Ч. 30 Заставить турок голодать

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://proza.ru/2020/07/06/1279

10-го сентября 1805 года из Кронштадта вышла эскадра из пяти линейных кораблей и одного фрегата, направляясь в Средиземное море.

Командовал эскадрой вице-адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин. Его назначили главнокомандующим всеми морскими и сухопутными силами России в Средиземном море. Эскадра Сенявина два месяца простояла в Англии.

За это время англичане разгромили объединённые французский и испанский флоты при мысе Трафальгар.  На море опасаться было некого, и 18 января1806 года эскадра благополучно прибыла на Корфу.

С турками временно дружили, заключили с ними в 1805 году договор о союзе сроком на 9 лет.

На Корфу собрались 10 линейных кораблей, 5 фрегатов, 11 бригов и 12 канонерских лодок. Кроме того, на острове находились русские сухопутные войска численностью 13000 человек.

После разгрома войсками Наполеона русско-австрийских войск под Аустерлицем антифранцузская коалиция развалилась. В декабре 1805 года Сенявину был отправлен приказ оставить Ионические острова и перейти в Чёрное море.

Но связь тогда была такая, что он получил этот приказ в конце марта1806 года, а в мае пришёл новый рескрипт, который отменял прежний о возвращении в порты Черного моря. Создали ещё одну антифранцузскую коалицию.

Правильная есть поговорка у военных: не торопись выполнять приказ: его отменят.

Дмитрий Николаевич Сенявин решил проявить инициативу и создать ещё одну базу русского флота в Черногории, в Каттарской бухте. Австрийцы должны были передать город Каттаро французам по договору между Австрией и Францией.

Пока французские войска шли пешком по долинам и по взгорьям, поскольку их флот, как  мы помним, разгромил Нельсон, Сенявин высадил десант с кораблей и объявил Каттарскую область «под защитой русского оружия».

Ну как тут не вспомнить бессмертную поэму Светлова: «Я хату покинул, пошёл воевать, чтоб землю крестьянам в Гренаде отдать». Попытка Сенявина захватить Рагузу (Дубровник) не удалась. Нападение русских отбили.

В декабре 1806 года у острова Браццо русский 16-пушечный бриг попытались захватить французы на трёх гребных судах, маленьком двухмачтовом торговом судне и палубном посыльном судне с гордым именем «Napoleon».

Русский бриг носил не менее впечатляющее название – «Александр», хотя происхождение брига было французским, его отбили у неприятеля.

Под руководством командира брига Ивана Семёновича Скаловского атаку французов отразили, потеряв 12 человек убитыми и ранеными.

У французов оказалось 217 убитых и раненых (когда только успели посчитать потери противника?), да ещё и потопили два гребных судна, а «Napoleon» затонул потом самостоятельно.

Как пишут в  исторических книгах, «этим славным морским боем и закончилась Средиземноморская компания 1806 года». Всех участников наградили, а командир получил Георгия IV степени.

На Кавказе дела шли неплохо: захватили Ширванское и Бакинское ханства, а вот с сильным противником – намного хуже. Французские войска разбили Пруссию, под их натиском русские войска отступили, и французы заняли Варшаву. Наполеон объявил, что он не признаёт разделов Польши.

Договор о мире между Турцией и Россией, заключённый на 9 лет, действовал только год. Туркам не нравились русская военная группировка на Ионических островах и военные корабли, которые постоянно проходили проливы. Они терпели до поры, до времени.

Воодушевлённые разгромом русских войск французами под Аустерлицем, турки закрыли проливы для русских судов.

15 сентября Александр I отдал приказ русским войскам вступить в Молдавию и Валахию, а 11 ноября русские войска перешли Днестр и, нарушив договор, начали очередную русско-турецкую войну.

Русский план ведения войны был направлен на осуществление заветной мечты - захватить Черноморские проливы. Дунайская армия должна была отвлечь основные силы турецких войск, а эскадра Сенявина – высадить десант у Константинополя.

Диву даёшься внешней политике России в Европе.

Русские войска постоянно участвовали в военных конфликтах за тридевять земель от своих границ. Войны с Наполеоном были в интересах Англии, а не России, также, как и затея с эскадрами в Средиземном море.

Тратили огромные средства, оставляли зарытыми в чужой земле десятки тысяч солдат и офицеров, вместо того, чтобы заниматься развитием своей страны. Англичане в это время уже открыли первое регулярное железнодорожное сообщение.

Правительство Великобритании опасалось, что русские выведут свои войска из центральной Европы и сосредоточат их в нижнем течении Дуная, вместо того, чтобы воевать с Францией, таскать им каштаны из огня.

Поэтому англичане, не собираясь воевать с турками, решили их напугать. С этой целью в ноябре 1806 года адмирал Томас Луи на корабле «Canopus» в сопровождении фрегата «Endymion» беспрепятственно прошел через Дарданеллы, обменявшись традиционным дружеским артиллерийским салютом с крепостями, и бросил якорь у Константинополя, чтобы начать переговоры с турками.

Три других британских корабля также прибыли в Чанаккале, оставаясь там до возвращения адмирала Луи. Одним из британских требований было, чтобы французский полковник Себастьян, его инженеры и артиллеристы, занимавшиеся улучшением обороны Дарданелл, покинули Турцию.

Турки требование адмирала Луи проигнорировали. Тогда англичане эвакуировали посольство и своих граждан из Констатинополя. 19 февраля 1807 года в Дарданеллы вошла британская эскадра под командованием адмирала Джона Дакворта.

Турки обстреляли английскую эскадру из береговых батарей, но англичане уничтожили турецкие батареи артиллерийским огнём с кораблей и высадив морскую пехоту. Понесли потери и британские корабли.

В Константинополе турок напугать не удалось, и англичанам пришлось возвращаться восвояси. При прохождении Дарданелл восстановленные турецкие батареи причинили существенные повреждения английским кораблям.

Двухнедельная операция обошлась англичанам  и потерей личного состава: сорок два убитых, 235 раненых и четыре пропавших без вести.

Операция британских кораблей только вселила в турках уверенность в своих силах. Адмирал Дакворт считал эту экспедицию «самой трудной и сомнительной из когда-либо предпринятых». В письме вице-адмиралу Сенявину адмирал Дакворт написал, что «сотрудничество с  сухопутными войсками было необходимо».

Теперь свои силы решил попробовать Дмитрий Николаевич Сенявин. Дакворт от совместных действий отказался, ему нужно было ремонтировать корабли. Сенявин решил начать с блокады, поэтому 8 марта 1807 года захватил остров Тенедос, чтобы использовать его в качестве базы.

Он решил заставить население Константинополя голодать, и этим принудить турок к переговорам. С суши пути снабжения турецкой столицы были отрезаны Дунайской армией, а с моря – блокадой Дарданелл.

Продолжение http://proza.ru/2020/07/08/1211