Маммуш

Кир Королёв
Произведение участвует в конкурсе "Морская история 3"


Внушительных размеров контейнеровоз, работал на линии, доставляя различные грузы из портов Китая в порты Красного моря.
Маршрут судна, давно протоптаный и избитый, пролегал через Малаккский пролив с заходом в Сингапур. Играя ключевую роль для мировой торговли, он являлся опорным портом на пути следования.
Последним портом в Красном море был порт Джибути, расположенный в Аденском заливе.
Ничем примечательным этот порт не выделялся, даже груза как такового не грузили, одни пустые контейнера. Разве, что портовые стивидоры: худые, ободранные, одетые, кто во что горазд, все поголовно с красными, мутными глазищами, выпирающими из орбит. Они были словно из какого то неизвестного человечеству дикого племени. Их зубы, будучи поражённые кариесом, выглядели даже не жёлтые, а ржавые. Виной тому даже не сигареты, а листья ката или так называемый "арабский чай", который очень популярен в приграничных с Джибути странах, Эфиопии, Сомали и Йемене. У каждого из них был с собой пучок подобной "лаврушки". Пережевывая листья по несколько часов они впадали в эйфорию - по своему эффекту схожую с действием листьев коки. Таким нехитрым способом, они могли работать без еды и сна сутки напролёт.
Стояло начало августа, душно, влажно и жарко. Дышалось очень тяжело. Отход был запланирован на час ночи. Случилось непредвиденное, из-за того, что грузовые операции шли очень медленно, судно выходило за рамки установленного. Без четвёрти полночь вахтенный матрос, стоящий на трапе доложил по радио:

-Лоцман на борту.

Несколько оторопев от услышанного вахтенный штурман доложив капитану и старшему помощнику, проводил лоцмана на навигационный мостик.Началась нервозная суета и спешка. Стояла задача срочно подготовить судно к отходу. На всех фронтах закипела слаженная работа. Команда механиков готовила главный двигатель, проверяя все вспомогательные механизмы и агрегаты. Капитан Матко находясь на навигационном мостике обсуждал с лоцманом процедуру отшвартовки. Присутсвоваший с ними третий штурман Дамир контролировал подготовку судна, систем управления, связи и навигации. Палубная команда во главе со старшим помощником тщательно следила и проверяла груз перед отплытием. Даже стивидоры и те вовсю спешили закрепить контейнера. Прошло полчаса.

-Груз закреплён, стивидоры покинули борт - доложил старший помощник Марино капитану.

-По местам стоять, закрепить буксиры - ответил по радио капитан.

Это ознаменовало начало маневров. Палубная команда поспешила по своим штатным местам.
Отшвартовка и лоцманская проводка прошли быстро. И вот уже судно рассекая ночные волны устремилось на восток, вдоль северного побережья Сомали.
Чуть левее курса медленно поднималась полная луна. Все ярче и ярче вырисовывая своим серебряным светом характерную дорожку. Лёгкая рябь на поверхности моря придавала матовую шелковистость этой картине. Следом за луной неспешно замерцали Венера и Марс.

Аденский залив давно уже не кишит страшными и беспощадными пиратами, да и к тому же высокий надводный борт судна не оставлял ни малейшего шанса разбойникам. Тем не менее зона высокого риска простирается до шестидесятого градуса восточной долготы и соответствующие антипиратские меры неукоснительно соблюдались.
Жизнь судна на продолжительном переходе вдали от берегов всегда спокойная и уравновешенная, если не обращать внимания на непогоду. Здесь есть возможность дать экипажу отдохнуть, провести тревоги, привести документы в порядок, сделать необходимые проверки, в общем заняться первостепенными делами и "собственным" домом. Да именно домом и не как иначе, корабль - это дом моряка.

Заступив на дневную вахту, второй помощник капитана Дарко, по уже выработаной привычке принялся варить кофе. Дул лёгкий, теплый бриз, стояла прекрасная погода. Синее море сливаясь с голубым небосводом размывали чёткую линию горизонта. По небу неспешно и величественно плыли корабли из огромных кучевых облаков. Белоснежные и воздушные, они вырисовывали различные незамысловатые причудливые очертания от которых невольно разыгрывается воображение, вынуждая фантазировать всевозможных зверей паривших над пустой гладью океана.
Допив кофе и собравшись с мыслями штурман принялся за работу. Необходимо было обновить карты в соответствии с последними изменениями.

Вдруг, как гром среди ясного неба, раздался нечеловеческий вопль на весь навигационный мостик, что-то непонятное и невразумительное кричал вперёдсмотрящий матрос. Выяснилось, что причиной его нечленораздельных звуков оказался нелегал, или попросту "заяц" тайком проникший на борт, пока судно находилось у причала. Матрос удерживал ручку двери, чтобы таинственный незнакомец не смог проникнуть на мостик. Нарушитель дерзко и нахально скалился отхлебывая пиво, которое по всей видимости успел стащить из кают-компании. Грязный, в одних трусах и чьей-то рабочей куртке он начал прыгать, радуясь своему счастью.

Завидев, что штурман звонит по телефону нелегал бросился наутек вниз по трапу. Доложив капитану и старшему помощнику о случившемся и передав управление судном подоспевшему третьему помощнику, Дарко последовал за таинственным африканцем. Найти его не составило труда, босой, он оставлял характерные следы на пыльной палубе. Следы привели на камбуз, где ошарашенный повар и его помощник бегали от него, не зная что и ожидать.
Стараясь быть максимально дружелюбным Дарко попытался наладить с ним контакт используя лишь жесты, ни по английски ни французски нелегал толком не хотел разговаривать.
Указывая пальцем наверх, штурман предложил непрошенному гостю проследовать обратно на мостик, туда, откуда все началось. На удивление, покорно повинуясь он последовал обратно. На мосту уже собрался весь командующий состав, во главе с капитаном, старшим помощником и старшим механиком.
Усадив незнакомца на стул, предложили ему воды, пригодился и припасеный на полдник кусок штруделя. Позволив ему перекусить, Марино принялся его расспрашивать, задавая простые вопросы: кто он? откуда? как попал на борт? Был ли он один? попутно внося все данные в специальную анкету.
Изъяснялся он очень плохо, тем не менее первичную о нем информацию удалось собрать достаточно быстро.

Звали его Маммуш.
Пока шёл допрос, все присутствующие на навигационном мостике внимательно рассматривали его. Широколобый, с короткими, черными кудрявыми волосами. Оттопыренные уши, отличались друг от друга. Большой острый нос, смахивал на греческий. Заостренный подбородок покрывала редкая щетина. У него были большие карие добродушные глаза. Низкого роста, по атлетически худощавого телосложения. Руки и ноги не выделялись особой мускулатурой. На вскидку веса в нем было не больше пятидесяти килограммов. Именно про таких говорят: ростом с веник, весом с ложку.

-Так, слушай меня внимательно, - начал ему строго объяснять капитан,
мы не причиним тебе вреда, это будут самые замечательные дни в твоей жизни. Ты останешься с нами на борту, тебе будет выделена отдельная каюта, там ты сможешь выспаться и привести себя в порядок, позже тебя накормят.

- Хорошо, хорошо,- радостно закивал и заулыбался Маммуш.

- Но учти, если ты попытаешься причинить кому-нибудь вред, или начнёшь красть у экипажа, то мы тебя будем держать взаперти.

-Исходя из соображений безопасности, твоей и нашей, на ночь мы будем запирать тебя на замок. Утром боцман будет отпирать тебя и отводить на завтрак. Днем ты будешь находится на мосту, под присмотром штурманов. Вахтенные матросы будут забирать тебя на обед и ужин.

Так внезапно, посреди моря, на борту появился новый член экипажа. Разместили его в, так называемой, суэцкой каюте, располагалась она на главной палубе. Единственный недостаток этой каюты заключался в отсутствии иллюминатора. Вполне можно было сказать, что это люкс-камера, а не каюта. Тут было уже заправлено свежее постельное белье, подушка и одеяло. В душевой были приготовлены минимальные средства личной гигиены, мыло, зубная паста и щётка. С миру по нитке, среди экипажа насобирали подходящую ему по размеру одежду, дали ему рабочие ботинки. Кто-то даже дал ему часы. Китайские, дешёвые электронные часы, они очень пригодились, ведь необходимо было подстраиваться под судовой распорядок в условиях сменяющихся часовых поясов.

На следующий день, Дарко поднялся на мост раньше обычного, ему нетерпелось поближе познакомиться с таинственным незнакомцем. К величайшему удивлению Маммуш во весь рост лежал с полузакрытыми глазами на диване. Завидев штурмана он широко заулыбался. С таким положением вещей никто не будет мирится. На навигационном мостике не принято расслабляться, а уж тем более спать. Дав это понять он выдал ему бинокль, и выделил для обзора сектор горизонта левого борта. Задача предельно простая, при обнаружении любых объектов Маммуш должен был немедленно докладывать вахтенному помощнику. Словно, почувствовав некую ответственность или желая быть полезным, или вовсе из любопытства, он принялся пристально разглядывать горизонт.

Маммуш был родом из Эфиопии. Чтобы попасть в Джибути он преодолел вплавь несколько километров, взяв с собой лишь бутылку пресной воды. Плыл ночью. Чтобы проникнуть на борт использовал, кормовой швартовый конец, по нему то он и взобрался на борт, высота которого без малого составляла добрых десять метров. В подтверждение этого, он с акробатической лёгкостью, встал на руки и сделал пять уверенных шагов - это развеяло все сомнения.

Ежедневно из Африки хлещет поток мигрантов, беженцев,- спасаясь от смерти, от голода, в надежде, что удастся найти приют в какой-нибудь цивилизованной стране. В ход идут все возможные способы позволяющие попасть в Европу. Спрятатся на борту торгового судна один из самых простых. В большинстве случаев исход один - депортация, за счет судовладельца.

Как оказалось, у него за плечами был не один успешный побег из Эфиопии. Он забирался на суда к русским, к греческим, и даже умудрился попасть к американским морякам следовавшим в мексиканский залив.
Все моряки независимо от национальности одинаково плохо относятся к подобным гостям, и это ни для кого не секрет. Американцы заставляли выпрыгнуть за борт и он выпрыгнул в Красном море и поплыл к ближайшему берегу. Очень сильно били греки и русские. А ведь несложно представить, что после депортации в родную Эфиопию его и дома ожидал теплый полицейский приём.

Что только ему не довелось пережить в свои тридцать с небольшим лет. Тому подтверждением служили многочисленные следы побоев на лице. Переносица сразу было видно, когда-то сломана. Длинный, уродливый шрам рассекающий левую щеку от уголка рта, сделал навсегда его улыбку неестественной первому взгляду. Левая височная область была когда-то пробита, там тоже зияла паутина из шрамов. Несмотря на его внешнюю хрупкость, можно было с уверенностью сказать, что воля у него была железной.

-Мамуш! - частично изъясняясь на языке жестов, пытаясь спросить новоиспечённого наблюдателя, - обратился к нему Дарко.

-Неужели тебе не страшно вот так вот каждый раз рисковать собственной жизнью. Ведь не все моряки одинаково по-доброму относятся к нелегалам, ведь ничего не стоит, равнодушному человеку, выбросить подобного нарушителя за борт, разом избавляясь от всяких проблем и забот.

-Моя жизнь, как жизнь бродячей собаки, принадлежит только мне. У меня нету родственников, я не боюсь погибнуть, и если уж суждено такому случиться то я встречу смерть с высоко поднятой головой - не особо задумываясь парировал собеседник.

Сложно представить каким отчаянием и упорством необходимо обладать, чтобы идти на такой дерзкий поступок снова и снова. Одной лишь тягой к лучшей жизни, ценой собственной, это не охарактеризовать.

В одном лишь этот герой просчитался, так это в своем стремлении попасть в Европу, минуя суэцкий канал. Именно по этому он не показывался на глаза несколько дней, ожидая окончания транзита. Вопреки его расчётам судно двигалось совершенно в противоположном направлении. Азия не Европа и его дальнейшая судьба уже была предопределена. Капитан доложил, как и положено в компанию, завертелся и заскрипел маховик правосудия, началась подготовка к депортации.

Далеко не все страны позволяют проводить подобные процедуры, Сингапур не исключение, большое количество формальностей и высокая стоимость, вынуждают судовладельца следовать путём наименьшего сопротивления. Более выгодно оказалось сделать это через Индонезию. Таким образом удалось абсолютно минимизировать отклонения от заданного маршрута. Сдача властям африканца планировалась прямо на ходу, на траверзе порта Батам, расположенного на одноимённом острове.

По пути следования капитан решил дать экипажу воскресный выходной и распорядился устроить барбекю.
Судно к тому времени находилось уже возле берегов удивительнейшего места, расположенного на стыке цивилизаций, остров Шри-Ланка. Именно здесь пересекаются все ключевые маршруты ведущие из Ближнего востока и Красного моря в Азию.

Погода стояла тихая и спокойная, как и положено тропическим широтам. Над морем царило туманное марево, видимость была ограниченная. Несмотря на то, что современные системы навигации позволяют видеть далеко вперёд за горизонт, на встречу то и дело попадались небольшие деревянные рыболовецкие суда. Их корпуса были практически неуязвими для судовых радиолокаторов на дальних дистанциях, необходимо было следить в оба и быть на чеку, вот тут то и пригодился дополнительный наблюдатель. Маммуш видя происходящее почувствовал собственную значимость, начал ответственно докладывать о появляющихся из тумана рыбаках вахтенному штурману, помогая тому своевременно маневрировать.

Вскоре был готов праздничный ужин, вся команда собралась возле мангала, африканцу тоже разрешили присоединится к экипажу, он был в центре всеобщего внимания и поначалу чувствовал себя не в своей тарелке, но это продлилось недолго. Стараясь во всем походить на моряков у него появились некоторые манеры, он сидел прямо и держался естественно, видимо все таки коллектив оказывал определенный эффект. Лишь неумелое обращение со столовыми приборами выдавало его, что поделать сказывалась привычка есть руками. Тонкая черта разделявшая нарушителя и моряков все больше размывалась.

На следующее утро, дожидаясь, когда боцман выпустит его и поведёт на завтрак он начал просить его дать ему какую-нибудь работу на палубе. Боцман ответил категорическим отказом, ссылаясь на капитана. Всем своим видом Маммуш не хотел мирится с этим. Видя его рвение поучаствовать в жизни судна Дарко позволил ему постоять у штурвала во время дневной вахты, под пристальным наблюдением вахтенного матроса.

День за днем, судно приближалось к Малаккскому проливу. В стратегическом и экономическом плане пролив, — один из самых важнейших мировых морских путей. Это основной путь, соединяющий Индийский океан с Тихим. Судоходство в проливе поражает своим масштабом и интенсивностью сравнимой с английским каналом. Огромнейшие супертанкера, громадные контейнеровозы, балкера от больших до малых. Наравне с грузооборотом в проливе быстрыми темпами растет пиратство, а точнее рабойные нападения. К этому времени Маммуш уже настолько влился в коллектив, что уже ежедневно помогал поддерживать чистоту на навигационном мостике, мыл палубу и илюмминаторы, протирал пыль. Следил за тем чтобы посуда была чистой. Чистый был и гальюн. Он делал это совершенно бескорыстно, и это чувствовалось.

С Суматры тянулся дым, горели леса, из-за этого видимость местами была ограничена. Солнечный диск изредка просматривался сквозь завесу из дыма и облаков. Словно "трамваи" один за другим тянулись налитые свинцом дождевые облака. Тяжёлые и неповоротливые, они так низко висли над морем, что порой казалось вот вот упадут. Местами они начинали подпитываться водой, соединяясь с морем через водяную воронку. Сближаясь с судном они набрасывались дождём и шквалистым ветром, смывая с палубы отложения солей проступивших за время перехода.

Капитан и старший помощник предложили экипажу на добровольной основе пожертвовать денег, кто сколько сможет. В итоге набралась достаточно приличная сумма, порядка трёхсот долларов. На дорогу домой должно было хватить с достатком. Опасаясь произвола со стороны властей все было задокументировано, а факт передачи денег сфотографирован.

Никто не хотел расставаться с африканцем, среди экипажа были шальные мысли оставить его на борту спрятав в каком-нибудь укромном месте, чтобы никто не нашел, как он однажды уже сделал. Были пожелания ему снова приплыть на борт в Джибути и даже сообщили ему дату планируемого прибытия.

Ранним утром судно замедлило ход в акватории условленного порта. Повар приготовил африканцу сэндвичи в дорогу. Кто-то из моряков отдал ему свой старый потрёпанный рюкзак, туда он сложил свои пожитки. В назначенное время подошел катер иммиграционной службы. Проводить новоиспечённого юнгу собрались матросы, мотористы, механики, сверху за процедурой наблюдали офицеры. Как только катер отчалил капитан дал на прощание короткий гудок, увеличил скорость и судно отправилось дальше...