Цена успехов Сталинских соколов

Олег Каминский
     Хочу сразу предупредить, что затронутая мною тема является довольно щепетильной и наверняка вызовет негативные эмоции у многих патриотически настроенных читателей. Прекрасно понимаю вас, уважаемые! Однако прошу учесть, что в отличие от многих других сочинителей слащавых героических легенд, я просто добросовестный историк, привыкший в своих исследованиях пользоваться исключительно документальными данными, а не пустыми разглагольствованиями. А теперь от слов перехожу к делу.

     Итак, считается, что одним из основных критериев для лётчиков-истребителей периода Великой Отечественной войны является коэффициент эффективности боевых вылетов, т.е. отношение количества боевых вылетов к числу одержанных воздушных побед. Некоторые наши историки авиации утверждают, что у «Сталинских соколов» этот коэффициент был даже повыше, чем у асов Люфтваффе. Ну, если рассуждать теоретически, то это вполне могло бы быть. Однако в реальности, заявленные успехи советских лётчиков зачастую были очень далёкими от действительности, поэтому к коэффициенту их эффективности следует относиться критически.

     Для подтверждения своих слов, приведу в качества примера всего один день, 29 апреля 1943 года. Поясню, что это был один из знаковых дней в период, так называемого, воздушного сражения на Кубани. В тот день войска Северо-Кавказского фронта, силами 56-й армии перешли в наступление, в основном, в районе станицы Крымская. Между прочим, непосредственное участие в руководстве этой операцией принимал маршал Г. К. Жуков, находившийся на наблюдательном пункте 56-й армии.
 
     Наступлению войск армии предшествовала 40-минутная авиационная подготовка, которая переросла затем в авиационную поддержку. В течение трёх часов над полем боя действовало 144 бомбардировщика, 82 штурмовика и 265 истребителей. Штаб фронта в своем боевом донесении в Генеральный штаб так оценивал результаты действий авиации: «ВВС фронта, добившись превосходства в воздухе, ночью и днём уничтожали живую силу и артиллерию противника, прикрывали наши части в полосе 56-й армии, вели ожесточённые непрерывные воздушные бои». Что ж, звучит вполне оптимистически!

     Однако немецкие войска упорно оборонялись и временами переходили в контратаки. Действия наземных войск активно поддерживала авиация, которая за день произвела 539 вылетов, в том числе 199 вылетов совершили пикировщики Ю-87, сбросившие 84,60 тонн бомб. О действиях других бомбардировщиков и штурмовиков Люфтваффе сведений нет, зато имеется полная информация о результатах действий немецких лётчиков-истребителей из состава II./JG.3 «Удэт», II./JG.52 и III./JG.52.

     Так вот, пилоты «Мессершмиттов» заявили, что сбили 61 русский самолет, в том числе 57 истребителей (31 ЛаГГ-3 и Ла-5, 18 Як-1, 3 Р-39 «Аэрокобра», 3 «Спитфайра», 1 Р-40, 1 И-16), а также 3 штурмовика Ил-2 и 1 бомбардировщик «Митчелл». Разумеется, как и все лётчики других стран, немцы несколько завысили свои успехи – в данном случае, примерно в два раза.   

     И всё-таки, потери краснозвёздной авиации были действительно огромны. Только по официальным (явно заниженным) данным, безвозвратные потери составили 27 самолетов. А по данным Журнала Северо-Кавказского фронта было потеряно 39 самолетов (28 истребителей, 6 бомбардировщиков, 5 штурмовиков). По крайней мере, у меня уже имеются данные о потерях 25 наших истребителей (в том числе 18 Як-1, 5 Як-7б, 1 «Аэрокобры», 1 «Спитфайра»), 2 штурмовиков Ил-2, 1 бомбардировщика Пе-2, 1 самолёта гражданской авиации ПС-43.

     Самое печальное, что при этом погибло 14 лётчиков-истребителей. Среди погибших были младшие лейтенанты Н. Е. Ефимов (16-й гвардейский полк) и А. В. Васильев (43-й полк), лейтенант А. И. Семенов (57-й гвардейский полк), сержант Н. Н. Авилов (148-й полк). Четырех человек потерял 291-й полк: заместителя командира полка майора В. В. Анисимова, заместителя командира эскадрильи лейтенанта С. В. Картавенко, лейтенанта П. Г. Сергеева и младшего лейтенанта Е. П. Семеняк. Одного заместителя командира эскадрильи -  лейтенанта В. А. Пархоменко – потерял 293-й полк. В 402-м полку погибли в боях двое: командир полка майор В. В. Папков и младший лейтенант А. И. Бойко. Летчики 812-го полка не досчитались трех своих однополчан: лейтенантов Г. В. Крамаренко (заместитель командира эскадрильи) и А. Г. Костенко, а также старшину И. Д. Кукушкина. 

     Несколько пилотов спаслись, хотя их истребители были потеряны в боях или разбиты при аварийных посадках. Среди тех, кто потерял свой самолёт, но остался в живых были командир 3-го корпуса генерал-майор Е. Я. Савицкий, только что назначенный командиром 812-го полка майор Д. Е. Николаенков, штурман 291-го полка майор А. К. Янович, командир эскадрильи 4-го полка капитан А. К. Рязанов. Спаслись также пилоты младший лейтенант В. С. Евдокимов (15-й полк), сержант А. Г. Сердюк (148-й полк), старший сержант В. В. Калашников (291-й полк), младший лейтенант Е. Н. Пряничников (293-й полк) и другие лётчики.               

     Понесли потери и другие авиационные части. Так, в 618-м штурмовом полку погибли экипажи Ил-2 заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта Н. Е. Надточий и старшего сержанта В. С. Кручинина. К счастью, удалось спастись экипажам Пе-2 лейтенанта Г. Ф. Карьева (35-й гвардейский бомбардировочный полк) и ПС-43 лётчика В. И. Тимофеева (3-я авиадивизия связи).

     В общем – велики, ох, велики потери самолётов и жертвы «Сталинских соколов»! А какой урон они нанесли врагу в ответ? Что говорят на этот счёт советские документы?

     Начнём с того, что ещё в ночь на 29 апреля наши летчики-бомбардировщики совершили 379 самолето-вылетов и сбросили на врага 200 тонн бомб. Днем авиация 4-й Воздушной армии произвела 889 вылетов, лётчики провели около 50 воздушных боев, в которых по их заявлениям было сбито около 75 фашистских самолетов.

     Дотошные штабисты, тут же стали составлять победные списки для отчёта и награждения отличившихся лётчиков. Так, на следующий день, начальник штаба 3-го истребительного авиационного корпуса полковник Смирнов отправил в штаб 4-й воздушной армии документ озаглавленный, как «Список летчиков 3-го истребительного авиационного корпуса, сбивших самолеты противника 29.04.1943». Что ж, полюбопытствуем!

     Итак, после небольшой корректировки, список наших лётчиков и их воздушных побед, выглядит следующим образом:

     Младший лейтенант Подмогильный П. В., 15-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109, южнее станицы Крымская, подтверждает старший лейтенант Бастриков;
     Лейтенант Ситковский А. Н., 15-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109, 2 км юго-западнее станицы Крымская, подтверждают старший лейтенант Бастриков, лейтенант Соснин;               
     Младший лейтенант Чубарев А. Д., 15-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109, южнее станицы Крымская, подтверждают лейтенант Тимошенко, младший лейтенант Подмогильный.

     Сержант Конобаев В. С., 291-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109, район станицы Молдаванское, подтверждает лейтенант Савин;
     Старший лейтенант Кривяков Н. П., 291-й истребительный авиационный полк, сбил 2 Ме-109, районы Баканская, Шептальская, подтверждает лейтенант Калашников;            
     Лейтенант Лавренов А. Ф., 291-й истребительный авиационный полк, сбил 2 Ме-109, районы Баканская, Абинская, подтверждает старший лейтенант Кривяков;
     Капитан Лапшин Г. Н., 291-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ю-88, юго-западнее станицы Крымская, подтверждают лейтенант Лавренов, лейтенант Сергеев;
     Лейтенант Сергеев П. Г., 291-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109, юго-западнее станицы Крымская, подтверждает сержант Конобаев;
     Майор Янович А. К., 291-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109, район станицы Крымская, подтверждают наземные части. 

     Старший лейтенант Балашов Г. С., 402-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109, юго-западнее станицы Крымская, подтверждает младший лейтенант Макаров;
    Младший лейтенант Бойко А. И., 402-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ю-88, район станицы Крымская, подтверждает старший лейтенант Рубахин;
     Лейтенант Гаврилин П. Ф., 402-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ю-88, юго-восточнее станицы Крымская, подтверждает младший лейтенант Горин;
     Младший лейтенант Горин А. И., 402-й истребительный авиационный полк, сбил 2 Ю-87 и 1 Ме-109, западнее станицы Крымская, подтверждает лейтенант Новиков;
     Младший лейтенант Макаров О. П., 402-й истребительный авиационный полк, сбил 1 ФВ-189, район станицы Абинская, подтверждают старший лейтенант Балашов и зенитные батареи этого района;
     Лейтенант Новиков Г. К., 402-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ю-88, северо-западнее станицы Крымская, подтверждает лейтенант Гаврилин;
     Лейтенант Павлушкин Н. С., 402-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109 и 1 Ю-87, западнее станицы Крымская, подтверждает лейтенант Балашов;
     Майор Папков В. В., 402-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ю-88, западнее станицы Крымская, подтверждает лейтенант Новиков;
     Старший лейтенант Рубахин А. Е., 402-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ю-87, западнее станицы Крымская, подтверждает младший лейтенант Павлушкин.

     Младший лейтенант Адамчук К. К., 812-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109, район станицы Крымская, подтверждает капитан Свеженцев;
     Старшина Балабанов Н. И., 812-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ю-88, западнее станицы Крымская, подтверждают рация «Лисица-5» и состав группы;
     Капитан Батычко И. Д., 812-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ю-88, западнее станицы Крымская, подтверждают рация «Лисица-5» и состав группы;
     Лейтенант Костенко А. Г., 812-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109, район станицы Крымская, подтверждает капитан Свеженцев;
     Лейтенант Крамаренко Г. В., 812-й истребительный авиационный полк, сбил 1 ФВ-190, восточнее станицы Крымская, подтверждают рация «Лисица-5» и капитан Свеженцев;
     Старшина Крысов С. И., 812-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ю-88, юго-западнее станицы Крымская, подтверждают рация «Лисица-5» и старшина Балабанов;
     Старшина Луговой В. И., 812-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ю-88, западнее станицы Крымская, подтверждают рация «Лисица-5» и состав группы;
     Майор Николаенко Д. Е., 812-й истребительный авиационный полк, сбил 2 Ме-109, район станицы Крымская, подтверждает состав группы;
     Старшина Петров, 812-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ю-87, западнее станицы Крымская, подтверждают рация «Лисица-5» и все экипажи группы;
     Капитан Свеженцев Ф. К., 812-й истребительный авиационный полк, сбил 2 Ме-109, район станицы Крымская, подтверждает лейтенант Костенко.

     А вот ещё один подобный документ – «Сведения о сбитых самолетах противника частями 287-й истребительной авиационной дивизии», причём с довольно любопытными подробностями о времени одержанных побед, подписанный командиром дивизии Героем Советского Союза полковником С. П. Даниловым:

     Младший лейтенант Васин И. М., 4-й истребительный авиационный полк, в 8.35 сбил 1 Ме-109, район станицы Набугачевская, подтверждают экипажи;
     Младший лейтенант Ильиченко М. Е., 4-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ю-87, район станицы Крымская, подтверждают экипажи;
     Младший сержант Куницын В. А., 4-й истребительный авиационный полк, таранил 1 Ю-87, район станицы Абинская, подтверждает командир 61-го артиллерийского полка;
     Лейтенант Лещенко В. С., 4-й истребительный авиационный полк, в 11.37 сбил 1 Ме-109, северо-западнее станицы Крымская, подтверждают экипажи;
     Лейтенант Лещенко В. С., 4-й истребительный авиационный полк, в 12.00 сбил 1 Ме-109, район станицы Крымская, подтверждает командир 61-го артиллерийского полка;
     Старший сержант Мартьянов Н. К., 4-й истребительный авиационный полк, в 9.45 сбил 1 Ме-109, район станицы Крымская, подтверждают экипажи;
     Сержант Мельников И. П., 4-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109, район Абинская – Крымская, подтверждают экипажи;
     Капитан Рязанов А. К., 4-й истребительный авиационный полк, в 8.30 сбил 1 Ме-109, район станицы Набугачевская, подтверждают экипажи;
     Младший лейтенант Сафронов К. М., 4-й истребительный авиационный полк, в период 11.35-11.40 сбил 2 Ме-109, юго-западнее станицы Крымская, подтверждают экипажи;
     Старший лейтенант Флейшман А. Д., 4-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109, южнее станицы Крымская, подтверждают экипажи;
     Младший лейтенант Шишенков В. Ф., 4-й истребительный авиационный полк, в 7.10 сбил 1 Ю-87, район станицы Крымская, подтверждает командир 61-го артиллерийского полка;
     Младший лейтенант Шишенков В. Ф., 4-й истребительный авиационный полк, в 7.15 сбил 1 Ю-87, район станицы Крымская, подтверждает командир 61-го артиллерийского полка;
     Младший лейтенант Шишенков В. Ф., 4-й истребительный авиационный полк, в 7.17 сбил 1 Ю-87, район станицы Крымская, подтверждает командир 61-го артиллерийского полка;
     Сержант Шлыков В. П., 4-й истребительный авиационный полк, в 12.05 сбил 1 Ме-109, район Абинская – Крымская, подтверждают экипажи;
     Старший лейтенант Шмелев И. В., 4-й истребительный авиационный полк, в 6.40 сбил 1 Ю-87, район станицы Крымская, подтверждает командир 61-го артиллерийского полка;
     Старший лейтенант Шмелев И. В., 4-й истребительный авиационный полк, в 6.45 сбил 1 Ю-87, район станицы Крымская, подтверждает командир 61-го артиллерийского полка;
     Старший лейтенант Шмелев И. В., 4-й истребительный авиационный полк, в 6.55 сбил 1 Ю-87, район станицы Крымская, подтверждает командир 61-го артиллерийского полка;
     Старший лейтенант Шмелев И. В., 4-й истребительный авиационный полк, в 7.00 сбил 1 Ю-87, район станицы Крымская, подтверждает командир 61-го артиллерийского полка.

     Сержант Авилов Н. Н., 148-й истребительный авиационный полк, таранил горящим самолётом 1 Ме-109, самолёт упал в районе хутора Шибик. Сам лётчик выбросился на парашюте, подтверждают майор Некрасов, старший лейтенант Телешевский и радиостанция наведения;
     Капитан Васильев Г. А., 148-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109, 3 км северо-восточнее Крымская, подтверждает сержант Волонов;
     Майор Владимиров П. А., 148-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ю-87, восточнее станицы Крымская, подтверждает сержант Сердюк;
     Сержант Дронов В. А., 148-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ю-87, восточнее станицы Крымская, подтверждают личный доклад лётчика и радиостанция «Лиса-5».
     Сержант Дронов В. А., 148-й истребительный авиационный полк, в паре с лейтенантом Щипачевым А. А. сбил 1 Ме-109, северо-восточнее станицы Крымская, подтверждают капитан Смирнов и старший лейтенант Телешевский;
     Сержант Дронов В. А., 148-й истребительный авиационный полк, в составе четвёрки сбил 1 Ме-109, 3 км севернее станицы Крымская, подтверждают личные доклады пилотов и радиостанция «Лиса-5»;
     Лейтенант Максимов Н. Е., 148-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109, 2 км восточнее Крымская, подтверждает майор Владимиров;
     Капитан Смирнов Л. Д., 148-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ю-87, восточнее станицы Крымская, подтверждает сержант Сердюк;
     Капитан Смирнов Л. Д., 148-й истребительный авиационный полк, в составе четвёрки сбил 1 Ме-109, 3 км севернее станицы Крымская, подтверждают личные доклады пилотов и радиостанция «Лиса-5»;
     Старший лейтенант Телешевский М. З., 148-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ю-87, 5-6 км южнее станицы Абливская, подтверждает сержант Дронов;
     Старший лейтенант Телешевский М. З., 148-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109, 8 км южнее станицы Абинская, подтверждают майор Некрасов и сержант Волонов;
     Старший лейтенант Шкомплектов М. В., 148-й истребительный авиационный полк, в составе четвёрки сбил 1 Ме-109, 3 км севернее станицы Крымская, подтверждают личные доклады пилотов и радиостанция «Лиса-5»;
     Лейтенант Щипачев А. А., 148-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ю-87, хутор Мазепа, подтверждает сержант Дронов;
     Лейтенант Щипачев А. А., 148-й истребительный авиационный полк, в паре сержантом Дроновым В. А. сбил 1 Ме-109, северо-восточнее станицы Крымская, подтверждают капитан Смирнов и старший лейтенант Телешевский;
     Лейтенант Щипачев А. А., 148-й истребительный авиационный полк, в составе четвёрки сбил 1 Ме-109, 3 км севернее станицы Крымская, подтверждают личные доклады пилотов и радиостанция «Лиса-5».
    
     Младший лейтенант Гущин В. П., 293-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109, в районе станицы Крымская пошел с дымом к земле, точного места падения не заметил, подтверждает лейтенант Нагорный;
     Младший лейтенант Зорин А. В., 293-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109, упал юго-западнее станицы Крымская, подтверждает младший лейтенант Ковальчук;
     Подполковник Кетов А. И., 293-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109, упал западнее станицы Крымская, подтверждают лейтенант Сотников и младший лейтенант Пряничников, по радио объявлена благодарность;
     Младший лейтенант Кириллов А. П., 293-й истребительный авиационный полк, в паре с неизвестным лётчиком сбил 1 Ме-109, который упал в районе станицы Крымская, подтверждает личный доклад лётчика;
     Младший лейтенант Пряничников Е. Н., 293-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109, горящий упал в районе Шибик, лично видел сгоревший самолёт;
     Лейтенант Сотников А. А., 293-й истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109, упал западнее станицы Крымская, подтверждает младший лейтенант Пряничников, по радио с земли объявлена благодарность.

     Добавлю сюда данные об отличившихся лётчиках, которые упомянуты в документе «Сведения о сбитых самолетах противника частями 216-й смешанной авиационной дивизии за 29.4.1943 года»:

     Старший лейтенант Речкалов Г. А., 16-й гвардейский истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109, 5 км южнее Благодарный, подтверждают старший сержант Табаченко, пилот Степанов;
     Капитан Тетерин Л. В., 16-й гвардейский истребительный авиационный полк, сбил 1 ФВ-190, 5 км северо-западнее Неберджаевская, подтверждает лейтенант Старчиков;
     Старший лейтенант Фадеев В. И., 16-й гвардейский истребительный авиационный полк, сбил 1 Ме-109, район Верхний Адагум, подтверждения нет;
     Майор Сидоров В. Е., 57-й гвардейский истребительный авиационный полк, сбил 1 ФВ-189, южнее Крымская, подтверждает майор Ильин.

     Ну, на этом, пожалуй, остановлюсь. Хотя я могу ещё долго перечислять наших лётчиков, на чей боевой счёт были занесены воздушные победы в тот день. Конечно, желательно огласить весь список, чтобы не быть обвиненным в сочинительстве. Однако я не буду слишком утомлять читателей – наверное, им и самим порядком надоело читать этот длинный список.

     Лучше акцентирую внимание на эффективности действий советской авиации в небе Кубани 29 апреля 1943 года. Как я уже говорил, в тот день наши лётчики заявили, что сбили около 75 вражеских самолетов. Кроме того, ещё 7 самолетов записали на свой счёт зенитчики. Любопытно, что 73 воздушные победы (то есть, практически все!) отражены в книге «Победы Сталинских соколов» известного исследователя истории авиации М. Ю. Быкова. В том числе 44 победы над Ме-109. Кроме того, по данным наградных и других документов было уничтожено ещё более 20 «мессеров». Всего, просуммировав данные вышеупомянутых источников, я насчитал около 65 (!) сбитых за один день над Кубанью вражеских истребителей Ме-109. Просто потрясающе! 

     Из этого числа, 3 «мессера» были «безусловно уничтожены» «сокрушительными таранными ударами» майора А. К. Яновича, лейтенанта С. В. Картавенко и сержанта Н. Н. Авилова. Интересно отметить также, что подавляющее большинство немецких истребителей считаются сбитыми в одном месте – в районе станицы Крымская, то есть, весь этот район должен был быть, буквально, усеян их обломками.

     Однако, несмотря на фантастическое количество заявленных «Сталинскими соколами» побед, немцы не потеряли в воздушных боях ни одного (!) истребителя. Правда, II./JG.3 потеряла из-за неисправности мотора один Bf 109G-2 WNr. 14705, а II./JG.52 потеряла два Bf 109G-2 – WNr. 13469 и 14729 – в результате случайного столкновения друг с другом над аэродромом Анапа. И только один Bf 109G-2 WNr. 14836 из III./JG.52 получил небольшие повреждения в воздушном бою – 20%, а его пилот был легко ранен. За весь день многочисленных воздушных боев ни один пилот Ме-109 не погиб и не попал в плен. Лишь два немецких лётчика были ранены (один из них – фельдфебель Теодор Мор получил ранения при столкновении со своим напарником, а унтер-офицер Готтфрид Вундке – в воздушном бою).

     Может быть, советские лётчики сумели отыграться на других типах немецких самолетов? Между прочим, по данным того же М. Ю. Быкова, кроме 44 Ме-109, на страницах его книги приводятся данные ещё на 21 Ю-87, 5 ФВ-189, 1 Ю-88, 1 До-217 и 1 ФВ-190, сбитых нашими лётчиками-истребителями в тот день над Кубанью. Что ж, давайте разберемся и рассмотрим остальной список потерь самолётов Люфтваффе:

     Итак, по техническим причинам были повреждены на 20 % два самолёта: Ju 88A-4 WNr. 3616 из состава III./KG.51 из-за отказа двигателя в районе Багерово (Крым), а Ju 87D-3 WNr. 1083 из состава I./StG.3 – из-за поломки шасси в районе Керчь (Крым). Вероятно, по тем же техническим причинам произвел аварийную посадку в районе посёлка Старый Карантин под Керчью (Крым) самолёт связи Fi 156 WNr. 5686 из неустановленного подразделения, при этом «Шторьх» получил повреждения, оцененные в 25%.

     Зенитным огнем в квадрате Pl.Qu. 7541 был сбит Ju 87D-3 WNr. 1143 из состава III./StG.2 (экипаж спасся на парашютах), а в квадрате Pl.Qu. 7523 на 15% был поврежден Ju 87D-3 WNr. 1225 из состава I./StG.3. Конечно, количество пораженных зенитным огнем самолётов не соответствует всем заявкам зенитчиков, но в целом это довольно неплохой результат.
    
     Четыре самолёта и один планер были разбомблены и уничтожены на аэродромах: Ju 87D-3 WNr. 1473 из состава 3./StG.3 и WNr. 14330 из состава 7./StG.3 – на аэродроме Керчь (Крым), Hs 123 WNr. 0333 и WNr. (неразб.) из состава 7./SchG.1 – на аэродроме Анапа и один DFS 230 WNr. 227366 из состава I./StG.3 – на аэродроме Багерово (Крым). Что ж, молодцы наши лётчики-бомбардировщики! Не подкачали!

     А что показывают немецкие документы по поводу потерь в воздушных боях? Они признают, что восточнее Крымской русские лётчики сбили один Ju 87D-3 WNr. 1046 из состава I./StG.3, при этом пилот унтер-офицер Рупперт Гриссель и бортрадист унтер-офицер Гейнц Грютцбах пропали без вести. В воздушных боях были повреждены также два других Ju 87 из той же I./StG.3 и один Bf 109G-2 WNr. 14836 из III./JG.52.

     Таким образом, 29 апреля 1943 года над Кубанью, советские лётчики-истребители смогли сбить всего один (!) Ju 87, а также повредить два Ju 87 и один Bf 109. Вот и все реальные успехи «Сталинских соколов»!

     «Как, и это всё?» – спросите вы. А как же многочисленные подтверждения «свидетелей», которые клялись-божились, что лично видели, как множество горящих вражеских самолётов один за другим падали на землю? Не знаю, уважаемые читатели, не знаю! Я всего лишь привожу данные документов, а вы уж думайте и делайте выводы сами. 

     В общем, поразительно, но факт! Остается удивляться и задаваться вопросом, на который вряд ли можно получить вразумительный ответ: кого же, собственно говоря, сбивали и даже таранили наши лётчики?! 

     А ведь среди вышеперечисленных лётчиков – множество наших прославленных асов, в том числе Героев Советского Союза, на чьи боевые счета были записаны десятки воздушных побед. По поводу этих побед историки и знатоки авиации ещё долго будут вести дискуссии и споры, доказывая друг другу, что по коэффициенту достоверности побед советские лётчики не уступали асам Люфтваффе и часто даже превосходили их. Что ж, пускай спорят и дальше…