходящее, американцы же в бинокли наблюдали.
Такие вот приключения случились с нами в море Дьявола. Но невзирая ни на что, благополучно мы его минули и дальше пошли домой на север, огибая Японию.
Крейсер наш пошёл домой во Владивосток, а американцы - на свою военную американскую базу в Японии.